Менеджмент кризисных ситуаций
Работа из раздела: «
Менеджмент»
Группа: 4 – 10 – 98
БУБ
студент: Заболотный
Александр Эдуардович
адрес: г. Запорожье,
ул. Мира д. 10, кв.
18
телефон: 33 – 16 – 77
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: менеджмент кризисных
ситуаций
факультет: дистанционное обучение
специальность: БУБ
отделение: бакалаврат
Преподаватель консультант: Соломенчук А. А.
МАУП 2000.
Вариант 5
5. Основные организационные характеристики менеджмента кризисных
ситуаций.
12. Факторы и признаки кризисных ситуаций в экономике (с учетом
специфики народного хозяйства Украины).
19. Сформулируйте цель антикризисного управления предприятием.
5. Основные организационные характеристики менеджмента кризисных
ситуаций.
Менеджмент кризисных ситуаций осуществляется в условиях высокого
уровня неопределенности и большого дефицита времени на принятие и
реализацию решений. Принятие управленческим аппаратом решений, которые бы
позволили достигнуть желаемого результата при минимальных негативных
последствиях, возможно на основе системы менеджмента кризисных ситуаций.
Организационная характеристика и особенности системы менеджмента
кризисных ситуаций.
1. Когда возникает стратегически неожиданная ситуация, начинает
работать коммуникационная сеть для кризисных ситуаций. Эта сеть
действует, пересекая границы организационных подразделений,
фильтрует информацию и быстро передает её во все звенья фирмы.
2. На время преодоления кризисной ситуации необходимо перераспределить
обязанности высшего руководства: а) одна группа посвящает своё
внимание контролю и сохранению здорового психологического климата
на фирме; б) другая группа ведет обычную работу с минимальным
уровнем срывов; в) третья группа занимается принятием кризисных
мер.
3. Для выработки этих мер вводится в действие сеть оперативных
кризисных групп:
- менеджеры и члены оперативных групп, невзирая на сложившиеся каналы
внутриорганизационных взаимосвязей, создают подразделения или
группы стратегического действия, а не просто планирования;
- связь между кризисными группами и группой управляющих высшего звена
строится по схеме «звезды», напрямую;
- группа управляющих высшего звена и менеджер кризиса в целом
формулируют общую стратегию, распределяют ответственность между
исполнителями и координируют управление;
- низовые оперативные группы выполняют работу на своих участках общей
стратегии преодоления кризиса.
4. Кризисные группы и связь между ними организуется заранее, и
проходят испытание:
- может быть заранее организовано несколько систем связи различного
назначения: одна – для решения кризисных проблем в области сбыта,
другая – в области технологий, третья – в области социальной
политики и т.д.;
- кризисные группы обучаются быстро реагировать на принципиально
новые проблемы, сочетая точные методы анализа с творческим
подходом.
5. Связи проходят испытания в некризисных условиях, причем решаются
реальные стратегические задачи, как если бы они возникли
неожиданно.
В соответствии с этим подходом менеджмент кризисных ситуаций включает
следующие этапы:
- диагностику, направленную на локализацию и оценку параметров
кризисной области;
- разработку концепции преодоления кризиса, нацеленную на выработку
стратегических и оперативных мероприятий;
- реализацию этой концепции для устранения кризиса и его последствий,
а также для выхода на намеченные цели нормального функционирования
организации.
В свою очередь, каждый из этих трех этапов предполагает выполнение
более детальных задач.
12. Факторы и признаки кризисных ситуаций в экономике (с учетом
специфики народного хозяйства Украины).
К факторам кризисных ситуаций можно отнести источники их
возникновения, причины и уровни организационной принадлежности участников
вовлеченных в кризис.
В обобщенном виде среди источников кризисных ситуаций можно выделять:
- природные;
- экологические;
- производственно-технические;
- финансово-экономические;
- социально-психологические.
К причинам возникновения кризисных ситуаций можно относить:
- недостаточный уровень (границы) наших знаний о возможностях
предсказания кризиса;
- определенный уровень отчуждения или дисфункций в функционировании
социально-политических, хозяйственно-экономических, культурно-
психологических механизмов;
- случайные отклонения, просчеты и\или ошибки (инженерные,
управленческие, политические, исторические и т.п.);
- преступные действия в отношении личности, организации или общества
и т.п.
Кроме этих типологических причин следует различать и смешанные, или
комплексные, причины, а также их сложные взаимосвязи.
Кризисные ситуации могу разворачиваться на различных уровнях,
включающие: личности; группы; организации (предприятия, фирмы); отрасли
(регионы); нации (государства) и т.д.
Признаки кризисной ситуации: наличие соответствующих отклонений от
нормальной ситуации; наличие угрозы высокоприоритетным целям и ценностям;
острый дефицит времени для реагирования на угрозу.
Относительно кризисной ситуации в экономике Украины можно сказать
следующее:
- признаки кризисной ситуации в экономике Украины: значительный спад
производства; нарушение сложившихся производственных связей;
банкротство предприятий; рост безработицы; снижение жизненного
уровня, благосостояния населения.
- факторы кризисной ситуации в экономике Украины:
- к основным источникам кризисной ситуации можно отнести:
производственно-технический (высокий уровень износа основных
производственных фондов, устаревшие технологии); природный
(неблагоприятные погодные условия обусловили низкую урожайность
зерновых и других культур в аграрном секторе экономики); финансово-
экономический (отсутствие оборотных фондов у предприятий;
неблагоприятные условия кредитования и инвестирования
промышленного сектора экономики).
- причины возникновения кризисной ситуации в экономике Украины:
недостаточный уровень (границы) знаний о возможностях предсказания
кризиса – ошибки и просчеты в деятельности руководителей
государства (госслужащие: «верхушка» законодательной и
исполнительной власти), из-за их недостаточной компетенции или
отсутствия четкой системы управления; преступные действия в
отношении общества и государства, указанных выше лиц –
заангажированность, лоббирование из корыстных побуждений,
удовлетворение личных материальных потребностей в ущерб обществу и
государству в целом и т.д.; случайные отклонения, просчеты и
ошибки – инженерные, управленческие, политические, которые нельзя
сбрасывать со счетов (Чернобыльская катастрофа, выход неожиданных
законов и постановлений и т.д.)
19. Сформулируйте цель антикризисного управления предприятием.
Главной целью антикризисного управления предприятием является
обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов
компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в
стране. Также следует заметить, что основной целью менеджмента кризисных
ситуаций является недопущение или определенное смягчение этапа шока от
наступления кризиса, всемерное сокращение продолжительности этапа отката
назад и ускоренная адаптация, и стабилизация ситуации.
В его рамках применяются в основном те управленческие инструменты,
которые в условиях экономики Украины, наиболее эффективны в устранении
временных финансовых затруднений и решении других текущих проблем
предприятия.
Главное в антикризисном управлении предприятием – ускоренная и
действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе
заранее разработанной тайны альтернативных вариантов, предусматривающих
различные трансформации в этой сфере в зависимости от ситуации.
В основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и
последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия.
Антикризисное управление предприятием нацелено на то, что даже в
сложной ситуации, в которой оказалось предприятие (скажем на грани
банкротства) можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые
механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для
предприятия потерями.
Список использованной литературы
1. Крутько В.Н. Введение в менеджмент кризисных ситуаций: Практические
рекомендации. – К.: МЗУУП, 1994. – 52 с.
2. Уткин Э.А. Антикризисное управление: Учебник. – М., 1997. – 399 с.
3. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. \ Под редакцией
А.П. Градова. – СПб., 1996.
4. Ансофф И. Стратегическое управление \ Под редакцией Л.И. Евенко. – М.,
1989.