Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Особенности студийной и концертной деятельности группы "The Beatles"

Работа из раздела: «Музыка»

/

Содержание

beatles мартин запись продюсирование

Введение

Глава 1. Концертная деятельность 'The Beatles'

1.1 Этапы творческого пути

1.2 Роль Брайана Эпстайна в развитии группы

Глава 2. Студийные записи 'The Beatles'

2.1 Синглы и альбомы группы

2.2 Роль Джорджа Мартина в продюсировании записей

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы. На сегодняшний день современникам группа 'The Beatles' известна как автор популярных ретро песен, таких как Yesterday, Let It Be, Help, Yellow Submarine и другие. Однако мало кто знает, что эта группа имела самый громкий успех в истории шоу бизнеса, который ни разу не был повторен. Каков же был этот успех и в чем его причины я попытаюсь изложить в настоящей курсовой.

Итак, в чем причина того, что четыре человека имели такой феноменальный успех, который перерос в настоящую национальную манию, тогда как никто другой такого успеха до них не имел? Может в удаче, может в гениальности, может в стечении обстоятельств или еще в чем-то?

Цель группы 'The Beatles' с самого начала их существования была очень проста - стать лучшей группой всех времен и народов. Джон Леннон после распада группы говорил, что именно вера в то, что 'The Beatles' лучшая группа в мире сделала их тем, кем они были, будь то лучшая рок-н-рольная группа, поп-группа или что угодно.

К тому же молодые Битлы уже имели представление, каким масштабным может быть успех на музыкальном поприще, на примере короля рок-н-ролла Элвиса Пресли. Элвис был вдохновителем Леннона-МакКартни в самом начале их творчества, о чем сами музыканты признавались, что если бы не было Элвиса, то не было и 'The Beatles'.

Никто из них не знает, что их назовут 'феноменом нашего столетия', 'музыкальным восьмым чудом света', и что они заслужат лестное высказывание известного британского критика Ричарда Бакла о том, что 'The Beatles' - лучшие композиторы-песенники со времён Бетховена.

Цель курсовой работы - проанализировать особенности студийной и концертной деятельность группы 'The Beatles'.

Задачи курсовой работы:

- определить феномен группы

- изучить роль Брайана Эпстайна и Джорджа Мартина в развитии группы

- раскрыть специфические особенности альбомов группы

- изучить роль творчества группы 'The Beatles' в развитии молодежной музыкальной культуры

Глава 1. Концертная деятельность 'The Beatles'

1.1 Этапы творческого пути

История собственно квартета 'The Beatles' охватывает восьмилетний период. Началом истории группы можно считать в 1957-м году, когда Джон Леннон познакомился с Полом Маккартни. Леннон уже тогда играл в собственной группе Quarryman. Маккартни присоединился к группе, а вскоре привел в нее гитариста Джорджа Харрисона. Почти сразу после этого в состав группы вошел давнишний приятель Леннона, Стюарт Сатклифф, игравший на бас-гитаре.

Привычное нам название группа получила только в 1960-м, а до этого коллектив назывался Johnny and The Moondog и Silver Beetles. В этом же году в группу был принят барабанщик Пит Бест.

Первым испытанием на прочность для молодой и, пока еще никому не известной группы стала семимесячная поездка в Гамбург, где они постоянно давали многочасовые концерты в одном из местных клубов. Их репертуар на тот момент состоял из песен Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли и других известных музыкантов в оригинальной интерпретации. После возвращения в Англию, музыканты играли в популярном клубе 'Cavern', что сделало их известными в родных местах.

Через некоторое время 'The Beatles' вновь уезжают в Гамбург, где состоялась их первая студийная запись в качестве аккомпанирующей группы. Впрочем, ценность она имеет скорее историческую, чем художественную. Из этой поездки музыканты вернулись без Сатклиффа, который остался работать в Гамбурге.

После ухода Сатклиффа из группы Харрисон стал лид-гитаристом, а Полу пришлось учиться играть на басу. Пели все трое в равной степени. А вернувшись в Ливерпуль, группа 'The Beatles' попалась на глаза хозяину музыкального магазина, Брайану Эпстайну. Творчество ливерпульской четверки произвело на него впечатление , и он решил стать менеджером группы. Эпстайн начал искать для ребят звукозаписывающую компанию. Получилось это у него не сразу, многие студии отказывались работать с малоизвестной группой. Это продолжалось до тех пор, пока Эпстайн не обратился к Джорджу Мартину, заведовавшему английским отделением EMI Parlofphone. Он оказался прозорливее своих коллег и заключил контракт с 'The Beatles'. Случилось это весной 1962 года.

Пока продолжались поиски звукозаписывающей компании, из группы ушел барабанщик, Пит Бест, а на его место был приглашен барабанщик из другой ливерпульской группы, Ринго Старр.

Итак, с приходом в 'The Beatles' нового барабанщика Ринго Старра сложился окончательный состав группы: ритм-гитара, вокал - Джон Леннон, бас-гитара, вокал - Пол МакКартни, соло-гитара, вокал - Джордж Харрисон, ударные инструменты, вокал - Ринго Старр.

11 сентября 'The Beatles' записали 'сорокапятку' 'Love Me Do' ('Люби меня') / P.S. 'I Love You' ('Я люблю тебя'), которая, начиная с 4 октября, 18 недель держалась на 17 месте в Британском хит-параде, составленном журналом 'Нью Мюзикал Экспресс'. Джордж Мартин был поражён такой популярностью пластинки. Он организовал новые записи ребят. С этого времени начинались регулярные выступления 'The Beatles' по радио и телевидению на севере страны.

1 ноября 'The Beatles' вновь отправились в Гамбург. Теперь им уже платили по шестьдесят марок в неделю на каждого. Но прилетели они всего на две недели. 'Им надо в Англии карьеру делать', - объяснил Эпстайн причину столь кратких гастролей немецким поклонникам группы.

Вернувшись домой, 'The Beatles' записали 26 ноября свой второй сингл 'Please, Please Me' ('Пожалуйста, обрадуй меня'), возглавивший с января 1963 года список лучших песен в хит-параде.

В это же самое время с помощью Джорджа Мартина Брайан Эпстайн знакомится с композитором и издателем музыкальной литературы Диком Джеймсом и даёт ему прослушать новые записи 'The Beatles'. Брайан рассказывает об этом так: 'Когда в комнате Джеймса послышались первые аккорды новой песни „Please, Please Me!', потрясённый Дик чуть-чуть не упал со стула. Когда песня кончилась, я его тихонько спросил, что он думает о ребятах. А он мне прямо ответил, что, по его мнению, песня выйдет на первое место по популярности'.

'Я прослушал запись и сказал, что это самая заводная вещь из всех, которые я когда-либо слышал', - вспоминает Джеймс.

Дик Джеймс, фантастически влюбившийся в 'The Beatles', помог ливерпульцам выступить в столичной телевизионной музыкальной передаче под названием 'Поздравляем с успехом!', транслировавшейся на всю Великобританию. Остается добавить, что Дик Джеймс стал впоследствии музыкальным издателем всех песен 'The Beatles', доходы с которых делились между ним и авторами поровну.

…И вот наступает 1963 год. 'The Beatles' и их команда в лице Брайана Эпстайна, Джорджа Мартина и Дика Джеймса уже вполне готовы штурмовать музыкальную Джомолунгму. До сих пор не перестаёт удивляться Джордж Мартин, впервые увидевший ансамбль, который всего за три месяца выступлений добился такого колоссального успеха. Дик Джеймс безоговорочно продолжает верить в талант группы, наконец-то улыбается Брайан Эпстайн. Он чувствует приближение времени всеобщего признания ансамбля. Но надо заручиться и рекламой.

Критик газеты 'Ливерпуль Эхо' Тони Барроу соглашается стать битловским пресс-агентом. Постепенно на страницах британской прессы начинают появляться материалы о ливерпульских музыкантах. А в самом Ливерпуле жителям - тезкам членов 'The Beatles' уже не дают спокойно спать поклонницы группы, умоляющие их о встрече. Популярность 'Please, Please Me!' продолжает расти. Многие фирмы грамзаписи просят разрешения на запись этой песни. Но Джордж Мартин неумолим - он отказывает всем.

Наконец, удаётся организовать большое турне по Великобритании. Во время каждого концерта, стоя за кулисами, Эпстайн и Мартин нервничают: а вдруг 'The Beatles' не смогут перенести такое напряжение, вдруг надежды, связанные с концертом, не оправдаются? Вдруг зрители останутся недовольны? Но вот турне, с каждым новым днем которого публика оказывает четвёрке всё более и более восторженный приём, заканчивается.

Конечно же, рождению популярности 'The Beatles' способствует их участие в телевизионной программе 'Поздравляем с успехом!' И теперь в Англии, окончательно оттеснив Клиффа Ричарда с первых позиций, на музыкальных вершинах появляются новые лидеры - ливерпульские группы.

После турне 'The Beatles' выпускают свой первый долгоиграющий диск-гигант 'Please, Please Me!', в который вошли песни с их первых двух синглов, а также некоторые другие песни, в том числе старый и давно исполняемый ими боевик 'Twist And Shout' ('Танцуй и веселись').

В апреле 1963 года появляется их третий сингл 'From Me To You' ('От меня тебе'), одноимённая песня с которого стала популярнейшей во всех радио- и телепрограммах Англии и впоследствии была признана лучшей песней года…

Нэйл Аспинолл, заведовавший аппаратурой 'The Beatles', вспоминал: 'За 5 недель гастролей я потерял 19 килограммов. Я почти ничего не ел и не спал. У меня просто не было времени!'

Кроме Нэйла, в команде у 'The Beatles' появился ещё один новичок - Мал Эванс, работавший ранее инженером по телесвязи и подрабатывавший одновременно вышибалой в 'Кэверн-клабе'. Когда 'The Beatles' предложили Эвансу стать постоянным членом их команды, тот с горячей признательностью согласился.

Обязанности Нэйла и Мала были распределены так: Мал отвечал за аппаратуру, Нэйл - за 'The Beatles' лично. Бывали и эксцессы. Говорят, что Брайан несколько раз собирался уволить не справлявшегося со своими обязанностями Мала Эванса, который потерял однажды гитару Леннона. Но всё обошлось. Эванс навсегда остался с 'The Beatles', а 'The Beatles' навсегда сохранили верного друга и помощника.

После того как в мае 1963 года молниеносно расходится пластинка 'Please, Please Me!', а в августе того же года 'The Beatles' выпускают четвёртый сингл 'She Loves You' ('Она любит тебя'), становится ясно, что в Англии вокруг 'The Beatles' назревает нечто такое, с чем страна никогда ещё за всю свою историю не сталкивалась.

Теперь Ливерпуль у всех на устах. Ещё бы! Ведь это город, где родились и выросли 'The Beatles'!

Уже с середины 1963 года, когда 'The Beatles' окончательно утвердились в Англии, Эпстайн стал подумывать об организации турне по США. Но ехать туда так, с бухты-барахты, конечно, было нельзя. В Америке была масса популярных певцов и групп, диктовавших моду на весь мир. К тому же ещё никогда ни один зарубежный певец не привлекал там к себе серьёзного внимания. Даже знаменитый Клифф Ричард на американском хит-параде сумел подняться лишь до четырнадцатого места. Поэтому Брайан, проанализировав всё это, прежде всего наладил контакты с некоторыми американскими граммофонными фирмами, которые взялись посредством пластинок и рекламы познакомить американцев с битлами.

Готовя свою команду к 'вторжению' в США, Брайан Эпстайн организовал ещё одну поездку в Европу - на этот раз во Францию. Вместе со знаменитыми Трини Лопез и Сильвией Вартан 'The Beatles' должны были выступить на сцене парижской 'Олимпии'.

Когда они были во Франции, позвонил Эпстайн из Нью-Йорка: сингл с записью песни 'I Want To Hold Your Hand' разошёлся в США в количестве 1,5 миллионов экземпляров и после трехнедельного пребывания в американском хит-параде вышел на первое место.

Итак, после довольно скромного приёма во Франции, битлов ждал триумф в США. Конечно, всё было не так просто, как кажется теперь, через много лет: приехали - и всё! Успех! Нет, конечно, нет.

Большую роль здесь сыграла реклама - хорошо продуманная и налаженная. Ещё за год до упомянутых событий в Америке были выпущены две пластинки, не принёсшие, однако, успеха. Но постоянное упоминание 'The Beatles' в европейской прессе привлекло к ним внимание таких американских колоссов массовой информации, как 'Лайф', 'Тайм', 'Ньюсуик', 'Нью-Йорк таймс', 'Лос-Анджелес таймс', 'Вашингтон пост' и других. Большой интерес проявили и телекомпании 'Би-Би-Си' и 'Си-Би-Эс'. Следует сказать, что во всех сообщениях о 'The Beatles' речь шла не столько о музыкантах, сколько о 'свежей новости' из их жизни. Конечно, Эпстайн воспользовался этой бесплатной рекламой и сумел убедить крупнейшую американскую фирму грамзаписи 'Кэпитол' потратить 50 тысяч долларов на рекламную кампанию.

По всем Соединённым Штатам было расклеено пять миллионов афиш, возвещавших о скором прибытии 'The Beatles'. Все радиостанции получили по экземпляру пластинок ансамбля, выпущенных в Англии, был распространён один миллион экземпляров специальной газеты, все четыре страницы которой были посвящены 'The Beatles'. На фотографии руководство самой 'Кэпитол' было в битловских париках и со значками 'Помогите рекламе 'The Beatles'. Даже если у кого-нибудь и существовали страхи и сомнения по поводу гастролей ливерпульцев, то они рассеялись по прибытии группы в Америку.

Первое публичное выступление в США ожидало группу в вашингтонском 'Колизеуме', где когда-то выступал и великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

На следующий день после приёма в посольстве 'The Beatles' покинули Вашингтон, чтобы выступить с двумя концертами в нью-йоркском 'Карнеги-холле'. По дороге в Нью-Йорк, на всём её протяжении, стояли люди с фотографиями и плакатами 'The Beatles', с флагами. Они кричали, прыгали, старались хотя бы дотронуться до автомобиля, в котором находилась четвёрка.

Что касается билетов на концерты, то они были проданы буквально за два часа. 6000 человек, в их числе и Нельсон Рокфеллер - король нефти, следили за выступлением 'The Beatles', сидя в зале, стены которого были обиты белым и красным бархатом, в том самом зале, на открытии которого дирижировал П.И. Чайковский. С верхнего яруса балкона свисает транспарант, на котором написано: The Beatles' - навсегда!' Чуть ниже - ещё один плакат: 'Мы вас любим!'.

Итак, первые выступления 'The Beatles' в Нью-Йорке и Вашингтоне прошли с таким успехом, что даже Сиду Бернстайну (одному из импрессарио битловского шоу по США), как он выразился ещё перед первым концертом в 'Карнеги-холле', пришлось отказать Дэвиду Найвину, Уильяму Зенкендорфу и Ширли Мак-Лейну (известные американские киноактеры), потому что у него просто не осталось ни одного лишнего билета.

Итак, теперь, после гастролей, можно было сказать: полный триумф! Двери в Америку были открыты настежь!

31 марта в топ-листе 100 лучших песен солидного американского музыкального журнала 'Биллбоард' битловские произведения получили 1, 2, 3, 4, 5, 16, 44, 49, 69, 78, 84 и 88 места. Из 100 лучших песен 12 написаны одними и теми же людьми, причём 5 их песен стоят на первых местах! Это № 1 - 'Can't Buy Me Love' ('Любовь нельзя купить'), № 2 - 'Twist and Shout' ('Танцуй и веселись'), № 3 - 'She Loves You' ('Она любит тебя'), № 4 - 'I Want To Hold Your Hand' ('Я хочу держать тебя за руку'), № 5 - 'Please, Please Me' ('Пожалуйста, обрадуй меня!').

Новые турне: Дания, Голландия, Гонконг, Австралия, Новая Зеландия (июнь). Заболевшего Ринго временно заменяет ударник Джимми Никол.

6 июля из-за премьеры битловского фильма 'A Hard Day's Night' закрывается уличное движение на знаменитой Пикадилли Сёркус. 10 июля - появление пластинки 'A Hard Day's Night'. 5 недель турне по США и Канаде. Дан 31 концерт в 24 городах Северной Америки (август - сентябрь). Британское турне совместно с известными тогда исполнителями - Мэри Уэллс, Томми Куикли, 'Зе Рэмо Фор', Майклом Хэсланом, 'Зе Растикс' и Бобом Рейном (октябрь - ноябрь). Появление нового альбома 'Beatles For Sale' ('The Beatles' для распродажи') и пяти дисков меньшего (ЕР) формата (ноябрь). Рождественская программа на Британском телевидении.

В начале июля 1965 года официальным Лондоном было объявлено, что 'за выдающиеся заслуги в области культуры' и 'за свой вклад в британскую экономику' 'The Beatles' будут награждены орденом Британской Империи ('М.В.Е.' - 'Member Of British Empire'). На оборотной стороне ордена начертано - 'V.I.P.' - 'Very Important Personality' - 'Наиболее Высокочтимые Персоны' (или Граждане). Тем самым четвёрка становилась на уровень пэров и лордов страны.

С конца июня по первые числа июля 1965 года ливерпульцы посещают с гастролями Францию, Италию, Испанию, а в августе пересекают США с востока на запад. Наиболее значительный концерт они дают в Нью-Йорке на Shea Stadium (Шиа Стэдиум). В присутствии более 56 тысяч зрителей (это только официальные данные) и 1300 полицейских! Тогда это был рекорд посещаемости. 'The Beatles' играли полчаса и исполнили 12 песен. Каждая секунда их выступления стоила почти сотню долларов. 'Наш доход составил 304 тысячи долларов, и это было рекордом шоу-бизнеса. Группа получила из них 160 тысяч, - рассказывал Сид Бернстайн, организатор этого турне.

1 мая 1966 года битлы дали концерт на лондонском стадионе 'Уэмбли'. Это был их последний публичный концерт в Великобритании.

В конце июня группа предприняла последнюю поездку в ФРГ - Мюнхен, Эссен, Гамбург. Битломания здесь бушевала сильней, чем в Англии: вновь баррикады у отелей, где проживали ливерпульцы, вновь штурм залов, где они выступали, побеги через 'чёрные' ходы…

Прямо из ФРГ 'The Beatles' вылетели в Японию и уже 30 июня в токийском 'Будо-Холле' дали первый концерт. Японцы поразили ливерпульцев своей осведомлённостью о 'The Beatles': в обыкновенных концертных программах, кроме обычной информации, давалось содержание каждой песни и её место на хит-параде. Копию такой программки Брайан держал в качестве показательной.

3 июля битлы вылетели на Филиппины, где на следующий день дали концерт в Маниле, на котором присутствовали 100 тысяч человек. Рекорд!

Незадолго до последней поездки в Америку разразился громкий скандал в связи с известным заявлением Леннона, сделанным им во время его интервью лондонской газете 'Ивнинг стандард'. Джон тогда сказал: 'Христианство уйдёт. Оно усохнет и исчезнет. Я в этом не сомневаюсь, и будущее это докажет. Мы сейчас популярнее, чем Иисус Христос. Возможно, Иисус был парнем что надо, но его последователи глупы и заурядны. Их искажения всё портят'.

Это заявление вызвало бурю. Имя 'The Beatles' было предано анафеме. Особенно 'бушевал' американский Юг. На огромных кострах (совсем как в средневековой Европе или фашистской Германии), полыхавших тогда по всем Соединенным Штатам, сжигалось всё, что было связано с именем ливерпульской четвёрки. Сколько было сожжено тогда пластинок, журналов, книг и газет, - сосчитать невозможно. Многие радиостанции в США, Франции, Испании, ЮАР прекратили транслировать в своих программах музыку 'The Beatles' . Расисты из ку-клукс-клана объявили против четвёрки крестовый поход и сожгли в нескольких штатах местные радиостанции и чучела битлов. Эта фанатическая кампания не утихла даже после того, когда словно бы в насмешку 'всемогущий' хватил 'громом небесным' радиостанцию, агрессивнее других настроенную по отношению к битлам.

'Мелоди мейкер', комментируя происходящие события, писала, что бурная реакция общественности только подтвердила слова Леннона о том, что 'последователи Иисуса слегка туповаты'. Как бы там ни было, всё это ставило под угрозу предстоящую поездку 'The Beatles' в США. Да и сам Эпстайн вначале вообще решил отложить турне группы. Но это означало уплату громадной неустойки, выражавшейся в семизначной цифре, и поэтому Брайану пришлось специально вылететь в Америку, чтобы публично заявить, что слова Леннона были истолкованы неверно. Выступил и сам Джон, заявив, что его неправильно поняли.

Турне состоялось, и оно было весьма успешным. Концерты были даны в четырнадцати городах, всюду повторялось то, что стало уже естественным и привычным - битломания. Но никто не мог предположить, что их нынешнее турне по США окажется последним, а концерт ансамбля 29 августа 1966 года в Сан-Франциско на стадионе 'Кэндэлстик парк' вообще окажется последним публичным выступлением 'The Beatles'.

Никто из 31000 зрителей и не подозревал, что стал очевидцем знаменитого концерта, - концерта, который вошёл в историю, как последний концерт 'The Beatles'.

После возвращения 'The Beatles' из триумфального турне по Соединенным Штатам в Англию прокатилась волна слухов о том, что 'The Beatles' распадаются. Вскоре сами битлы объявили, что с гастролями покончено.

1.2 Роль Брайана Эпстайна в развитии группы

Брайан Эпстайн, будущий менеджер 'The Beatles', родился на шесть лет раньше Джона Леннона в обеспеченной еврейской семье, занимавшейся продажей мебели и владевшей магазином музыкальных инструментов.

Учился Брайан в привилегированной школе для детей богатых родителей. Работал в семейном магазине в Ливерпуле. Вскоре его призывают в армию. Однако вскоре его демобилизовали как 'физически и эмоционально непригодного'.

Поработав недолго в магазине своего отца, он, к великому ужасу родителей, решил стать актёром. С успехом выдержав острую конкуренцию во время приёмных экзаменов, Брайан поступает в Королевскую Академию драматического искусства. В академии Эпстайн также пробыл недолго.

Через три года он возвращается к родителям и начинает работать в магазине грампластинок. Здесь он с наилучшей стороны проявляет свои прекрасные организаторские способности, благодаря чему вскоре становится руководителем лучшего магазина грампластинок в Северной Англии. Но осенью 1961 года старое и знакомое чувство скуки и неудовлетворенности вновь стало овладевать им.

И вот тогда произошло то, что мы называем 'Его Величество Случай' -

наступил тот самый день, с которого, собственно, и началась эра тех 'The Beatles', которых мы знаем.

В субботу, 28 октября 1961 года, в три часа дня в магазин грампластинок 'Н.Е.М.С.', принадлежавшем Брайану Эпстайну, вошёл молодой человек в чёрной кожаной куртке по имени Курт Раймонд Джонс и, обратившись к хозяину, спросил пластинку 'My Bonnie' ансамбля 'The Beatles', выпущенную в ФРГ. Эпстайн гордился тем, что его музыкальный магазин был лучшим в Ливерпуле. Поэтому он очень удивился, что люди ищут пластинку, о которой он ничего не знает. Ещё больше он поразился, узнав, что 'The Beatles' - из его города. И Брайан спросил у себя в магазине, не слышал ли кто-нибудь об этой группе. Ему ответили, что неужели мистер Эпстайн не знает этих непричёсанных и неаккуратных парней, они же почти каждый день заходят к вам в магазин, рассматривают пластинки, но ничего не покупают.

Его внимание к клиенту просто поражает: если хоть один человек заинтересовался пластинкой, она должна быть в его магазине. И он готов был достать её из-под земли.

Узнав, что группа выступает в 'Кэверн-клабе', находящемся неподалёку от его дома, Брайан направился туда.

'The Beatles' не произвели на него большого впечатления, до вершин мастерства им было ещё далеко. Но Брайану Эпсайну понравился их темперамент, манера исполнения и простые, но жизнерадостные песни.

Вот как описывает сам Эпстайн посещение 'Кэверн-клаба': 'Там было темно, сыро и душно, и я тут же пожалел о своём решении. Грохот стоял ужасный. Усилители извергали преимущественно американские боевики. Потом на сцене появились 'The Beatles'. Они выглядели не слишком аккуратно. Во время игры они курили, ели, болтали между собой. Они делали всё, что им вздумается, вели себя так, будто хотят ударить один другого. Иногда поворачивались спиной к зрителям, кричали на них, хохотали над собственными шутками. Но всё это отступало перед будоражащим действием, которое они оказывали на публику. Казалось, они обладают каким-то особым магнетизмом. Я был просто очарован ими'.

После концерта Брайан зашёл к битлам за кулисы. Он объяснил причину своего визита и добавил, что был очень заинтересован их пластинкой. Джордж позвал ребят, и они вместе сели послушать 'My Bonnie'.

Как бы там ни было, но уже после прослушивания пластинки он решил во что бы то ни стало заключить соглашение с 'The Beatles'. При второй встрече Эпстайн рассказал ребятам о своём намерении, и те, после некоторого раздумья, согласились.

Итак, контракт был подписан. Это произошло 3 декабря 1961 года. С этого дня началась их совместная работа. Была организована фирма 'Н.Е.М.С. Энтерпрайсез', названная в честь фамильного магазина Эпстайнов, которая должна была устраивать концерт 'The Beatles' и выпускать пластинки с их записями.

Конечно, на то, что битлы согласились заключить договор с Брайаном, оказал влияние и тот факт, что Брайан был человеком с безупречными манерами, хорошо одетый, имевший дорогой автомобиль и самое главное - хорошо разбирался в деловых вопросах. К тому же, в тот момент ребятам требовался, нет, просто был необходим способный менеджер. Практически дальше провинциальных подмостков путь им был закрыт, так как монополию на музыкальную жизнь держали лондонские студии грамзаписи. А что могли сделать в огромном мире бизнеса простые ливерпульские мальчишки?

Брайан Эпстайн был именно тем человеком, который мог бы помочь вырваться им на широкую дорогу славы и популярности. Он вдохнул в группу тот дух организованности, без которой они вряд ли бы достигли того, чего достигли.

И вот, став менеджером ансамбля, Брайан целиком отдался работе. Все дела вокруг договоров о выступлениях, которые вёл до него Пит Бест, Эпстайн взял на себя. Он же принял решение (с которым согласились все) не выступать, если гонорар ниже 15 фунтов стерлингов за выступление. Он же настоял, чтобы музыканты не сквернословили, не пили, не курили, не ели на сцене, исполняли бы только избранный репертуар, а не всё то, что взбредёт в голову. Именно Брайан много потрудился и над новым внешним видом 'The Beatles'.

'Когда Брайан Эпстайн взялся за нас, первым делом он сказал: „Всё ребята, меняйте одежду'. Мы тогда носили джинсы и кожаные куртки. „Вам нужны приличные чёрные костюмы и галстуки'. А вы думаете, мы не хотели приличные костюмы? У нас ведь на них просто денег не было. К тому же строгий костюм ещё не был нами же осмеян… Как признак лояльности к буржуазности… Впрочем, если бы тогда Эпстайн заставил нас нарядиться хоть в водолазные скафандры, я бы всё равно не протестовал', - вспоминал Леннон в 1971 году.

Всё это говорит о большом влиянии Брайана на группу, хотя, по его словам, 'одновременно они обороняли свою независимость грубыми и непристойными шутками на мой счёт'.

Кое-кто воспринял эти превращения, как 'символическое подавление 'The Beatles'. Однако Брайан не принял этих обвинений. „Я их не менял. Я только выявлял то, что в них было заложено. В них было своё очарование, но это уничтожалось курением и едой на сцене, разговорами с первыми рядами публики. Нет никакого смысла дурачиться с первыми рядами, когда остальные 700 или 800 зрителей не знают, в чём дело'.

'Все инструкции Брайан писал на бумаге, и так всё выглядело реальнее. Пока его не было, мы блуждали в грёзах. Мы не знали, что мы делаем и какими должны быть. А с инструкциями всё стало официальнее', - вспоминал Джон Леннон.

Эпстайн придавал прессе весьма большое значение. 'Брайан считал, что мы, если хотим добиться успеха, должны понравиться репортёрам', - подтверждал Джон Леннон.

Хотя Эпстайн считался мелкой сошкой по сравнению с профессиональными 'волками' из Лондона, результаты его работы показывают, что он был талантливым и способным организатором. Своё недостаточное знание тонкостей дела Эпстайн компенсировал исключительной энергией. Но самое главное - он необычайно твёрдо верил в успех 'The Beatles'. Именно эта вера помогла ему преодолеть все трудности, с которыми он столкнулся тогда.

Брайан был очень скрупулезен, он составлял план гастрольных поездок буквально по минутам. Его любовь к порядку очень часто выливалась в педантичность. К примеру, опоздание и небрежное отношение к работе со стороны сотрудников приводило его в бешенство.

Хроническая бессонница, которую Эпстайн пытался преодолеть с помощью огромного числа таблеток, вносила беспорядок в его рабочий день. Этим он создавал большие трудности и своим коллегам. Он мог быть любезным и обаятельным в обхождении с ними (Брайан постоянно проявлял интерес к знакомству с новыми людьми), но если что-то не соответствовало его планам, он вел себя очень грубо.

Четверке музыкантов он давал не только дружеские советы, но и ценные художественные рекомендации. Над Брайаном Эпстайном не тяготели проблемы исполнительской техники и композиции, стоящие всегда перед музыкантами. Он всегда объективно критиковал музыкальное исполнение. Именно благодаря ему поначалу просто самодеятельные музыканты, жившие одним днем и выступавшие без всякого разбора там, где им предлагалось получили мировую известность, полностью изменив свой стиль.

Несмотря на то, что Брайан очень сильно уставал, полностью отдавался работе, он очень полюбил ребят. Он любил беседовать с ними, и еще он любил преподносить им дорогие подарки.

Уже в последний год жизни в его отношениях с 'The Beatles' появился едва заметный разлад. Фактически он перестал быть им нужен. Группа стала очень популярна и уже не так нужна четверке.

Интересен тот факт, что когда 'The Beatles' узнали о смерти Брайана Эпстайна, наступившей в ночь на 27 августа 1967 года, Джон Леннон сказал следующую фразу: 'Он был пятым из нас. Мне кажется, теперь все рухнет...'. И наверное, правильна мысль, которой придерживается большинство знатоков 'The Beatles', - именно благодаря Эпстайну 'The Beatles' завоевали весь мир.

Глава 2. Студийные записи 'The Beatles'

2.1 Синглы и альбомы группы

Love Me Do/P. S. I Love You (5 октября 1962 года)

Please, Please, Me!/Ask Me Why (12 января 1963 года)

From Me To You/Thank You, Girl (11 апреля 1963 года)

She Loves You/I'll Get You (23 августа 1963 года)

I Want To Hold Your Hand/This Boy (29 ноября 1963 года)

Can't Bue Me Love/You Can't Do That (20 марта 1964 года)

A Hard Day's Night/Things We Said Today (10 июля 1964 года)

I Feel Fine/She's A Woman (27 ноября 1964 года)

Ticket To Ride/Yes, It Is (9 апреля 1965 года)

Help!/I'm Down (23 июня 1965 года)

Day Tripper/We Can Work It Out (3 декабря 1965 года)

Paper back Writer/Rain (10 июня 1966 года)

Eleanor Rigby/Yellow Submarine (8 августа 1966 года)

Penny Lane/Strawberry Fields Forever (17 февраля 1967 года)

All You Need Is Love/Baby, You're A Rich Man (7 июля 1967 года)

Hello, Good-bye/I Am The Walrus (24 ноября 1967 года)

Lady Madonna/The Inner Light (15 марта 1968 года)

Hey, Jude/Revolution (30 августа 1968 года)

Get Back/Don't Let Me Down (15 апреля 1969 года)

The Ballad Of John And Yoko/Old Brown Shoe (30 мая 1969 года)

Something/Come Together (31 октября 1969 года)

Let It Be/You Know My Name (14 февраля 1970 года)

Долгоиграющие пластинки (LP)

1963 - Please Please Me

Обложка диска была сделана 5 марта 1963 фотографом Angus McBean. Изначально были планы фотографировать в лондонском зоопарке, обыгрывая название группы. Фотография в итоге была сделана на лестнице офиса EMI.

На этом альбоме авторство битловских песен указано как McCartney/Lennon. Начиная со второго, порядок поменяли, и авторство указывалось в известной всем форме Lennon/Mccartney.

Альбом был записан на 2-х дорожечном оборудовании BTR (British Tape Recorder). Одна дорожка была использована для инструментов, вторая для вокала. Стерео-микс был сделан позднее, с лёгким наложением реверберации для того, чтобы дорожки лучше сливались. Это нормально звучало при прослушивании через колонки, но в наушниках звучит чудовищно.

В день работы над этим альбомом 'The Beatles' записали песню Hold me tight, но она была признана сырой. Песню записали снова для следующего альбома в сентябре этого же года.

Десять песен альбома записаны в один день (11 февраля 1963). Запись началась в 10 утра с 'There`s A Place' и закончилась примерно в 10 вечера с 'Twist And Shout'. Всего 9 часов и 45 минут чистого времени в три сессии. Изначально планировалось провести две сессии, но потом продюсер добавил времени. В первый обеденный перерыв персонал студии ушёл на ланч, но 'The Beatles' оставались репетировать, чтобы использовать студийное время на полную катушку.Стоимость записи составила примено 400 фунтов. Каждый из битлов получил 29 фунтов.

На двенадцатидюймовых английских пластинках того времени традиционно размещали 14 песен (по семь с каждой стороны). У 'The Beatles' в запасе было 4 записи с первых двух синглов 'Love Me Do'/'P.S. I Love You' и 'Please Please Me'/'Ask Me Why'. Таким образом, предстояло записать ещё 10 песен. Естественным образом были записаны вещи, составлявшие репертуар живых выступлений на тот момент. Поначалу Джордж Мартин даже собирался сделать запись концерта в 'Каверн', но отказался от этой затеи. Половина песен написана не 'The Beatles', это перепевки популярных в то время композиций, в том числе девчачьих групп. Например, целых две песни взяты из репертуара группы The Shirelles (Baby It's You и Boys) . Для того времени половина собственных песен у группы -- это ещё довольно много.

1963 - With The Beatles

Через четыре месяца после выпуска дебютного альбома 'The Beatles' начали работу над следующим. К моменту его выхода в ноябре 1963 г. группа стала самой котируемой в британском шоу-бизнесе. В этот раз уже не было необходимости выпускать сингл, гарантировавший бы продажи пластинок.

Однако никто не мог предположить, что альбом 'With The Beatles' станет большим шагом вперед по сравнению с наспех записанным дебютным диском. Дизайн нового альбома был тщательно продуман. Если на обложке 'Ptease Ptease Me' был использован довольно стандартный снимок улыбающихся музыкантов, то обложку 'With The Beatles' украшала уже более артистично выполненная (с применением техники одностороннего освещения) портретная фотография.

И в музыкальной области 'The Beatles' поистине совершили революцию. Группа по прежнему исполняла и собственные, и заимствованные песни, которые мы уже слышали на первом диске, но музыканты стали значительно больше работать в студии. Если в альбоме 'Please Please Me' они лишь знакомились с техникой наложения звука, то теперь, располагая большим количеством времени, группа серьезно взялась за дело. 'Первым из наших фокусов стала двухдорожечная запись, - много лет спустя признавался Джон Леннон. - Нам сказали, что у нас получится, и это добавило нам энтузиазма. Во втором альбоме мы всерьез занимались техникой'. И при этом не потеряли ни грамма свежести и экстравагантности - качеств, ставших отличительным знаком 'Битлз'. Одним из наиболее ярких проявлений этих качеств явилась монозапись альбома, позже еще раз выбранная Джорджем Мартином для CD-формата.

1964 - A Hard Day's Night

Большинство песен альбома были написаны специально для одноимённого фильма, в котором участники группы сыграли самих себя. Связь с фильмом отображена на обложке альбома, где лица музыкантов показаны в виде кадров киноплёнки. Альбом A Hard Day's Night стал первым альбомом Битлз, на котором не было представлено ни одной заимствованной песни -- все песни были написаны Джоном Ленноном и Полом Маккартни. Альбом достиг первого места в британском национальном хит-параде и держался на вершине почти полгода.

Две песни с альбома -- A Hard Day's Night и Can't Buy Me Love -- были выпущены в Великобритании в формате синглов также достигли первого места в хит-параде синглов.

Название фильма, альбома и заглавной песни происходит из оговорки Ринго Старра. Однажды, на выходе из студии после долгой работы, он заметил, что был довольно трудный день, произнеся это как 'It's been a hard day…', но, увидев в этот момент, что на улице давно уже темно, закончил фразу: '…'s night!' -- что в совокупности по-английски получилось несколько косноязычно и поначалу рассмешило музыкантов. Однажды режиссёр Дик Лестер предложил использовать эту оговорку в качестве названия фильма (до этого рабочим названием было 'Восемь рук, чтобы держать тебя', англ. Eight Arms To Hold You), и на следующее утро Джон Леннон пришёл в студию с черновым вариантом песни, которая была быстро доработана Ленноном и Маккартни, и стала заглавной для фильма и альбома.

В 1986 году пластинка была выпущенна в Советском Союзе фирмой 'Мелодия' под названием 'Вечер Трудного Дня'. В этой версии альбома отсутствовала песня When I Get Home.

1964 - Beatles For Sale

Как уже было замечено, усталое выражение лиц четверки из Ливерпуля на обложке четвертого альбома просто было реакцией 'The Beatles' на обстоятельства, в которые они попали. В отличие от избалованных звезд 90-х у 'The Beatles' с 1963 по 1965 год не было практически ни одной возможности по-настоящему отдохнуть и искупаться в лучах славы и заработанного достатка. Музыканты находились на гастролях почти весь 1963 г., иногда прерывая их на неделю, да и то только затем, чтобы заняться творчеством или записями, выступить в очередном радиошоу или встретиться с прессой.

Так же начался и 1964 год.: двухнедельное участие в рождественском шоу в 'Астории' (Финсбэри-парк); три недели выступлений во Франции, полмесяца в США ; неделя для подготовки записи музыки к фильму 'A Hard Day's Night', затем два месяца интенсивных съемок. Если не считать каникулы в мае, весь год прошел по такому же графику; вслед за первым последовало второе турне по Штатам, затем поездка в Австралию и Новую Зеландию, гастроли в Европе, летние выступления на морских курортах Англии и, наконец, пятинедельная серия октябрьских и ноябрьских концертов в Великобритании.

В этот плотный график надо было еще втиснуть запись диска, уместно названного 'Beatles For Sale'. Работа над ним велась в свободные от выступлений дни на протяжении трех месяцев, поэтому неудивительно, что 'Beatles For Sale' стал шагом назад по сравнению с композиционно более продуманными ранними альбомами группы. Возвращение к смеси из оригинального и заимствованного материала говорило об острой нехватке времени у музыкантов, а несколько поверхностное исполнение последнего еще более подчеркивало это.

Тем не менее восемь композиций Леннона и Маккартни продемонстрировали их более зрелый подход к творчеству, кроме того, они свидетельствовали о новых веяниях, вскоре сделавших 'The Beatles' недосягаемыми для других бит-групп того времени. Значительное влияние на 'Beatles For Sale' оказала музыка в стиле кантри. Впервые это влияние проявилось в песне 'I'll Cry Instead' из третьей пластинки и уже постоянно ощущалось в творчестве группы на протяжении всего 1965 г.

Музыканты выросли на рокабилли - стиле, уходящем корнями в кантри, но только огромное увлечение Ринго современными звездами из Нэшвилла вдохновило группу на такие композиции, как 'I Don't Want To Spoil The Party' и 'Baby's In Black'. Еще более позитивное влияние на творчество группы оказал Боб Дилан, записи которого 'The Beatles' слушали с конца 1963 г. Сначала Леннон, Маккартни и Харрисон переняли стиль и манеру исполнения Дилана. А после того как благодаря американскому певцу музыканты познали прелести наркотиков, они стали менее скованными артистически и более восприимчивыми к духу поэзии Боба. Без Дилана и наркотиков переход музыкантов от 'Beatles For Sale' к 'Revolver' был бы весьма проблематичным.

1965 - Help!

'Help!' -- пятый альбом группы 'The Beatles'. Как и в случае с альбомом 'A Hard Day's Night', большинство песен прозвучало в одноимённом фильме. Заглавная песня альбома обратила на себя внимание необычной для раннего творчества группы серьёзностью текста. В 'You've Got To Hide Your Love Away' Джон Леннон тоже серьёзен, это самый яркий пример влияния Боба Дилана на музыку группы. Очень выразителен и проникновенен вокал Леннона в 'It's Only Love'.

Пол МакКартни написал для альбома легендарную 'Yesterday', энергичную 'Another Girl', рок-н-ролльную 'The Night Before' и фолковую 'I've Just Seen A Face'.

Впервые на альбом попали целых две песни Джорджа Харрисона -- 'I Need You' и 'You Like Me Too Much'.

Альбом ясно очертил поворот в творчестве группы, через год после выхода альбома группа отыграла свой последний живой концерт и полностью посвятила себя работе в студии.

1965 - Rubber Soul

Rubber Soul (рус. Резиновая душа или Резиновый соул) -- шестой альбом группы The Beatles, выпущенный в конце 1965 года. Альбом был записан всего лишь за четыре недели, спешка была обусловлена желанием успеть выпустить альбом к рождественским праздникам.

По мнению многих музыковедов, именно с альбома Rubber Soul в творчестве группы начались коренные изменения, которые привели к развитию множества необычных суб-течений в рок-музыке. Например, в песне 'Norwegian Wood (This Bird Has Flown)' Джордж Харрисон впервые использовал индийский инструмент ситар, что позже привело к рождению рага-рока -- разновидности рок-музыки, в которой ключевую роль играют индийские инструменты.

Название альбома было вдохновлено термином 'пластиковый соул', который понравился Полу Маккартни.

На альбоме Rubber Soul музыканты 'The Beatles' впервые записали песни, которые исполнялись на сцене с большим трудом ввиду своей технической сложности. Самым ярким примером стала песня Nowhere Man, в записи которой использовалось многократное наложение вокала -- на концертах 'Nowhere Man' звучала намного проще, чем на альбоме.

На Rubber Soul, впервые за всё время существования 'The Beatles', каждый участник группы внёс свой вклад в качестве автора или соавтора песни. Большая часть песен была традиционно написана Джоном Ленноном и Полом Маккартни, однако впервые в роли композитора попробовал себя Ринго Старр, написавший вместе с Ленноном и Маккартни песню 'What Goes On'. Джордж Харрисон написал для альбома песни 'Think for Yourself' и 'If I Needed Someone', которые продемонстрировали растущий талант Харрисона как композитора.

По словам многих критиков, альбом был выполнен на значительно более высоком художественном уровне, чем все их предыдущие работы. Начиная с Rubber Soul, раннее звучание 'The Beatles' все больше уступало более сложным электронным аранжировкам. Ситар, использованный Харрисоном на 'Norwegian Wood', также расширил инструментальную базу группы.

В отношении лирики альбом тоже был необычен для 'The Beatles'. Темы ранней любви уступали задумчивости и сомнениям. Более утонченные и даже иногда негативные образы сменили прежние напевы про любовь типа 'мальчик-девочка'. И наконец, 'Run for Your Life' впервые демонстрирует чёрный юмор Джона Леннона, к которому он был всегда склонен.

1966 - Revolver

'Revolver' -- седьмой альбом группы 'The Beatles', считающийся переломным в их творчестве. Альбом был выпущен 5 августа 1966 года. Группа прекратила свою концертную деятельность и переключилась на студийную работу.

'Revolver' стал первым альбомом 'The Beatles', ни одна песня которого не исполнялась на сцене. Исключением можно считать исполнение Джорджем Харриссоном песен 'Taxman' и 'I Want To Tell You' во время его сольного тура по Японии в 1991 году.

Наиболее значимой песней альбома считается 'Tomorrow Never Knows' -- один из самых ранних экспериментов в психоделической музыке. По словам Джона Леннона, песня была создана под влиянием 'Тибетской книги мёртвых' Тимоти Лири. 'Tomorrow Never Knows' стала первой композицией 'The Beatles', исполненной на одном аккорде.

Количество серьезных песен на альбоме 'Revolver' только возросло, по сравнению с 'Rubber Soul'. Более разнообразной стала и тематика песен, многие из них были далеко не о любви. В песне Taxman Джордж Харрисон высказал своё мнение по поводу налогов, в основе 'Eleanor Rigby' - тема одиночества, 'Dr. Robert' посвящена наркотикам, которые в тот период играли большую роль в творчестве группы.

Джордж Харрисон на альбоме 'Revolver' впервые представил песню в стиле рага-рок, полностью написанную для индийских инструментов. 'Love You To' была записана в той же студии, что и остальные песни, но инструментальное сопровождение песни было записано без участия Джона Леннона, Пола Маккартни и Ринго Старра.

1967 - Magical Mystery Tour

В начале апреля 1967 г., когда работа над записью альбома 'Sgr. Pepper' еще не была закончена, Пол Маккартни решил отдохнуть недельку в США. На обратном пути он разработал идею телепостановки, в основе сюжета которой была фантастическая поездка на автобусе, - но не обычная прогулка за двадцать миль на берег моря, а экскурс в воображение.

В середине апреля у Маккартни уже была готова первая композиция, и 'The Beatles' согласовали проект программы. Но из-за вмешательства Махариши Махеши Йоги и неожиданной смерти Брайана Эпстайна проект был завершен только к концу года и показан по телевизионному каналу Би-БиСи в прайм-тайм на Рождество. Привыкшая к диете из комедийных постановок и развлекательных эстрадных программ, британская публика с удивлением, граничащим с раздражением, восприняла странную и во многом дилетантскую фантазию 'Magical Mystery Tour'. He мягче в своих отзывах были и профессиональные критики, и фильм вошел в историю как первое публичное фиаско 'The Beatles'.

Для фильма были написаны шесть новых песен. 'The Beatles' решили выпустить их в виде двух дисков формата ЕР, соответственно повысив цену и приложив комикс, дающий представление о сюжете фильма. На американском рынке этот формат не был особенно популярным, и фирма 'Кэпитол' записала вместо двух пластинок ЕР одну долгоиграющую (LP), добавив туда несколько битловских синглов 1967 г.

В конце 70-х гг. именно этот формат завоевал здесь наибольшую популярность. Когда И-Эм-Ай готовила альбомы 'The Beatles' к выпуску на компакт-дисках, 'Magical Mystery Tour' автоматически занял свое место между 'Pepper' и 'The White Album'.

1967 - Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band

Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (рус. Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера) -- заглавная песня одноимённого альбома группы The Beatles. Фактически выполняет функцию увертюры и знакомит слушателей с вымышленным 'Оркестром сержанта Пеппера' и его лидером Билли Ширзом. Сразу же после того, как называется это имя, начинается следующая песня с вокалом Ринго Старра, что позволяет предположить, что он и есть Билли Ширз. Иного мнения придерживаются сторонники легенды о смерти Пола Маккартни.

В ноябре 1966 года, возвращаясь в Англию из отпуска, Маккартни придумывал идею песни, в которой будет отображена вся идея альбома -- каждый битл -- своего рода актёр, играющий свою определённую роль в 'Оркестре Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера', весь альбом будет представлять собой своего рода шоу: концерт перед слушателями. Вдохновение пришло к Полу, когда их дорожный менеджер Мэл Эвэнс спросил, что значат буквы 'S' и 'P' на столовых приборах в самолёте, на что Маккартни ответил: соль (англ. Salt) и перец (англ. Pepper). Этот случай посодействовал появлению понятия Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band.

Джон Леннон приписывал идею песни Полу Маккартни, однако официально песня принадлежит авторскому дуэту Леннон/Маккартни.

1968 - The Beatles (The White Album)

'The Beatles' -- девятый официальный двойной альбом группы 'The Beatles'. The White Album (Белый альбом) -- это неофициальное название альбома по цвету обложки, так как в оригинальном виниловом издании на белом конверте не было никаких изображений, кроме рельефно-тиснёной надписи и уникального серийного номера.

В музыкальной палитре альбома можно найти рок, фолк, балладу, кантри, блюз и ретро. Индивидуальные черты в мелодизме, инструментовке присуще каждой песне альбома, что делает его и по сей день уникальным явлением. В некоторых песнях ('Helter Skelter' и др.) присутствуют явные элементы будущего хард-рока.

The White Album - признан самым продаваемым альбомом в истории Соединённых Штатов. По версии журнала Time Magazine он входит в сотню самых лучших альбомов в истории, а в хит листе журнала The Rolling Stone пластинка заняла десятое место среди пятисот альбомов всех времён.

В оригинальном виниловом издании на белом конверте не было никаких изображений, кроме рельефно-тиснёной надписи THE BEATLES и уникального серийного номера. Идея с номерами была придумана Ленноном, предполагалось, что на их основе будет разыграна лотерея. Никакой лотереи не получилось, зато эти номера теперь играют большую роль при оценке пластинок -- чем ниже номер, тем выше цена. Пластинки с номерами от 1 до 10 сейчас оцениваются минимум в 10.000 фунтов стерлингов, от 11 до 1000 -- не меньше 1000 фунтов, от 1001 до 10.000 -- 500 фунтов, номера свыше 10.000 монофонические стоят от 180 фунтов, стереофонические -- от 120 фунтов стерлингов.

1969 - Abbey Road

'The Beatles' закончили работу над 'Белым альбомом' в октябре 1968 г. Он был выпущен в ноябре, а в январе 1969-го на прилавках уже появился диск с музыкой к фильму 'Yellow Submarine'. В этом же месяце 'The Beatles' записали песни, позже ставшие альбомом 'Let It Be'.

Через три недели после завершения работы над ним группа взялась за еще один новый альбом. Таким образом, в течение года 'The Beatles' записали (или выпустили) около 60 новых композиций. Естественно, возникает мысль, что подобное творчество, скорее всего, музыкальная халтура. Возможно, в 'Abbey Road' есть недостатки, особенно они заметны в продолжительном попурри на второй стороне, но многие поклонники считают альбом лучшим творением группы. Джон Леннон, однако, с этим не согласился бы. Он считал, что альбом получился слишком искусственным и был направлен главным образом на восстановление имиджа 'The Beatles' после катастрофических сессий звукозаписи 'Let It Be'.

Более объективна точка зрения продюсера Джорджа Мартина: 'Альбом стал своего рода компромиссом. На одной стороне были собраны песни, любимые Джоном, а на другой программа, предпочитаемая Полом и мной. Я пытался заставить их думать о симфонических формах и общем впечатлении от альбома, например, о сочетании и контрасте различных композиций и выражении ими определенных образов. Если бы мы продолжили создавать альбомы, то именно таким образом. Но мы уже находились в процессе распада. 'Abbey Road' стал нашим похоронным звоном'.

1969 - Yellow Submarine

Группа 'The Beatles' в 1969 году выпускает альбом 'Yellow Submarine', в который вошли шесть авторских музыкальных композиций коллектива и семь рок-симфонических пьес, написанных специально для одноименного мультфильма продюсером ансамбля Джорджем Мартином.

Одиннадцатый по счету альбом 'Yellow Submarine' выходит в Великобритании на четыре дня позже, чем в США, а именно 17 января 1969 года.

Песня 'Yellow Submarine' была записана в мае 1966 года и прошла серьезную студийную обработку. Это одна из самых ключевых композиций альбома, так как она явилась идеей для 'The Beatles' создать одноименный мультфильм. Основную вокальную партию здесь исполняет Ринго Старр.

Мрачноватый аккомпанемент и слова несколько лишенные логики сделали песню 'Only A Northern Song' одой из самых необычных в репертуаре 'The Beatles'. Эта композиция так и не была выпущена в стерео версии. Основной вокал в песне принадлежит Джорджу Харрисону.

Получившая большую популярность среди британской детворы песня 'All Together Now', была записана Полом Маккартни практически за пять часов студийной работы 12 мая 1967 года.

11 февраля 1968 года была записана песня 'Hey Bulldog'. Текст песни так же лишен особой логики. Резкий вокал Джона Леннона и хаотичная звукозапись делают эту запись в каком то смысле уникальной. Концовка этой композиции предполагает, что 'The Beatles' наслаждались своей работой в студии.

Песня 'It's All Too Much' была записана Джорджем Харрисоном в начале июня 1967 года. Эта сложная психоделическая композиция завоевала неоднократное призание среди почитателей рока и наркотиков. Эта блистательная и необычная в своей гармонии композиция является одной из самых лучших сочинений Джорджа Харрисона. Перед выходом песня была редактирована, в следствии чего она потеряла один куплет.

Песня 'All You Need Is Love', сочиненная Джоном Ленноном была записана в июне 1967 года. Она представляла собой как бы апофеоз вселенскому единению и стала гимном шестидесятых годов.

'Pepperland' и другие инструментальные композиции на второй стороне диска 'Yellow Submarine', по сути дела не имеют отношения к 'The Beatles'. Музыканты только принимали участие в инструментальной обработке основной темы мультфильма.

Тем не менее альбом 'Yellow Submarine' является привлекательным для истинных поклонников и фанатов группы 'The Beatles'.

1970 - Let It Be

'Let It Be' (русск. Пусть будет так) -- тринадцатый и последний студийный альбом группы 'The Beatles'. Выпущен в мае 1970 года, однако большинство песен было записано в январе 1969, ещё до записи альбома Abbey Road.

Изначально альбом планировалось назвать Get Back. Музыканты решили, что процесс работы над альбомом будет постоянно сниматься несколькими кинокамерами, что в дальнейшем послужит материалом для очередного фильма о группе. Для совместной работы над новым альбомом был приглашён клавишник Билли Престон. Бомльшая часть материала была записана в студии, а часть -- вживую, во время импровизированного концерта на крыше здания корпорации Apple, принадлежавшей группе.

В связи с нарастающими творческими разногласиями во время записи, к моменту сведения альбома музыканты и продюсер Джордж Мартин потеряли к нему интерес, и весь записанный материал был заброшен.

Во время подготовки к выходу фильма 'Пусть будет так', премьера которого так же состоялась в мае 1970 года, было решено возродить идею выпуска альбома (тогда же было изменено и название). Для его продюсирования был приглашён известный музыкант, аранжировщик и продюсер Фил Спектор, который существенно переработал записи с сессий начала 1969 года; например, он добавил хор и оркестр в композицию The Long And Winding Road, что вызвало негодование Маккартни.

В 2003 был вышел альбом Let It Be… Naked, на котором тот же самый материал был спродюсирован Джорджем Мартином совместно со здравствующими участниками группы так, как это планировалось сделать изначально, во время записи материала.

1988 - Past Masters I & II

Past Masters -- двухдисковый сборник композиций группы 'The Beatles', выпущенный в 1988 году как часть издания полного каталога записей группы на CD-дисках.

В основном содержимое Past Masters составляют песни, вышедшие на сторонах 'А' и 'Б' синглов, включая версии для синглов тех песен, которые в иных вариантах присутствуют на альбомах группы. Также включены все композиции с вышедшего только в Великобритании мини-альбома (EP) Long Tall Sally, ещё две песни, записанные на немецком языке, одна песня, специально записанная для выпуска на американском рынке, и ещё одна, выпущенная на благотворительном сборнике.

Past Masters сначала были изданы как отдельные CD -- Past Masters, Volume One и Past Masters, Volume Two -- 7 марта 1988; эти два CD-диска были включены в бокс-сет The Beatles Box Set.

Двойной виниловый LP-альбом под названием Past Masters, Volumes One & Two был вскоре издан в США (24 октября 1988) и в Великобритании (10 ноября 1988). Это был последний альбом 'The Beatles', выпущенный на виниловых грампластинках, перед тем, как звукозаписывающая индустрия в 1989 прекратила выпуск виниловых изданий массовыми тиражами, предпочтя им выпуск альбомов на компакт-дисках. Все последующие новые альбомы 'The Beatles' издавались на виниле уже только ограниченными тиражами.

2.2 Роль Джорджа Мартина в продюсировании записей

Имя Джорджа Мартина упоминается практически всюду, где бы не зашёл разговор о 'The Beatles'.

Кто же он и какую сыграл роль в жизни четвёрки?

Джордж Мартин был старше битлов лет на десять. Прекрасно играл на рояле и гобое (в дальнейшем он не раз примет самое непосредственное участие в записи некоторых пластинок 'The Beatles'). В начале 50-х годов Мартин работал в 'Парлофоне' - дочерней фирме британской граммофонной компании 'И-Эм-Ай'. В его обязанности входили поиски новых талантов.

До появления 'The Beatles' у 'Парлофона' никаких связей ни с одним течением рока не было. В основном эта фирма в своей продукции ориентировалась на так называемые 'семейные' пластинки по системе: немного лёгкой и серьёзной музыки, немного народной, немного традиционного английского джаза.

Но появление рок-н-ролла и открытие нового, огромного тинэйджерского рынка ещё дальше оттеснило 'Парлофон', где либо не могли, либо не хотели идти в ногу со временем. Но вскоре стало ясно, откуда может политься 'золотой дождь' на фирму, и в 'Парлофоне' 'молчаливо' попытались перейти на рок-н-ролл.

В это же самое время в Ливерпуле Брайан Эпстайн столкнулся с совершенно противоположной проблемой. Он имел группу, которая никого не интересовала. Он обивал пороги граммофонных компаний, но безуспешно. Наконец, в мае 1962 года Брайан появился в 'Парлофоне'. Ему нужно было сделать матрицы с некоторых записей 'The Beatles'. Технику по звукозаписи эти мелодии показались интересными, и он позвонил в отдел рекламы фирмы. Там связались с Мартином и предложили ему встретиться с Эпстайном.

Записи 'The Beatles' Мартину не понравились, но он всё же предложил Брайану прислать своих ребят на пробу. Так началось сотрудничество, которое, как бы то ни было, но в своём начале было 'соломинкой для утопающего' как для одной, так и для другой стороны.

'The Beatles' вышли из 'Кэверн-клаба' в Ливерпуле с огромной энергией и 'неотёсанным' талантом. Музыкальные идеи буквально распирали их. В этом можно убедиться, подсчитав, сколько песен и композиций написали Джон и Пол в те времена. Беда была в том, что они не имели достаточно хороших музыкальных знаний, чтобы воплотить свои идеи наилучшим образом.

И именно Джордж Мартин со своим талантом аранжировщика помог решить им эту проблему.

С тех пор на протяжении 7 лет Джордж Мартин был рядом: во-первых, воплощая в жизнь музыкальные фантазии своих подопечных; во-вторых, фактически дополняя звучание квартета своей игрой на клавишных во многих битловских песнях (вспомните хотя бы его соло на клавесине в ленноновской 'In My Life' - без него композиция в значительной мере утратила бы свое очарование). Кстати, о фантазиях. С течением времени они становились у 'The Beatles' все более причудливыми и трудновыполнимыми: например, записав несколько вариантов своей 'Strawberry Fields Forever', Леннон выразил желание сочетать первую часть одной версии и вторую часть другой, что было заведомо невыполнимым, поскольку они были записаны в разных тональностях. Но в студии для Джорджа Мартина не существовало невозможного: ускорив вторую версию, он обнаружил, что именно это может свести две тональности к 'общему знаменателю'. Именно такой, 'склеенный' из двух записей вариант и известен всему миру. А взять это невероятное крещендо в финале 'A Day In The Life'? На такой концовке настаивал Пол, будучи не в силах, однако, членораздельно выразить свое желание. Мартину пришлось расписывать партии для каждого инструмента четырех десятков приглашенных для записи музыкантов симфонического оркестра. И это лишь два примера, а таких - десятки.

Джордж Мартин также увековечивал сочинения битлов в инструментальных версиях: так, в 1964 г. вышел его альбом 'Off The Beatle Track', в 1966 году - 'The Beatle Girls', в 1967-м - диск с музыкой Пола МакКартни из фильма 'The Family Way'. Его оркестр можно услышать в фильме 'A Hard Day's Night'. Ну и, разумеется, все инструментальные пьесы мультфильма 'Yellow Submarine' (кроме заглавной) принадлежат перу Джорджа Мартина.

После распада 'The Beatles' Джордж Мартин продюсировал записи многих знаменитых солистов и ансамблей. В их числе Джордж Харрисон, Пол Маккартни, Jeff Beck, 'Aerosmith', 'America', 'Cheap Trick', 'Ultravox'. Он также автор двух книг воспоминаний, 'Аll You Need Is Ears' (1979) и 'Making Music' (1981).

Заключение

К середине 60-х ситуация в популярной музыке изменилась коренным образом. Если в 1962 в американской 'горячей десятке' побывало 98 песен, и лишь 2 из них были английскими, то в 1964 баланс сместился: 68 пластинок в десятке были американские, а 32 -- английские. Эти цифры говорят все... и ничего. Они говорят, что американскому господству в роке пришел конец. Но они ничего не говорят о том, как, почему и кто это сделал. Ответ прост: это сделали 'The Beatles'. 'The Beatles' были для 60-х годов тем же, что Пресли для 50-х. Они олицетворяли собой новый рок-стиль и новую эру. Они явились первооткрывателями, ведь именно с них началась эпоха биг-бита. Они возродили во всей своей первозданности музыку рок-н-ролла, истоки которой уходят в негритянскую песенную традицию Америки. Они нанесли удар по эстраде, выхолощенной певцами типа Клиффа Ричарда, и превратили пустую развлекательную музыку, исполнявшуюся слащавыми марионетками, в целую субкультуру. Они взорвали опостылевшую сцену. Материей 'The Beatles' стал вопль. Они вопили оглушительно, в сильнейшем возбуждении, надрывая слух и душу, олицетворяя бунт молодости.

Яркой вспышкой осветив десятилетие, они оставили за собой радужное сияние, и после них ничто уже не могло оставаться по-старому. До них стриглись коротко и сзади, и с боков, после них даже директора банков стали отпускать волосы, закрывающие уши.

До них поп-фильмы были низкопробной спекуляцией, после них эти фильмы можно было отнести к киноискусству. Они наложили свой отпечаток на все, к чему прикасались!

Что же делало их такими особенными?

Во-первых, когда они играли перед вами на сцене, вы видели и слышали, насколько тесно они спаяны. Они действительно были коллективом, ансамблем.

Трое из них не только играли, но зачастую и пели все вместе. Ведущего певца фактически не было, и очень часто они по очереди делали основной вокал на одной и той же песне! Они пели в унисон и делали гармонию. Далее, песни, исполняемые ими, были чаще всего их собственными композициями. В итоге, ваш слух поражала не только индивидуальность каждой песни, но и 'ансамблевость' исполнения.

'The Beatles' всегда были законодателями музыкальной моды -- и в то же время всегда в стороне от потока. Любая их песня запоминалась сразу, попадала внутрь, была очень проста - и всегда в ней было что-то неуловимое, то, что нельзя повторить, сымитировать. Каждый их альбом был записан на одном дыхании и не походил на предыдущие. Они никогда не повторяли себя - поэтому их музыка не имеет никакого отношения к коммерческой. Они не ограничивали себя каким-то одним стилем - в этом и был их стиль. Группа нашла свое лицо, меняя направленность текстов, обогащая оркестровки включением самых разных инструментов, расширяя стилистические и эстетические рамки рок-музыки.

'The Beatles' были действительно свежим явлением на рутинной сцене, действительно лишены глянца, наведенного шоу-бизнесом, и действительно британцами! Они были четырьмя местными, что называется, уличными мальчишками из тех, кого можно встретить в любом приходе. В этом заключался секрет их общения с залом. С самого начала публика признала в них своих.

Тогда, в 1963 году, мечта жизни каждого журналиста состояла в том, чтобы услышать хоть одно-единственное слово от 'The Beatles'. И любой репортер мог быть совершенно уверен в том, что его интервью будет отличаться от других. 'The Beatles' никогда не повторяли своих шуток, не говорили одно и то же, как большинство знаменитостей. Остроумие и непосредственность 'The Beatles' привлекали к ним внимание не только как к музыкальным гениям, но и как к личностям в высшей степени оригинальным.

За двенадцать месяцев, прошедших с момента выхода их первой пластинки, 'The Beatles' сделались неотъемлемой составной частью 'британского образа жизни'. Их полное светлого оптимизма утверждение 'Yeah! Yeah! Yeah! ', ставшее своеобразной 'визитной карточкой' квартета, формулой взгляда на жизнь, было с радостью принято миллионами молодых людей не только в Англии, но и далеко за её пределами.

Таким образом, из явления чисто музыкального 'The Beatles' стали явлением и социальным, наложив неизгладимый отпечаток на культуру всего ХХ века. И неудивительно, что по опросу читателей шведского журнала Aftonbladet, 'The Beatles' были названы группой столетия.

Список использованных источников

1. Буркин, Н. Ю. Осколки неба, или Подлинная история 'БИТЛЗ'. / Н. Ю. Буркин, К. В. Фадеев. - АСТ, 1997, -- 560 с

2. Воробьева, Т. И. История ансамбля 'Битлз'. / Т. И Воробьева. - Спб.: Музыка, 1990, - 290 с.

3. Кастальский, С. Рок-энциклопедия. М.: АОЗТ 'Ровесник', 1997.

4. Пер. с англ. У.В.Сапциной /Антология The Beatles. - Москва: ООО Издательство 'РОСМЭН-ПРЕСС', 2002 - 368 с.

5. Сидорович, Д.Е. Великие музыканты ХХ века / Д.Е. Сидорович, Москва: 'Мартин', 2003. - 512 с.

6. Козлов, А.С. Рок-музыка: истоки и развитие / А.С. Козлов, Москва: Знание, 1989.

7. Хантер Дэвис. Битлз. Авторизированная биография / Москва: Радуга, 1990.

8. 'Студенческий меридиан', №7-8, Спецвыпуск. The Beatles. Молодая Гвардия - 1991

9. 'Ровесник', № 8 - 12 , Молодая Гвардия -1983

10. 'Коммерсант', № 203, Москва, ноябрь - 2002

11. Журнал 'Огонек', № 34, Москва, сентябрь - 2002

12. 'Крокодил', №8, Москва, 20.03.1964

13. Джереми Паскаль. Иллюстрированная история рок-музыки: altmusic/genre/PascallRockMusicHistory_3 html.

14. Новости мира (от 20 декабря 2000 г.): newsru/world/20dec2000/bea.html.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru