Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Семья и личность

Работа из раздела: «Педагогика»
          Ч Е Р Е П О В Е Ц К И Й    Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й

                            У Н И В Е Р С И Т Е Т



                   ИНСТИТУТ   ПЕДАГОГИКИ   И   ПСИХОЛОГИИ



        КАФЕДРА   ПЕДАГОГИКИ



                              РЕФЕРАТ  НА  ТЕМУ



                           «СЕМЬЯ   И   ЛИЧНОСТЬ»



        ВЫПОЛНИЛ



        СТУДЕНТ
.


        КУРС I, ГРУППА 413

        СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

        «ТЕХНОЛОГИЯ  И

        ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»


        РУКОВОДИТЕЛЬ

        СМЕТАНИНА  Р.В.



                         1998. -  1999  УЧЕБНЫЙ  ГОД



                                    ПЛАН:



            I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………2


           II. СЕМЬЯ  И  ЛИЧНОСТЬ


              1. ДВЕ  ФОРМЫ  ВОСПИТАНИЯ…………………...3

              2. РОДИТЕЛЬСКОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ………………4


              3. ЗАДАЧИ  ВОСПИТАНИЯ  В  СЕМЬЕ……………5

              4. УСЛОВИЯ  ВОСПИТАНИЯ  СЕМЕЙНОГО
                 ВОСПИТАНИЯ……………………………………..7

              5. СОЧЕТАНИЕ  ВОСПИТАНИЯ  СЕМЕЙНОГО
                 И  ОБЩЕСТВЕННОГО…………………………….9


          III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….10


           IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА……………………10



                                                           -   1   -


    Родился  ребёнок. Начал  обживаться  в  мире. Глядишь – он  уже  и
пошёл, и  заговорил, и  научился  понемножку  разбираться  «что  к  чему».
Вроде  бы  всё  естественно, но… . Но  ведь  прежде  было  обучение, а,
обучаясь, ребёнок  постоянно  воспитывается.

    Процесс  воспитания  направлен  на  формирование  социальных  качеств
личности, на  создание  и  расширение  круга  её  отношений  к  окружающему
 миру – к  обществу, к  людям, к  самому  себе. Чем  шире, разнообразнее  и
 глубже  система  отношений  личности  к  различным  сторонам  жизни, тем
богаче  её  собственный  духовный  мир.
    Особую  сферу  жизни  и  деятельности  ребёнка  составляет  общение.
Оно  отражает  человеческую  потребность  в  среде  себе  подобных. Ещё
Л.С.Выготский  подчёркивал, что  уже  младенца  можно  назвать  максимально
 социальным  существом. Многие  факты  говорят  о  том, что  даже  игрушка
в  руках  ребёнка  часто  является  лишь  средством  общения  со
взрослыми. Ребёнок  прибегает  к  взрослому  не  только  для  получения
помощи, но  и  для  удовлетворения  потребности  в  общении.
    Таким  образом, личность  формируется  в  процессе  активного
взаимодействия  с  окружающим  миром, овладевая  социальным  опытом,
общественными  ценностями. На  основе  отражения  человеком  объективных
отношений  происходит  формирование  внутренних  позиций  личности,
индивидуальных  особенностей  психического  склада, складывается  характер,
интеллект, его  отношение  к  окружающим  и  к  самому  себе. Находясь  в
системе  коллективных  и  межличностных отношений, в  процессе  совместной
деятельности, ребёнок  утверждает  себя  как  личность  среди  других
людей.
    Никто  не  рождается  на  свет  с  готовым  характером, интересами,
склонностями, волей, определёнными  способностями. Все  эти  свойства
вырабатываются  и  формируются  постепенно, в  ходе  всей  жизни, с
момента  рождения  и  до  зрелости.
    Первым  окружающим  ребёнка  миром, начальной  единицей  общества
является – семья, где  и  происходит  закладывание  основ  личности.
    Что  такое  семья? Многие  авторы  популярных  публикаций  рассуждают
о  ней  так, словно  это  определение ясно  всем, как  понятие  «хлеб»,
«вода». А  вот  учёные – специалисты  вкладывают  в  него  разный  смысл.
Так, видный  демограф  Б.Ц.Урланис  дал  ей  такое  определение: это –
малая  социальная  группа, объединённая  жильём, общим  бюджетом  и
родственными  связями. Такая  формулировка  принята  и  у  многих  западных
 демографов, прежде  всего – у  американцев. А  венгры  за  основу
принимают «наличие  семейного  ядра», то  есть  берут  только  родственные
связи, отбрасывая  территориально-экономическую  общность. Профессор
П.П.Маслов  считает, что  трёх  показателей  недостаточно  для  того, чтобы
 признать  определение, данное  Урланисом,  полным. Потому  что  при
наличии  всех  трёх  «составляющих» семьи  может  и  не  быть  вовсе, если
между  её  членами  нет  взаимопонимания, взаи-мопомощи, что  и  необходимо
 ввести  в  определение  семьи.
    Ребёнок  видит  семью  в  качестве  окружающих  его  близких  людей:
папы  и  мамы, бабушки  и  дедушки, братьев  и  сестёр.
    Итак, человек  рождается  духовно  благодаря  общению  с  окружающими
людьми. Какую  же  громадную  ответственность  налагает  это  на  семью!
Как  ко  многому обязывает! Какой  тончайший  процесс  постоянно  идёт
рядом! По  сути, дом, где  растёт  маленький  ребёнок – это  сложная
психологическая  лаборатория, где  улавливаются  каждое  слово, движение,
интонация. Этот  этап  собственных  действий  ребёнка – ключевой  в
дальнейшем  формировании  личности.


                                                                     -   2
 -

    Ребёнок  подрос. В  семье  встаёт  вопрос  продолжить  домашнее
воспитание  или  довериться  воспитанию  в  специальных  заведениях. Вопрос
 этот  не  такой  уж
простой, как  может  показаться  на  первый  взгляд. Спору  на  эту  тему
не  один  век.



                           Две  формы  воспитания.

    В  истории  развития  общества  проблема  взаимоотношений  семьи  и
школы  в  воспитании  детей  далеко  не  всегда  решалась  однозначно. Так,
древние  римляне  считали, что  только  семья  должна  и  может  дать
хорошее  воспитание, а  древние  греки  отдавали  преимущество  школе.
Древний  философ  Платон, вслед  за  Сократом  считал, что  истинное
воспитание  ребёнок  сможет  получить  только  в  государственных  школах,
куда  надо  направлять  его  с  семилетнего  возраста.
    В  средние  века, когда  церковь  имела  сильное  идеологическое
влияние, считалось, что  только  в  монастыре, в  церковной  или
монастырской  школе  дети  могут  получить  хорошее  воспитание.
    В  XVIII  и  в  начале  XIX  в. меняется  взгляд  на  организацию
воспитания. И.Г.Песталоцци  ратовал  за  рациональное  воспитание  детей  в
 семье. Он  идеализировал  мелкобуржуазную  семью  и  утопически  мечтал
через  семейно-трудовое  воспитание  оздоровить  человечество.
    На  противоположных   позициях  стоял  виднейший  представитель
утопического  социализма – Роберт  Оуэн. Он  мечтал, чтобы  дети  с
трёхлетнего  возраста  находились  в  общественных  воспитательных
учреждениях, где  должны  быть  созданы  все  условия  для  вооружения
подрастающего  поколения  глубокими  и  всесторонними  знаниями. Р.Оуэн
отрицательно  относился  к  семейному  воспитанию  и  хотел  поставить
человека  в  хорошие  условия, дать  ему  с  ранних  лет  правильное
воспитание  и  образование  в  государственных  учреждениях.
    В  семьях  всех  сословий  традиционно  проявлялась  большая  забота  о
 воспитании  детей. В  народе  оно  чаще  всего  строилось  по  принципу
«делай  как  я», то  есть  в  основу  семейного  воспитания  был  положен
авторитет  родителей, их  дела  и  поступки, семейные  традиции. В
качестве  образца  в  первую  очередь  выступал  отец, глава  семьи. Его
пример, как  правило, был  образцом  для  подражания  мальчиков, девочки
чаще  учились  у  матери.
    Так  как  крестьянские  семьи  нередко  посещали  разные  беды: пожары,
голод, болезни  и  преждевременная  смерть – дети  лишались  родителей  и
оставались  сиротами. Тогда  воспитание  детей  осуществлялось  всем
миром, общиной, а  иногда  и  совсем  посторонними  людьми, которым
отдавали  детей  в  ученики. При  этом  чётко  срабатывала  народная
педагогика  со  всеми  традиционными  правилами  и  ясными  представлениями
 о  добре  и  зле, допустимом  и  запретном, разрешаемом  и  невозможном.
    В  дворянских  и  состоятельных  семьях  воспитанием  занимались
кормилицы  и  няни, приставленные  к  маленькому  барину  в  услужение. Они
 прививали  любовь  к
родному  краю, родной  природе, русской  речи; воспитывали  «русский  дух»,
переда-
вали  вместе  с  народными  песнями  и  сказками  народные  представления
о  правде  и  справедливости, о  чести  и  достоинстве.
    Взрослеющих  детей  передавали  на  воспитание  французским  гувернёрам
 и  гувернанткам, которые  учили  правилам  хорошего  тона, светским
манерам, языкам.


                                                                     -   3
 -

Вообще  в  явлении  гувернёрства  заложен  глубокий  положительный  смысл:
нотации  и  нравоучения  читает  чужой  человек, которого  за  постоянные
замечания  можно  и  не  любить, над  которым можно  подшучивать,
подтрунивать. Родители  же  одаривают детей  лаской, положительными
эмоциями, поэтому  о  них  дети  всегда  вспоминают  с  обожанием  и
глубоким  уважением.
    Иначе  смотрели  на  роль  семьи  в  воспитании  детей  революционеры-
демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский  и  Н.А.Добролюбов.
Они  говорили, что  воспитание  детей  должно  осуществляться  в  семье  и
школе. При  этом  особую  роль  они  отводили  матери, её  образованию  и
культуре. По  их  мнению, без  образования  матери  нельзя  наладить  и
добрых  отношений  в  семьях.
    В.Г.Белинский  считал, что  задача  общечеловеческого  воспитания
лежит  не  только  на  обществе  в  целом, но  и  на  семье  и  родителях.
Семейное  воспитание, по  его  мнению, должно  развивать  в  детях
общественные  интересы  и  стремления. А.И.Герцен, развивая  эту  мысль,
говорил  о  том, как  важно  научиться  в  семье  обуздывать  свой  эгоизм
и  считаться  с  требованиями  окружающих, участвовать  в  общем  деле,
бороться  за  благо  всех.
    Современные  педагоги  и  психологи  утверждают, что  даже  несколько
месяцев  «лишения  любви» наносят  умственному, нравственному  и
эмоциональному  развитию  ребёнка  до  трёхлетнего  возраста  непоправимый
урон. То  есть  именно  в  самом  раннем  детстве  закладывается  фундамент
 всей  последующей  духовной  жизни  человека, а  от  прочности  этого
фундамента, от  того, из  каких  материалов  он  сложен, и  зависит, какое
сооружение  потом  можно  будет  на  нём  воздвигнуть, какой  величины  и
сложности.
    Значит, создание  духовной  основы  личности  и  есть  цель, смысл
семейного  воспитания.



                                   Родительское  воздействие.

    Школа  чувств – вот  в  чём  наипервейшее  значение  семьи  для
                                                    ребёнка!

    Всё, что  касается  интимно-эмоциональной  сферы  и  сферы  родственных
 отношений, в  полной  мере  формируется  лишь  в  нормальной – тёплой  и
дружеской – семье. Здесь  «у  очага»  человеку  впервые  открывается, что
такое  нежность  и  забота  о  близких. Здесь  он  узнаёт  цену  доброте  и
 бескорыстию. Здесь  учится  любить  и  сопереживать. Здесь  начинает
уважать  супружество, женщину, материнство.
    Конечно, и  в  яслях  малыш  радостно  тянет  ручки  к  няне, и  в
детском  саду  липнет  к  воспитательнице и  смотрит  ей  в  рот, и  в
школе  привязывается  к  учителю. Но  тут  всегда  один  взрослый
приходится  на  многих  детей, и  количество  внимания  и  ласки,
достающееся  каждому, естественно, не  так  уж  велико. Кроме  того, в
любом  детском  учреждении  дети  общаются  со  взрослыми  в  сфере, так
сказать, педагогической – ведь  взрослые  находятся  там  специально, чтобы
 обучать  и  воспитывать  ребят.
    В  семье  же  ребёнок  живёт  в  обществе  двух  или  нескольких,
любящих  его близких  людей, отдающих  ему  много  времени, любви  и  тепла
 и  требующих  от  него  ответной  любви. Младенец  ещё  не  научился  ни
говорить, ни  ходить, а  его  уже  побуждают  испытывать  различные
чувства. И  он  начинает  их  испытывать.

                                                                     -   4
 -

При  этом  отношение  его  к  отцу  всегда  несколько  иное, чем  к
матери, привязанность  к  брату  или  сестре  не  та, что  к  бабушке. Ему
совсем  небезразличны  отношения  между  родителями. Как  бы  мал  он  ни
был, а  всё  отлично  чувствует, чутко  воспринимает  их  лад  и  ссоры.
Любовь  родителей  друг  к  другу  может  стать  главным  воспитательным
фактором, воздействующим  на  ребёнка. А  равнодушное  отношение  членов
семьи  между  собой  и  к  ребёнку  часто  порождают  у  последнего
безотчётный  страх, настороженность, а  потом  и  жестокость.
    Очень  важно  и  то, что  окружающие  люди  не  только  воспитывают
его, - они  живут  рядом, у  него  на  глазах, со  всеми  своими  радостями
 и  печалями, и  он  видит  и  слышит  массу  вещей, вовсе  не
адресованных  ему, но  оказывающих  сильнейшее  воздействие  на  детскую
психику. Где  же  ещё  в  столь  яркой  и  понятной
ему  форме  может  ребёнок  наблюдать  такие  отношения, как  любовь,
сплочённость, близость, доверие, готовность  пожертвовать  чем-то  для
другого?! Здесь  он  видит  всё  это, здесь  этому  учится.
    Многочисленность  и  разнообразие  эмоциональных  связей  активно
развивают  и  обогащают душу  маленького  человека, формируют  такие
качества и  свойства  личности, которые  помогут  достойно  преодолевать
трудности  и  преграды, встречающиеся  на  жизненном  пути.
    Итак,  семейное  воспитание – это  педагогика  будней, педагогика
каждого  дня, это  непрекращающийся  эксперимент, творчество, труд, не
имеющий  конца, не  позволяющий  остановиться, застыть  в  самодовольном
покое. Семейная педагогика  в  повседневной  жизни  совершает  великое
таинство – формирование  личности  человека. Семейная  работа, наконец, -
сложнейшее  из  производств – производство  человека. И, как  любая
работа, семейное  воспитание  имеет  свои  задачи.



                                  Задачи  воспитания  в  семье.

    Развитие  интеллекта  и  творческих  способностей, познавательных  сил
и  первичного  опыта  трудовой  деятельности, нравственное  и  эстетическое
 формирование, эмоциональная  культура  и  физическое  здоровье  детей –
всё  это  зависит  от  семьи, от  родителей, и  всё  это  составляет
задачи  семейного  воспитания.
    Воспитание – это  такой  процесс  взаимодействия  родителей  и  детей,
который  непременно  должен  доставлять  удовольствие  как  той, так  и
другой  стороне.
    В  первый  год  жизни  ребёнка  основная  забота  родителей
заключается  в  том, чтобы  создать  нормальные  условия  для  физического
развития, обеспечить  режим  питания  и  всей  жизни, нормальные  санитарно-
гигиенические  условия. В  этот  период  ребёнок  уже  заявляет  о  своих
потребностях, реагирует  на  приятные  и  неприятные  впечатления  и  по-
своему  выражает  свои  желания. Задача  взрослых  состоит  в  том, чтобы
научиться  различать  потребности  и  капризы, так  как  потребности
ребёнка  должны  удовлетворяться, а  капризы  пресекаться. Таким  образом,
ребёнок  в  семье  получает  свои  первые  нравственные  уроки, без
которых  у  него  не  может  быть  выработана  система  нравственных
привычек  и  понятий.
    На  втором  году  жизни  ребёнок  начинает  ходить, стремится  всё
потрогать  своими  руками, достать  недостижимое, а  подвижность  иногда
доставляет  ему  много  огорчений. Воспитание  в  этот  период  должно
строиться  на  разумном  включении  ребёнка  в  разные  виды  деятельности,
следует  ему  всё  показывать, объяснять, учить  наблюдать, вместе  с  ним
играть, рассказывать и  отвечать  на  вопросы.

                                                                     -   5
 -

Но, если  его  действия  выходят  за  границы  дозволенного, надо  приучить
 ребёнка  понимать  и  беспрекословно  подчиняться  слову  нельзя.

    В  дошкольном  возрасте  основным  видом  деятельности  ребёнка
является  игра. Дети  трёх, четырёх  лет предпочитают  строительные  и
бытовые  игры. Сооружая  различные  постройки, ребёнок  познаёт  окружающий
 его  мир. Ситуации  для  игр  ребёнок  берёт  из  жизни. Мудрость
родителей  заключается  в  том, чтобы  незаметно  подсказывать  малышу, как
 должен  поступить  в  игре  герой  (главное  действующее  лицо). Тем
самым  они  приучают  его  понимать, что  хорошо, а  что  плохо, какие
нравственные  качества  ценятся  и  уважаются  в  обществе, а  какие
порицаются.
    Дошкольники  и  младшие  школьники  получают  в  семье  первый
нравственный  опыт, учатся  уважать  старших, считаться  с  ними, учатся
делать людям  приятное, радостное, доброе.
    Нравственные  начала  у  ребёнка  формируются  на  основе  и  в  связи
с  интенсивным  умственным  развитием  ребёнка, показателем  которого
являются  его  действия  и  речь. Поэтому  важно  обогащать  словарь
детей, в  разговоре  с  ними  подавать  образец  хорошего  произношения
звуков  и  в  целом  слов  и предложений. С  целью  развития  речи
родители  должны  учить  детей  наблюдать  явления  природы, выделять  в
них  сходное  и  различное, слушать  сказки  и  рассказы  и  передавать  их
 содержание, отвечать  на  вопросы  и  задавать  свои. Развитие  речи
является  показателем  повышения  общей  культуры  ребёнка, условием  его
умственного, нравственного  и  эстетического  развития.
    В  дошкольном  возрасте  дети  очень  подвижны, не  могут
продолжительное  время  сосредоточиваться  на  одном  деле, быстро
переключаться    с  одного  вида  занятий  на  другое. Школьное  обучение
потребует  от  ребёнка  сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому
 важно  ещё  в  дошкольном  возрасте  приучать  ребёнка  к  тщательности
выполняемых  поручений, учить  его  доводить  начатое  дело  или  игру  до
конца, проявлять  при  этом  упорство  и  настойчивость. Вырабатывать  эти
качества  необходимо  в  игре  и  бытовом  труде, включая  ребёнка  в
коллективный  труд  по  уборке  помещения, на  огороде  или  играя  с  ним
в  бытовые  или  подвижные  игры.
    Растёт  в  семье  ребёнок, изменяются  задачи, средства  и  методы
воспитания. В  программу  воспитания  включаются  занятия  спортом,
подвижные  игры  на  свежем  воздухе, продолжается  закаливание  организма
и  чёткое  выполнение  утренней  гимнастики. Большое  место  занимают
вопросы  санитарно-гигиенической  подготовки  детей, выработки  навыков  и
привычек  личной  гигиены, культуры  поведения. Закладываются  правильные
отношения  между  мальчиками  и  девочками – отношения  товарищества,
взаимного  внимания  и  заботы. Семья – это  первая  школа  общения
ребёнка. В  семье  ребёнок  учится  уважать  старших, заботиться  о
престарелых  и  больных, оказывать  посильную  помощь  друг  другу. В
общении  с  близкими  ребёнку  людьми, в  совместном  бытовом  труде  у
него  формируется  чувство  долга, взаимопомощи. Дети  особенно
чувствительны  к  взаимоотношениям  со  взрослыми, не  терпят  нравоучений,
резкостей, приказов, тяжело  переживают  грубость  старших, недоверие  и
обман, мелочный  контроль  и  подозрительность, нечестность  и
неискренность  родителей.
    Лучшим  средством  воспитания  правильных  отношений  является  личный
пример  отца  и  матери, их  взаимное  уважение, помощь  и  забота,
проявления  нежности  и  ласки. Если  дети  видят  хорошие  отношения  в
семье, то, став  взрослыми, и  сами  будут  стремиться  к  таким  же
красивым  отношениям. В  детском  возрасте  важно  воспитать  чувство
любви  к  своим  близким – к  родителям, к  братьям  и

                                                                     -   6
 -

сёстрам, чтобы  дети  чувствовали  привязанность  к  кому-либо  из
сверстников, при-
вязанность  и  нежность  к  младшим.
    Большая  роль  отводится  семье  в  трудовом  воспитании. Дети
непосредственно  вовлекаются  в  бытовой  труд, учатся  обслуживать  себя,
выполнять  посильные  трудовые  обязанности  в  помощь  отцу, матери. От
того, как  будет  поставлено  трудовое  воспитание  детей  ещё  до  школы,
зависит  их  успех  в  учении, а  также  в  общем  трудовом  воспитании.
Наличие  у  детей  такого  важного  качества  личности, как  трудолюбие,
есть  хороший  показатель  их  нравственного  воспитания.
    Семья  располагает  благоприятными  условиями  для  эстетического
воспитания  детей. Чувство  прекрасного  начинается  у  ребёнка  со
знакомства  с  яркой  и  красивой  игрушкой, красочно  оформленной  книгой,
с  уютной  квартирой. С  ростом  ребёнка  восприятие  прекрасного
обогащается  при  посещении  театров  и  музеев. Хорошим  средством
эстетического  воспитания  является  природа  с  её  красивыми  и
неповторимыми  красками  и  пейзажами. Экскурсии  и  походы  всей  семьёй
в  лес, на  речку, за  грибами  и  ягодами, на  рыбалку  оставляют
неизгладимые  впечатления, которые  пронесёт  ребёнок  через  всё  жизнь.
При  общении  с  природой  ребёнок  удивляется, радуется, гордится  тем,
что  он  видел, слышал  пение  птиц, - в  это  время  и  происходит
воспитание  чувств. Чувство  прекрасного, интерес  к  красоте  помогают
воспитанию  потребности  беречь  прекрасное  и  создавать  его. Большую
воспитательную  силу  имеет  эстетика  быта. Дети  не  только  пользуются
домашним  уютом, но  вместе  с  родителями  учатся  его  создавать. В
воспитании  чувства  прекрасного  немалая  роль  принадлежит  манере
правильно  и  красиво  одеваться.
    Успех  воспитания  в  семье  может  быть  обеспечен  в  том  случае,
когда  созданы  благоприятные  условия  для  роста  и  всестороннего
развития  ребёнка.



                               Условия  семейного  воспитания.

    Основными  условиями  успеха  в  воспитании  детей  в  семье  можно
считать  наличие  нормальной  семейной  атмосферы, авторитета  родителей,
правильного  режима  дня, своевременного  приобщения  ребёнка  к  книге  и
чтению, к  труду.

    Нормальная  семейная  атмосфера – это
            . осознание  родителями  своего  долга  и  чувства
              ответственности  за          воспитание  детей, основанного
              на  взаимном  уважении  отца  и  матери, постоянном  внимании
              к  учебной, трудовой  и  общественной  жизни, помощь  и
              поддержка  в  больших  и  малых  делах, в  бережном  отношении
               к  достоинству  каждого  члена  семьи, постоянном  взаимном
              проявлении  такта;
            . организация  жизни  и  быта  семьи, в  основе  которой  лежит
              равенство  всех  членов, привлечение  детей  к  решению
              хозяйственных  вопросов  жизни  семьи, ведению  хозяйства, к
              посильному  труду;
            . в  разумной  организации  отдыха: в  участии  в  спортивных  и
               туристских  походах, в  совместных  прогулках, чтении,
              прослушивании  музыки, посещении  театра  и  кино;
            . взаимная  принципиальная  требовательность, доброжелательный
              тон  в  обращении, задушевность, любовь  и  жизнерадостность
              в  семье.

                                                                     -   7
 -

    Созданию  высоконравственной  атмосферы  в  семье  способствуют
семейные  традиции,крепкие  устои  и  принципы.  У  каждого  дома –
собственное  лицо.  К  ним  относится  проведение  общественных  и
семейных  праздников  по  случаю  дня  рождения  взрослых  и  малышей.
Подготовка  детьми  и  взрослыми  подарков, вручение  их  при  особом
эмоциональном  подъёме  создают  ту  атмосферу  торжественности, радости  и
 счастья, которая  формирует  духовную  культуру, цементирует  семью  как
коллектив.
    Важным  условием  успеха  в  воспитании  является  авторитет  родителей
 и  старших  братьев  и  сестёр. Отец  и  мать  уполномочены  воспитать
достойного члена  общества, на  этом  и  основывается  их  родительская
власть  и  их  авторитет  в  глазах  детей. А.С.Макаренко  определяет
авторитет  как  такое  нормальное  взаимоотношение  между  воспитателями  и
 воспитанниками, когда  последние, уважая  своих  воспитателей  и  доверяя
им, подчиняются  их  воле, требованиям  и  указаниям.
    Родители  являются  самыми  близкими  и  дорогими  людьми  для  детей,
поэтому  дети  хотят  подражать  отцу  или  матери, быть  похожими  на
них. Поэтому  родители  обязаны  показывать  пример  своим  детям  во
всём.  Нормальные  взаимоотношения  детей  и  родителей  в  семье  строятся
 на  взаимном  уважении  и  доверии  из  друг  к  другу. Дети  видят  в
родителях  советчиков  во  всех  своих  делах, помощников  в  борьбе  с
разного  рода  трудностями, истинных  друзей, с  которыми  можно
поделиться  и  радостями, и  заботами. Родители  должны  предъявлять  к
детям  высокие  требования, одновременно  глубоко  уважая  их  личность.
    Успешным  воспитание  в  семье  будет  при  соблюдении  чёткого  режима
 дня  для  детей. Режим  дня  включает  весь  распорядок  дня  ребёнка  в
течение  суток – время  на  полноценный  сон, закаливающие  процедуры, на
упорядоченный  приём  пищи, на  все  виды  труда  и  отдыха. При  этом
учитываются  возраст  и  состояние  здоровья  ребёнка. Режим  дня  должен
иметь  воспитательное  значение, что  возможно  лишь  при  обязательном
привыкании  к  его  выполнению  без  напоминания  взрослых. Со  стороны
старших  должен  осуществляться  контроль  за  качественным  выполнением
режимных  моментов и  трудовых  поручений, оценка  их, помощь  при
возникших  затруднениях.
    Особое  место  в  воспитании  ребёнка  в  семье  следует  отвести
чтению. В  дошкольном  возрасте  ребёнок  особенно  любит  слушать  сказки,
которые  ему  читают  взрослые, рассказы  из  жизни  людей  и  животных. Из
 книг  он  узнаёт  о  хороших  людях, об  их  делах, узнаёт  о  животных,
растениях. В  сказке  побеждает  всегда  сильный, ловкий, справедливый,
честный  и  трудолюбивый  человек, а  злой, недобрый  карается  людьми  и
обществом. Слушая  сказку, ребёнок  не  остаётся  равнодушным  к  судьбе
героя: он  переживает, волнуется, радуется  и  огорчается, то  есть  у
него  формируются  чувства, постепенно  зарождается  интерес  к  книге. С
поступлением  ребёнка  в  школу, когда  он  научится  читать, важно
закрепить  интерес  и  выработать  навык  самостоятельного  и
систематического  чтения. Этот  навык  не  появляется  сам  по  себе, нужна
 согласованная  и  умелая  работа  школы  и  семьи. Только  это  приобщит
ребёнка  к  чтению  и  он  начнёт  считать  книги  своими  спутниками  в
приобретении  новых  знаний.  Зародившийся  интерес  к  чтению  приведёт
ребёнка  в  библиотеку, в  книжный  магазин. У  него  будут  свои  герои,
которым  он  будет  подражать.
    Трудно  переоценить  значение  труда  в  жизни  человека. Физический
труд  обеспечивает  высокий  жизненный  тонус  мышц  и  всех  органов
человека: улучшает  все  физиологические  процессы  в  организме –
правильное  дыхание, кровообращение,


                                                                     -   8
 -

обмен  веществ, рост  всего  тела  и  отдельных  органов. Физический  труд
является    средством  борьбы  с  утомлением, особенно  для  лиц
занимающимся  умственным  трудом. Смена  видов  труда, разумное  их
сочетание  в  режиме  дня  ребёнка  обеспечивают  его  успешную  умственную
 деятельность  и  сохраняют  работоспособность.
    Трудовое  воспитание  является  неотъемлемой  частью  всестороннего
развития  личности. По  тому, как  ребёнок  будет  относиться  к  труду,
какими  трудовыми  умениями  он  будет  обладать, окружающие  будут  судить
 о  его  ценности.
    Важным  условием  успешного  воспитания  детей  является  единство
требований, предъявляемых  к  детям  всеми  членами  семьи, а  также
единые  требования  к  детям  со  стороны  семьи  и  школы. Отсутствие
единства  требований  между  школой  и  семьёй  подрывает  авторитет
учителя  и  родителей, ведёт  к  потере  уважения  к  ним.
    Развитые  в  раннем  возрасте  духовные  потребности, умение  общаться
со  сверстниками  и  взрослыми  обогащают  личность  ребёнка, требуют
применения  возможностей  в  обществе. А  применить  их  можно, доверившись
коллективным  формам  воспитания.



              Сочетание  семейного  и  общественного  воспитания.

    Продолжая  семейное  воспитание  чрезвычайно  важно  найти  ключ  к
сочетанию  воспитания  семейного  и  общественного, потому  что  сочетание
такое  желательно  и  совершенно  необходимо. Ведь  в  ранние  годы  жизни
ребёнка  семья  нужна  для  формирования  определённых  областей
человеческого  сознания, человеческой  психологии, и  отсутствие  её
влечёт  за  собой  печальные  и  далеко  идущие  последствия, такие,
например, как  правонарушения. Того  времени, которое  дети  проведут
дома, после  яслей, детского  сада, школы  вполне  хватит, чтобы  семья
сыграла  предназначенную  ей  роль.
    В  умно  организованном, слаженном  ребячьем  общении  наши  мальчишки
и  девчонки  получают  крепкую, здоровую  закваску. Здесь  они  привыкают
к  дисциплине  и  режиму.  Здесь  познают  драгоценное  чувство  локтя,
приобретают  навыки  товарищества  и  взаимопомощи. Здесь  проникаются
ощущением  ответственности  перед  товарищами  и  за  товарищей. Здесь
приучаются  беречь  честь  коллектива  и  считать  себя  частью  единого
целого. Словом, здесь  в  характере  детей  закладываются  черты, делающие
их  достойными  членами  общества.
    Пусть  растут  и  совершенствуются  общественные  формы  воспитания! Не
 в  противовес  семье, не  взамен  её.  А  как  средство, которое,
органически  сочетаясь  с  домашним  воспитанием, дополняет  его,
обогащает, необычайно  расширяет  его  «диапазон». И  нисколько  не
освобождает  родителей  от  их  родительского  долга, нисколько  не
зачёркивает  того, что  выращивание  детей  является  основной  социальной
функцией  семьи. Но  зато  обязывает  родителей  внимательно
координировать  свои  усилия  с  внесемейными  воздействиями  на  ребёнка,
обязывает  активно  участвовать  в  работе  тех  учреждений, где  он
учится  и  воспитывается, обязывает  помогать  педагогам  в  пестовании
детей.
    Единство  усилий, постоянный  дружеский  контакт  семьи, школы  и
общественности – это  то, к  чему  мы  должны  стремиться, это  залог
верного  успеха  в  воспитании  подрастающего  поколения!


                                                                     -   9
 -

    Итак,  каким  бы  замечательным  ни  было  воспитание  общественное,
где  конечным  назначением  является  формирование  идеалов, формирование
личности  ребёнка  закладывается  в  семье, под  воздействием  родительской
 любви  во  имя  его  будущего, под  воздействием  авторитета  родителей,
семейных  традиций. Ведь  всё  то, что  он  видит  и  слышит  в  семье, он
повторяет, подражает  взрослым. А  этот  этап  собственных  действий
ребёнка (именно  действий, а  не  поступка) – ключевой  в  формировании
личности. Благодаря  этому  совершённому  действию  ребёнок  входит  в
контекст  социальных  отношений, уже  играя  определённую  социальную
роль. Воспитательный  процесс  в  семье  не  имеет  границ, начала  или
конца. Родители  для  детей – это  жизненный  идеал, ничем  не  защищённый
от  детского  пристального  глаза. В  семье  координируются  усилия  всех
участников  воспитательного  процесса: школы, учителей, друзей. Семья
создаёт  для  ребёнка  ту  модель  жизни, в  которую  он  включается.
Влияние  родителей  на  собственных  детей  обеспечивает  их  физическое
совершенство  и  моральную  чистоту. Семья  формирует  такие  области
человеческого  сознания, которые  только  ей  и  дано  по-настоящему
формировать. А  дети  в  свою  очередь  несут  в  себе  заряд  той
социальной  среды, в  которой  живёт  семья.



                                 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:



       I. Афанасьева Т.М., Семья  сегодня – М.: Знание,
                1977.

      II. Лавров А.С., Лаврова О.Л., Товарищ  ребёнок – М.: Знание,
                1964;

     III. Педагогика:  под  редакцией  С.П.Баранова  и  др. – М.:
          Просвещение, 1976;

      IV. Педагогика:  под  редакцией  П.И.Пидкасистого – М.:
          Роспедагентство, 1996;

       V. Педагогическая  энциклопедия – том 2 – М.: Советская
          энциклопедия,  1965. – 659 с.



                                                                     -   10
  -

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru