Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Сергей Сергеевич Прокофьев (Доклад)

Работа из раздела: «Музыка»
                              Сергей Сергеевич
                                  Прокофьев

                                   Доклад
                                  по музыке
                            ученика 7 «И» класса
                              средней школы №30
                               Гайланс Максима



   Прокофьев Сергей Сергеевич – выдающийся советский  композитор,  пианист,
дирижёр.  Народный  артист  РСФСР   (1947).   Родился   в   селе   Сонцовка
Екатеринославской губернии в семье агронома. Уже в раннем детстве обнаружил
выдающееся музыкальное дарование. С 5 лет обучался игре на  фортепиано  под
руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. В 1902-1903  году  брал
уроки у Р. М. Глиэра. В 1904 году поступил в  Петербургскую  консерваторию,
которую окончил в 1909 году по классу композиции А.  К.  Лядова  (занимался
также у Н. А. Римского-Корсакова и Я. Я.  Витола),  В  1914  –  по  классам
фортепиано у А. Н. Есиповой и дирижирования у Н. Н. Черепнина. С 1908  года
начал выступать как пианист с исполнением своих произведений в  Петербурге,
Москве, а позднее и за рубежом.
   Лучшие ранние произведения Прокофьева отличаются  острой  характерностью
музыкальных образов, то  дерзко-насмешливых,  то  темпераментно-волевых.  В
русской и мировой музыке тех лет искусство  Прокофьева  выделялось  молодой
энергией,   задором,         жизнерадостностью,   свежестью   и   обаянием.
Композитор  создал  свой  мужественно-импульсивный,  чеканный  фортепианный
стиль.  Прокофьев  увлекался   экстравагантными   сюжетами,   далёкими   от
современности,  остро-саркастическими   гротескными   образами,   лишёнными
реалистического  содержания;  музыка  его  была  порой  отмечена  нарочитой
гармонической жестокостью, изломанностью мелодии.
   В 1918-1932 Прокофьев жил за рубежом, сначала в США, а с  1921  года  во
Франции. В начале этого периода Прокофьев  создал  несколько  произведений,
задуманных ещё в  России  (3-й  фортепианный  концерт,  1921,  опера-сказка
«Любовь  к  трём  апельсинам»  по  К.  Гоцци,  1919,пост.1921,  и  др.).  В
дальнейшем Прокофьев пережил серьёзный творческий кризис, вызванный отрывом
от родной  страны.  В  его  произведениях  1923-1933  года  надуманность  и
изощрённость музыкального стиля (опера  «Огненный  ангел»  по  одноименному
роману В. Я. Брюсова (1927, на сцене не исполнялась,  как  и  ранняя  опера
«Маддалена», 1911); поставленные в Париже  балеты  «Стальной  скок»  (1925,
пост. 1927), «Блудный  сын»  (1928,  пост.  1929)  и  др.).  В  20-30-е  г.
Прокофьев  разъёзжал  по  многим  странам  мира  с  авторскими  концертами.
Выступая как пианист, Прокофьев покорял  слушателей  виртуозным  блеском  и
темпераментностью своего самобытного  исполнительского  искусства.  Большим
успехом сопровождались его выступления в бывшем СССР (с 1927 года).
    Ёёё    В 1932 году Прокофьев окончательно возвратился на родину. Тесная
связь с новой, советской  действительностью,  постоянное  сотрудничество  с
мастерами,  советской  литературы,  театра  и  кино  обогатили   творческую
деятельность  композитора  значительными  идеями,  благородными  этическими
замыслами. Прокофьев занял одно из почётных мест в ряду активных строителей
советской  музыкальной  культуры.  Композитор  с   увлечением   работал   в
излюбленной им области оперной и балетной музыки. Он создал  оперы:  «Семён
Котко» по повести «Я сын трудового  народа»  В.  П.  Катаева  (1939,  пост.
1940), «Обучение в монастыре» по комедии «Дуэнья» Р. Щедрина  (1940,  пост.
1946),  «Война  и  мир»  по  одноименному  роману  Л.  Н.  Толстого  (1942,
концертное исполнение 1944, пост. 1-й части  1946,  2-я  ред.  оперы  1953,
пост. 1955), и множество балетов. В эти же годы им был создан ряд кантатно-
ораториальных и других произведений.
               Поворот к подлинно реалистическому  искусству,  проникнутому
глубокой  человечностью,  лирической  одухотворённостью  и  драматизмом,  с
наибольшей силой сказался  в  таких  произведениях  Прокофьева,  как  балет
«Ромео  и  Джульетта»,  отмеченный  шекспировской  мощью  образов  и  ярким
реализмом  музыки,  явился  крупным  достижением  советского   и   мирового
балетного искусства.  Кантата  «Александр  Невский»  по-новому  раскрыла  в
музыке тему патриотизма русского  народа.  Русское  национальное  начало  с
большой силой и своеобразием  воплощено  также  и  в  других  произведениях
Прокофьева, посвящённых героическому прошлому России (музыка  к  кинофильму
«Иван  Грозный»,  опера  «Война  и  мир»),  темам  советской  современности
(кантата «Здравица», 1939),  образам  народной  сказки  (балеты  «Золушка»,
«Сказ о каменном  цветке»).  Человечность,  гуманистическая  направленность
искусства Прокофьева, живописная выразительность образов с большим обаянием
выражены в его музыке о детях и для детей  (симфоническая  сказка  «Петя  и
волк» для чтеца и оркестра, 1936, сюита «Зимний  костёр»  на  текст  С.  Я.
Маршака, 1949, фортепианный сборник «Детская музыка», 1935, ряд песен).
               Творчество Прокофьева оказало  заметное  влияние  на  многих
советских, а также  зарубежных  композиторов.  Его  произведения  постоянно
исполняются выдающимися пианистами, скрипачами,  симфоническими  оркестрами
во всех странах мира. Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка» с успехом идут
на многих сценах России и других стран.
                Творческое наследие Прокофьева включает св.130опусов, в том
числе 8 опер, 7 балетов, 7 кантат, 7 симфоний и  ряд  других  симфонических
сочинений  (сюиты,  увертюры  и  др.),  8  концертов,  14  сонат,  камерные
ансамбли, марши для духового оркестра, фортепианные пьесы, романсы,  песни,
хоры, театральную музыку и музыку к кинофильмам.

                                                                  25.10.1999

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru