Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

История развития педагогики

Работа из раздела: «Педагогика»

|Имена           |Даты        |Идеи                                                   |
|Демокрит        |460 – 370 до|Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя|
|                |н.э.        |дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо       |
|                |            |делать».  Он считал, что хотя воспитатель формирует и  |
|                |            |изменяет человека,  тем не менее, его руками действует |
|                |            |природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он      |
|                |            |отмечал важность необходимости родителям посвятить себя|
|                |            |воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не      |
|                |            |желавших тратить средства на обучение детей. Процесс   |
|                |            |воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд,   |
|                |            |который преобразует природу человека, утверждал        |
|                |            |Демокрит. Он полагал, что главное не количество        |
|                |            |полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит   |
|                |            |предлагал использовать метод принуждения в процессе    |
|                |            |воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды  |
|                |            |учёных-софистов. (V-IV  до н. э.)                      |
|Сократ,         |469 – 399 до|Софисты «мудрецы» расширили программу образования за   |
|Платон,         |н.э.        |счёт изучения грамматики, диалектики, обучению         |
|Аристотель      |427 – 347 до|искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре:      |
|                |н.э.        |арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что        |
|                |384 – 322 до|составляло в целом семичастную «эн-киклос-пацдейу»     |
|                |н.э.        |(энциклопедию), которая оказалась предтечей программы  |
|                |            |«семи свободных искусств», являвшейся символом         |
|                |            |образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты|
|                |            |считали своим основным призванием преподавание         |
|                |            |красноречие – риторики. По их суждениям, овладевая     |
|                |            |искусством риторики, человек приобретает умение        |
|                |            |завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е.     |
|                |            |угадывать смысл общего блага.  Крупнейшим              |
|                |            |представителем философии софистов являлся Сократ. Его  |
|                |            |главное дидактическое достижение – майэвтика           |
|                |            |«повивальное искусство» - диалектический спор,         |
|                |            |подводящий к истине посредством продуманных наставником|
|                |            |вопросов. Суть педагогических суждений Сократа         |
|                |            |составляет тезис о том, что главной среди жизненных    |
|                |            |целей должно быть нравственное самосовершенствование.  |
|                |            |По Сократу, человек является обладателем разумного     |
|                |            |сознания, направленного на добро и истину. Он один из  |
|                |            |основоположников учения о доброй природе человека.     |
|                |            |Природные способности человека Сократ связывал с правом|
|                |            |на образование. Сократ – родоначальник диалектики как  |
|                |            |метода отыскания истины путем постановки наводящих     |
|                |            |вопросов – так называемого сократического метода.      |
|                |            |Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение   |
|                |            |мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были       |
|                |            |направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины |
|                |            |в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник|
|                |            |должны находиться в равном положении, руководствуясь   |
|                |            |тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».     |
|                |            |Согласно Платону, достижение знания и истины, -        |
|                |            |мучительный труд избавления от привычных пут и         |
|                |            |предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и     |
|                |            |общественным устройством. Педагогическая проблематика  |
|                |            |присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство»,     |
|                |            |«Законы».  Основанное им в Афинах  учебное заведение – |
|                |            |Академия – просуществовало более 1000 лет.             |
|                |            |Педагогические суждения Платона выросли из его         |
|                |            |философского видения человека и мира. По Платону,      |
|                |            |земная жизнь – преходящий этап движения человека к     |
|                |            |«истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным  |
|                |            |идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию|
|                |            |человека с «истинным бытием». Приобретение  знаний,    |
|                |            |следовательно, является процессом воспоминания о       |
|                |            |бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый|
|                |            |человек. Платон оценивал воспитание как важнейший      |
|                |            |фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто|
|                |            |был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий|
|                |            |путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так|
|                |            |как «во всяком деле самое главное – это начало, в      |
|                |            |особенности, если это касается чего-то юного и         |
|                |            |нежного». По мысли Платона, воспитание должно          |
|                |            |обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей.|
|                |            |Осуществлять подобное воспитание способен, прежде      |
|                |            |всего, наставник преклонных лет. В трактате            |
|                |            |«Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 |
|                |            |и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически        |
|                |            |пожизненном воспитании. В программу включались:        |
|                |            |риторика, геометрия, астрономия, музыка. В трактате    |
|                |            |«Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, |
|                |            |особенно выделив социальный функции воспитания –       |
|                |            |«сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо  |
|                |            |подчиняться или начальствовать». Платон провозглашает  |
|                |            |принцип всеобщего обязательного (min трехлетнего)      |
|                |            |образования. Была сделана попытка объединить           |
|                |            |достоинства спартанского и афинского воспитания. Платон|
|                |            |полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу |
|                |            |призвания», т.е. учитывать личные склонности           |
|                |            |(дифференциация образования сообразно призвания        |
|                |            |человека). Программа подобного обучения была           |
|                |            |предназначена лишь для свободных граждан общества.     |
|                |            |Ближайший ученик Платона Аристотель в своих            |
|                |            |педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с |
|                |            |тем во много занял противоположную точку зрения        |
|                |            |(«Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в     |
|                |            |Афинах учебное заведение «Ликей»,  которым руководил 12|
|                |            |лет. Ликей – символ всей последующей деятельности      |
|                |            |Аристотеля. Он полагал, что человек обладает           |
|                |            |одновременно душой растительной, и нуждается в питании |
|                |            |и обречена на разложение, душой животной (чувства,     |
|                |            |ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной,       |
|                |            |универсальной и бессмертной. Наиболее системно он      |
|                |            |изложил свои взгляды на воспитание в трактате          |
|                |            |«Политика». Аристотель придавал первостепенное значение|
|                |            |государственному воспитанию. Он допускал домашнее      |
|                |            |воспитание до 7-го возраста под присмотром отца.       |
|                |            |Однако, настаивал о необходимости государственного     |
|                |            |контроля за домашним воспитанием (педономы).           |
|                |            |Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься     |
|                |            |государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние  |
|                |            |на педагогику. Его трактаты служили в течение многих   |
|                |            |столетий.                                              |
|Марк Квинтилиан |35 – 96     |Главный труд Квинтилиана – «Ораторское образование». Из|
|                |            |его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем    |
|                |            |воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы|
|                |            |достичь хороших результатов, считал Квинтилиан,        |
|                |            |необходимо соединить природную доброту человека и      |
|                |            |воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что |
|                |            |воспитание должно формировать свободного человека.     |
|                |            |Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо          |
|                |            |обращаться бережно и уважительно. Цель воспитания он   |
|                |            |видел в подготовке молодого человека к исполнению его  |
|                |            |гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он|
|                |            |отдавал предпочтение организованному школьному обучению|
|                |            |перед домашним.  Вершиной образования Квинтилиан считал|
|                |            |овладение искусством оратора.                          |
|Тертуллиан,     |160 – 222   |Идеологи раннего христианства иначе, чем представители |
|Августин,       |354 – 430   |Античной мысли, трактовали сущность человека и его     |
|Аквинат         |1225 – 1274 |воспитание. Если одной из основных идей Античности     |
|                |            |являлся постулат «Что полезно для человека, то должно  |
|                |            |быть сделано», то христианское учение исходило из иного|
|                |            |императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». |
|                |            |Таким образом, Античность ставила в центр земное       |
|                |            |существование, а христианство – вечные общечеловеческие|
|                |            |ценности.  Августин проявлял интерес к психологии      |
|                |            |ребёнка. Он утверждал, что античная традиция           |
|                |            |образования погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но |
|                |            |не «вещей». Главное место в образовании должно занимать|
|                |            |изучение Библии.                                       |
|Эразм           |1466 – 1536 |Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, |
|Роттердамский,  |1378 – 1446 |что наилучший путь воспитания – освоение классической  |
|Витторино де    |1494 – 1553 |греко-римской культуры. В качестве образца             |
|Фельтрэ,        |1533 – 1592 |педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.  |
|Франсуа Рабле,  |            |Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека   |
|Мишель Монтень  |            |как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает      |
|                |            |первозданной чистотой, которую потом «разъедает»       |
|                |            |общество.  Ребёнок превращается в личность не столько  |
|                |            |благодаря полученным знаниям, сколько развив           |
|                |            |способность к критическим суждениям. Монтень осуждал   |
|                |            |гипертрофированное словесное обучение.                 |
|                |            |В своём главном труде Э.Роттердамский – «О             |
|                |            |первоначальном воспитании детей» - заявил о            |
|                |            |необходимости сочетании античной и христианской        |
|                |            |традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул|
|                |            |принцип активности воспитанника (врожденные способности|
|                |            |могут быть реализованы лишь через напряженный труд).   |
|                |            |Определенным шагом вперед были его взгляды на женское  |
|                |            |образование.                                           |
|                |            |Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового |
|                |            |воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал     |
|                |            |гуманистического воспитания, в центре которого –       |
|                |            |духовное и телесное развитие личности.                 |
|Я.А. Коменский  |1592 – 1670 |Отец современной педагогики. «Великая дидактика»,      |
|                |            |вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно|
|                |            |– педагогических книг. Она является как бы своеобразным|
|                |            |сплавом педагогических идей Нового времени. В ней      |
|                |            |сформулированы сенсуалистические педагогические        |
|                |            |принципы.  Коменский призывает обогащать сознание      |
|                |            |ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно   |
|                |            |воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о     |
|                |            |необходимости поставить знания закономерностей         |
|                |            |педагогического процесса на службу педагогической      |
|                |            |практике. Взгляды Коменского противоречили догматам    |
|                |            |Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное  |
|                |            |творение природы, отстаивал право человека на развитие |
|                |            |всех его возможностей. Коменский был первым из         |
|                |            |педагогов, последовательно обосновавшим принцип        |
|                |            |природосообразности в воспитании. Природосообразность в|
|                |            |воспитании означала для чешского ученого признание     |
|                |            |природного равенства людей. Фундаментальной идеей      |
|                |            |педагогики Коменского является пансофизм, т.е.         |
|                |            |обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение |
|                |            |этого обобщенного знания через школу на родном языке до|
|                |            |всех людей, независимо от общественной, расовой,       |
|                |            |религиозной принадлежности. У него человек –           |
|                |            |«микрокосм»                                            |
|                |            |Он определил понимание, волю и деятельность            |
|                |            |воспитанника как основные составляющие педагогического |
|                |            |процесса. Классно – урочная система. Выделение из      |
|                |            |состава философии.                                     |
|Джон Локк       |1632 – 1704 |В его трудах – «Мысли о воспитании» и «Об управлении   |
|                |            |разумом» – ярко выражены важные передовые              |
|                |            |педагогические устремления того времени. Локк          |
|                |            |утверждал, что человеческое знания является следствием |
|                |            |внешнего чувственного опыта. По его теории у человека  |
|                |            |нет врожденных представлений и идей. Конечную цель     |
|                |            |воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в   |
|                |            |здоровом теле. Он был убежден в целесообразности       |
|                |            |социальной детерминации школьного образования.         |
|Ж.Ж. Руссо      |1712 – 1778 |В основе педагогических воззрений Руссо лежит его      |
|                |            |дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение        |
|                |            |мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ |
|                |            |предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего.|
|                |            |Центральный пункт педагогической программы Руссо –     |
|                |            |естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о     |
|                |            |происхождении и основаниях неравенства между людьми»   |
|                |            |доказывалось, что человек создан на началах            |
|                |            |удивительной гармонии, но общество разрушило эту       |
|                |            |гармонию. Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем |
|                |            |он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и      |
|                |            |наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не|
|                |            |делать с учеником. По Руссо на человека действуют три  |
|                |            |фактора: природа, люди, общество. Составной частью     |
|                |            |естественного воспитания является отрицательное        |
|                |            |воспитание.                                            |
|Иоганн Генрих   |1746 – 1827 |Воспитание униженных и оскорбленных. Он предлагал при  |
|Песталоцци      |            |определении основ образования опираться на знание      |
|                |            |человеческой психологии. Песталоцци разработал метод   |
|                |            |элементного образования.  Суть метода заключается в    |
|                |            |том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые |
|                |            |заложены в каждом ребенке.                             |
|И.Ф. Гербарт    |1776 – 1841 |«Общая педагогика». Работал в сфере гимназического     |
|                |            |образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта –  |
|                |            |формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о |
|                |            |гармоническом развитии всех способностей. Воспитание   |
|                |            |должно создавать гармонию между волеизъявлением и      |
|                |            |выработкой многосторонних интересов. Пути достижения   |
|                |            |такой гармонии – управление, обучение и нравственное   |
|                |            |воспитание. Им определены три универсальных метода     |
|                |            |обучения – описательный, аналитический и синтетический.|
|А. Дистервег    |1790 – 1886 |Работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор.|
|                |            |Основной педагогический труд – «Руководство к          |
|                |            |образованию немецких учителей». В нем сформулированы   |
|                |            |два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания –   |
|                |            |природосообразность и культуросообразность. Он         |
|                |            |предлагал в воспитании и обучении следовать природе    |
|                |            |человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка |
|                |            |(принцип природосообразности). Принцип                 |
|                |            |культуросообразности означал организация               |
|                |            |учебно-воспитательного процесса на основе определенной |
|                |            |внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя   |
|                |            |культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя |
|                |            |– духовная жизнь человека. Общественная культура –     |
|                |            |социальные отношения национальная культура.            |
|В.Г. Белинский, |1811 – 1848 |Белинский определил гуманистические и демократические  |
|А.И. Герцен,    |1812 – 1870 |подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею      |
|Н.А. Добролюбов,|1836 – 1861 |народного воспитания.                                  |
|                |1828 – 1889 |Герцен с демократических позиций критиковал официозную |
|Н.Г.            |            |школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью |
|Чернышевский    |            |педагогических преобразований в России должно стать    |
|                |            |развитие у народа чести, права и гражданства.          |
|                |            |Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между |
|                |            |политическим режимом, материальным достатком и         |
|                |            |образованием. Он руководствовался антропологическим    |
|                |            |подходом к человеку и воспитанию.                      |
|                |            |Добролюбов критиковал ущемления права на образование по|
|                |            |сословному, религиозному и национальному признакам.    |
|                |            |Видел идеальное воспитание в  удовлетворении           |
|                |            |«естественных стремлений» человека.                    |
|Л.Н. Толстой,   |1828 – 1910 |В педагогическом наследии Пирогова особое место        |
|Н.И. Пирогов    |1810 – 1881 |занимает идеи  самопознания посредством воспитания и   |
|                |            |общечеловеческого воспитания, общечеловеческого        |
|                |            |образования. Идеал нравственного воспитания в          |
|                |            |христианской религии. Он выделял два вида воспитания:  |
|                |            |общечеловеческое и специальное.  Разработал проект     |
|                |            |школьной системы. Являлся сторонником женского         |
|                |            |образования,  но вместе с тем ограничивал сферу        |
|                |            |применения женского воспитания.                        |
|                |            |Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея |
|                |            |«свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание  |
|                |            |есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо       |
|                |            |высказывал убеждение, что в совершенстве детской       |
|                |            |природе, которой воспитание лишь вредит. В             |
|                |            |дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета|
|                |            |особенностей ребенка и его интересов.                  |
|К.Д. Ушинский   |1824 – 1871 |Ушинский основатель научной педагогики в России.       |
|                |            |Стержень его педагогической концепции – принцип        |
|                |            |народности. Этот принцип должен был реализовываться    |
|                |            |через приоритет родного языка как предмета школьного   |
|                |            |образования. Не менее важное место он отводил идее     |
|                |            |труда как ведущего фактора развития личности.          |
|                |            |Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на        |
|                |            |фундаменте обширного круга «антропологических наук».   |
|                |            |Процесс обучения должен строиться на основополагающих  |
|                |            |принципах: 1) сознательность и активность,2)           |
|                |            |наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) |
|                |            |прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой  |
|                |            |дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис     |
|                |            |Ушинского – двуединство обучения и воспитания.         |
|Д. Дьюи,        |1859 – 1952 |Д. Дьюи - лидер педагогики прагматизма в США. Им был   |
|Э. Торндайк     |1874 – 1949 |разработан метод учения посредством делания.           |
|                |            |Торндайк – один из создателей экспериментальной        |
|                |            |педагогики. Он стремился к освобождению воспитания от  |
|                |            |умозрительности, и опереться на изучение ребенка и его |
|                |            |поведения.                                             |
|П.П. Блонский   |1884 – 1941 |Он стремился превратить педагогику в строго нормативную|
|                |            |науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные |
|                |            |связи в воспитании и обучении. Согласно концепции      |
|                |            |трудовой школы  Блонского  предполагалось, что учащиеся|
|                |            |должны приобретать знания не через отдельные учебные   |
|                |            |дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений   |
|                |            |людей, а также окружающего мира.                       |
|С.Т. Шацкий     |1878 – 1934 |Он считал, что главное влияние на ребенка имеют не     |
|                |            |генетические задатки, а социально-экономическая среда. |
|                |            |Главными факторами деятельности ребенка в процессе     |
|                |            |воспитания и обучения Шацкий называл творчество и      |
|                |            |самостоятельность.                                     |
|Н.К. Крупская   |1869 – 1939 |Она являлась проводником идей коммунистического        |
|                |            |воспитания человека. Она провозглашала право всех      |
|                |            |граждан на образование независимо от расовой,          |
|                |            |национальной принадлежности и социального положения,   |
|                |            |равенство в образовании женщины и мужчины, школа на    |
|                |            |родном языке.                                          |
|Макаренко А.С.  |1888 – 1939 |Макаренко разработал стройную педагогическую систему,  |
|                |            |методологической основой которой является              |
|                |            |педагогическая логика, трактующая педагогику как       |
|                |            |«прежде всего практически целесообразную науку».       |
|                |            |Узловой пункт его теории – тезис параллельного         |
|                |            |действия., т.е. органического единства воспитания и    |
|                |            |жизни общества. Квинтэссенцией методики системы        |
|                |            |воспитания является идея воспитательного коллектива.   |
|В.А.            |1918 – 1970 |Занимался вопросами теории и методики коммунистического|
|Сухомлинский    |            |воспитания детей: «Формирование коммунистических       |
|                |            |убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в  |
|                |            |советской школе».                                      |


                                             Responses: chingis_k@mail.ru


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru