Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Политическая Система Общества 17.9 Кб.
  2. Политическая система общества 28.3 Кб.
  3. Политическая система общества (WinWord, HTML) 91.5 Кб.
  4. Государство, политическая власть, политическая система общества 40 Кб.
  5. Политическая система общества 58.5 Кб.
  6. Политическая система общества 26.5 Кб.
  7. Политическая система общества 0.3 Кб.
  8. Политическая система общества 0.2 Кб.
  9. Политическая система общества 0.2 Кб.
  10. Политическая система общества 0.2 Кб.

Политическая Система Общества

Работа из раздела: «Политология»
                        ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА



Автор: Степура Антон Юрьевич.
Студент МАТЕМАТИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

    Политическая система общества-целостная, упорядоченная  сово-
    купность политических институтов,  политических  ролей,отношений,
    процессов, принципов политической организации общества, подчинен-
    ных кодексу политических, социальных,  юридических,  идеологичес-
    ких, культурных норм, историческим традициям и установкам полити-
    ческого режима конкретного общества. Политическая  система  вклю-
    чает организацию политической власти, отношения между обществом и
    государством, характеризует  протекание  политических  процессов,
    включающих институциализацию власти, состояние политической  дея-
    тельности, уровень политического творчества в обществе,  характер
    политического участия, неинституциональных политических отношений.
       Политическая система представляет собой  одну  из  частей  или
    подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует  с
    другими ее подсистемами: социальной, экономической,  идеологичес-
    кой, этической, правовой, культурной образующими ее  общественное
    окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным  окруже-
    нием и природными ресурсами  (  демографическими,  пространствен-
    но-территориальными ), а также внешнеполитическим  оружием.  Цен-
    тральное положение политической системы в этой структуре ее внеш-
    него и внутреннего окружения определяется  ведущей  организацион-
    ной и регулятивно-контрольной ролью самой политики .
       Политическая система  конкретного  общества  определяется  его
    классовой природой, социальным строем, формой правления (  парла-
    ментского, президентского и т.п. ), типом государства ( монархия,
    республика ), характером политического режима ( демократического,
    тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических  от-
    ношений ( стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных  ли-
    бо консенсунсных и т.п. ),  политико-правового  статуса  государ-
    ства ( конституционного, с развитыми или не  развитыми  правовыми
    структурами ), характером  политико-идеологических  и  культурных
    отношений в обществе ( сравнительно открытых либо закрытых ), ис-
    торическим типом государственности ( централистским,  с  иерархи-
    ческими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и  на-
    циональной традицией уклада политической жизни ( политически  ак-
    тивным или пассивным населением,  с  кровно-родственными  связями
    или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношения-
    ми и т.д.).
       Политическая система, управляющая обществом, не должна домини-
    ровать в нем за счет подавления и ослабления других систем ( дес-
    потический и тоталитарный тип политической системы ) и быть  дос-
    таточно жизнеспособной, чтобы не входить в  длительные  кризисные
    состояния, которые нарушают функционирование других систем общес-
    тва.
        Политическая система существует в  политическом  пространстве
    общества, которое имеет территориальное  измерение  (  очерченное
    границами страны ) и  функциональное,  определяемое  сферой  дей-
    ствия политической системы и ее составных частей на разных  уров-
    нях политической организации общества. В этом смысле будут разли-
    чаться пространства влияния тех или иных ассоциаций ( партий, об-
    щественных организаций  ),  действия  политических  институтов  (
    власти политического центра и местного самоуправления  ),  границ
    политического и  экономического  управления,  сферы  политической
    жизни общества и личной жизни человека и т.д..  Определение  гра-
    ниц различного рода функциональных пространств политической  сис-
    темы - ответственный и  сложный  политико-правовой  и  культурный
    процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (  в  конститу-
    ции, законе ), эта фиксация составляет одну из  задач  демократи-
    ческого процесса, определяющего прероготивы власти, партий, орга-
    нов управления и др. элементов политической системы, а также  от-
    ношений между ними, включая  такие  существенные  взаимодействия,
    как согласование управления и самоуправления,  пространства  цен-
    трализованной концентрированной  власти  и  децентрализованной  и
    т.д..
       Существование политической системы во времени  характеризуется
    как процесс изменения, развития или деградации политических отно-
    шений и институтов. Он включает исторический масштаб  смены  форм
    власти, становления государства какого-либо нового  типа,  напри-
    мер, переход от политической системы феодального общества ( с от-
    ношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, центра-
    лизованной бюрократией монархического  центра  )  к  политической
    системе буржуазного общества ( с обезличенной системой  аппаратов
    управления, демократическими институтами  и  т.д.).  Исторический
    процесс эволюции политической системы включает ряд  закономернос-
    тей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централи-
    зации и децентрализации, борьбу этих  тенденций,  которая  завер-
    шается на рубеже эпохи при смене формаций  кризисом  централизма,
    децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух на-
    чал ( при переходе от античных империй к ранней  феодальной  раз-
    дробленности, от феодальных монархий к  буржуазному  государству,
    от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу  де-
    мократизации ), общий процесс усложнения системы и ее подсистем (
    появлением и умножением партий,  развитием  ассоциаций  и  т.п.),
    формализацию системы, ее юридическое офомление, расширение  поли-
    тического участия, т.е. более полное включение членов общества  в
    политическую жизнь, в частности, формирование демократических ин-
    ститутов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и  пр.,  более
    полное сочетание гражданских и политических отношений,  реоргани-
    зацию отношений власти и народа ( переход  от  командно-приказных
    деспотических и конфликтных отношений  сверху-вниз  к  договорным
    конституционным и консенсусным ), развитие конституционного  про-
    цесса и системы суверинтетов ( власти,  народа,  права,  государ-
    ственнотерриториальных образований и пр. ), формирование в струк-
    туре политической системы массовых процессов ( крупных политичес-
    ких мобилизаций в поддержку общественных преобразований или  про-
    тив них, в периоды выборов и т.д.. Разрастание аппаратов управле-
    ния,  органов  принуждения,  армии,  пропагандистских,  образова-
    тельных, воспитательных учреждений,  осуществляющих  политическую
    социализацию и пр. ), развитие  ассоциативных  форм  политической
    жизни - формирование различных  групп  единомышленников,  союзов,
    народных движений и т.п..
       Конкретные пути эволюции политической системы различны в  раз-
    ные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее  пространствен-
    но-временных изменений постоянен. Такими же постоянными  являются
    принципы ее организации, или  принципы  политической  организации
    общества. Политическая система в каждый данный момент или  период
    ее истории представляется как конкретная  политическая  ситуация,
    относительно протяженная во времени и  стабильная.  От  состояния
    общественных отношений, уровня развития общества  зависит,  будет
    ли эта ситуация статичной или подвижной, а  следовательно,  будет
    ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм поли-
    тической системы отличен от нестабильности, он определяет способ-
    ность системы развиваться, адаптироваться к изменениям  в  общес-
    тве и его внешнем окружении, в смешанных  организационных  систе-
    мах и реагировать на эти  изменения.  Жесткие  статичные  системы
    неизбежно вынуждены противодействовать развитию  общества,  всту-
    пать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в  конечном
    счете за счет общества.
       В древности в отдельных регионах подобные системы  (  деспоти-
    ческого азиатского типа,  связанные  с  т.н.  азиатским  способом
    производства ) существовали  неограниченно  долго  и  разрушились
    главным образом в результате нашествий извне  и  гибели  государ-
    ства. В Новое время срок жизни таких систем, как  правило,  очень
    ограничен и завершается общественными и политическими  кризисами,
    революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического про-
    цесса и глубокие преобразования  материальной  и  духовной  жизни
    современного человечества привели к образованию нового динамично-
    го типа политической организации общества с более свободными  от-
    ношениями между частями и элементами политической системы.
        Политическая система также представляет собой процесс полити-
    ческих отношений и политической деятельности и их институциализа-
    ции, т.к. неинституциональные формы политической жизни  (  группы
    по интересам, инициативные движения, самоуправление разных  видов
    и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно  выделяют  управ-
    ляющие центры, лидеров, их окружение, формируют  правила  поведе-
    ния и институциональные органы. Процесс  институциализации  вклю-
    чает формирование и поддержание центров власти. Политическая сис-
    тема обеспечивает их связь с функциональной политической  перифе-
    рией.
       Политическая система структурна, т.е. включает части или  под-
    системы разной сложности, их элементы и отношения между ними. По-
    литическая система складывается из подсистем трех уровней  власти
    и политических отношений: двух институциональных  -  высшего  или
    верхнего ( мегоуровень ), среднего или промежуточного (  мезоуро-
    вень ) и неинституционального - нижнего,  массового  (  микроуро-
    вень ). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно  кон-
    курирующие структуры ( на тех же уровнях ): легальные и  теневые.
    Внутри этих структур политическая  система  включает  деление  на
    субъекты политических отношений ( руководителей, правящих ) и но-
    сителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций,
    их социальной базы.
       Таким образом, на институциональном макросистемном уровне  по-
    литическая система включает центральный  аппарат  государственной
    власти ( разделенной в демократическом обществе и в правовом  го-
    сударстве на законодательную, исполнительную и  судебную  ).  Вид
    политической системы зависит от типа общества и правления:  прио-
    ритет власти главы правительства ( т.е. приоритет  исполнительной
    власти ), президента ( вплоть  до  так  называемой  президентской
    формы правления, допускающей временное или длительное  совмещение
    функций разделенных властей ), монарха, парламента ( если он  на-
    делен прерогативами контроля и исполнительной  власти),  правящей
    партии, верховного или конституционного  суда  (  при  приоритете
    права и закона).
       Особую арбитражную роль играет общественный контроль  государ-
    ственной власти. Он организуется на разных уровнях ( макро- и ме-
    зо- ) и многими средствами: массовой информации ( которую  сейчас
    нередко считают четвертой, информационной властью ),  ассоциация-
    ми ( партиями, профсоюзами, массовыми организациями - экологичес-
    кими, антивоенными или  военными,  промышленными,  культурными  и
    пр.) массовыми движениями ( забастовочными и др. ), народными об-
    ществами ( ветеранскими, молодежными, женскими, творческими орга-
    низациями и т.п. ). Непосредственно в макросистему входят  разные
    формы политической оппозиции ( парламентской, партийной ).
        На том же уровне располагаются теневые, скрытые  политические
    структуры и функции макровласти: скрытые действия  легальных  уч-
    реждений высших рангов ( государственных, партийных ),  секретные
    документы, распоряжения, приказы и т.п. акты ( государственные  и
    пр. секреты и тайны ), скрытый смысл открытых  политических  дей-
    ствий ( интрига, игра ), политических текстов ( докладов,  речей,
    бесед и т.п. ), негласные функции и неявная роль  различных  офи-
    циальных лидеров и центральных органов власти и управления, руко-
    водства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленнос-
    тью и др., официальные и легально существующие учреждения с  сек-
    ретными функциями ( органы безопасности ) и полностью законспири-
    рованные учреждения ( разведки или контрразведки и т.п.).
       Другой ряд легально существующих, во всяком случае неконспира-
    тивных, сообществ, примыкающих к макроуровню политической  систе-
    мы или неофициально и неформально входящих в него, образуют  раз-
    личного рода элиты и элитарные  содружества  (  клубы,  парламен-
    тские фракции, товарищеские группы и т.п. ),  группы  давления  (
    парламентские лобби, близкое окружение  государственной  админис-
    трации, мозговые центры при руководителях государства и партий  и
    т.п.).
       Аналогична по своему строению средняя ( мезо- ) структура  по-
    литической системы. Она образована аппаратами управления, органа-
    ми выборной и назначаемой власти, которые  непосредственно  слиты
    со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они рас-
    положены в политическом пространстве между высшими эшелонами  го-
    сударственной власти и обществом, которое они связывают  с  госу-
    дарством. Это так называемые аппараты и  органы,  региональная  и
    муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия  пар-
    тийных, профсоюзных и других ассоциативных  структур  (  обществ,
    союзов ), крупные предприятия, лидеры экономики, органы  правосу-
    дия и органы порядка, другие учреждения,  через  которые  осущес-
    твляется политическая социализация ( школа, театр, армия ).
       Структуры среднего уровня служат связующим звеном  между  мак-
    роструктурами политической системы и обществом, организуют их от-
    ношения, передают импульсы государственных центров власти  общес-
    тву и его ответные реакции - инициаторам политики. В  организации
    и осуществлении политического процесса  мезоуровень  политической
    системы играет ключевую роль. На этом уровне  формируются  наибо-
    лее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые  мас-
    совые параллельные ( теневые ) структуры. К скрытым функциям  ле-
    гальных государственных, партийных,  административных  учреждений
    на этом уровне при определенных условиях ( экономические труднос-
    ти, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политичес-
    кие конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные  кон-
    фликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровно-
    родственные связи, противоправная  активность  и  коррупция  офи-
    циальных лиц и властей.  На  этом  же  уровне  формируются  неле-
    гальные ( теневые ) структуры неполитического характера  (  пара-
    лельная экономика, черный рынок,  организация  преступного  мира,
    мафии и мафиозные корпорации разного рода ), которые  имеют  тен-
    денции смыкаться с легальными структурами и  могут  оказывать  на
    них серьезное влияние.
       Микроуровень политической системы  образуется  массовым  учас-
    тием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в  по-
    литической жизни: членством в массовых политических или неполити-
    ческих, но влиятельных организациях, участием в массовых  полити-
    ческих акциях поддержки власти или протеста, в социальном контро-
    ле политики, в ответственных процессах ее демократической органи-
    зации ( выборах, референдумах и т.д. ). На микроуровне формируют-
    ся политические народные движения, зарождаются политические груп-
    пировки и партии, формируется общественное  мнение,  складывается
    политическая культура общества - важная составная часть и  харак-
    теристика политической системы.
       Пространство микроструктур отнюдь не ограничевается неким ниж-
    ним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе,  общес-
    тво и все его граждане, с  их  политическими  взглядами,  формами
    участия в совместной политической жизни, хотя  политические  роли
    организационно и функционально их разделяют  по  разным  уровням.
    Политическая система сформирована по принципу  пирамидальной  ие-
    рархии: с массовой социальной базой в основе,  вершиной  государ-
    ственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и
    ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры ( от массовой  базы
    - к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные органи-
    зации, союзы, и пр.).
       На каждом из уровней, на которые разделена политическая систе-
    ма, образуются специфические структуры и  отношения  между  ними.
    Жизнь политической системы протекает как постоянная смена  равно-
    весных состояний и кризисов разного рода -  от  частных  кризисов
    отдельных подсистем и структур  (  правительственных,  партийных,
    парламентских и мн.др. ) до общих кризисов системы, которые обыч-
    но связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в  со-
    вокупность    политического,  экономического    (    сырьевого,
    ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что  сопро-
    вождается обострением социальных противоречий и классовой,  поли-
    тической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др. кон-
    фликтами.
       Функциональный кризис системы, или  кризис  перегрузки,  когда
    она вынуждена решать задачи, которые она  решить  не  может.  При
    этом кризис может быть процедурным, который  разрешается  частич-
    ной или полной перестройкой системы ( сменой руководства,  струк-
    тур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. пе-
    рестройками ). Такой кризис связан с агонистическими  конфликтами
    в обществе, которые порождают новые  формы  существующего  общес-
    твенного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубо-
    кие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны  со  сменой
    политической системы и типа общества или его существенных  харак-
    теристик ( форм собственности, экономических отношений и т.п. ) и
    могут сопровождаться более или  менее  серьезными  революционными
    преобразованиями.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru