Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками у младших школьников

Работа из раздела: «Педагогика»

Приложение 1
|Вопросы  |1. Какие |2.      |3. Какие |4. Можешь  |5.       |6.      |
|         |задания  |Любишь  |ошибки   |ли         |Нравится |Всегда  |
|         |тебе     |ли ты   |чаще     |самостоятел|ли       |ли      |
|         |нравится |выполнят|всего    |ьно найти и|открывать|делаешь |
|         |выполнять|ь       |допускаеш|исправить  |новые    |проверку|
|Фамилия  |по       |вычислен|ь в      |ошибки в   |способы  |вычислен|
|ученика  |математик|ия      |вычислени|допущенных |вычислени|ия      |
|         |е        |        |ях       |вычислениях|я        |        |
|Бычковски|Вычислени|Да      |Никаких  |Да         |Нет      |Нет     |
|й        |я        |        |         |           |         |        |
|Ильин    |Вычислени|Да      |В        |Иногда     |Да       |Иногда  |
|         |я        |        |значении |           |         |        |
|Исаков   |Умножение|Да      |Переход  |Да         |Да       |Нет     |
|         |         |        |через    |           |         |        |
|         |         |        |десяток  |           |         |        |
|Грицюк   |Сложение |Нет     |Обычные  |Нет        |Иногда   |Да      |
|Андреев  |Задачи   |Да      |Умножение|Нет        |Да       |Нет     |
|Гичева   |Задачи   |Да      |Значение |Иногда     |Нет      |Да      |
|Козинец  |Уравнения|Да      |Никаких  |Да         |Иногда   |Да      |
|Неверова |Выражения|Да      |Никаких  |Иногда     |Да       |Иногда  |
|         |на       |        |         |           |         |        |
|         |умножение|        |         |           |         |        |
|Оборин   |Вычислени|Да      |Не знаю  |Да         |Не знаю  |Нет     |
|         |е        |        |         |           |         |        |
|Леонов   |Задачи   |Да      |Не знаю  |Нет        |Нет      |Нет     |
|Наумов   |Вычислени|Да      |Деление  |Иногда     |Да       |Нет     |
|         |е        |        |         |           |         |        |
|Манькова |Вычислени|Да      |Никаких  |Нет        |Иногда   |Нет     |
|         |е        |        |         |           |         |        |
|Клещев   |Примеры  |Да      |Никаких  |Да         |Да       |Да      |
|         |на       |        |         |           |         |        |
|         |сложение |        |         |           |         |        |
|Жвакин   |Примеры  |Да      |В        |Иногда     |Да       |Нет     |
|         |на       |        |табличных|           |         |        |
|         |вычитание|        |случаях  |           |         |        |
|Шолхонов |Сложные  |Да      |Деление  |Да         |Иногда   |Не      |
|         |задачи   |        |         |           |         |всегда  |
|Топорков |Примеры  |Нет     |Никаких  |Нет        |Нет      |Иногда  |
|         |на       |        |         |           |         |        |
|         |сложение |        |         |           |         |        |
|Фролов   |уравнения|Да      |Не знаю  |Иногда     |Да       |Да      |
|Солонин  |Задачи   |Да      |Значение |Иногда     |Не всегда|Иногда  |
|Подкова  |Вычислени|Да      |Переход  |Нет        |Да       |Да      |
|         |е        |        |через    |           |         |        |
|         |         |        |десяток  |           |         |        |
|Шестопало|Задачи   |Да      |Деление  |Иногда     |Иногда   |Да      |
|ва       |         |        |         |           |         |        |
|Ольховски|Никакие  |Нет     |В        |Нет        |Нет      |Нет     |
|й        |         |        |табличных|           |         |        |
|         |         |        |случаях  |           |         |        |
|Подварков|Лёгкие   |Да      |Деление  |Иногда     |Да       |Нет     |
|         |задания  |        |         |           |         |        |
|Торгашин |Выражения|Да      |Переход  |Да         |Иногда   |Да      |
|         |на       |        |через    |           |         |        |
|         |умножение|        |десяток  |           |         |        |


                                                                  Таблица 1.



Приложение 2
                                                                   Таблица 2
       Выделение исходного уровня сформированности действия контроля в
                          экспериментальном классе
|Критерии           |Осуществлени|Умение     |Умение       |Умение       |
|сформированности   |е контроля  |обнаруживат|осуществлять |реконструиров|
|действия контроля  |по          |ь ошибку   |пооперационны|ать способ   |
|Фамилия ученика    |результату  |учителя    |й контроль   |действия     |
|Андреев            |-           |-          |-            |-            |
|Бычковский         |+           |+          |+            |-            |
|Гичева             |+           |-          |+            |+            |
|Грицюк             |-           |-          |-            |-            |
|Жвакин             |+           |+          |+            |+            |
|Ильин              |-           |+          |+            |-            |
|Исаков             |+           |+          |+            |-            |
|Клещев             |+           |+          |+            |-            |
|Козинец            |+           |+          |+            |+            |
|Леонов             |+           |+          |+            |-            |
|Манькова           |+           |-          |-            |-            |
|Наумов             |+           |+          |-            |-            |
|Неверова           |+           |+          |+            |+            |
|Оборин             |-           |+          |-            |-            |
|Ольховский         |-           |+          |-            |-            |
|Подварков          |-           |-          |+            |-            |
|Подкова            |+           |+          |+            |-            |
|Солонин            |+           |+          |-            |-            |
|Топорков           |-           |+          |-            |-            |
|Торгашин           |+           |-          |+            |-            |
|Фролов             |-           |+          |+            |-            |
|Шестопалова        |+           |+          |+            |-            |
|Шолхонов           |+           |+          |+            |-            |



Приложение 3
                                                                   Таблица 3
    Уровни сформированности действия контроля в экспериментальном классе
|Фамилия Имя ученика                |Уровень сформированности действия    |
|                                   |контроля                             |
|Андреев Саша                       |1                                    |
|Бычковский Витя                    |3                                    |
|Гичева Катя                        |2                                    |
|Грицюк Альберт                     |1                                    |
|Жвакин Сергей                      |4                                    |
|Ильин Толя                         |2                                    |
|Исаков Валентин                    |3                                    |
|Клещев Артём                       |4                                    |
|Козинец Даша                       |3                                    |
|Леонов Иван                        |3                                    |
|Манькова Катя                      |2                                    |
|Наумов Артём                       |2                                    |
|Неверова Маша                      |4                                    |
|Оборин Сергей                      |2                                    |
|Ольховский Эрик                    |2                                    |
|Подварков Паша                     |2                                    |
|Подкова Юля                        |3                                    |
|Солонин Егор                       |2                                    |
|Топорков Юра                       |2                                    |
|Торгашин Влад                      |2                                    |
|Фролов Женя                        |2                                    |
|Шестопалова Кристина               |3                                    |
|Шолхонов Дима                      |3                                    |



Приложение 4
                                                                   Таблица 4
       Уровни сформированности действия контроля в контрольном классе
|Фамилия ученика                     |Уровень сформированности действия   |
|                                    |контроля                            |
|Антонов                             |3                                   |
|Амосов                              |2                                   |
|Барабанов                           |3                                   |
|Быков                               |3                                   |
|Барковская                          |2                                   |
|Вершилло                            |3                                   |
|Дроздова                            |2                                   |
|Дробышева                           |2                                   |
|Игнатьев                            |3                                   |
|Купряков                            |1                                   |
|Краснов                             |3                                   |
|Лопатина                            |3                                   |
|Москвитин                           |2                                   |
|Муравьёва                           |3                                   |
|Малинский                           |2                                   |
|Орданов                             |4                                   |
|Румынин                             |2                                   |
|Родникова                           |5                                   |
|Светлакова                          |2                                   |
|Соболев                             |2                                   |
|Трухин                              |4                                   |
|Яблонов                             |2                                   |

Приложение 5
                                                                   Таблица 5
  Уровни сформированности вычислительного навыка в экспериментальном классе
|Фамилия Имя      |Уровень сформированности вычислительного навыка:       |
|ученика          |                                                       |
|                 |Правильность     |Осознанность     | Прочность       |
|Андреев Саша     |1                |1                |1                |
|Бычковский Витя  |2                |2                |3                |
|Гичева Катя      |2                |2                |2                |
|Грицюк Альберт   |1                |1                |1                |
|Жвакин Сергей    |3                |2                |2                |
|Ильин Толя       |2                |2                |1                |
|Исаков Валентин  |2                |2                |3                |
|Клещев Артём     |2                |2                |2                |
|Козинец Даша     |2                |2                |3                |
|Леонов Иван      |2                |1                |2                |
|Манькова Катя    |1                |1                |2                |
|Наумов Артём     |1                |1                |2                |
|Неверова Маша    |3                |2                |3                |
|Оборин Сергей    |1                |1                |2                |
|Ольховский Эрик  |2                |1                |1                |
|Подварков Паша   |1                |2                |2                |
|Подкова Юля      |2                |3                |3                |
|Солонин Егор     |2                |2                |2                |
|Топорков Юра     |1                |1                |1                |
|Торгашин Влад    |2                |2                |1                |
|Фролов Женя      |2                |3                |2                |
|Шестопалова      |2                |2                |3                |
|Кристина         |                 |                 |                 |
|Шолхонов Дима    |2                |2                |2                |



Приложение 6
                                                                   Таблица 6
     Уровни сформированности вычислительного навыка в контрольном классе
|Фамилия Имя      |Уровень сформированности вычислительного навыка:       |
|ученика          |                                                       |
|                 |Правильность     |Осознанность     | Прочность       |
|Антонов          |2                |2                |2                |
|Амосов           |1                |1                |2                |
|Барабанов        |2                |1                |2                |
|Быков            |2                |2                |3                |
|Барковская       |1                |2                |1                |
|Вершилло         |2                |2                |3                |
|Дроздова         |1                |2                |2                |
|Дробышева        |2                |2                |2                |
|Игнатьев         |2                |2                |2                |
|Купряков         |1                |1                |1                |
|Краснов          |2                |2                |2                |
|Лопатина         |2                |2                |2                |
|Москвитин        |1                |1                |2                |
|Муравьёва        |3                |2                |2                |
|Малинский        |2                |2                |1                |
|Орданов          |3                |3                |3                |
|Румынин          |1                |1                |2                |
|Родникова        |3                |3                |3                |
|Светлакова       |2                |2                |2                |
|Соболев          |2                |2                |1                |
|Трухин           |3                |3                |3                |
|Яблонов          |2                |2                |2                |



Приложение 8
                                                                   Таблица 8
|Критерии     |Умение    |Умение     |Умение  |Умение    |Умение        |
|сформированно|осуществля|обнаруживат|объяснят|осуществля|осуществлять  |
|сти          |ть        |ь ошибку   |ь ошибку|ть        |рефлексивный  |
|действия     |контроль  |учителя    |        |контроль  |контроль:     |
|контроля     |по        |           |        |по        |реконструирова|
|             |результату|           |        |процессу  |ть способ     |
|             |          |           |        |          |действия      |
|             |          |           |        |          |              |
|             |          |           |        |          |              |
|Фамилия имя  |          |           |        |          |              |
|ученика      |          |           |        |          |              |
|Андреев Саша |+         |+          |+       |-         |-             |
|Бычковский   |+         |+          |+       |+         |+             |
|Витя         |          |           |        |          |              |
|Гичева Катя  |+         |+          |+       |+         |-             |
|Грицюк       |+         |+          |-       |+         |+             |
|Альберт      |          |           |        |          |              |
|Жвакин Сергей|+         |+          |+       |+         |+             |
|Ильин Толя   |+         |+          |+       |+         |+             |
|Исаков       |+         |+          |+       |+         |-             |
|Валентин     |          |           |        |          |              |
|Клещев Артём |+         |+          |+       |+         |+             |
|Козинец Даша |+         |+          |+       |+         |+             |
|Леонов Иван  |+         |+          |+       |-         |-             |
|Манькова Катя|+         |+          |+       |+         |+             |
|Наумов Артём |+         |+          |+       |+         |-             |
|Неверова Маша|+         |+          |+       |+         |+             |
|Оборин Сергей|+         |+          |+       |+         |+             |
|Ольховский   |+         |-          |-       |-         |-             |
|Эрик         |          |           |        |          |              |
|Подварков    |+         |+          |+       |+         |+             |
|Паша         |          |           |        |          |              |
|Подкова Юля  |+         |+          |+       |+         |+             |
|Солонин Егор |+         |+          |+       |+         |+             |
|Топорков Юра |+         |+          |-       |+         |+             |
|Торгашин Влад|+         |+          |-       |-         |-             |
|Фролов Женя  |+         |+          |+       |+         |+             |
|Шестопалова  |+         |+          |+       |+         |+             |
|Кристина     |          |           |        |          |              |
|Шолхонов Дима|+         |+          |+       |+         |+             |



Приложение 9
                                                                   Таблица 9
   Сформированность действия контроля у учащихся экспериментального класса
|Фамилия Имя ученика                |Уровень сформированности действия    |
|                                   |контроля                             |
|Андреев Саша                       |2                                    |
|Бычковский Витя                    |4                                    |
|Гичева Катя                        |3                                    |
|Грицюк Альберт                     |2                                    |
|Жвакин Сергей                      |4                                    |
|Ильин Толя                         |3                                    |
|Исаков Валентин                    |4                                    |
|Клещев Артём                       |4                                    |
|Козинец Даша                       |4                                    |
|Леонов Иван                        |3                                    |
|Манькова Катя                      |3                                    |
|Наумов Артём                       |3                                    |
|Неверова Маша                      |5                                    |
|Оборин Сергей                      |3                                    |
|Ольховский Эрик                    |2                                    |
|Подварков Паша                     |3                                    |
|Подкова Юля                        |4                                    |
|Солонин Егор                       |3                                    |
|Топорков Юра                       |3                                    |
|Торгашин Влад                      |2                                    |
|Фролов Женя                        |4                                    |
|Шестопалова Кристина               |5                                    |
|Шолхонов Дима                      |5                                    |



Приложение 7
                                                                   Таблица 7
                     Программа экспериментальной работы

|Предмет усвоения        |Этап      |Задачи, по формированию  |Виды работ направленные на формирование действия    |
|                        |усвоения  |действия контроля        |контроля                                            |
|учтные приёмы сложения  |применение|Первый этап:             | беседа с детьми о важности действия контроля       |
|чисел оканчивающихся на |          |формировать потребность в|перед решением примера детям даётся установка на    |
|0.                      |          |осуществлении действия   |контроль                                            |
|устные приёмы деления на|          |контроля, осознание      |детям предлагается найти значение выражения, и      |
|однозначное число.      |применение|назначения контроля      |сверить результат с ответом, записанным на доске    |
|письменные приёмы       |          |формировать контроль по  |(неверным). Появляется необходимость выполнять      |
|деления на двузначное   |          |результату               |проверку                                            |
|число.                  |восприятие|                         |предлагаются деформированные выражения, а так же    |
|письменные приёмы       |          |                         |задания, выполнить которые не возможно, не          |
|сложения и вычитания    |          |                         |осуществив контроль: выражения, выписанные на доску |
|многозначных чисел.     |          |                         |составлены так что ответ каждого является началом   |
|устные приёмы умножения |применение|                         |какого либо другого.                                |
|и деления чисел,        |          |                         |сравнение решения с правильным (с образцом)         |
|оканчивающихся на ноль. |          |                         |                                                    |
|                        |          |                         |                                                    |
|                        |применение|                         |                                                    |
|письменные приёмы       |осмысление|Второй этап:             |дети решаю примеры, после чего им предлагается      |
|деления на двузначное   |          |учить осуществлять       |проверить решение по алгоритму                      |
|число                   |          |проверку по готовому     |ученики решают пример после чего им предлагается    |
|устные приёмы умножения |применение|алгоритму                |обменяться тетрадями и проверить решение своего     |
|и деления на            |          |учить обнаруживать       |товарища                                            |
|однозначные, двузначные,|          |ошибки:                  |учитель предлагает детям решение с преднамеренной   |
|трехзначные числа       |          |а. В действиях товарищей |ошибкой                                             |
|устные приёмы сложения  |          |б. В действиях учителя   |самостоятельная проверка работ учащихся             |
|многозначных чисел      |применение|в. в собственных         |сравнение решения с правильным (с                   |
|устные приёмы деления на|          |действиях                |                                                    |
|однозначные числа       |          |г. в результате действия;|                                                    |
|                        |применение|                         |                                                    |
|                        |          |учить объяснять ошибку   |                                                    |
|                        |          |учить определять причину |                                                    |
|                        |          |появления ошибки.        |                                                    |
|                        |          |учить задавать уточняющие|образцом решения)                                   |
|                        |          |вопросы                  |детям предлагается найти ошибку и подумать, что     |
|                        |          |учить высказывать свою   |привело к её появлению                              |
|                        |          |точку зрения             |учащиеся задают такой вопрос отвечающему у доски,   |
|                        |          |                         |чтобы он нашёл, объяснил и исправил ошибку          |
|письменные приёмы       |закреплени|Третий этап:             |а. дан алгоритм решения и выполненное решение       |
|деления на двузначное   |е         |учить осуществлять       |(неверное), детям предлагается найти и исправить    |
|число                   |          |пооперационный контроль  |ошибки в решении руководствуясь алгоритмом          |
|устные приёмы сложения и|применение|учить самостоятельно     |б. поэлементный анализ ответа ученика. Вызванный к  |
|вычитания многозначных  |          |ставить учебную задачу на|доске ученик отвечает с использованием алгоритма    |
|чисел                   |          |основе контроля          |контроля. Остальные слушают, отмечая плюсы и минусы |
|письменные приёмы       |          |учить осуществлять       |ответа ученика. Затем поднимают сигнальные карточки,|
|деления на двузначное   |закреплени|рефлексивный контроль:   |кто не согласен по первому пункту алгоритма, по     |
|число                   |е         |реконструировать решение |второму и т.д.                                      |
|письменные приёмы       |          |товарища, учителя        |в. поочерёдное рассуждение. Классу даётся выражение |
|деления многозначных    |закреплени|учить разрабатывать      |в несколько действий, в котором необходимо          |
|чисел                   |е         |алгоритм контрольного    |расставить их последовательность в соответствии с   |
|                        |          |действия                 |правилами. Учащиеся работают парами, попеременно    |
|                        |          |                         |объясняя друг другу ход решения выражения           |
|                        |          |                         |г. выражения выписанные на доску составлены так, что|
|                        |          |                         |ответ каждого является началом какого-то другого    |
|                        |          |                         |пред решением примера ученик ставит задачу: при     |
|                        |          |                         |выполнении данного действия чему я должен научиться |
|                        |          |                         |                                                    |
|                        |          |                         |детям предлагается выражение, решённое разными      |
|                        |          |                         |способами (среди которых верные и неверные),        |
|                        |          |                         |необходимо их реконструировать                      |
|                        |          |                         |детям предлагается решить пример. После решения     |
|                        |          |                         |составляется алгоритм проверки                      |
Содержание


|   |                                                            |Стр.|
|   |                                                            |    |
|   |Введение                                                    |3   |
|1. |Особенности контроля в учебной деятельности младших         |6   |
|   |школьников                                                  |    |
|1.1|Сущность действия контроля, его особенности в младшем       |6   |
|   |школьном возрасте и место в структуре учебной деятельности  |    |
|1.2|Критерии и уровни сформированности действия контроля        |11  |
|1.3|Выводы по главе                                             |16  |
|2. |Возможности формирования действия контроля в процессе работы|17  |
|   |над вычислительными навыками                                |    |
|2.1|Общая характеристика формирования вычислительных приёмов и  |17  |
|   |навыков у младших школьников                                |    |
|2.2|Особенности формирования действия контроля в работе над     |29  |
|   |вычислительными приёмами и навыками                         |    |
|2.3|Выводы по главе                                             |32  |
|3. |Экспериментальная работа по формированию действия контроля в|33  |
|   |процессе работы над  вычислительными приёмами и навыками    |    |
|3.1|Диагностика исходного уровня сформированности действия      |33  |
|   |контроля на уроках математики                               |    |
|3.2|Обучающий эксперимент с целью развития действия контроля в  |40  |
|   |процессе работы над вычислительными приёмами и навыками     |    |
|3.3|Анализ результатов обучающего эксперимента                  |44  |
|3.4|Выводы по главе                                             |49  |
|   |Заключение                                                  |51  |
|   |Литература                                                  |53  |
|   |Приложения                                                  |    |




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru