Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Политическое отчуждение личности и способы его преодоления

Работа из раздела: «Политология»

       Природа   тоталитаризма   как   навязывания   политическому   режиму,
государству   или  всей  политической  системе  принудительной  гомогенности
связана  с   однозначной   трактовкой   и    тем    самым    с   извращением
функциональности  такого   процесса,    как   массовизация.    Форсированное
создание   однородной   национальной   (этническое   государство   национал-
социалистов) или социальной  (пролетарское  государство  коммунистов)  массы
отрывает  тоталитаризуемое  гражданское  общество  от его корней и  истоков,
 парадоксальным образом сближает с наиболее архаичными  моделями   общинной,
первобытной   гомогенности,    провоцирует   активизацию   протополитических
средств  организации,   прежде   всего   прямого  принудительного   насилия.
Таким  образом  следует  различать  тоталитаризм  как   систему   навязанной
гомогенности,    внедренной    в   ходе   форсированной   модернизации,    и
тоталитоидности    как     изначальную     гомогенность    протополитических
образований эпохи архаики.
      Тоталитаризм может быть  охарактеризован  как  явление   современности
(модерности),  непосредственно связанное с отчуждением в личностном плане  и
с омассовлением  -  в  политическом. Высокая, в  идеале  предельная  степень
омассовления  общества  и  отчуждения  личности   представляют   собой   его
сущностные     признаки.    Тенденции      омассовления,       нивелирования
субкультурных, сословных, корпоративных,   региональных,  местных  и  прочих
различий  вполне   определенно   проявилась   уже  в  ходе  создания  наций-
государств  и  отвечающих  им  всеобщих   гражданских   обществ,  когда  для
обеспечения  целостности этих  гигантских  для  своего  времени  образований
потребовались специальные  скрепы   в   виде  общенациональных  норм  языка,
культуры, права и т.п., а также в виде новой  общенациональной  общности   -
 массы  равноправных  граждан,  образованной    эмансипированными   атомами-
индивидами. Надо было быть,  конечно, Гоббсом, чтобы разглядеть  в  событиях
английской революции  и предшествующих ей десятилетий  атомизацию  индивидов
и  возникновение  Левиафана,   важность  этих   предпосылок  для    создания
современной политической системы с  одной  стороны,  их  разрушительность  и
угрозу обернуться 'войной  всех против  всех'   с  другой  стороны.   Отсюда
гоббсовский императив постоянных и бесконечных усилий  по  обузданию  хаоса,
неустанного  политического  благоустройства  перед   лицом   вечной   угрозы
тоталитаризации в измысленной им   форме   тотальной   'войны   всех  против
всех'.


                    I. Бюрократия: источники и сущность.

  Слово “Бюрократия” в буквальном переводе означает  господство  канцелярии
(от фр. bureau - бюро, канцелярия), власть аппарата управления[1].  Само  по
себе это слово не несет никакой негативной нагрузки. Различные учреждения  и
конторы,   как   звенья   государственного   аппарата,   органы   управления
предприятий  и  организаций,  создаются  для  управления   происходящими   в
подведомственных  структурах  процессами,  для  организации   связей   между
участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом.  При  этом,
вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках  своей
компетенции. Но, в свою очередь, предполагается,  что  они  стремятся  не  к
собственным  выгодам,  а  действуют  в  интересах  прежде  всего  тех,   кто
уполномочил их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых.[2]
  Исходя из буквального значения слова “бюрократия”, его часто  употребляют
как синоним административного управления. Кроме того, термином  “бюрократия”
нередко  обозначается  рационально  организованная  система  управления,   в
которой работают компетентные служащие на должном  профессиональном  уровне.
Такое понимание бюрократии во многом связано с работами немецкого  социолога
Макса Вебера (1864-1920), оставившего заметный след в теории  управления[3].
В  широком  же,  и  наиболее  часто  употребляемом  применении,  а  также  в
политической  лексике  термин  “бюрократия”  и  все  производные   от   него
употребляются  в  ярко  выраженном  негативном  смысле,   как   своеобразное
“контруправление”. То есть  акцент  смещается  в  сторону  извращенных  форм
управления (раздутость и  запутанность  аппарата  управления,  многописание,
подмена законов подзаконными актами, волокита, консерватизм,  недоступность,
протекционизм  и  др.).  Поэтому  необходимо  четко  дифференцировать   само
понимание термина “бюрократия”, так как возникает  возможность  нивелировать
различия самих принципов управления и отрицательных черт их  проявления.  То
есть  “бюрократизм”  необходимо  воспринимать  как  врожденный,  тяжелый   и
хронический недуг органов управления, который свойственен  любому  обществу,
не взирая  на  различия  в  социально-политическом  устройстве.  Этот  недуг
всеобъемлющ.  При  изменении  форм  управления  он  способен  к  мутации   и
приспособляемости.  Такая   непотопляемость   бюрократизма   обусловливается
прежде всего источниками его  появления,  его  социальной,  экономической  и
политической базой.

               1.1. Источники появления и генезис бюрократии.

  В определении источников появления бюрократии  есть  несколько  подходов,
иногда диаметрально противоположных. Это определяет и различие  во  взглядах
на  генезис   этого   явления   и   возможность   его   преодоления.   Из-за
недостаточного объема данной работы,  представляется  возможным  представить
только две крайние точки зрения на эту проблему.
  Если кратко определить сущность  марксистского  подхода,  можно  сказать:
бюрократия - это  социальный  организм-паразит  на  всем  протяжении  своего
исторического существования, результат  социально-классовых  антагонизмов  и
противоречий   и   материализация   политического   отчуждения.   Бюрократия
органически связана с экономическими отношениями, политическими  структурами
и  идеологическими  формами  сознания.[4]  Марксистский  подход  имеет  свою
систему понятий (“бюрократическое отношение -  государственный  формализм  -
политический  рассудок”)   и   ключевые   принципы   анализа   (целостность,
конкретность, монизм, классовость и  революционное  отношение  к  классовому
обществу и государству).


    Итак, власть элиты и государственно-бюрократического аппарата,  имеющая
принудительный характер, может приобрести  самостоятельность  и  встать  над
обществом,  подчинив  его  своему  диктату:  при  этом  возникает   явление,
известное как  политическое  отчуждение.  Политическое  отчуждение  является
одной из важнейших проблем, с  которыми  сталкиваются  в  нашу  эпоху  самые
разные политические системы, следствием  чего  стали  неоднократные  попытки
если не уничтожить, то смягчить его.

Современная   Россия   рассматривается   преимуществен   но   как   общество
переходного типа - при этом имеется в виду, что  переход  осуществляется  от
тоталитаризма к политической демократии. В дальнейших разделах книги
будет  более  подробно  проанализирован  вопрос  об  изменении   в   системе
политической власти в российском обществе. Сейчас  важно  обратить  внимание
на то, что то талитарный политический режим с самого начала своего
возникновения опирался на определенные  стереотипы  массового  сознания,  на
широко распространенные предрассудки, превращавшиеся в привычки и  в  своего
рода политические потребности. Тоталитаризм, сталинский политический  режим,
начиная  с  конца  30-х  гг.,  аккумулировал  в  себе  худшие   политические
умонастроения  и  привычки.  Он  опирался  на  зависть,  трактовавшуюся  как
требование справедливости, на доминирование  враждебности,  истолкованной  в
качестве  здорового  классового  инстинкта,  на   некритическое   восприятие
власти, истолкованное как единодушие в ее поддержке, на  политический  сыск,
доносительство  и  тайну,  трактовавшиеся  в  качестве   высших   проявлений
государственной лояльности и чувства общественного долга. Иными словами,
любая  здоровая  человеческая  потребность   деформировалась   безраздельным
господством тоталитарной власти и превращалась в свою  противоположность.  В
этом  и  заключался  феномен  политического  отчуждения  -  в   формировании
псевдопотребностей, поощрявшихся политическим режимом. При этом  государство
могло облекать любую низость и подлость, любое предательство в
благородную  и  даже  жертвенную  мотивацию.  В  этом   заключался   главный
нравственный парадокс сталинского политического режима, который  оказывается
трудно преодолеваемым массовым политическим сознанием.


4. Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и
эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от
политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии
власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств
массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с
избирателями и других мероприятий, президент и иные политические
руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения
с народом.



  Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождалась  фактическим
отсутствием  демократических  институтов,  таких   как   парламент,   Советы
депутатов и  др.  ,  в  результате  чего  достигалось  тотальное  отчуждение
индивида от политической власти.
  Индивид мог получить  политическую  власть  только  вступив  в  партию  и
'съев', 'подсидев', то есть  тем  или  иным  образом  устранив  вышестоящего
сотрудника, тем самым заняв его кресло.
  Возможное существование  некоторых  общественных  организаций  ничего  не
меняло,  так  как  они  контролировались   партийными   и   государственными
органами.  Примером  могут  быть  созданные  фашистами  профсоюзы,  основной
задачей которых было внедрение идеологических мифов в  массовое  сознание  и
контроль за ним.



      В  процессе  рассмотрения  принципиально  равличных  видов     дел   с
использованием  различных  процедур  конституционная  юстиция   осуществляет
следующие задачи, соответствующие ее природе:

      — рассмотрение споров между отдельными гражданами  и  государством  по
поводу нарушения конституционных прав.

      Помимо  этих  правовых  задач  конституционная  юстиция  выполняет   и
политическую задачу интеграции индивидов в рамках государства,  препятствует
отчуждению граждан от власти, ибо  каждый  гражданин  знает,  что  он  может
вступить в спор даже с законодателем и  перед  лицом  конституционного  суда
это  будет спор формально равных сторон'.


  Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от
проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения  властей»
(Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон,  Гамильтон)  до
идеи полной ликвидации системы государственно-публичной власти вместе  с
самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин).  Ф.  Гегель,
определяя государственную власть как «всеобщую субстанциональную  волю».
Вместе с тем, для пользы гражданского общества и оптимизации управления,
он  считал  необходимым  известную  специализацию  власти,  деля  ее  на
законодательную,   отражающую   общие    интересы,    правительственную,
связывающую  общее  с  отдельными,  особенными  случаями,  и,   наконец,
княжескую власть, объединяющую всё  в  единую  систему  государственного
механизма.[5]



Во-первых, немало нареканий в адрес законодательства об ответственности
вызывает такой 'больной' для российского общества вопрос, как иммунитет
верховной власти, в частности - народных депутатов. Отказ от нее, по мнению
российских юристов, способствовал бы преодолению отчуждения между
государством и гражданским обществом.



                                Протестантизм


    Реформация породила третью,  после  православия  и  католицизма,  ветвь
христианства   -   протестантизм.   Это   совокупность   самостоятельных   и
разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими  и
каноническими   особенностями.   Протестанты   не   признают   католического
чистилища,  отвергают   православных   и   католических   святых,   ангелов,
богородицу  ;  христианский  триединый  бог  занимает   у   них   совершенно
монопольное положение.

    Главное отличие протестантизма от католицизма и православия  состоит  в
учении  о  непосредственной  связи  бога  и   человека.   По   представлению
протестантов,  благодать  исходит  на  человека  от  бога,  минуя   церковь,
«спасение» достигается только благодаря личной вере человека  и  воле  бога.
Это  учение  подрывало   господство   духовной   власти   над   светской   и
главенствующую  роль  церкви  и  римского  папы,  освобождало  человека   от
феодального гнета и пробуждало в нем чувство собственного достоинства.

    В связи с другим отношением человека к богу  не  только  духовенству  и
церкви, но и религиозному культу в протестантизме  отводится  второстепенное
место. Поклонение мощам и иконам отсутствует, число таинств сведено  к  двум
(крещение и причащение), богослужение, как правила,  состоит  в  проповедях,
совместных молитвах и пении псалмов.  Формально  протестантизм  основывается
на Библии, но  фактически  в  каждой  протестантской  религии  имеются  свои
символы веры, авторитеты, «священные» книги.

    Современный протестантизм распространен главным образом в скандинавских
странах, Германии, Швейцарии, Англии и США, Канада, Австралии и др.



  Реакцией на насильственно насаждаемое единство и подавление свободы стала
Реформация, в  результате  которой  после  долгой,  мучительной  и  кровавой
борьбы возник протестантизм.  Сравнивая  католицизм  и  протестантизм,  А.С.
Хомяков пришел к выводу, что протестантизм  столь  же  односторонен,  как  и
католицизм,   но   односторонен   в   противоположном   направлении:    “ибо
протестантство  удерживало  идею  свободы  и  приносило  ей  в  жертву  идею
единства.
  И католицизм, и протестантизм, по  мнению  славянофилов,  противопоставив
единство и свободу, исказили дух первоначального  христианства,  которое  “в
полноте своего божественного учения представляло  идеи  единства  и  свободы
неразрывно соединенными в нравственном законе взаимной любви”.



      История протестантизма  по-настоящему  начинается  с  Мартина  Лютера,
который первым порвал  с  католической  церковью,  сформулировал  и  отстоял
основные положения протестантской церкви. Эти положения исходят  из  того  ,
что возможна непосредственная связь человека с  Богом.  Бунт  Лютера  против
духовной и светской власти,  его  выступления  против  индульгенции,  против
претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на  правах
посредника между  людьми  и  Богом  были  услышаны  и  восприняты  обществом
чрезвычайно остро.
      Суть протестантизма заключается в  следующем:  божественная  благодать
даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь  через
его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне  не  отделяются
от духовенства - священство распространяется на всех  верующих.  Из  таинств
признаются крещение и причастие.  Верующие  не  подчиняются  папе  римскому.
Богослужение состоит из  проповедей,  совместных  молитв  и  пения  псалмов.
Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище,  отвергают  монашество,
крестное знамение, священные облачения, иконы.


      Сон  приближает   человека   к   естественному   состоянию   и   будит
дикие, первобытные   инстинкты.  Во   время   сна   человек   удаляется   от
усвоенных  воспитанием  идей и убеждений .

По определению Большой Советской  Энциклопедии,  сон  -  это  периодическое
физиологическое состояние мозга и организма  человека  и  высших  животных,
внешне характеризующееся значительной  обездвиженностью  и  отключением  от
раздражителей внешнего мира.
Субъективно  у  человека  при  этом  угнетается   сознаваемая   психическая
активность, периодически восстанавливающаяся  при  переживании  сновидений,
часто с последующим их  забыванием.  Низшим  животным  свойственны  периоды
бездеятельного  состояния.  Однако  еще  не  выяснено,  в  какой  мере  оно
функционально соответствует сну высших животных. Но  наш  разговор  главным
образом о человеке. У него на сон уходит  примерно  треть  отпущенного  ему
времени на жизнь. Когда он  спит,  ему  присущи  сновидения  -  субъективно
переживаемые  психические  явления,  периодически  возникающие   во   время
естественного  сна.  Интерес  к  сновидениям  характерен  для   всех   эпох
человеческой  культуры,  однако  подход  к  ним  существенно   менялся   на
протяжении   истории.   Многочисленные   памятники   древней   письменности
свидетельствуют о том, что толкование сновидений занимало большое место  не
только в религиозных ритуалах, но и в повседневной жизни и даже при решении
военных и государственных дел. Во сне видели откровение богов или вторжение
демонов, один из способов контакта с «невидимым»  миром.  Дошедший  до  нас
древнейший сонник (около 2000 года до нашей эры, Древний  Египет)  содержит
истолкование 200 снов и описание магических ритуалов для «защиты»*  спящего
от вредоносных духов. Толкование сновидений с целью указания путей  лечения
играло большую роль в древней медицине, еще не отделившейся от  религиозно-
магической практики.  Человек  видит  во  сне  то,  что  когда-то  увидено,
задумано, воспринято  мозгом,  оставило  свой,  пусть  мимолетный,  след  в
нервных клетках мозга. Хорошо известно, что слепым от  рождения  не  снятся
зрительные образы. Иначе говоря во сне можно увидеть только то,  что  было.
Но в каком виде? Человек  видит  порой  совершенно  сказочные,  невероятные
сновидения. Чего только не бывает во сне! Мы видим себя в далеком  детстве,
путешествуем по различным странам, сражаемся, без удивления  встречаемся  с
умершими людьми, говорим с животными, как в сказках, летаем по  воздуху.  В
мозгу  спящего,  как  в  кино,  за  короткое  время  проходит   порой   вся
человеческая жизнь. И какие бы фантастические картины ни развертывались  во
сне, все они кажутся подлинными, реальными.



-----------------------
[1] БЭС. - М., 1994. - С. 184.
[2] Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М., 1988. - С. 4.
[3] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. //
Вопросы философии. 1991. № 3.
[4] Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. - Ростов-на-Дону, 1989. - С. 14.
[5] Там же.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru