Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием 12 Кб.
  2. Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием 46.7 Кб.

Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

Работа из раздела: «Педагогика»
 СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ


   Своевременная  систематическая   психолого-медико-педагогическая   помощь
дошкольникам   с   нарушениями   в   развитии,   консультативно-методическая
поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование  у  него
предпосылок к учебной деятельности  осуществляются  в  системе  образования,
здравоохранения и социальной защиты. В  системе  образования  педагогическая
помощь этим детям реализуется в разных организационных формах.
  Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных  образовательных
учреждениях и в учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов:
1. компенсирующего, предназначенного для обучения детей  с  теми  или  иными
отклонениями в развитии;
2.  комбинированного,   имеющего   как   группы   (классы)   для   нормально
развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;
3.  общеразвивающего  вида  в  условиях  интегрированного   (совместного   с
нормально развивающимися детьми)  обучения  при  обязательной  коррекционной
поддержке ребенка с отклонениями в развитии.
   Дошкольники  с  отклонениями  в  развитии,  воспитывающиеся  в   домашних
условиях,  могут  обучаться  в  группах  кратковременного   пребывания   при
учреждениях  компенсирующего  и  комбинированного   вида,   при   дошкольных
отделениях    (группах)    специальных    (коррекционных)    образовательных
учреждений.
   Коррекционная  поддержка   дошкольников   с   отклонениями   в   развитии
осуществляется также:
1.  в  образовательных  учреждениях  для  детей,  нуждающихся  в  психолого-
педагогической  и  медико-социальной  помощи  в   условиях   разновозрастных
воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики  и
консультирования,  психолого-медико-социального  сопровождения,   психолого-
педагогической реабилитации и коррекции и др.;
2.  в  оздоровительных  образовательных  учреждениях  санаторного  типа  для
детей,  нуждающихся  в  длительном  лечении  в  условиях  групп  для   детей
дошкольного возраста;
3.  в  учреждениях  дополнительного  образования:   центры   дополнительного
образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.
  Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида  и  учреждений  «Начальная
школа  -  детский  сад»   компенсирующего   вида,   групп   кратковременного
пребывания  для  детей  с  отклонениями  в  развитии,  дошкольных  отделений
(групп) специальных (коррекционных)  школ,  школ-интернатов,  детских  домов
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  осуществляется
постоянно действующими психолого-медико-педагогическими  комиссиями  (ПМПК).
Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его  направления
в ДОУ общеразвивающего вида или учреждение «Начальная школа -  детский  сад»
также находятся в компетенции ПМПК.
  Дошкольники с  отклонениями  в  развитии  направляются  в  образовательные
учреждения для  детей,  нуждающихся  в  психолого-педагогической  и  медико-
социальной  помощи,  ПМПК  и  другими  организациями  системы   образования,
здравоохранения и социальной защиты по согласованию с родителями  (законными
представителями ребенка).
  Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа  комплектуются
органами здравоохранения.
  В учреждения дополнительного  образования  дошкольники  с  отклонениями  в
развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов.
  Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в развитии в  дошкольных
учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях  «Начальная  школа
- детский сад»  компенсирующего  вида,  в  дошкольных  отделениях  (группах)
специальных   (коррекционных)   учреждений,   в   группах   кратковременного
пребывания осуществляются в соответствии со  специальным  учебным  планом  и
программами,  в  том  числе  и   лицензированными   авторскими.   В   данных
учреждениях создается предметно развивающая среда,  отвечающая  особенностям
развития дошкольников с теми или иными отклонениями в  развитии.  Воспитание
и  обучение  детей  осуществляется  специально  подготовленными   учителями-
дефектологами, воспитателями, музыкальными  руководителями  и  инструкторами
по физическому воспитанию.
  Таким образом, ребенок с отклонением в  развитии  может  обучаться  как  в
условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного  вида),  так
и  в  условиях  интегрированного  (совместного  с  нормально  развивающимися
детьми) воспитания.       Интеграция дошкольников с отклонениями в  развитии
возможна при соблюдении следующих условий:
1. осуществление ранней (с  первых  недель  жизни)  коррекции  отклонений  в
развитии и формирование компенсаторных механизмов;
2.  обеспечение   обязательной   коррекционной   помощи   каждому   ребенку,
воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;
3. наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной  модели
интегрированного воспитания.
Интеграция  не  противопоставляется  системе  специального  образования,   а
выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция —  модель  специальной
педагогики;  интегрированный   в   общеобразовательную   среду   ребенок   с
отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо  воспитывается  в
специальной группе при дошкольном  учреждении  комбинированного  вида,  либо
обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в  группе  вместе  с
нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает  две
образовательные системы — общую и специальную,  делая  проницаемыми  границы
межу ними.
   В  учреждениях  комбинированного  вида  с  учетом   уровня   развития   и
индивидуальных особенностей развития детей интеграции должна  осуществляться
в различных ее формах:
1. комбинированная интеграция. Дети с  уровнем  психофизической  и  речевого
развития, соответствующим или близким возрастав! норме, самостоятельно  себя
обслуживающие, по 1 — 2 человек; воспитываются в массовых группах,  получают
систематически  коррекционную   помощь   учителя-дефектолога   и   педагога-
психолога;
2. частичная интеграция. Дети (1 — 2 человека), еще не способные наравне  со
здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают  лишь
часть дня (например, его вторую половину) в группе  нормально  развивающихся
сверстников;
3. временная интеграция, при которой  воспитанники  специальной  группы  вне
зависимости  от  уровня  психофизического  и  речевого  развития  и  навыков
самообслуживания объединяются ее здоровыми детьми не реже 1 — 2 раз в  месяц
для проведения различных мероприятий воспитательного характера  (эта  модель
интеграции может и  должна  реализовываться  в  образовательных  учреждениях
компенсирующего  вида,  в  дошкольных   отделениях   (группах)   специальных
(коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов).
  Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство  процессом
интеграции со  стороны  учителя-дефектолога  и  педагога-психолога,  которые
помогают в  организации  воспитания  и  обучения  ребенка  с  отклонением  в
развитии в коллективе здоровых сверстников.
Полная  интеграция  может  быть  эффективна  для  детей  с  отклонениями   в
развитии,  которые  по   уровню   психофизического   и   речевого   развития
соответствуют возрастной норме  (или  близки  к  ней),  самостоятельно  себя
обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми  сверстниками
обучению. Такие  дети  по  1  —  2  человека  включаются  в  обычные  группы
общеразвивающего детского сада учреждения «Начальная школа -  детский  сад»,
при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по  месту
обучения, либо в группах кратковременного пребывания дошкольного  учреждения
(группы)   компенсирующего   вида   или   дошкольного   отделения   (группы)
специальной    (коррекционной)    школы,     школы-интерната,     либо     в
специализированных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства.
  Осуществление разных форм интеграции детей с  отклонениями  в  развитии  в
коллектив   обычных   сверстников   должно    способствовать    социализации
дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся  детей  должно
создать среду, в которой  они  начинают  осознавать,  что  мир  представляет
собой единое сообщество людей.
  Целенаправленная работа по интеграции  детей  с  отклонениями  в  развитии
является обязательным компонентом деятельности ДОУ  как  общеразвивающего  и
комбинированного,  так  и  компенсирующего  вида.  Если  перед  специальными
дошкольными учреждениями (группами, отделениями) стоит задача  осуществления
коррекционного  воспитания  и  обучения  дошкольников   с   отклонениями   в
развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждениями  «Начальная  школа  -
детский сад», в  которые  интегрированы  отдельные  дети  с  отклонениями  в
развитии, оказываются принципиально иные задачи:
  1.  педагогическое  наблюдение  и  скрининг-диагностика,  направленные  на
выявление дошкольников с подозрением на отклонение в развитии;
работа с родителями  таких  детей  с  целью  убеждения  их  в  необходимости
комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка;
2. постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка  с  отклонением  в
развитии индивидуальными коррекционно-разви-вающими  занятиями  с  учителем-
дефектологом,  педагогом-психологом  и  другими  специалистами  (в  условиях
учреждения или вне его). Занятия строятся  с  учетом  особенностей  развития
ребенка с тем или иным отклонением в развитии;
3. обеспечение индивидуального подхода к воспитанию  и  обучению  ребенка  с
отклонением  в  развитии  с  учетом  особенностей  конкретных  нарушений,  в
соответствии  с  рекомендациями  специалистов:  врача,  учителя-дефектолога,
педагога-психолога;
4. обеспечение контакта между  образовательным  учреждением  общего  типа  и
специалистами,  оказывающими  вне  его  коррекционную   помощь   ребенку   с
отклонением в развитии;
5. работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях  обеспечения
единого  подхода  к  его  воспитанию  и  обучению,  соблюдения  рекомендаций
специалистов,  оказания  помощи   дошкольнику   в   овладении   программными
требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей;
6.  целенаправленное  наблюдение  за  развитием  ребенка  с  отклонениями  в
развитии, за его продвижением — с целью своевременного  решения  вопроса  об
изменениях в процессе его воспитания  и  обучения.  Речь  может  идти  а)  о
желательности перевода дошкольника в специальное учреждение (группу); б)  об
интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании  в
ходе этих занятий помощи  ребенку  в  овладении  программными  требованиями,
рассчитанными на нормально развивающихся до-школьников, о  совершенствовании
материально-технической базы интегрированного  воспитания;  в)  об  оказании
помощи  воспитателям  в  организации  обучения  ребенка  с  отклонениями   в
развитии в среде нормально развивающихся детей.
  Создание специальных условий  осуществляется  в  целях  решения  комплекса
коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных  задач  в  процессе
динамического психолого-педагогического обучения и воспитания  ребенка.  При
этом соблюдаются следующие условия:
1. содержание воспитания и обучения направлено на амплификацию  (обогащение)
развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
2. задачи и содержание коррекционной работы с  детьми  учитывают  структуру,
степень и характер нарушений в развитии;
содержание и характер взаимодействия взрослых  с  детьми  в  разные  периоды
детства различны;
3.   материально-технические   и   медико-социальные   условия,    предметно
развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;
4.  профессиональная  подготовка  специалистов  направлена   на   охрану   и
укрепление  здоровья  ребенка,  его  физическое  и   психическое   развитие,
коррекцию имеющихся у него отклонений.  Кроме  того,  она  должна  постоянно
совершенствоваться  и  соответствовать   достижениям   передовой   науки   и
практики.



     Список использованной литературы



1.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика   М., 2002 г.


2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за  рубежом   М.,  1996
г.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru