Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Ф.Ф. Сидоренко. Логика (пособие с задачами и упражнениями)

Работа из раздела: «Менеджмент»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Предмет логики и ее значение...    .     3

Глава I. Понятие ,.,.. .—     6
   § 1. Общая характеристика понятия    6
   § 2. Виды понятии   ,    9
   § 3. Отношения между понятиями       13
   § 4. Определение понятий 18
   § 5. Деление понятии      23

Глава II. Суждение     ...   .,   ..29
   § 1. Общин характеристика суждения   29
   § 2 Простые суждении     ,     32
   § 3. Сложные суждения ., 38
   § 4. Модальность суждений      44

Глава III. Умозаключение     48
   § 1. Общая характеристика умозаключения   48
   § 2. Непосредственные умозаключения  50
   § 3. Умозаключения из суждений с отношениями    53
   § 4. Категорический силлогизм  55
   § 5. Умозаключения из сложных суждений     60
   § 6. Индуктивные умозаключения 66
   § 7. Индуктивные методы исследовании причинных связей      71
   § 8. Умозаключение но аналогии 74

Глава IV. Основные законы логики  78
   § 1. Общая характеристика логических законов    ,.78
   § 2. Закон тождества     79
   § 3. Закон противоречия  83
   § 4. Закон исключенного третьего     ,    86
   § 5. Закон достаточного основания    89

Глава V. Основы теории аргументации •—  *    •     93
   § 1. Доказательство 93
    § 2. Виды доказательства VH^. w     ,     98
   § 3. О проведение   -д   ;       101

Глава VI. Занимательная логика    *       104



           ВВЕДЕНИЕ. Предмет логики и ее значение

    Логика изучает познавательную деятельность человека. OG этом говорит сам
термин «логика», происходящий от греческого  слова  «логос»,  что  означает
слово, понятие, рассуждение, разум. Однако  вопросом  о  том,  как  человек
познает  окружающий  мир,  занимаются  и  другие  дисциплины:  философия  и
психология, физиология высшей нервной деятельности и языкознание, семиотика
и эвристика. Для того, чтобы уяснить суть логического подхода  к  познанию,
необходимо  хотя  бы  вкратце  описать,  в  чем   специфика   философского,
психологическою и проч. подхода к этой же проблеме.
    Философия рассматривает познание как  диалектический  процесс  отражения
действительности  в  сознании  людей.  Он  осуществляется  в  двух  основных
формах: в форме чувственного  познания  и  в  форме  абстрактного  мышления,
Чувственное  познание  позволяет  нам  отражать  отдельные  предметы  и   их
свойства в виде ощущений,  восприятий  и  представлений.  Например,  покупая
какой-либо  товар,  мы  оцениваем  его  вкусовые  и  обонятельные  качества,
прикидываем,  радует  ли  он  наш  глаз  и  т.   и.   Логическое   познание,
существующее в  форме  понятий,  суждений  и  умозаключений,  позволяет  нам
проникать в глубинные структуры вещей и  явлений.  С  его  помощью  мы  даем
название покупаемому товару, судим о цене и целесообразности  покупки.  Если
философия дает нам общее  представление  о  ступенях,  этапах  познания,  то
логика занимается преимущественно логической ступенью. В центре ее  внимания
понятия, суждения и умозаключения  как  важнейшие  инструменты  мыслительной
деятельности людей. Если философия оде-нивает  результативность  познания  с
помощью понятия истина, то  логика  рассматривает  вышеназванные  формы  кпк
способы получения истинного знания.  Если  философия  интересуется  наиболее
общими законами природы, общества и мышления, то предметом  логики  являются
те законы
мышления, которые фиксируют  определенную  повторяемость  в  структуре  всех
человеческих рассуждений и умозаключений.
    Сопоставление  физиологии  высшей   нервной   деятельности   с   логикой
показывает,  что  первая  наука  стремится  понять  материальный   субстрат
(основу) мысли, логика же занята идеальной стороной мышления.  Сравнение  с
психологией убеждает  нас  в  том,  что  психологическую  науку  интересует
происхождение мышления, особенности  протекания  мыслительных  процессов  у
разных  типов  личности,  связь  мышления  с  предметной  деятельностью  и,
разумеется,  многообразие  чувственных  граней  отражения  мира,  а  логика
уделяет внимание относительно  неизменным  нормам  мыслительного  процесса,
независимо от того, как он протекает у ребенка, взрослого или старика.
    Таким образом, логику можно определить как пауку об общезначимых  формах
и средствах мысли, необходимых для рационального познания в  любой  области
знания. Еще проще:  логика  есть  наука  о  формах  и  законах  правильного
мышления.
    Зародившись в структуре  общефилософского  знания,  логика  давно  стала
самостоятельной   наукой,   имеющей   свои    подразделения:    металогика,
диалектическая логика и формальная, которую принято делить на  традиционную
и  математическую.  Металогикой  можно  назвать   своеобразную   «философию
логики», т. е. науку, изучающую  строение  и  свойства  логических  теорий.
Диалектической логикой именуют тот  раздел  логики,  который  рассматривает
основные формы мышления в бесконечном изменении, развитии, отрицании  и  т.
п.  Формальная  логика,  которой  мы  уделим   преимущественное   внимание,
рассматривает  относительно  устойчивые  формы   мышления   и   законы   их
построения. Первой ступенью формальной логики является традиционная логика,
изучающая общечеловеческие законы  правильного  построения  мыслей.  Второй
ступенью формальной логики  является  математическая  логика,  использующая
математические методы и специальный аппарат символов.
    Представление о предмете логики может быть расширено за счет знакомства
с основными проблемами, изучаемыми в соответствующих  разделах  логического
знания. Так,  например,  традиционная  логика  включает  в  себя  учение  о
понятии, суждении и умозаключении, об  основных  законах  мышления,  теорию
аргументации и опровержения,
раздел, посвященный логическим ошибкам,  индуктивную  логику,  деонтическую,
действий, отношений и др.  Математическая  логика  уделяет  внимание  логике
исчислений, пороговой, многозначной, временной,  модальной,  конструктивной,
комбинаторной, мажоритарной и др.
    Использование  логических  приемов  осуществляется  большинством   людей
стихийно, как  бы  неосознанно.  Подобно  персонажу  Мольера,  который  был
удивлен, обнаружив, что говорит прозой, многие  из  нас,  познакомившись  с
логикой, приходят к «открытию» понятий, суждений  и  умозаключений.  Однако
куда лучше, если мы познаем основные инструменты мыслительной  деятельности
заранее, прежде чем сядем за написание сочинения или доклада, или  овладеем
искусством полемики до  ведения  переговоров  или  выступления  в  судебном
заседании. И если, как сказал Т. Эдисон,  важнейшая  задача  цивилизации  —
научить  человека  мыслить,  то  лучшего  средства  для  развития  культуры
мышления отдельной личности и всего рода человеческого  отыскать  нельзя...
Конечно, логика — это азбука мышления,  начатки  интеллектуальной  культуры
человека. Но без  нее  абсолютно  невозможно  восхождение  к  увлекательным
вершинам человеческого  духа.  Сознательное  использование  законов  логики
дисциплинирует мышление, делает нашу речь более аргументированной, помогает
нам добиваться своих жизненных  целей  с  упорством  и  последовательностью
человека, знающего, чего он хочет.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru