Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Проблемы педагогики

Работа из раздела: «Педагогика»

                             Проблемы Педагогики

      Наиболее ярко о проблемах педагогики говорится  в  статье  Константина
Дмитриевича Ушинского «О пользе педагогической литературы». Поднятые  в  ней
проблемы  актуальны  как  применительно  к  педагогам  века  XIX,  так  и  к
педагогам  века  XXI.  Так,  характеризуя   некоторых,   Ушинский   говорит:
 « … каждый из них (педагогов) так гордится своей опытностью, высчитывая  по
пальцам года своей воспитательной деятельности»,  их  он  называет  «машиной
для задачи и спрашивания урока  и  наказания  тех,  кто  попадается  им  под
руку».  Таким  педагогам  Ушинский  отказывает   в   знании   психологии   и
осознанности  их  деятельности,  утверждая:  «…  сознательной  деятельностью
может  быть  названа  только  та,  в  которой  мы  определили  цель,  узнали
материал, с которым мы должны  иметь  дело,  обдумали,  испытали  и  выбрали
средства, необходимые к достижению сознанной нами цели». Об  учениках  таких
педагогов  Ушинский  также  отзывается  весьма  не  лестно:  «Они  выполнили
необходимую комедию детства  и  юности  и  принимаются  за  новые  роли,  не
имеющие никакого отношения к старым, воспоминание о  которых  только  мешает
жить и чем скорее исчезнет, тем лучше». А о убеждениях этих учеников  пишет,
что у них не принято «ставить духовные наслаждения выше  телесных,  духовные
достоинства выше случайных преимуществ».
      Причину возникновения поднятых проблем  Ушинский  видит  в  недостатке
педагогической литературы, он пишет:  «Педагогическая  литература  …  вводит
его (педагога) в благородный круг мыслителей,  посвятивших  всю  свою  жизнь
делу воспитания». Ушинский  считает,  что  «педагогическая  литература  одна
только может  придать  ей  (педагогической  деятельности)  тот  смысл  и  ту
занимательность,  без  которой  она  делается  машинальным   препровождением
времени, назначенного на уроки», а  так  же:  «Педагогическая  литература  …
знакомит нас с  психологическими  наблюдениями  множества  умных  и  опытных
педагогов и … направляет нашу собственную мысль на такие  предметы,  которые
легко могли бы ускользнуть от нашего внимания».
      К  недостаткам  же  современной  педагогики   никак   нельзя   отнести
отсутствие  соответствующей   научной   литературы.   В   чем   же   причина
актуальности  проблем,  поднятых   Ушинским,   применительно   к   нынешнему
образованию?  Мне  представляется,   что   Константин   Дмитриевич   ошибся,
утверждая, что она кроется только в  отсутствии  педагогической  литературы,
так как таковая появилась, но  не  принесла  с  собой  ни  каких  изменений.
Истинная причина педагогической неграмотности, на мой взгляд, кроется  не  в
невозможности  читать  педагогическую  литературу,  а  в  нежелании   многих
педагогов этого делать. А причина этого факта кроется в  одной  из  проблем,
также затронутых Ушинским, а именно в убежденности таких педагогов,  что  их
профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие  теоретической
подготовки. Совершенно очевидно, что такое мнение ошибочно.
      Как уже было сказано в начале, педагогика, как и  любая  наука,  имеет
значительную часть и от искусства. К сожалению среди  современных  педагогов
наблюдается практически полное незнание научной части и, как  следствие,  их
искусство становится  сродни  «дачной  архитектуре»,  когда  каждый  садовод
творит на своих 6 сотках то, что считает нужным, совершенно  не  задумываясь
над тем, что у него при  этом  получается.  Но  класс  учеников,  доверенный
педагогу, это далеко не дачные 6 соток. В школе закладываются и  развиваются
все важнейшие  качества  будущей  личности,  происходит  важнейший  этап  ее
социализации, на основе которой позже  начнется  индивидуализация  личности.
Нравственный  упадок  современного  общества,  как  мне  кажется,  связан  с
отсутствием  идеологии,   как   цели   к   которой   нужно   стремиться,   и
высококвалифицированных педагогов.
      Отсутствие глубоких теоретических знаний приводит к тому, что педагог,
опираясь только на свой  опыт,  начинает  применять  методы,  кажущиеся  ему
правильными и  действенными,  но  полностью  противоречащие  психологии.  Он
может начать считать, что ученика нужно  как  можно  больше  ругать,  и  как
можно  меньше  хвалить,  полагая,   что   ругань   мобилизует,   а   похвала
расхолаживает. Или начинать ответ  на  любой  вопрос  ученика  с  порицания,
думая, что ученик от этого начнет лучше заниматься, стараясь найти ответ  на
вопрос самостоятельно.  Или  провоцировать  публичное  осмеяние  ученика  за
допущенные ошибки, также стараясь таким зверским способом улучшить  качество
его самоподготовки. К сожалению приведенные  мною  способы  не  редкость,  а
постоянная практика, применявшаяся некоторыми педагогами в моей  собственной
школе, кстати, считающейся одной из образцовых в районе.
      Педагогика  –  это  наука  и  искусство.  Но,  к  сожалению,   сегодня
наблюдается  недопонимание  этого  многими  из  практикующих  педагогов.   К
выполнению  любой  задачи  нужно  подходить  со  всей   ответственностью   и
пониманием того, что теоретические знания и опыт дополняют  друг  друга,  но
никак не замещают. Педагогическая же  практика  –  это  особо  ответственная
задача, так как она непосредственно связана с работой с людьми, и не  просто
с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то,  на  сколько  эти  личности
смогу считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru