Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Типовая программа коррекционного обучениядетей с задержкой психического развития

Работа из раздела: «Педагогика»

         Типовая программа коррекционного обучения детей с задержкой
           психического развития (подготовительная к школе группа)


       Цель программы — подготовить детей с ЗПР к обучению к школе. Решаются
задачи  коррекции  специфических  отклонений   в   развитии   познавательной
деятельности детей, их мышления (анализа, синтеза, сравнения  и  обобщения),
речи,  элементарных  языковых  и  математических  знаний,  представлений  об
окружающем мире.
       Содержание программы позволяет детям с ЗПР при выраженности состояния
в   последствии   продолжить   обучение   в   специальной   школе    (классы
выравнивания),  а  при  компенсированном  состоянии  —   в   первом   классе
семилетних детей в массовой школе.
       Предлагаемый  проект  программы  рассчитан  только  для  обучения  на
занятиях.  Воспитание  в  повседневной  жизни  осуществляется  по  программе
подготовительной к школе группы д/сада общего типа.
       Содержание программы  ориентировано на старший дошкольный возраст (6-
7 лет).

       Программа включает в себя следующие разделы:
      1. Первоначальное обучение грамоте
      2. Ознакомление с окружающим миром развитие речи
      3. Развитие элементарных математических представлений
      4. Трудовое воспитание
      5. Изобразительное искусство
      6. Ритмика

       Занятия проводятся  в  соответствии  с  представленным  ниже  учебным
планом.
|№ п/п |Виды занятий                       |Количество занятий в |
|      |                                   |неделю               |
|1.    |Первоначальное обучение грамоте и  |6 занятий            |
|      |развитие речи                      |                     |
|2.    |Ознакомление с окружающим миром и  |2 занятия            |
|      |развитие речи                      |                     |
|3.    |Развитие элементарных              |4 занятия            |
|      |математических представлений       |                     |
|4.    |Трудовое воспитание (включая лепку |2 занятия            |
|      |и аппликацию)                      |                     |
|5.    |Изобразительное искусство          |2 занятия            |
|      |(рисование карандашами и красками) |                     |
|6.    |Ритмика                            |2 занятия            |
|7.    |Физическая культура                |2 занятия            |
|8.    |Музыка                             |2 занятия            |
|      |Итого                              |22 занятия           |

       По физической культуре (2 занятия) и музыке (2 занятия)  используется
программа подготовительной к школе группы д/сада общего типа.
       Занятия с детьми проводятся педагогами-дефектологами. Воспитателями и
музыкальными руководителем. Продолжительность занятий в  начале  года  —  25
минут, в конце года — 35 минут.

       Первоначально обучение грамоте детей с ЗПР предусматривает:
       - уточнение и обогащение словарного запаса  в  связи  с  расширением
         непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
       -  развитие   связной   речи:   формирование   и   совершенствование
         целенаправленности   в   связности   высказываний,   точности    и
         разнообразия  употребляемых  слов,   грамматической   правильности
         построения предложений, внятности и выразительности речи;
       - формирование  приемов  умственной  деятельности,  необходимых  для
         овладения грамотой;

       Перед обучением труду детей с ЗПР в условиях д/сада наряду  с  общими
задачами  трудового  обучения  и  воспитания  стоят   также   специфические,
вытекающие из особенностей развития этих детей и направленные  на  коррекцию
недостатков  их  мыслительной   и   речевой   деятельности,   на   повышение
познавательной активности, на формирование учебной деятельности. В  процессе
обучения труду  должны  компенсироваться  недоразвитие  эмоционально-волевой
сферы детей, формироваться такие личностные качества, как  наблюдательность,
целенаправленность, самостоятельность. Специальными  задачами  должны  стать
развитие  мелкой   моторики   рук   и   совершенствование   пространственных
представлений. Большое внимание  должно  уделяться  развитию  познавательных
интересов воспитанников в плане трудовой  деятельности,  ознакомлению  их  с
трудом взрослых.
       Важным также является максимальное привлечение к занятиям по обучению
труду знаний и практических умений детей, приобретаемых на других  занятиях,
т.к. дети с  ЗПР  особенно  нуждаются  в  преподнесении  одного  и  того  же
материала в различных аспектах, в неоднократном его закреплении.
       Решение поставленных задач  осуществляется  в  процессе  практической
деятельности  детей,  направленной  на  изготовление  общественно   полезных
изделий.
       Основными  задачами  обучения  изобразительному  искусству   являются
воспитание у детей  чувства  прекрасного,  понимания  красоты  в  окружающей
жизни,  формирование  потребности  в   изображении   предметов   и   явлений
окружающей действительности, развитие  изобразительных  навыков,  основанных
на использовании различных средств выразительности —  цвета,  линии,  формы.
Композиции. Разнообразных материалов.
       При формировании изобразительной деятельности у  дошкольников  с  ЗПР
необходимо  учитывать  особенности  их  психики  и  эмоциональной  сферы.  В
детских работах появляются  недостаточная  дифференцированность  восприятия,
слабая  сформированность  сенсорных  эталонов.   Бедность   сферы   образов-
представлений,  легкие  формы  двигательных  нарушений.  В   изобразительной
деятельности  сказывается  характерная  для  детей  с   ЗПР   неустойчивость
внимания, недостаточная наблюдательность. Наблюдается сниженный  интерес,  а
у некоторых его отсутствие, к процессу и результатам деятельности.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru