Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Торгово-экономические и культурные связи Татарстана

Работа из раздела: «Политология»

    Торгово-экономические связи Татарстана со странами СНГ

     Очевидно, что в результате 70-летнего развития в рамках единого
государства экономика и промышленность стран бывшего СССР оказались
неразрывно связаны друг с другом, представляя части единого организма. За
последние 10 лет значительная часть кооперационных связей между нашими
предприятиями была, к сожалению, разрушена. Что, безусловно, оказало
отрицательное воздействие на дальнейшее экономическое развитие наших стран.
Поэтому восстановление и расширение этих связей входит в число наших
приоритетных задач.

     В то же время есть примеры, в том числе и в нашей республике,
продолжения взаимовыгодного сотрудничества предприятий в рамках
Евразийского экономического сообщества. Например, казанский завод
«Радиоприбор» более тридцати лет активно сотрудничает с такими
предприятиями, как «Завод Айнур» (г. Бишкек, Кыргызстан), минскими
предприятиями «Завод транзистор», «Завод полупроводниковых приборов»,
«Термопласт», витебским объединением «Монолит», которые являются
поставщиками электронных компонентов для радионавигационной и
радиолокационной аппаратуры, выпускаемой казанским предприятием
      Отделом по связям с общественностью и межнациональным отношениям
аппарата Президента Республики Татарстан разработан План работы по
выполнению Концепции государственной национальной политики Российской
Федерации и Плана ее реализации.
Сотрудничество Республики Татарстан со странами СНГ развивается достаточно
динамично. В прошлом году мы с удовлетворением наблюдали существенный рост
товарооборота с этой группой стран. Если в 2001 году его объем был равен
453 млн. долларов США, что составило 14,6% внешнеторгового оборота
республики, то в 2002 г. товарооборот со странами СНГ вырос до 689,4 тыс.
долл. США, или 19,6% внешнеторгового оборота Татарстана.

      Из стран СНГ наибольший взаимный товарооборот у Татарстана в
последние 4 года наблюдался с Республикой Казахстан. Постоянно
увеличиваясь, в 2002 г. этот показатель достиг 72,8 млн. долл. США, причем
объем экспорта составил 63,8 млн. долл. США, а импорта – 9,1 млн. долл.
США.

      Наша республика поставляет в Казахстан грузовые автомобили и запасные
части к ним, черные металлы и продукцию нефтехимического комплекса:
автомобильные шины, полиэтилен, каучук синтетический, нефть и
нефтепродукты, а также спирты, моющие и чистящие средства и другую
продукцию.

      Поставки своей продукции в Казахстан осуществляли объединения
«Нижнекамскшина», «Казанский медикоинструментальный завод», «КамАЗ»,
«Чистопольский часовой завод «Восток», «Татэлектромаш», «Элекон», «Хитон»,
«Химзавод им. Карпова».

      Импортируются из Казахстана тракторы, аппаратура для ручной сварки,
пшеница, мясо и мясопродукты, трубы из черных металлов и др. В структуре
импорта основную долю, как правило, составляют закупки пшеницы. Однако в
последние годы на первое место вышла машинотехническая продукция.

      Наряду с торговыми отношениями развиваются кооперационные связи между
Татарстаном и Казахстаном в области автомобилестроения. В декабре 2000 г.
казахстанская фирма «Искер», партнер ОАО «КамАЗ», приступила к
пусконаладочным работам на собственной производственной базе. Базовые
модели «КамАЗов» прошли в Казахстане государственную сертификацию, в апреле
2001г. начата их серийная сборка.

      В Республике Казахстан действует Полномочное представительство
Республики Татарстан, открытое в 1997 году.
      Правительством Татарстана совместно с исполкомом Всемирного конгресса
татар подведены итоги выполнения мероприятий по сохранению и развитию
культуры татарского народа, разработанных в соответствии с поручением
Президента Российской Федерации от 8.06.94 г. 730–пр., п.26. На данный
момент из предусмотренного завершено создание коротковолновой радиостанции
для вещания на татарскую диаспору России и СНГ, возобновлены или открыты
новые периодические издания и средства массовой информации на татарском
языке в ряде субъектов федерации с компактным проживанием татарского
населения, созданы татарские дошкольные учреждения, учебные заведения или
группы и классы в них в некоторых регионах России, организована подготовка
татарских кадров работников образования и культуры.
      Торгово-экономические и культурные связи между Татарстаном и
Узбекистаном имеют прочную основу. Минтимером Шаймиевым было подписано
несколько соглашений между Татарстаном и Узбекистаном, а в прошлом году
состоялся визит Премьер-министра РТ Рустама Минниханова в Ташкент, где были
достигнуты важные договоренности по развитию торгово-экономических
отношений.
      Сегодня огромный рынок Узбекистана до конца не востребован, и
различные российские компании, как государственные, так и частные, будут
активно внедряться в экономику Узбекистана. Между правительствами двух
республик постоянно ведутся переговоры о сферах и отраслях, которые могли
бы быть задействованы в Узбекистане. Это и обучение кадров татарстанскими
специалистами, и применение новейших технологий, разработанных в
Татарстане, и культурный обмен. Сейчас Президент Татарстана поддержал
многие из идей.
      Торговый оборот между республиками в 2003 году составлял примерно $21
млн, в основном за счет поставок из Татарстана в Узбекистан продукции
машиностроения: большегрузных автомобилей КАМАЗ, запчастей к ним, а также
продукции вертолетного и ряда других заводов. Татарстан, в свою очередь,
всегда был заинтересован в поставках узбекского хлопка, продуктов сельского
хозяйства.

      'Задумок' по расширению сотрудничества. Возможно в Узбекистане
найдется работа и для ОАО 'Татнефть', потому что здесь начинается активная
разработка нефте-газовых месторождений, а татарстанская геологоразведка не
зря считается одной из лучших в России.
      Обстановка в Узбекистане стабильна, отношение к русскоязычному
населению, к русским, татарам, представителям других национальностей,
которых немало в Узбекистане, хорошее, дружеское. В республике проживает
более 1млн. 200 тыс. наших соотечественников, действуют 160 русских и свыше
600 двуязычных русско-узбекских школ, выходят газеты на русском языке, на
русском транслируются телевизионные и радио передачи. Во всех школах
Узбекистана преподается русский язык.

      Тесные торгово-экономические и культурные связи Татарстана и Киргизии
возникли еще в 1996 году, когда было заключено межправительственное
соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном
сотрудничестве между двумя республиками. Татарстан экспортирует в Киргизию,
в основном, продукцию машиностроения, Киргизия поставляет нам табачное
сырье, фосфаты, семена, жидкостные насосы. Но останавливаться на
достигнутом обе стороны, судя по тому, как плотно составлен график
пребывания киргизской делегации в Татарстане, не намерены. В их планы
входит посещение свободной экономической зоны 'Алабуга', встречи с
руководителями ПО 'ЕлАЗ', ОАО 'Нижнекамскшина' и 'Нижнекамскнефтехим'.
Особый интерес гостей к машиностроению объясним. По мнению специалистов
Министерства торговли и экономического сотрудничества РТ, среди наиболее
перспективных направлений сотрудничества - организация поставок, ремонта и
сервисного обслуживания грузовых автомобилей 'КамАЗ' и открытие филиала ОАО
'КамАЗ' на базе АО 'Кыргызавтотехсервис', организация дилерской сети по
продаже продукции ПО 'ЕлАЗ'. Однако это далеко не все. Как заметил первый
вице-премьер Киргизии Борис Силаев, его страна буквально создана для
туризма, и заниматься горнолыжным спортом там можно не хуже, чем в Альпах.
Его предложение вызвало интерес у Рустама Минниханова, и не исключено, что
через несколько лет у татарстанцев появится возможность полихачить на
горных трамплинах под Бишкеком и искупаться в знаменитом озере Иссык-Куль.

      Последние два года торгово-экономическиеи культурные  связи
Татарстана и Беларусии развиваются динамично - внешнеторговый оборот вырос
более чем в 3,3 раза и составил в прошлом году 338,1 млн. долларов, а за
семь месяцев нынешнего - более 200 млн. Однако, по словам Р.Минниханова,
ставится задача довести его в ближайшее время до миллиарда долларов.
      Основной тематикой сотрудничества остается, конечно, нефтехимия.
Беларусь производит высококачественные волокна, которые поставляет в
десятки стран. Их она намерена поставлять и в Татарстан, в котором будет
приобретать и сырье для производства нитей. Надо поработать и по взаимным
поставкам машиностроительной продукции. В Татарстане востребованы
сельскохозяйственные, дорожные и строительные машины, которые производятся
в Беларуси, куда наши производители могли бы, в свою очередь, поставлять
свою машиностроительную продукцию.
      На потребительский рынок Татарстана белорусские продовольственные и
промышленные товары поступают через посредников, что сказывается и на их
цене, и на их качестве. Поэтому открыть в Казани торговый дом, где будет
представлена высоколиквидная продукция белорусских производителей - одежда,
ткани, телевизионная техника, микроэлектроника, оптика, машиностроение. Они
должны поступать жителям Татарстана по тем ценам, которые действуют в
Беларуси
      Белорусская сторона предложила Татарстану и опыт в производстве
коммунальной техники (здесь выпускаются лучшие в Европе ее образцы), а
также строительные услуги - стороны договорились о выделении на территории
Татарстана площадок, где белорусские строители возведут необходимые нашей
республике объекты.
      А вот двум гигантам машиностроения - МАЗу и КамАЗу - необходимо не
просто осуществлять взаимные поставки. Они должны достойно конкурировать,
чтобы присутствовать на едином рынке. Сегодня мы пришли к осознанию того,
что надо создавать крупные холдинги, корпорации, которые будут выгодны и
России, и Беларуси. Задача же Беларуси, по его словам, - максимально
вписаться в рынок Татарстана.
      В этом году ожидается инвестирование в экономику республики 6 млрд.
долларов, в следующем - около 9 млрд.
      'Татнефть' с октября начнет прямые поставки нефти в Беларусь в объеме
100 тысяч тонн в месяц. В результате запланированных объемов поставок нефти
товарооборот между Беларусью и Татарстаном возрастет вдвое (за 7 месяцев
текущего года он превысил 200 млн. долларов). Это повлечет наращивание
сотрудничества и по другим направлениям.
      Несмотря на то, что внешнеторговый оборот Татарстана с Таджикистаном
остается наименьшим среди стран ЕврАзЭс, с удовлетворением отмечу
значительный его рост рост в последние два года. Превысив уровень 2001 года
более чем в 3 раза, в 2002 году взаимный товарооборот составил 4 млн. долл.
США. Почти 84% этого объема составляет экспорт Республики Татарстан, около
16% - импорт.

      Торгово-экономические и культурные связи Татарстана и Таджикистана

      В структуре экспорта первые позиции занимают шины резиновые и
грузовые автомобили. Также поставляются полиэтилен, запасные части и
оборудование для автомобилей, моющие и чистящие средства.

      Республика Татарстан в последние годы закупала в Таджикистане
двигатели турбореактивные, запасные части к сельскохозяйственной технике,
плодоовощную продукцию.

      Перспективными направлениями сотрудничества с Таджикистаном, на наш
взгляд, являются:

- организация поставок химических удобрений в Таджикистан в обмен на
хлопок;

- участие предприятий Республики Татарстан в работах по нефтеразведке и
нефтедобыче на территории Таджикистана;

- участие предприятий Республики Татарстан в освоении месторождения Большой
Канимансур;

- организация поставок в РТ цинка для производственных потребностей ОАО
«Нижнекамскшина»;

- поставки автомобилей и специальной автотехники КАМАЗ в рамках проектов
восстановления действующих промышленных объектов Таджикистана
(строительство Рогунской и Сангтудинской ГЭС);

- организация сети станций сервисного обслуживания грузовых автомобилей
«КамАЗ», в том числе на базе автопредприятий и технических станций
Министерства транспорта Таджикистана.
      Нужно отметить, что такой уровень сотрудничества между Республикой
Татарстан и странами  СНГ не соответствует экономическим возможностям нашей
республики. В настоящее время имеется значительный потенциал развития и
повышения эффективности торгово-экономического взаимодействия республики с
указанными государствами. В то же время полномасштабному сотрудничеству
препятствует ряд общих проблем в экономических взаимоотношениях между
странами СНГ, сдерживающих развитие взаимовыгодной торговли:

- неустойчивость и неконвертируемость национальных валют государств
Содружества;

- низкое качество производимых товаров в результате технологической
отсталости производства;

- конкурентные преимущества стран дальнего зарубежья не только по уровню
качества и цен товаров, но и по надежности торгового партнерства;

- переориентация экспортных ресурсов на рынки дальнего зарубежья в целях
получения твердой валюты;

- структурная несбалансированность взаимной торговли.

      Однако, несмотря на имеющиеся проблемы и трудности, между странами
СНГ и Республикой Татарстан как одним из субъектов Российской Федерации,
сохраняется глубокая экономическая взаимозависимость.


      В перспективе экономические позиции Республики Татарстан в СНГ и его
региональных объединениях будут определяться, прежде всего, конкретными
возможностями татарстанских предприятий.


      Наука


      Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и
мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Наука поучает, даёт опыт,
урок.
      Важнейшие научные проблемы ближайшего будущего. Помимо открытия новых
явлений природы, которые мы не можем предвидеть, главные усилия ученых
всегда будут направлены на более глубокое изучение уже открытых явлений
природы, на решение методических и прикладных задач. Чтобы найти те
направления научных работ, которые в ближайшем будущем станут ведущими,
надо определить области естествознания, которые теснее всего связаны с
наиболее актуальными запросами жизни.
      Всем хорошо известны наиболее важные и интересные проблемы, которые
сейчас стоят перед наукой. Первая из таких проблем — это завоевание
космического пространства. Для осуществления этой цели сделано основное —
человек вырвался из гравитационного поля Земли; главная задача будущего в
том, что нам предстоит использовать ядерную энергетику как двигательную
силу космических кораблей. Какие практические результаты даст решение этой
проблемы? Увеличится возможность заселения других планет. Это, конечно,
задача весьма далекого будущего, нам пока не тесно и здесь, на Земле. Но
красота и увлекательность проникновения в новые, неизведанные области и
заключается в том, что человек не может предвидеть того, что он там для
себя найдет. Весь накопленный исторический опыт неизменно показывает, что
проникновение в новые области всегда открывает и новые возможности поднятия
человеческой культуры. Несомненно, так будет и здесь.
Можно отметить, что и сейчас уже существуют практические возможности
использования космических ракет: это — удаление радиоактивных отходов и
шлаков, остающихся от атомных реакторов. Не раз уже указывалось, что в
ближайшем будущем начнет скапливаться такое большое количество
радиоактивных отходов от атомных энергетических установок, что их хранение
станет затруднительным и опасным, и многие считают, что это будет главным
препятствием на пути крупного развития атомной техники. Если отправлять эти
радиоактивные шлаки в космическое пространство на ракетах, это будет вполне
безопасно для человечества и, по-видимому, не повлечет за собой больших
расходов. Избавление от радиоактивных отходов таким способом может явиться
решением этого вопроса.
      Одна из постоянных важнейших проблем настоящего и будущего — это
получение дешевой электроэнергии.
      Важнейшее возможное решение этой проблемы — управляемая термоядерная
реакция. Это самая важная проблема современной физики, она даст людям
неиссякаемый источник энергии; ее решение зависит от создания плазмы при
достаточно высокой температуре. Путь решения этой проблемы ученые пока
ищут.
      Более близка нам проблема эффективного использования тепла от
сгорания топлива. Известно, что для превращения энергии сгорания угля в
электрическую теперь создают цепочки процессов: сперва химическую энергию
превращают в топке в тепло, потом в котлах превращают тепло в пар, далее в
паровых машинах — в механическую энергию и, наконец, в генераторах — в
электроэнергию. Но так удается использовать только 30—35% химической
энергии угля, и это при больших капиталовложениях в машины. Чтобы сделать
этот процесс более эффективным в будущем, намечается создание нового
направления, я имею в виду так называемые магнитогидродинамические
генераторы. Идея этих генераторов была предложена в начале века. Она
заключается в том, что если быстротекущую струю хорошо проводящей плазмы
пропускать через магнитное поле, то возникает поперечная электродвижущая
сила. За счет этой силы можно получать ток и таким образом превращать
кинетическую энергию струи в электроэнергию. За последнее время благодаря
развитию реактивной авиации и ракетной техники процесс получения мощных
струи высокотемпературного газа хорошо освоен; поэтому осуществление старой
идеи магнитогидродинамического генератора стало реальным, и над этим сейчас
серьезно работают крупные институты и у нас и в США. Можно предвидеть, что
этот генератор будет эффективно работать, когда будет давать большие
мощности, порядка нескольких сот мегаватт; при этом вся установка будет
очень малогабаритна.
      Но все же наиболее привлекательным должно быть осуществление прямого
перехода химической энергии в электроэнергию. В обычных гальванических
элементах и в аккумуляторах это уже давно осуществлено, и, как известно,
тут возможен почти полный переход химической энергии в электроэнергию, и
теоретически к.п.д. может быть близким к единице. Основная задача, которая
стоит перед учеными, — это создать такой гальванический элемент, где бы
непосредственно получалась электроэнергия от реакции окисления угля.
Осуществление таких газовых элементов, работающих при повышенных
температурах и давлении, оказалось возможным, и тут за последние
десятилетия имеются заметные успехи, хотя задача еще не доведена до
практического решения. К сожалению, сомнительно, что вообще удастся
осуществить подобные установки для больших мощностей, поскольку это связано
с принципиальными трудностями. Дело в том, что химическое окисление газовых
элементов приходится осуществлять на поверхности электродов, а не в объеме
электролита, а при этих условиях для больших мощностей потребуется очень
развитая поверхность, что осуществимо только в больших масштабах. Поэтому
этот принцип генерирования электроэнергии будет иметь значение только при
энергетике малых форм.
      Никогда не следует забывать об одной проблеме энергетики: о прямом
превращении химической энергии в механическую. Тут люди отстали от природы.
Мускульный двигатель все еще самый распространенный. Если взять количество
механической энергии, производимой мускулами всех животных, то пока она еще
в несколько раз больше, чем энергия от всех тепловых двигателей, созданных
людьми. Кроме того, мускульный двигатель, как показывает опыт, является
весьма эффективно работающим, с большим коэффициентом полезного действия,
чем моторы, турбины и другие тепловые двигатели. Но самое удивительное, и в
этом нужно сознаться, — это то, что до сих пор учеными не понята сущность
мускульного процесса. Есть много гипотез, но пока ученым не удастся
воспроизвести искусственно процесс сокращения мускульного волокна, до тех
пор нельзя считать этот процесс понятым.
      Несомненно, работа по изучению механизма мускульного сокращения будет
одной из центральных проблем научных исследований будущего. В этой работе
будут участвовать физики, химики, математики и биологи. Какова вероятность
ее завершения в ближайшие годы? Задачу можно будет считать решенной, если
нам удастся воспроизвести обратимое сокращение синтетического волокна под
влиянием изменения свойств окружающей среды, то есть смоделировать
мускульные процессы. Сейчас непрерывно увеличивается число типов звеньев
цепочек, образующих волокна синтезируемых полимеров. Все глубже начинают
понимать характер и свойства молекулярных связей в полимерах, и все это
дает надежду, что секрет мускульного сокращения будет раскрыт на
искусственном волокне. Во всяком случае, это одна из важнейших задач
ближайшего будущего, решив которую, люди, возможно, получат в руки
эффективный механический двигатель. Естественно ожидать, что такой
двигатель будет портативен и будет пригоден только для получения небольших
мощностей.
      Попутно отметим, что в волокнах полимеров скрыто еще много секретов,
знать которые очень полезно людям. Например, хорошо известно, что по
нервным волокнам, которые мы рассматриваем как диэлектрики, может свободно
распространяться электрический импульс — сигнал. Мы знаем, что это,
несомненно, имеет место в нервных волокнах, но механизм этого интересного
явления пока еще совсем не понят, и воспроизводить его мы не умеем. Когда и
эта задача будет решена, то мы сможем делать сигнализационные схемы,
счетчики и другие элементы кибернетических машин без металлических
проводов. Понять это явление — тоже одна из больших проблем будущего.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru