Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере. Учет деятельности учреждения культуры.

Работа из раздела: «Менеджмент»

Самарское училище культуры
                              Заочное отделение



                             Контрольная работа

                                 по предмету
                          «Экономика и менеджмент»

              на тему «Менеджмент в социально-культурной сфере.
                   Учет деятельности учреждения культуры»



                                           Выполнила студентка группы 4 Б   
                                             Колесникова Надежда Анатольевна

                                             Преподаватель _________________
                                              ______________________________



                                 САМАРА 2005
                                 Содержание

1. Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере  3


  1.1. Сущность менеджмента  3

  1.2. Характерные черты менеджмента  5

2. Учет деятельности учреждения культуры  10


  2.1. Роль и значение учета и отчетности 10

  2.2. Виды учета и отчетности. Требования к их организации 10

  2.3. Текущий учет  12

  2.4. Статистический учет и отчетность 13

  2.5. Творческий отчет  14

  Список использованных источников 16



   1. Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере
   1. Сущность менеджмента
      Под  менеджментом  понимается  система  управленческой   деятельности,
обеспечивающей  успешное   функционирование   самых   различных   социальных
институтов  –  организаций,  призванных  осуществлять  некоторую  социально-
значимую деятельность.
      Социально-культурная сфера  –  сложное,  неоднозначное  понятие.  Одни
авторы определяют социально-культурную сферу как  совокупность  предприятий,
выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в  этом  случае
к социально-культурной  сфере  относятся  очень  многие  отрасли  экономики,
такие как автомобилестроение, производство  бытовой  техники  и  пр.  Другие
вкладывают в понятие социально-культурной  сферы  совокупность  предприятий,
выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение  для  культурного
уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную  сферу  попадает
достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
      Под  социально-культурной  сферой  мы  будем   понимать   совокупность
отраслей, предприятия которых производят товары и  услуги,  необходимые  для
удовлетворения социально-культурных потребностей человека.
      Деятельность    в    социально-культурной     сфере     осуществляется
организациями,   учреждениями,   предприятиями    различной    ведомственной
принадлежности (государственными,  муниципальными,  частными,  общественными
организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее,  фирма
– любое учреждение социально-культурной сферы.
      Менеджмент в социально-культурной сфере представляет  для  нас  особый
интерес.
      Во-первых, потому что в его  технологическом  содержании  раскрывается
все богатство менеджмента вообще – как  уже  говорилось,  в  сфере  культуры
действуют самые различные фирмы.
      Во-вторых,  перспективы  такого  рассмотрения   важны   для   уяснения
возможностей  сотрудничества  со  сферой  культуры   других   сфер   деловой
активности. Главная особенность  менеджмента  в  социально-культурной  сфере
заключается в том, что деньги в этой  сфере  зарабатываются  преимущественно
не  на  основе  простой  коммерции,  а   на   основе   привлечения   средств
заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
      В-третьих, еще  более  очевидно  другое  обстоятельство  –  нарастание
требований  к  менеджментной  компетентности   специалистов   и   работников
социально-культурной   сферы.    Переход    от    сугубо    административно-
распределительной  технологии  управления  сферой  к  все   более   широкому
использованию  экономических  методов,  от  чисто  дотационного   бюджетного
финансирования  структур  к  финансированию  программ,  к   конкуренции   за
бюджетные  средства,   необходимости   широкого   привлечения   внебюджетных
средств,   идеологический   и    политический    плюрализм,    хозяйственная
самостоятельность – все это радикально меняет требования к  профессионализму
менеджера  в  социально-культурной  сфере.  Если  раньше   он   видел   себя
преимущественно    работником    «идеологического    фронта»,     педагогом-
воспитателем,  то  теперь  он  должен  быть   практически   ориентирован   в
технологии маркетинга в коммерческой  и  некоммерческой  деятельности,  быть
экономически и юридически  грамотным  специалистом,  короче  говоря  –  быть
полноценно  компетентным  в  вопросах  менеджмента,  без  всяких  скидок  на
пресловутую «специфику» сферы.
      Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не  в  «усеченности»
менеджмента, а  наоборот  –  в  его  расширительном  применении.  Социально-
культурная сфера включает в  себя  деятельность  как  сугубо  некоммерческую
(нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и  (в
том числе –  применительно  к  тому  же  виду  деятельности)  международного
масштаба.
      Бизнес и культура в  современном  обществе  «скованы  одной  цепью»  –
предполагают  и  дополняют  друг  друга,  немыслимы  друг  без  друга.   Эта
«обреченность» на  сотрудничество  имеет  глубокий  политологический  смысл,
чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в  том,  что
это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации  гражданского
общества – не декларирования его, а  наращивания  его  реальной  ткани,  его
механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в  котором  сложилась  и
вызрели развитые  формы  сотрудничества  делового  мира  и  сферы  культуры,
способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-
культурных процессов – по возможности независимо от государства.

   2. Характерные черты менеджмента
      Обычно  специфику   менеджмента   в   сфере   культуры   связывают   с
особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности  носят
не столько вещественный характер,  сколько  связаны  с  феноменами  сознания
(восприятия,  понимания,  мышления,  переживания  и  т.д.),   не   поддаются
непосредственному прямому счету,  складированию.  Их  производство  зачастую
совпадает с их потреблением (просмотр спектакля,  кинофильма,  прослушивание
концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую  не
смотрят и т.п., не  являются  художественными  ценностями).  Более  того,  в
отличие от продуктов материального  производства,  уничтожаемых  в  процессе
потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются),  культурные  ценности  в
процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше  народу  прочитало
книгу, видело картину, слышало концерт и т.п.,  –  тем  выше  их  социальная
значимость).
      Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать
не  только  услуги  непосредственно  посетителям,  но  и  донорам,   готовым
выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера  культуры  –  сфера
преимущественно    некоммерческой    деятельности.    Главная    особенность
менеджмента в сфере культуры заключается в том,  что  деньги  в  этой  сфере
появляются преимущественно не на основе коммерции, а на  основе  привлечения
средств, вовлечения интересов  самых  различных  сил  и  инстанций:  органов
власти,  ведающих  бюджетными   средствами,   спонсоров,   благотворительных
организаций  и  прочих  доходов.  Даже  в  шоу-бизнесе,  на  первый   взгляд
предельно коммерциализированном секторе сферы культуры,  доходы  от  продажи
билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное  –  средства
спонсоров. Да и сама гастроль чаще  всего  является  лишь  частью  рекламной
компании нового диска или альбома.
      Некоммерческая  деятельность  не  означает   «непривлекательная»   для
бизнеса. Во  всем  мире  некоммерческий  (нонпрофитный)  сектор  –  один  из
наиболее интенсивно развивающихся  секторов  экономики.  Действительно,  что
может быть привлекательней деятельности,  когда  все  ваши  доходы  идут  на
покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в  принципе!  Некоммерческая
сфера  обладает  рядом  законодательно  закрепленных   льгот   и   гарантий,
привлекающих туда капитал. В силу своей публичности,  социальной  значимости
она  обладает   явно   выраженным   рекламным   потенциалом,   возможностями
формирования и продвижения привлекательного имиджа,  репутации,  социального
статуса и т.д.
      Более того, некоммерческая деятельность имеет  более  общий  характер,
она может включать в себя  коммерческую  как  свою  часть.  Например,  музей
может заниматься предпринимательской деятельностью,  открывать  производство
сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.
      Эти  обстоятельства  накладывают   свои   особенности   на   маркетинг
некоммерческой  деятельности:  он  оказывается  многомерным,  в  отличие  от
традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например,  в  некоммерческой
сфере довольно часто  субъект  платежеспособного  спроса  (тот,  кто  платит
деньги)  не  совпадает  с  непосредственным  потребителем  (клиентом).  Так,
типичные  потребители  услуг  в  социально-культурной  сфере  –  это   дети,
подростки, ветераны. Работа с  ними,  с  очевидностью,  необходима,  но  кто
должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую  –  не  они  сами.  Что-то
оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами,  что-то  –
заинтересованными    в    такой    деятельности    донорами,    что-то     –
благотворительными фондами и т.д. Фактически  в  социально-культурной  сфере
действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И  не
всегда  можно  сказать,  какой  из  этих  рынков  первичен:  то  ли  сначала
определяются виды  работ  с  потребителями  и  затем  ищутся  доноры  на  их
поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов  доноров,
готовые платить деньги за определенные виды работ с этими группами.
      Эти особенности,  вне  всякого  сомнения,  сказываются  на  технологии
менеджмента в социально-культурной сфере. Однако при всей  их  важности  они
не отличают менеджмент в социально-культурной сфере  от  любого  менеджмента
услуг. Практически все указанные особенности суть особенности услуг.
      Менеджмент   в   социально-культурной    сфере    может    заключаться
исключительно   в   создании   организационных   и   экономических   условий
саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и  не  меньше.  И  в
этом заключается подлинное содержание  характера  менеджмента  в  социально-
культурной сфере.
      Бизнес все более  интегрируется  с  другими  сферами  жизни  общества:
политикой,  культурой,  наукой,  образованием,  искусством,   спортом.   Все
большее  распространение   получили   спонсорство   и   благотворительность,
патронаж. Все это не только резко изменило  и  обогатило  своим  содержанием
технологию менеджмента, придало ему характер социально  и  культурологически
ориентированной деятельности.
      Важно, что все эти особенности проявляются на  фоне  бурного  развития
современных информационных  технологий,  информатизации  и  компьютеризации,
мультимедиа, освоения возможностей Интернета,  без  которого  немыслимы  уже
современная реклама, PR, другие бизнес-технологии. Интенсивно проникают  эти
технологии и в социально-культурную сферу,  открывая  перед  нею  совершенно
новые горизонты развития.
      Современный рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная
конкуренция всех со всеми. На первый план выходит  способность  занять  свое
уникальное место в сети глобальных рыночных связей. А  это  возможно  только
при условии привлечения внимания к своему  бизнесу,  достижения  известности
любыми средствами.
      В этом плане современный бизнес, как впрочем  и  политика,  все  более
сближаются  по  своей  технологии  с  шоу-бизнесом  и   социально-культурной
деятельностью  в  целом.  В  своем  технологическом  содержании  современный
менеджмент  окончательно  приобрел  черты  и  формы  технологии   социально-
культурной деятельности.
      Все  эти  особенности  современного  менеджмента,   которые   являются
закономерным  выражением  действия  внутренних  тенденций  развития   самого
менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и  социально-культурной
сферой в целом.
      Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и
профессионализму современного менеджера. К традиционным  требованиям  знания
технологии, организации, финансового контроля  и  маркетинга  в  современных
условиях  добавляются   требования   культурологического   и   гуманитарного
характера. Современный менеджер, вне  зависимости  от  профиля  деятельности
его  фирмы,   должен   быть   не   только   теоретически,   но   практически
ориентированным в  вопросах  общей  и  прикладной  культурологи,  социальной
психологии, быть  знакомым  с  современными  культурными  процессами  в  тех
обществах,  в  среде  которых  ему  приходится  или  придется  иметь   дело,
практически ориентироваться в механизмах и процедурах принятия  политических
решений, в современной политической жизни,  иметь  развитое  чувство  вкуса,
гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым  и  продвинутым
в плане нравственной  и  интеллектуальной  культуры.  Не  только  зарубежные
данные, но нынешняя российская действительность убедительно показывают,  что
больше  шансов  стать  успешными  предпринимателями  и   менеджерами   имеют
выпускники  гуманитарных  вузов  по  сравнению  с  выпускниками  технических
вузов, а среди последних – бывшие научные сотрудники.
      Нарастание   гуманитарного   содержания    современного    менеджмента
проявляется практически по всем векторам практики менеджмента.
      Если воспользоваться удачной метафорой Э. Фромма,  то  можно  сказать,
что если еще послевоенный менеджмент  осуществлялся  в  модусе  «Иметь»  (to
have, haben), то  современный  менеджмент  осуществляется  скорее  в  модусе
«Быть» (to be, sein). Современная фирма во  все  большей  степени  предстает
как культура – в  буквальном,  терминологическом  смысле  слова:  со  своими
ценностями, нормами,  традициями,  ритуалами,  героями,  мифами,  легендами,
фольклором, субкультурами и т.д. Фирменный стиль, организационная  культура,
дух  корпорации  из  метафор  очень   быстро   превратились   в   конкретные
технологические   требования.   Все   большее   число   ведущих   зарубежных
специалистов по менеджменту  склонны  рассматривать  современный  менеджмент
как «культурологический» по преимуществу.

   2. Учет деятельности учреждения культуры
      Учет  и   отчетность   являются   частью   информационного   механизма
менеджмента,   связанного   с    характеристиками    реальных    результатов
деятельности  фирмы.  Учет  –   это   характеристика   итогов   деятельности
учреждения в утвержденной системе показателей.

   1. Роль и значение учета и отчетности
      Правильно организованные учет и отчетность  играют  важнейшую  роль  в
технологии менеджмента. Фиксируя итоги деятельности за определенный  период,
данные учета  и  отчетности  создают  информационную  базу  данных  как  для
контроля, так и для принятия последующих  плановых  и  других  решений.  Без
опоры на эти данные невозможна  эффективная  организация  заработной  платы,
задание системы стимулирования. Без достоверных данных  учета  и  отчетности
невозможна  выработка  норм  и  нормативов,   создание   нормативной   базы.
Сведенные в региональном  и  общегосударственном  масштабе  данные  учета  и
отчетности  создают  основу  для  выработки  культурной  политики,  принятию
решений по бюджету, для научно-теоретического анализа,  выявления  тенденций
и закономерностей, действующих в социально-культурной  сфере,  ее  отраслях,
экономике и обществе в целом.

   2. Виды учета и отчетности. Требования к их организации
      Из определения учета и отчетности видно, что  центральную  роль  в  их
организации  играет  выбор  системы  конкретных   показателей   и   принятие
специального решения по  утверждению  их  в  качестве  показателей  учета  и
отчетности.  Этим  последние  отличаются  от  показателей,  фигурирующих   в
анализе, – там аналитик волен  применить  те  показатели,  которые  наиболее
соответствуют целям анализа. В  учете  же  речь  должна  идти  о  стабильной
системе характеристик.
      Система учета и отчетности должна соответствовать нескольким очевидным
требованиям:
      – показатели учета и  отчетности  должны  соответствовать  планируемым
показателям,   иначе   утрачивается   единство   информационного   механизма
менеджмента;
      – система учета должна быть простой и ясной, по возможности  исключать
показатели, требующие расчет (это функция анализа), и  использовать  простые
натуральные и стоимостные показатели;
      – учет должен быть оперативен  и  своевременен  –  всякие  «рисования»
учета задним числом создают почву для злоупотреблений;
      – учет должен быть максимально полным,  т.е.  охватывать  все  стороны
деятельности фирмы;
      – данные учета и отчетности должны быть достоверными – как  показывает
практика, наиболее сложное для социально-культурной сферы требование.
      В социально-культурной сфере действуют четыре вида учета и отчетности:
текущий (первичный,  оперативный),  статистический,  бухгалтерский  учет  (и
соответствующая отчетность), а также творческие отчеты.  Бухгалтерский  учет
является частью финансового контроля и настолько технологически  специфичен,
что образует достаточно  развитую  самостоятельную  дисциплину  менеджмента,
образующую самостоятельный  учебный  курс.  Кроме  того,  бухучету  посвящен
чрезвычайно широкий круг специальной  литературы  и  материалов.  Поэтому  в
данной работе рассматриваться не будет. Следует помнить также, что все  виды
учета (отчасти, включая и творческий  отчет),  так  или  иначе,  но  во  все
большей  степени  опираются  на   использование   современных   компьютерных
технологий. Существует  веер  АРМов  (автоматизированных  рабочих  мест)  по
бухгалтерскому  учету,  статистике,   текущему   учету   с   соответствующим
программным обеспечением.

   3. Текущий учет
      Речь идет об  учете  текущей  (каждодневной)  деятельности  учреждения
культуры. В силу этого его также называют оперативным (в отличие  от  других
– так или иначе, но эпизодических видов учета  и  отчетности)  учетом.  Этот
учет является базой, над которой надстраиваются  все  другие  виды  учета  и
отчетности – отсюда его еще одно название – первичный.
      С некоторой степенью условности  можно  различать  два  вида  текущего
учета: количественный и качественный. Количественный учет  связан  с  учетом
объемов выполненной работы (количество  мероприятий,  посетителей,  доход  и
т.п.). Типичным документом текущего учета в сфере культуры  является  журнал
учета текущей работы. Обычно учет  в  нем  ведется  по  следующим  позициям:
порядковый номер, дата,  наименование  работы,  время  начала  и  окончания,
количество посетителей, подпись ответственного лица,  примечания.  Регулярно
(ежемесячно, ежеквартально) данные об объеме выполненной работы  суммируются
с заполнением специальных таблиц.  Страницы  такого  журнала  пронумерованы,
прошнурованы  и  должны  скрепляться  печатью,  так  как   журнал   является
документом финансовой дисциплины. Хотя вести  его  могут  должностные  лица,
которым это поручено, ответственность за  достоверность,  своевременность  и
полноту  записей  в  журнале  несет  руководитель  организации.   К   другим
документам текущего учета относятся списки  коллективов,  журналы  посещения
кружков и коллективов,  журналы  дежурств  и  другие  документы,  в  которых
ведется учет работы в подразделениях и службах.
      Что может подтвердить  записи  в  журнале  учета  текущей  работы?  Не
секрет, что  в  сфере  культуры,  в  силу  особенностей  оказываемых  услуг,
имеются возможности для «рисования» учета, а значит и «липовой»  отчетности.
В качестве  подтверждающих  материалов  могут  выступать  планы,  программы,
пригласительные   билеты,   сметы,   сценарии,    фотографии,    видео-    и
киноматериалы, корешки путевок и квитанций –  практически  все  материалы  и
документы,   сопровождающие   ход   подготовки   и   проведения   конкретных
мероприятий. Поэтому такие документы и материалы также могут  быть  отнесены
к текущему учету.
      Качественный учет – учет уровня и эффективности проводимой  работы.  К
его материалам и документам относятся справки  по  итогам  проверок,  отзывы
посетителей и клиентов, рецензии  и  отзывы  в  СМИ,  результаты  экспертных
оценок и т.п.
      Примером   документа,   в   котором   объединяются   качественные    и
количественные  характеристики  выполненной  работы,  являются  акты  сдачи-
приемки  выполненной  работы,  подписанные  представителями  исполнителя   и
заказчика, в которых фиксируются объемы выполненных работ,  их  соответствие
запланированным, наличие или отсутствие претензий  заказчика  к  исполнителю
по объему и  качеству  выполненных  работ.  Кроме  того,  в  сфере  культуры
неоднократно   предпринимались   попытки   введения   паспортов   учреждений
культуры,  в  которых  систематически  фиксировались  итоги  и   оценки   их
деятельности.

   4. Статистический учет и отчетность
      На основе данных текущего учета регулярно  (обычно  один  раз  в  год)
составляется  статистический  отчет.  Статистический  отчет  заключается   в
заполнении  специальной  табличной  формы.  Для  каждого   типа   учреждений
культуры заполняется своя типовая форма статотчета согласно альбому  типовых
форм Государственного Комитета по  статистике  (Госкомстата).  В  содержание
такой  формы  входит  подробная  инструкция  по  ее  заполнению,   так   что
подготовка статистического отчета обычно особого труда не составляет  –  при
условии хорошо налаженного текущего учета.  В  противном  случае  оформление
статотчета превращается в «творчество» сомнительного характера.
      Форма статотчета заполняется в трех экземплярах по истечении отчетного
года,  подписывается  руководством  фирмы  и   передается   (высылается)   в
региональный  орган  Госкомстата  и  вышестоящую   ведомственную   инстанцию
(учредителю). Один экземпляр остается в архиве учреждения.
      Вышестоящие  инстанции  иногда  требуют  в   качестве   приложения   к
статистическому  отчету  подробную  пояснительную  записку  о   деятельности
учреждения культуры (годовой информационный отчет). Госкомстату такой  отчет
не требуется.
      При  всей  уязвимости  для  критики  действующих  форм  статистической
отчетности они играют важнейшую роль, создавая информационную базу данных  о
состоянии и работе сферы культуры в региональном масштабе и масштабе  страны
в целом. Поэтому статистические показатели не могут произвольно  меняться  –
в этом  случае  может  наступить  так  называемый  «обрыв  в  статистике»  –
ситуация, делающая  невозможным  прослеживание  тенденций  развития,  в  том
числе  и  в  историческом  масштабе,  затрудняет   сопоставление   различных
периодов развития сферы и общества.

   5. Творческий отчет
      В этом случае речь  идет  о  специфических  мероприятиях,  на  которых
учреждения демонстрируют  образцы  достигнутого  уровня  своей  работы.  Это
могут   быть   концерты,   выставки,   спектакли,   фестивали,   комплексные
мероприятия.  Подобные  творческие  отчеты  могут   проводиться   различного
уровня:  отдельных  коллективов,  мастеров  и  исполнителей,  учреждений   и
организаций,  могут  быть  отчетные  акции  регионального  масштаба  и  даже
республиканского уровня («дни культуры» или фестивали).
      Творческий отчет решает ряд задач:
      – демонстрация лучших образцов работы;
      – оценка итогов работы за определенный период;
      – реклама и пропаганда (продвижение имиджа и  репутации)  деятельности
учреждения и его самого;
      –  вербовка  новых  клиентов,  потребителей  и   активных   участников
деятельности организации.
      По своим задачам творческий отчет переплетается с public  relations  и
вполне может рассматриваться также как одна из форм PR.
      Творческие отчеты имеют место не только в сфере  культуры.  Менеджмент
практически  во  всех  других  сферах  и  отраслях  прибегает  к   выставкам
продукции,  дням  открытых  дверей  и  другим   акциям,   носящим   характер
творческого отчета.
      Чтобы мероприятие могло рассматриваться в качестве творческого отчета,
оно должно отвечать нескольким требованиям:
      – на нем должен быть продемонстрирован лучший опыт работы;
      –  сценарий  проведения   должен   предполагать   возможность   оценки
демонстрируемых   образцов   работы   (экспертный    опрос,    анкетирование
посетителей или участников, книгу отзывов, проведение конференций и т.п.);
      – итоги творческого отчета, и особенно оценки должны  стать  предметом
специального  анализа  (совещания,  семинара)  для  определения   перспектив
дальнейшей деятельности.
                      Список использованных источников
   1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. – М.: Финпресс, 2002.
      – 312 с.
   2. Законодательство о  культуре:  [Сборник/  Сост.  Б.  Букреев].  –  М.:
      Касаткина, 2001. – 471 с.
   3. Законодательная политика и правовое регулирование  в  сфере  культуры:
      аннот. библиогр.  указ./  М-во  культуры  Рос.  Федерации,  Рос.  ин-т
      культурологии. – М.: РИК.
   4. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной
      сферы. – СПб.: Михайлов, 2002. – 317 с.
   5. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. –  Омск:  Омич,
      2000. – 288 с.
   6.  Религия,  образование,   культура:   необходимость   диалога:   Форум
      интеллигенции, Уфа, 24-25 нояб. 2000 г./ Сост. Филатов С.А. – М.: Фонд
      социал.-экон. и интеллектуал. прогр., 2001. – 223 с.
   7. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С.-Петерб.  гос.  ун-т
      культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001. – 382 с.
   8. Шкута А.А. Практическое мышление менеджера/ Под общ. ред. М.З. Бора. –
      М.: Финпресс, 1998. – 220 с.
   9. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб./ Под
      ред. Ф.Ф. Рыбакова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1992. – 145
      с.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru