Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Разработка и принятие управленческих решений

Работа из раздела: «Муниципальное право»

                МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
           Дальневосточный государственный технический университет
                   Тихоокеанский институт политики и права



                Разработка и принятие управленческих решений
              как главный компонент муниципального управления.



                                 Курсовая работа
                                 Выполнил:
                                 Студентка П – 161, ГМУ
                                 Очковская Н.В.

                                 Проверил:XXXXXXXXXXX



                                 Владивосток
                                    2003
                                    ПЛАН



   I.  Ведение…………………………………………………………………...4
   II.  Основная часть. Разработка и принятие  управленческих  решений  как
       главный                   компонент                   муниципального
       управления……………………………………………………………….8

      Структура управленческих решений ………………………...8

      §1. Понятие и классификация управленческих решений………………..8
      §2. Субъекты и объекты управленческих решений…………………….14


      Управленческие   решения   как   главный   компонент    муниципального
      управления…………………………………………..17

      §1. Понятие, функции и задачи муниципального управления…………17
      §2. Процесс принятия управленческих решений ………………………23


1 Заключение……………………………………………………………..28


2 Список использованной литературы……………………………….31


            I. Введение
      В последние годы вследствие проведения  реформ  в  различных  отраслях
(экономики, политики, управления  и  др.)  и  широкого  применения  принципа
децентрализации власти значительно возросла роль муниципального  управления.
Это  управление  осуществляется  различными  субъектами  права   посредством
использования различных методов. В рамках данной курсовой  работы  мы  будем
рассматривать деятельность исполнительных органов по осуществлению  местного
самоуправления.
      Для   дальнейшего   исследования   приведем   следующее    определение
муниципального  управления  -   это  управленческое   воздействие   субъекта
исполнительной  власти  на  общественные  отношения,  регулирование  которых
предусмотрено  его  компетенцией.  Можно  с  уверенностью  сказать,  что   к
специфическим   характеристикам   муниципального    управления    относятся:
плотность среды, концентрированность ресурсов, сильное

взаимное  влияние  принимаемых   решений   и   взаимозависимость   различных
процессов.  Из  этих  характеристик  следует   и   основное   требование   к
управлению: целостность и комплексность.
      Любое управление осуществляется через «управленческий труд» на  основе
управленческих  «решений-команд».  Управленческий   труд   -   это   процесс
обдумывания решения, его принятие и организация выполнения.  Причем  процесс
принятия управленческих решений достаточно сложный и ответственный, так  как
данные акты в той или  иной  мере  затрагивают  права  и  законные  интересы
граждан. От их своевременности, точности,  целесообразности  может  зависеть
жизнь, здоровье, благосостояние как отдельных лиц, так и общества  в  целом.
Решение должно быть направлено на  достижение  реально  поставленных  целей,
только тогда можно осуществлять управление любыми объектами.  Управленческие
решения рассматриваются как средство реагирования на  конфликтные  ситуации,
часть целеполагания и развития. В конечном  итоге   принимаемыми  плановыми,
организационными и оперативными решениями определяется качество  управления.
В нашей стране, к  сожалению,  на  эту  сторону  управления  практически  не
обращают внимания.
      Самое  непосредственное  значения  для  эффективности  решения   имеют
компетентность и управленческий опыт лица,  его  принимающего.  Здесь  также
выявляется  проблема  подготовки  данных  субъектов,  отсутствия  достаточно
квалифицированных кадров.
      Изученность темы:
         1) Понятие и классификация управленческих решений:  Мандрица  В.М.,
            Касьянов  В.В.  Правовые  основы   управления;   Мандрица   В.М.
            Юридический  менеджмент;  Сборник  образцов  гражданско-правовых
            документов.
         2)  Субъекты  и  объекты  управленческих  решений:  Мандрица  В.М.,
            Касьянов В.В. Правовые основы управления;  Алехин  А.П.,  Козлов
            Ю.М. Административное право Российской Федерации.
         3) Понятие, функции и  задачи  муниципального  управления:  Кутафин
            О.Е., Фадеев  В.И.  Муниципальное  право  Российской  Федерации;
            Четвериков   В.С.    Муниципальное    право;    Алексеев    О.Б.
            Стратегическое  управление  в  государственном  и  муниципальном
            секторе.
         4) Процесс принятия управленческих решений: Мандрица В.М., Касьянов
            В.В. Правовые основы управления;  Алексеев  О.Б.  Стратегическое
            управление в государственном  и  муниципальном  секторе;  Сурнин
            А.Ф. Муниципальные информационные  системы.  Опыт  разработки  и
            эксплуатации;  Надеев  А.Т.  Системный  подход   к   разработке,
            принятию и реализации управленческих решений.
      В настоящее время совершенствование управления – это огромный  и  мало
востребованный резерв повышения эффективности управленческой деятельности.
      При анализе накопленного опыта в сфере работы с управленческими актами
выявлено,  что  к  числу   основных   проблем,   с   которыми   сталкиваются
муниципальные органы исполнительной власти для обеспечения  своевременных  и
точных управленческих решений относятся:
         1)  отсутствие  модельного  инструментария   подготовки   вариантов
            управленческих решений, их сравнения и оценки эффективности;
         2) отсутствие полной, достоверной и  своевременной  информации  для
            принятия управленческих решений;
         3) отсутствие стройной системы обработки и представления информации
            для ее анализа.
      Отметим также, что в управлении бывают такие же устаревшие технологии,
как и  в  технике.  Муниципальные  руководители  должны  отличать  старые  и
современные технологии управления,  отдавать  себе  отчет  в  том,  что  они
теряют, доверяясь старым проверенным, но не эффективным методам  управления.
Конечно  во  многом  та  или  иная  модель,  управленческий   подход   будут
приниматься  в  зависимости   от   того,   насколько   успешно   они   будут
способствовать решению социальных и экономических проблем.
      Целью  данной   курсовой   работы   является   рассмотреть   структуру
управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект);  уяснить  сущность
муниципального   управления;   описать   стадии   разработки   и    принятия
управленческих решений и рассмотреть степень  важности  решений  в  процессе
регулирования общественных отношений.
      Задачи исследования:
         . проанализировать теоретический материал по данной теме;
         .  изучить  разновидности  управленческих  решений,  их   функции,
           регулируемые  ими  вопросы  и  субъектов,   принимающих   данные
           решения;
         . выявить сущность муниципального управления;
         . показать роль и место управленческих решений для  муниципального
           управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.
      Объектом  данной  курсовой  работы   является   сфера   муниципального
управления.
      Предмет исследования – управленческие решения  как  главный  компонент
муниципального   управления;   деятельность   исполнительных   органов    по
разработке и принятию управленческих решений.
      Для реализации вышеизложенных целей  и  задач  использованы  следующие
методы:
         . теоретический анализ при рассмотрении: 1)  видов  управленческих
           решений и их структуры; 2) проблем постановки целей и задач  при
           принятии решений; 3) проблем сбора,  обработки  и  представления
           информации  для  принятия  решений  в   процессе   осуществления
           муниципального управления.
         . контентанализ при  работе с нормативным  материалом  по  вопросу
           компетентности субъектов  и их информационной  оснащенности  при
           принятии управленческих решений;
         .   сравнительный   анализ    при    рассмотрении    классификации
           управленческих решений, их роли и места в системе муниципального
           управления.
      Структура курсовой работы состоит из введения, основной части из  двух
глав, заключения и списка литературы.
           I. Основная часть. Разработка и принятие  управленческих  решений
              как главный компонент муниципального управления
      Глава 1 Структура управленческих решений
      §1. Понятие и классификация управленческих решений
      Принятие решений, так же как и обмен информацией,  -  составная  часть
любой  управленческой  функции.  Характеризуя  полный  цикл   управленческой
деятельности,  состоящий  из   целепологания,   планирования,   организации,
координации, контроля и корректировки  целей,  легко  заметить,  что  он,  в
конечном счете, представлен в виде двух элементов управления:  подготовки  и
осуществления управленческих решений.
      В  литературе  приводятся  различные  определения  данного  понятия  в
зависимости от того, с какой точки зрения автор рассматривает тему[1].
      Для  дальнейшего  исследования   используем   следующее   определение.
Управленческое решение – это сознательный волевой акт  субъекта  управления,
принятый  им  в  соответствии  с  закрепленной  компетенцией,   в   процессе
управленческой    деятельности    и    направленный    на     урегулирование
подведомственных отношений. Управленческое  решение  -  основной  инструмент
воздействия работников муниципальной службы на управляемый объект.
      Основные признаки управленческих решений[2]:
   1)  Субъект  управления  принимает  решение  исходя  не  из  собственных
      потребностей,  а  в  целях  урегулирования  конкретной  ситуации  или
      проблемы.
   2)   Разработка,   принятие   и   реализация   управленческих    решений
      осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной  законом
      компетенции.
   3)    Для   принятия   управленческого   решения   необходимо    наличие
      профессионализма, специальных знаний, компетентности.
   4) Разделение труда заключается в том, что решение возникающих  проблем,
      разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие
      субъекты  (руководители,  менеджеры),   а   их   реализацией   заняты
      исполнительные структуры.
   5) Последствия реализации управленческого решения могут оказать  влияние
      как на лиц, принимающих и исполняющих его, так и на простых граждан.
      Классификация управленческих решений.
         I. По значимости цели:
   1.  Плановые  (стратегические)  –  это  директивные  акты,  направляющие,
      организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения
      стратегических целей.  Стратегическое  планирование  включает  в  себя
      разработку муниципальной политики в  различных  сферах,   определяющих
      жизнь муниципального  образования;  разработку  программ  и  проектов;
      прогнозирование и определение социально-экономического  развития,  что
      является  необходимым   элементом   согласования   интересов   местных
      сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития.
   2.  Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей  и  задач.
      По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
   3.  Организационные  решения  -  это  выбор,   который   должен   сделать
      руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им
      должностью:
    1)  Запрограммированные  решения  –  результат  реализации  определенной
       последовательности шагов или действий, подобных тем, что  принимаются
       при   решении   математического   уравнения.   Руководство   зачастую
       программирует решения  под  ситуации,  повторяющиеся  с  определенной
       регулярностью
    2)  Незапрограммированные  решения  требуются  в  ситуациях,  которые  в
       определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены  с
       неизвестными факторами.  Например,  как  усовершенствовать  структуру
       управленческого подразделения; как усилить  мотивацию  подчиненных  и
       др.
    3) Интуитивные решения -  это выбор, сделанный только на основе ощущения
       того, что он правилен. В сложной  организационной  ситуации  возможны
       тысячи  вариантов  выбора.   У   руководителя,   который   полагается
       исключительно на  интуицию,  с  точки  зрения  статистики,  шансы  на
       правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.
    4) Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный  знаниями
       или  накопленным  опытом.  Человек  использует  знание  о  том,   что
       случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать  результат
       альтернативных  вариантов  выбора  в  существующей  ситуации.  Однако
       отметим,  что  руководитель,  чрезмерно   приверженный   суждению   и
       накопленному  опыту,  может  сознательно  и  бессознательно  избегать
       взаимодействия с новыми технологиями и разработками, что  приводит  к
       принятию нерациональных решений.
    5)  Рациональные   решения   обосновываются   с   помощью   объективного
       аналитического процесса.
  II. В зависимости от способа фиксации:
   1. Документированные решения закрепляются и доводятся до  исполнителей  в
      письменной форме.
      По своему функциональному  значению  служебные  документы  делятся  на
несколько больших групп:
      1) Личные – это акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права
         и  обязанности  конкретных  лиц  или  рассчитанные  на  однократное
         применение (например, приказ -  решение  руководителя,  наделенного
         властью в организации, обязательное для исполнения);
      2)  Директивные  и  распорядительные.  К  распорядительным  документам
         относятся:
         . постановление - правовой акт, принимаемый субъектом управления в
           целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач развития
           и жизнедеятельности управляемого объекта;
         . распоряжение - правовой акт управления, издаваемый  должностными
           лицами  в  пределах  их  компетенции  и  определенный  правовыми
           документами. Распоряжение - решение руководителя, не наделенного
           властью административными функциями, обязательное для исполнения
           непосредственно подчиненными[3];
         . решение - правовой акт, принимаемый по результатам  деятельности
           коллегиальных  органов.  Приказ  -  правовой   акт,   издаваемый
           руководителями    подразделений,    действующими    на    основе
           единоначалия по решению оперативных задач;
         . поручение - документ, издаваемый для  решения  срочных  вопросов
           руководства   хозяйственной    деятельностью    на    территории
           управляемого  объекта   (муниципального   образования)   и   его
           социально-экономического развития;
      3) Административно – организационные (регламенты,  уставы,  положения,
         инструкции);
      4) Организационно – распорядительные  (протоколы,  договоры,  трудовые
         соглашения);
      5) Информационно  –  справочные  (справки,  докладные  записки,  акты,
         объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма
         – приглашения);
      6) Деловые письма;
      7) Финансовые документы;
      8) Учетные документы.
   2. Устные решения  составляют  наиболее  оперативную  часть  деятельности
      управленческого и  производственного  аппарата.  Такие  решения  могут
      касаться важных вопросов и должны  подкрепляться  ответственностью  за
      исполнение.
   3. Кодированные решения применяются в  автоматизированных  системах.  Они
      наносятся на специальные документы,  перфокарты,  различные  магнитные
      носители.
      По функциональной направленности выделяют  планирующие,  организующие,
координирующие и контролирующие управленческие решения.
      Управленческие решения могут приниматься  как  единолично  полномочным
субъектом,  так  и  в  коллегиальном  составе.  Могут  быть  направлены   на
урегулирование часто повторяющихся отношений или новой  возникшей  проблемы.
Решения  принимаются  в  различных  условиях:  условиях  риска,   полной   –
неполной, качественной или некачественной информации[4].
      Выделяют также решения[5]:
Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны  на  предписаниях
и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;
Инициативные,  которые  принимаются  полномочным  субъектом   управления   в
соответствии  с  ситуацией.  Их  эффективность  зависит  от  компетентности,
управленческого опыта, личных качеств принимающего субъекта.
      Функции управленческих решений:
          1) Направляющая, которая состоит в том,  что  решение  принимается
             исходя из долговременной    стратегии развития организации: это
             целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития;
          2) Организующая функция проявляется в  необходимости  согласования
             действий исполнителей, частей и элементов  управляемой  системы
             для реализации решений в запланированные сроки  и  необходимого
             качества;
          3)  Мотивирующая  функция  заключается  в  согласовании  интересов
             каждого члена организации и нацеливание их на выполнение  задач
             организации.

      На основании вышеизложенного можно сделать вывод,  что  управленческое
решение – понятие  сложное  и  многогранное,  включающее  в  себя  различные
критерии оценки. Общими признаками для всех управленческих решений  являются
их  целенаправленность  и  принятие  в   рамках   компетенции   управляющего
субъекта.
      В управленческом решении  в  той  или   иной  степени  пересекаются  и
концентрируются  все  виды  управленческой  деятельности.   Именно   поэтому
решения – центральный элемент  управления  и  организации.  Они  принимаются
уполномоченными  субъектами  управления  и   направлены   на   регулирования
широкого круга подведомственных отношений.

§ 2. Субъекты и объекты управленческих решений
      Субъектами  управленческих   решений   выступают   лица,   полномочные
принимать эти решения в процессе управленческой деятельности[6].
      Для данного исследования в качестве основных субъектов  управленческих
решений рассматриваются  исполнительные  органы  местного  самоуправления  –
аппарат  управления,  реализующий  властные  функции  и  направляющий   свою
деятельность на достижение целей муниципального образования; их  должностные
лица[7].
      К  данным  субъектам  относятся:  глава  муниципального   образования;
руководители   муниципальных   органов   исполнительной    власти;    первые
заместители и заместители главы  муниципального  образования,  муниципальных
органов исполнительной власти; заместители глав муниципальных образований  и
 руководителей муниципальных органов  исполнительной  власти  -  управляющие
делами   и   их   заместители;   руководители,   заместители   руководителей
самостоятельных управлений,  комитетов, отделов  и иных органов,  являющихся
юридическими  лицами,  а  также  руководители,   заместители   руководителей
комитетов  исполнительных  органов  муниципального  образования;  начальники
структурных отделов  исполнительного  органа  муниципального  образования  и
структурных отделов самостоятельных управлений, комитетов,  отделов  и  иных
органов, являющихся юридическими лицами.
      Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно  –  распорядительную
деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; имеют,  как  правило,
постоянные штаты. Основное содержание  их  деятельности   реализуется  через
решение  управленческих  задач  на  всех  этапах  выполнения  управленческих
функций. В соответствии со ст.19 Федерального  закона  «Об  общих  принципах
организации местного самоуправления в РФ»[8]  данные  субъекты  имеют  право
принимать  управленческие   решения   в   соответствии   с   предоставленной
компетенцией,  рамки  которой  четко  обозначены  в  требованиях  формальной
структуры.
      Синтезируя  различные  компоненты,  управленческие  решения  выступают
способом постоянного воздействия управляющей  подсистемы  на  управляемую  -
субъекта на объект управления.
      Объект управленческих решений –  система  отношений  и  вопросов,  для
урегулирования,   изменения   которых    данные    управленческие    решения
принимаются[9].
      Управленческие  решения   регулируют   широкий   круг   вопросов   как
внутреннего,  так  и  внешнего  управления  и   принимаются   по   различным
основаниям[10]:
      1) осуществление текущих целей и задач управляющего субъекта;
      2) необходимость  изменений  в  самой  организации  под  влиянием  как
         внешних так и внутренних факторов;
      3)   решение   возникшей   проблемы,   требующей   оперативного    или
         долговременного разрешения;
      4)  необходимость  поиска  и  выявления  новых  ресурсов  деятельности
         организации;
      5) прогнозирование и определение социально – экономического развития;
      6)  разработка  программ  и  проектов,  планирование,   стратегическое
         управление.
      Итак, управленческие решения  принимаются  определенными  полномочными
субъектами   и   всегда   направлены   на   изменение,    совершенствование,
рационализацию  внешних  и  внутренних  отношений  организации.   Регулируют
различные  вопросы,  связанные  с  процессом  управленческой   деятельности,
которая  всегда  предполагает  значительную   ответственность   управленцев.
Последние  должны   обладать   определенными   качествами:   компетентность,
профессионализм, опыт, предусмотрительность,  уравновешенность,  способность
реагировать на изменяющиеся процессы и  объективно  подходить  к  анализу  и
решению возникающих ситуаций; рациональное отношение к нововведениям.
      Если  управленческое  решение  принимается  коллегиально  полномочными
субъектами, то необходима согласованность процесса.
      Эффективность   управленческого    решения    определяется    полнотой
регулирования ситуации или разрешения проблемы.
Глава  2  Управленческие  решения  как  главный   компонент   муниципального
управления
      § 1. Понятие, функции и задачи муниципального управления
      Понятие   «муниципальное   управление»    отражает    комплексное    и
многообразное  явление,  которое   порождает   различные   подходы   к   его
исследованию.
      Под местным самоуправлением понимается организация власти  на  местах,
предполагающая  самостоятельное   решение   населением   вопросов   местного
значения.
      В  соответствии  со   статьей   3   Европейской   Хартии   о   местном
самоуправлении[11]  местным  органам   власти   и   их   должностным   лицам
предоставляется право и реальная возможность  регулировать  подведомственные
вопросы и управлять в  рамках  закона  и  под  свою  ответственность  важной
частью публичных дел в интересах своего населения.
      Рассмотрим функции и задачи местного самоуправления.
      Функции – это совокупность действий и операций, которые осуществляются
управляющими  субъектами  для  достижения  определенных  подцелей  в  рамках
единой  целенаправленной  деятельности.  Функции  управления  в   социально-
экономических  системах  (к  которым  относится  и  местное  самоуправление)
объективны по своей природе  и  реализуются  путём  принятия  управленческих
решений  уполномоченными органами и должностными лицами.
       Основными функциями управления являются[12]:
   1) прогнозирование изменений в развитии каких-либо событий  и  процессов
      на основе полученной информации о прошлом и настоящем с  учётом  всех
      условий и факторов влияния;
   2)  планирование  –  определение  направлений,   формулирование   целей,
      постановка задач, определение перечня мероприятий для решения  задач,
      выбор  конкретных  количественных  и   качественных   показателей   в
      организации деятельности;
   3)  выработка,  обоснование  и  принятие  решений   и   организация   их
      исполнения;
   4) распорядительство и координация  действий  субъектов,  осуществляющих
      деятельность по реализации управленческого решения;
   5) правовое регулирование исполнительно-распорядительной деятельности;
   6) контроль с целью выявить и устранить отклонения в реализации  решений
      и принятие мер к нарушителям;
   7) учёт людских, материальных и финансовых ресурсов;
   8) информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
   9) кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.
      Перечисленные функции являются основными  для  исполнительных  органов
местного  самоуправления  и  по   существу   характеризуют   содержание   их
деятельности. Отношения, связанные с реализацией этих функций,  регулируются
нормами административного права[13].
      При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные  лица
местного самоуправления формулируют  цели  (желаемый  результат  познания  и
практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи  и  обеспечивают
их решение.
      Задачи – это перечень мер, мероприятий, действий и  операций,  которые
должны осуществлять исполнители, чтобы приблизится к сформулированной  цели.
Термин 'решение задачи' употребляется в трех различных смыслах:  а)  решение
как план (способ) решения  задачи;  б)  решение  как  процесс  осуществления
требований задачи,  выполнения  плана  решения;  в)  решение  как  результат
выполнения плана решения[14].
       В отличии от функций задачи всегда имеют субъективный характер,  т.е.
результат их решения зависит от уровня образования, опыта  работы  и  личных
качеств субъекта управления.  Функции  всегда  первичны,  а  организационные
структуры по их реализации – вторичны.
      Рассмотрим организационные принципы управления[15].
              1) Принцип плавности в условиях перехода к рыночной  экономике
                 выражается  в  разработке   различных   программ   развития
                 хозяйства,   прогнозировании    результатов    региональных
                 программ, расчётах по наиболее  эффективному  использованию
                 трудовых, материальных и финансовых  ресурсов,  определении
                 приоритетных целей и задач.
              2) Принцип объективности требует анализа и учёта  фактического
                 состояния  и  развития  процессов   и   явлений,   условий,
                 существующих в социальной среде, влияния демографических  и
                 других факторов,  а  также  закономерностей  взаимодействия
                 общества с природной средой в целях реализации оптимального
                 управления.
              3) Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования  функций
                 и полномочий каждого из должностных лиц, что  крайне  важно
                 для  правильного  подбора   и   расстановки   муниципальных
                 служащих в соответствии с их профессиональной подготовкой и
                 опытом работы, а также разработки организационных  структур
                 управления в соответствии с объективными функциями.
              4) Принцип научности заключается в применении научных  методов
                 и средств сбора, обработки, обобщения и анализа  информации
                 о состоянии объекта управления; её обработки с  применением
                 количественных методов на базе  ЭВМ;  выявлении  актуальных
                 проблем, формировании приоритетных целей, постановке задач,
                 определении эффективных способов и средств их решения.
              5) Принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи
                 управления должны достигаться  при  наименьших  финансовых,
                 ресурсных  (силах  и  средствах)  и   временных   затратах.
                 Управление   должно   быть   оптимальным.    Рациональность
                 управления базируется  на  разработке  научно  обоснованных
                 вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего.
              6) В тесной связи с принципом рациональности находится принцип
                 ответственности   субъектов   исполнительной   власти    за
                 результаты работы в целом. Это  обеспечивается  нормативно-
                 правовым   закреплением   полномочий,    задач,    функций,
                 структуры, форм и методов работы.
              7)  Принцип  единоначалия  заключается  в  том,  что   вопросы
                 текущего  оперативного  управления   осуществляются   путём
                 единоначалия,  например,   принятие   распоряжений   главой
                 администрации муниципального образования.
              8) Особую роль в муниципальном управлении  отводится  принципу
                 отраслевого управления. В соответствии с  ним  для  решения
                 определённой группы задач  образуются  целевые   структуры,
                 специальные органы и аппараты. Отраслевой принцип позволяет
                 оперативно  проводить   единую   управленческую   политику,
                 рационально и оперативно использовать силы и средства.
              9) Принцип двойного подчинения  обеспечивает  сочетание  начал
                 централизации  в  руководстве  с  учётом  местных   условий
                 (например, управление муниципальной милицией).
      Организационные принципы закрепляются в уставах  субъектов  Российской
Федерации[16].
      Процесс управления включает в себя  несколько  этапов:  целеполагание,
оценка ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.
      По  характеру  взаимодействия  названных  этапов  процессы  управления
подразделяют на несколько типов:
                     1.  Если  осуществление  этапов  происходит  в  строгой
                        последовательности и есть достаточная определенность
                        по всем этапам процесса управления и  уверенность  в
                        их  осуществлении,  то  такой   процесс   управления
                        относится  к  линейному  типу:  цели  –  ситуация  –
                        проблема – решение.
                     2. Если при  выполнении  какого-либо  этапа  предыдущий
                        нуждается в корректировке и она вносится, то процесс
                        управления называется корректирующим.
                     3. Когда нет возможности выделить  главную  проблему  и
                        принять   единственное   решение,    тип    процесса
                        управления характеризуется как разветвленный.
                     4. Если цель формируется  в  условиях  неопределенности
                        как предварительная, на первое место выходит  задача
                        анализа  ситуации,  процесс  в  этом  случае   носит
                        название ситуационного.
                     5.  Если  приходится  непрерывно  уточнять  ситуацию  и
                        корректировать проблему, процесс может  быть  назван
                        поисковым.
      Особенности принятия решения в органах муниципального управления:
            1. Преобладание стратегических решений социальной направленности
               как   директивных   актов,   направляющих,   организующих   и
               мотивирующих  коллективные  действия  людей  для   достижения
               стратегических целей.

               Стратегические    решения    должны    быть    обоснованными,
               своевременными,  экономичными  и  приниматься  по   следующей
               технологии: выявление проблемы, обоснование общей  концепции,
               выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.
            2.   Наличие   у   управленцев   умения    выявить    зарождение
               стратегических противоречий города, региона.
            3. Необходимость уметь  выделить  из  огромного  числа  вопросов
               узловые.   Для   специалистов    муниципального    управления
               складывается, как правило, две  ситуации.  Первая  связана  с
               возможностью постоянно и внимательно следить за  ситуацией  и
               своевременно подготавливать  стратегические  решения.  Вторая
               ситуация  возникает  неожиданно  под  воздействием  изменений
               внешней среды, и решение в таком случае делится  на  принятие
               неотложных мер и действий стратегического характера.
            4. Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.

      Итак мы рассмотрели понятие местного  самоуправления,  его  функции  и
организационные принципы, выделили типы управления в зависимости  от  этапов
управленческой   деятельности,   охарактеризовали    особенности    принятия
управленческих решений в органах муниципального  образования.  Муниципальное
управление имеет важное значение  в  настоящее  время.  Его  цели  и  задачи
определяются исходя из  интересов  местного  населения.  Функции  управления
различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от  своевременности
и   качества   принимаемых   управленческих   решений.    Соблюдение    всех
организационных  принципов  позволит  повысить   рациональность,   гибкость,
плавность,  эффективность  управленческой  деятельности,  применение   новых
методов  управления.   В   настоящее   время   значительно   возросла   роль
стратегического управления, которая облегчает управленческую деятельность.
§ 2. Процесс принятия управленческих решений

      Основанием  для  подготовки   и   принятия   полномочными   субъектами
управленческих решений являются[17]:
      1) Необходимость исполнения предписаний вышестоящих  органов  (органов
         государственной власти и местного самоуправления);
      2)   Необходимость   осуществления   собственной    исполнительно    –
         распорядительной  деятельности,  вытекающей  из  задач  и   функций
         исполнительных   органов   местного   самоуправления   на   основе:
         квартальных   планов   нормотворческой   деятельности;    поручений
         руководителя  или  его   заместителей;   инициативы   руководителей
         структурных    подразделений     исполнительного     органа     или
         подведомственных   предприятий   (учреждений);   исполнения   ранее
         принятых решений полномочных субъектов.
      Функции руководителей и аппарата управления по организации  разработки
решения  заключаются  в  управлении  общим  процессом   выработки   решений;
определении сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе  критериев
оценки   решений;   окончательном   выборе    решения;    организации    его
исполнения[18].  При  необходимости  выбирается  управленческая   стратегия,
которая всегда предлагает  ответить  на  вопросы  целесообразности  принятия
управленческого решения в той или иной ситуации[19].
      Сущность управленческих решений[20]:
           1. Организационная - состоит  в  том,  что  к  их  разработке  и
              реализации   привлекается   персонал   организации.   Значит,
              необходимо    сформировать     работоспособный     коллектив,
              разработать  инструкции,  наделить  работников  полномочиями,
              определить их права и обязанности,  ответственность  и  формы
              контроля, выделить ресурсы и  скоординировать  весь  процесс.
              Это  самая  существенная  часть   получения   управленческого
              решения.
           2.  Технологическая  -  проявляется  в  возможности  обеспечения
              процесса  разработки  решений  техническими,  информационными
              средствами.  Устаревшая,  неполная   информация,   отсутствие
              вычислительных   средств   не   дают   возможности    принять
              качественные решения.
           3.  Правовая  -  состоит  в  необходимости  точного   соблюдения
              законодательных актов, обязательств, уставов и т.д.
      Собрав и изучив необходимые материалы (в том числе, ранее изданные  по
какому-либо  вопросу  решения),  определив  цель  принятия   управленческого
решения, исполнитель приступает к подготовке его проекта.
      Для  процедуры  разработки  управленческого  решения  руководителю   и
аппарату управления необходимо осуществить следующие действия:
           1. Оформить документацию о начале выполнения работ  с  указанием
              конкретного  задания,  состава  персонала   и   системы   его
              подчинения, времени исполнения решений, промежуточных  этапов
              контроля и размера выделяемых ресурсов.
           2. Разработчикам решения  разъяснить  права,  ответственность  и
              полномочия; содержание организационных  документов  о  начале
              выполнения работ по разработке решения.
           3. Обсудить с разработчиками  неучтенные  детали  для  успешного
              выполнения работ. Акцентировать внимание на важности  задания
              и значении его качественного исполнения.
           4. Установить соответствие решения действующему законодательству
              и уставным документам организации.
      После вышеперечисленных  этапов  управленческое  решение  принимается.
Следующим  этапом  является  его  реализация,  которая  представляет   собой
совокупность мероприятий, направленных на достижение установленных  целей  и
сроков.
      Процедуры организации выполнения управленческого  решения  включают  в
себя  оформление  необходимой  документации,  разъяснение  исполнителям   их
полномочий  и  сущности  задачи,  организацию   контроля   за   реализацией,
мотивационной и при необходимости – поощрительной деятельности.
      Основные формы реализации управленческих решений[21]:
           1. Предписание - официальное извещение какому-либо  должностному
              лицу  об  обязательном  выполнении  приведенного  решения   в
              установленный срок.
           2.  Деловая  беседа  -  специально  организованная   встреча   с
              подчиненным,  группой  подчиненных  для  обмена  мнениями  по
              заранее оговоренной теме, актуальной для организации.
           3. Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с  целью
              добиться  у  подчиненных  требуемых   прочных   взглядов   по
              содержанию управленческого решения для его выполнения.
           4. Разъяснение -  деловая  беседа,  проводимая  руководителем  с
              целью объяснить, сделать более  понятным  суть  и  содержание
              управленческого решения.
           5. Принуждение -  деловая  беседа,  проводимая  руководителем  с
              целью осознанно заставить работника выполнить  решение  путем
              угроз или повышенного вознаграждения.
           6. Наставление -  деловая  беседа,  проводимая  руководителем  с
              целью  научить,  передать  опыт  для   успешного   выполнения
              решения.
           7. Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с  целью
              передачи   дополнительной   информации,    необходимой    для
              выполнения решения.
           8. Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем  с  целью
              дать новые знания или информацию для выполнения решений.
           9. Совет - деловая  беседа,  проводимая  руководителем  с  целью
              поделиться собственными взглядами на выполнение решений.
          10.  Тренинг  -   специально   организованная   деятельность   по
              разработке и реализации решений, в ходе которой  закрепляются
              навыки разработки решений.
          11.  Совещание  -   коллективная   деловая   беседа,   проводимая
              руководителем с целью оперативного доведения  до  подчиненных
              конкретных  задач;  это  форма  использования   коллективного
              разума, обмена информацией и опытом.
          12.   Заседание  -  узкопрофессиональное  совещание  для  решения
              организационных задач.
          13. Отчет  -  сообщение  специалиста  о  результатах  проделанной
              работы по выполнению решения.
          14.  Деловое  слово  -  твердое  решение   руководителя,   данное
              подчиненным в устной форме.
      Информационное   обеспечение    -    важнейший    элемент    успешного
функционирования  аппарата   управления   и   процесса   принятия   решений.
Содержание    информационных    сообщений     определяется     потребностями
управленческих звеньев и сущностью вырабатываемых  решений.  Информация  для
принятия  решений  должна  отвечать  таким  требованиям,  как  краткость   и
четкость   формулировок,    своевременность    поступления,    точность    и
достоверность и т.д.
      Язык и стиль управленческих решений (служебных документов) заключается
в том, что все  документы  составляются  официальным,  литературным  языком.
Рекомендации:
         . Недопустимость употребления неологизмов, ненормативной  лексики,
           местных диалектов, метафор, преувеличений (гипербол), сравнений.
         . Когда приходится составлять документы с  множеством  технических
           терминов,  используются  специальные   термины,   но   их   надо
           расшифровывать, а название терминов написать вплоть до  печатных
           букв.
         . Если употребляются аббревиатуры, то первый раз  в  документе  ее
           надо   расшифровывать.   Также,   аббревиатура    должна    быть
           благозвучной.
      Мы рассмотрели основания для принятия управленческих решений,  функции
принимающих  субъектов,  основные  этапы  и  формы  разработки,  принятия  и
осуществления управленческих решений, их сущность и требования к изложению.
      Принятие управленческих решений – достаточно сложный  и  ответственный
процесс, включающий несколько этапов, занимающий,  порой,  много  времени  и
требующий создания специальных служб. Так например, выборочные  исследования
показывают, что 70 - 80% времени работников аппарата управления  расходуется
на подготовку,  принятие  и  выполнение  собственных,  а  также  поступивших
сверху решений. Важным является и  организация  информационной  оснащенности
процесса принятия управленческих решений.


         III. Заключение

      Основное требование к муниципальному управлению – его эффективность  в
достижении целей, реализации функций и задач. Выполнение данного  требования
зависит    от    целесообразности,     своевременности,     содержательности
управленческих  решений,  которые  являются   важнейшим   связующим   звеном
процесса управления.
      По   свое   содержательности   управленческие    решения    достаточно
разнообразны. Одно и  то  же  решение  может  классифицироваться  по  разным
признакам.  Тем  не  менее  каждое  из  них  должно  всесторонне  охватывать
соответствующую ему  ситуацию  для  ее  своевременного,  полного  и  точного
анализа и разрешения.
      Главный недостаток в  управленческой  деятельности  -  это  не  плохое
решение, а отсутствие  решения.  Выделим  следующие  причины  некачественных
решений: значительный объем принимаемых решений, что не позволяет каждое  из
них  тщательно  разрабатывать  и   обосновывать;   несогласованность   вновь
принимаемых  решений  с  ранее   принятыми,   что   вызывает   дублирование,
рассогласование действий и конфликтность; принятие  «расплывчатых»  решений,
не  носящих  конкретного  содержания,  отражающих  только  общую  установку:
обратить внимание, повысить,  принять  необходимые  меры  (таких  решений  в
практике управления до  10  %);  недостаточное  информационное  обеспечение,
следствием чего является выработка слабых  решений,  реализация  которых  не
снимет сути той или иной проблемы.
      Субъекты, принимающие управленческие решения, должны ориентироваться в
главных  организационных  предпосылках,  которые   могут   помочь   повысить
качество  решений,  тем   самым   способствовать   повышению   эффективности
управления в целом.
      Чтобы обеспечить эффективность процесса разработки и принятия решений,
предлагаются следующие рекомендации:
         . люди предпочитают не брать на себя ответственность  добровольно,
           и этого ждать от них не следует;
         . нельзя пускать на самотек процессы согласования на всех  этапах,
           включая совещания и заседания;
         . нельзя  во  всем  полагаться  на  память,  многое  рекомендуется
           фиксировать в записной книжке или иных материальных носителях;
         . необходимо осваивать и пополнять  знания  по  теории  разработки
           управленческих решений.
      Важную   проблему    составляет    низкая    мотивация    исполнителей
управленческого  решения.  Для  решения  этого  вопроса  в  настоящее  время
рекомендуется   своевременно   доводить   решения   до   исполнителей    для
предупреждения потери принятым управленческим решением  своей  актуальности;
повысить  мотивацию  через  расширение  привлечения  населения   территорий,
городов и районов к  разработке  концепций,  парадигм,  ключевых  положений,
стратегий, а не только путем  согласования  с  ним  сформированных  решений;
формировать  общественное  мнение  по  проблемам  через  средства   массовой
информации, проводить конференции, семинары, симпозиумы;  создавать  системы
кадрового  обеспечения  реализации  решений;  организовывать   контроль   за
исполнением  решения,  что  позволит  руководству  города,  района   вносить
своевременно необходимые коррективы. Правильным на все времена решение  быть
не может, так как любая социально-экономическая система движется во  времени
и пространстве, меняется ситуация внутри нее.  В  новой  ситуации  возникают
иные  проблемы,  стратегический  курс  корректируется,   принимается   новое
решение. Так начинается очередной управленческий  цикл.  Поэтому  необходимо
стремиться к гибкости управления и принятия управленческих решений.
      На эффективность управленческих решений значительное влияние оказывает
информационное обеспечение, которое должно  быть  комплексным  и  охватывать
весь процесс принятия решений.
      Важная роль также принадлежит  системе  планирования.  Распространение
данного  процесса  на  все  уровни   управления   гарантирует   прозрачность
деятельности    подразделений,    позволяет    установить     характеристики
результативности работы. Планы должны лечь в основу  оперативных  совещаний,
оценки  деятельности  подразделений  и  их  руководителей,  анализа   объема
исполняемых функций, эффективности использования бюджетных средств и т. д.
      Поэтому необходимым является  повышение  эффективности  управленческих
решений, что является главной предпосылкой рационального управления.

          IV. Список использованной литературы

        I. Нормативная литература
   1. Конституция РФ. М.; 1993. 59 с.
   2. ФЗ РФ  «Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в
      Российской Федерации». Собрание законодательства Российской федерации.
      1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917;  1996.  №  49.  Ст.  5500;
      1997. № 12. Ст. 1378; 2000. № 32. Ст. 3330.
   3.  ФЗ  РФ  «Об  основах  муниципальной  службы  в  РФ».  Комментарий   к
      Федеральному закону «Об  основах  муниципальной  службы  в  Российской
      Федерации» /Рук. Авт. Кол., отв. ред. проф. В.И.Шкатулла. – М.: ИНФРА-
      М, 2001. – 463 с.
   4. Закон  РФ  «О  порядке  назначения  на  должность  и  освобождения  от
      должности глав краевой,  областной,  автономной  области,  автономного
      округа, города федерального значения, районной, городской, районной  в
      городе, поселке, сельской администрации» от 01.04.1993 г. № 4733  –  1
      (ред. от 28.08.1995 г.).
   5. Европейская хартия местного самоуправления. Местное  самоуправления  в
      Российской  Федерации.  Сборник  нормативных   правовых   актов.   М.:
      Юридическая литература, 1998. С. 7-13.

       II. Учебная литература
                    1. Амстронг М. Основы менеджмента. Ростов н/Д.:  Феникс,
                       1998. С.410 - 417.
                    2.  Анализ  и  обоснование  хозяйственных  решений.  М.:
                       Финансы и статистика, 1991.
                    3.   Глущенко    В.В.,    Глущенко    И.И.    Разработка
                       управленческого решения. Железнодорожный  :  ТОО  НПЦ
                       'Крылья', 1997.
                    4. Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка  управленческих
                       решений: Учеб. пособие. М.: ИИК 'Калита', 2000.
                    5. Карданская  Н.Л.  Принятие  управленческого  решения:
                       Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
                    6. Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское  муниципальное
                       право:  Учебное  пособие.   –   Владивосток:   Изд-во
                       Дальневост. ун-та, 1997. – 344 с.
                    7. Кричевский Р.Л. Если вы  -  руководитель.  М.:  Дело,
                       1996. С.183 - 192.
                    8.  Кутафин  О.Е.,  Фадеев.  В.И   Муниципальное   право
                       Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1997.  –
                       428 с.
                    9. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений.  М.:
                       Наука, 1979.
                   10.  Ларичев  О.И.,  Мошкович  Е.М.  Качественные  методы
                       принятия  решений.  Вербальный  анализ  решений.  М.:
                       Наука, 1996.
                   11. Лебедева О.Т., Каньковская А.Р.  Основы  менеджмента:
                       Учеб. пособие. СПб.: МиМ, 1998. С.165 - 178.
                   12.  Лескин  А.А.,   Мальцев   В.Н.   Системы   поддержки
                       управленческих    и    проектных     решений.     Л.:
                       Машиностроение, 1990.
                   13.  Литвак  Б.Г.  Управленческие  решения.  М.:   ТАНДЕМ
                       'Экмос', 1998.
                   14.  Мандрица  В.М.,  Касьянов   В.В.   Правовые   основы
                       управления: Учебное пособие.  Ростов  н/Д:  «Феникс»,
                       2002. – 480 с. (Серия «Учебники и учебные пособия»).
                   15. Матвеев  Л.А.  Системы  поддержки  принятия  решений:
                       Учеб. пособие. СПб.: Спец. литер., 1993.
                   16. Муниципальное право: Вопросы и ответы/Под ред.  проф.
                       А.И. Коваленко. – М.: Новый Юрист,  1998.  –  160  с.
                       (Серия «Подготовка к экзамену»).
                   17.   Никольский   А.А.   и   др.   Технология   принятия
                       управленческих решений. М.: МГАГП, 1998.
                   18.  Общий и социальный менеджмент: Учеб. пособие  /  Под
                       общ. ред. А.А. Гапоненко. М.: РАГС,1997. Ч. 2. С.14 -
                       25.
                   19.  Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов /  Науч.
                       ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 1997. С.214 - 242.
                   20. Ременников В.В. Разработка  управленческого  решения:
                       Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
                   21.   Самоуправление   в   Российской   Федерации.    Сб.
                       Федеральных законов с комментариями. М.; 1998.
                 25.  Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г.  Лапусты
                     .  М.:ИНФРА-М,  1996.  С.529.  38.  Теория  выбора   и
                     принятия решений: Учеб. пособие. М.: Наука, 1982.
                   22. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учеб.
                       для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000.
                   23. Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие.
                       – М.: ИНФРА-М, 2001.  –  183  с.  –  (Серия  «Вопрос-
                       ответ»).
                   24. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений.  /
                       Тюмен. гос. ун-т. Тюмень, 1999.
                 25. Акулов В., Рудаков  М.  Особенности  принятия  решений
                     субъектом  стратегического  менеджмента.  //  Проблемы
                     теории и практики управления. 1999. №3.
                 26. Гельман В.Я. Региональная власть в современной России:
                     институты,   режимы,   практики.    //    Политические
                     исследования. Февраль 2000 № 2.
                 27. Лаптева  Л.Е.  региональное  и  местное  управление  в
                     России (втор. пол. XIX в.) – М.: Издательство Академии
                     правового института при ИГП РАН; 1998. – 151 с.
                 28.   Новикова   Лидия,   Сиземская   Ирина.   Власть    и
                     самоуправление в «зеркале заднего  вида».  //  Власть.
                     1998. №8 – 9. С. 99 – 104.
                 29.   Попов   А.В.   Административно   –   территориальное
                     управление и  новая  политическая  роль  регионов.  //
                     Социально – гуманитарное знание. 2000. № 5.
                 30. Попов А.В. О проблемах становления региональных систем
                     управления. // Социально – гуманитарное знание.  2000.
                     № 3, 4.
                 31. Попов  А.В.  Специфика  самоуправления  –  в  единстве
                     государственного  и  муниципального   управления.   //
                     Социально – гуманитарное знание. 2001. № 2,3.
                 32.    Шуменкова     Н.В.     муниципальный     менеджмент
                     (Методологические   подходы   к   преподаванию).    //
                     Социально – гуманитарное знание. 1998. № 4.

-----------------------
[1] Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления: Учебное
пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 480 с.; Ларичев О.И. Наука и
искусство принятия решений. М.; 1979.
[2] Ларичев О.И. Hаука и искусство пpинятия решений. – М.; 79.

[3] Кузнецова Л.А. разработка управленческого решения: Учеб. пособие. –
Челябинск; 2001. 70 с.
[4] Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления: Учебное
пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 480 с.
[5] Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник. – М.; 2000.
[6] Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для  вузов.  М.:
ЮНИТИ, 1999.
[7] Шуменкова Н.В. \ Социально – гуманитарное знание. 1998. № 5.
[8] СЗ РФ, 1995, № 35, ст. 3506; 1996, № 17,  ст.  1917;  1996,  №  49,  ст.
5500; 1997, № 12, ст. 1378; 2000, № 32, ст. 3330.
[9] Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учеб. для вузов.

М.: ЮНИТИ, 2000.
[10] Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. А.А.  Радугин.
М.: Центр, 1997. С.214 - 242.

[11] Серия Европейских договоров № 122. Страсбург, Совет Европы, Отдел
изданий и документов. ISBN № 92-871-0804-8. Май 1990.
[12] Четвериков В.С. Муниципальное право: Учеб. пособие. – М.; 2001.
[13] Мандрица В.М. Юридический менеджмент. – Ростов н/Д.; 97.
[14] Иванов А.И., Малявина А.В.  Разработка  управленческих  решений:  Учеб.
пособие. М.: ИИК 'Калита', 2000.
[15] Коваленко А.И. Муниципальное право: Вопросы и ответы. – М.; 98.
[16] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506;
1996. № 17. Ст. 1917;  1996. № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000. №
32. Ст. 3330.
[17] Анализ и обоснование хозяйственных решений. М.: Финансы  и  статистика,
1991.
[18] Мандрица  В.М.,  Касьянов  В.В.  правовые  основы  управления:  Учебное
пособие. Ростов н/Д; 2002. – 480 с.
[19]  Акулов  В.,  Рудаков  М.  Особенности   принятия   решений   субъектом
стратегического  менеджмента//  Международный  журнал  (Проблемы  теории   и
практики управления) – 1999-№3.
[20]Ременников В.В. Разработка управленческого решения:  Учеб.  пособие  для
вузов. М.; 2000.

[21] Ларичев О.И.,  Мошкович  Е.М.  Качественные  методы  принятия  решений.
Вербальный анализ решений. М.: Наука, 1996.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru