Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Новые тенденции развития Российско-Африканских отношений

Работа из раздела: «Международные отношения»

                      Российский Университет Дружбы Народов.
            ______________________________________________



         Реферативная работа

                               по РСвСМО.



         Тема реферата: 'Новые тенденции развития Российско-
                                   Африканских отношений'.

         Подготовительный факультет.
         Группа: ИС-031.
         Автор: Рогоза Юлия Андреевна.
         Проверил:



                                            Москва 1996.



                                  План:

         1) Введение.

         2) Африканская политика в России сегодня и в будущем.

         3) Новые тенденции в развитии отношений России и Африки.

         4) Проблемы возникающие на пути становления  новых  дипломатических
    отношений с Африкой.

         5) Заключение.



             1) Введение.

             Когда речь идет о взаимоотношениях России с  большим  массивом
         государств,  по   инерции   объединяемых   расплывчатым   названием
         'развивающиеся страны', последним  обычно  отводится  роль  объекта
         приложения российских усилий.  Учитывая  односторонность  подобного
         подхода я хочу на  примере  африканского  континента  рассказать  о
         новых тенденциях развития отношений между Россией и Африкой.
             Продолжающиеся  полемика  о  сложном  экономическом  положении
         России  и  возможных  путях  выхода  из  кризиса   высветила   одну
         люпопыдную закономерность. Авторы, отстаивающие  зачастую  полярные
         точки зрения, нередко сходятся на том, что не в последнюю очередь в
         нынешних тяготах России повинны ее  связи  с  'третьим  миром'.  Не
         обходиться  при  этом  без  упоминания  тех  или  иных  африканских
         государств.
             Вместе   с   тем   если   отбросить    наслоения,    вызванные
         побудительными мотивами  популистского  толка,  то  в  самом  факте
         обращения  к  теми  о  взаимоотношениях  России  с   развивающимися
         странами, в том числе африканскими, содержится  позитивный  момент.
         Активная дискуссия о национальных приоритетах и  внешнеполитических
         приоритетах нашего государства делает их понимание более  доступным
         широкой  общественности.   Это  отрадно,  поскольку  речь  идет   о
         долгосрочных интересах одного  из  крупнейших  государств  планеты,
         призванного историей быть среди ведущих   при  формировании  нового
         мирового порядка. Мир же в  котором  предстоит  жить  нам  и  нашем
         детям, все более наглядно проявляет свой взаимосвязанный  характер,
         требующий глубокого понимания диалектики части  и  целого,  а  это,
         хотим  мы  этого  или  нет,  исключает  возможности  безнаказанного
         пренебрежения ролью того или иного народа, страны,  региона  и  тем
         более континента.
             C  окончания  длительного  периода  'холодной   войны'   четко
         обозначилась и такая характерная черта строящегося миропорядка, как
         растущее значение проблем отношений по линии Юг-Север. Не  вдаваясь
         детально в их суть, следует подчеркнуть  главное:  какое  бы  место
         Россия ни заняла в новой системе координат, ее отношения  со  всеми
         компонентами  как  Севера,  так  и  Юга  должны  носить  прочный  и
         стабильный характер. Только в этом  случае  она  сможет  обеспечить
         себе свободу и независимость в долгосрочных  подходах,  гарантирует
         себя от роли 'крупной фигуры, но в чужой игре', объекта влияния той
         или иной стороны, уязвимого для негативных последствий столкновения
         чужих интересов.
             В складывающимся механизме нового миропорядка Африка  занимает
         весьма специфическое  место.  Главная  ее  особенность  -  огромный
         разрыв  между  политико-экономическим  потенциалом  и  существующей
         реальностью. Африканские государства составляют треть членов ООН  и
         около половины - Движения не присоединения. Без участия  африканцев
         невозможно  создание  целостной  и  стабильной   мировой   системы,
         комплексное решение  глобальных  проблем,  развитие  всеобъемлющего
         гуманитарного и культурного сотрудничества. В  то  же  время  из-за
         незавершенности процессов,  связанных  с  формированием  устойчивых
         политических  традиций,  Африка  считается  зоной  опасных,   порой
         масштабных и затяжных  конфликтов,  хронической  нестабильности  и,
         самое  главное,  малой   предсказуемости.   Возникшие   там   очаги
         напряженности    имеют   тенденцию   к   быстрому   разрастанию   и
         интернационализации. Все это не может не затрагивать стратегических
         интересов мирового сообщества, в том числе России.
             Подобное противоречие мы наблюдаем и в экономической  сфере  с
         одной стороны - наличие значительных природных богатств и положение
         сырьевого резервуара развитых стран,  с  другой  стороны  -  резкое
         отставание в развитии от других континентов (например,   на  момент
         правозглашение независимости Ганы ее ВНП превышал ВНП Южной Кореи),
          хронические экономические и экологические  катаклизмы,  ликвидации
         последствий которых также требует привлечение значительных  внешних
         усилий и ресурсов.
             Таким  образом,  новая  Россия  стоит  перед  сложной  задачей
         проведения такой политики в Африке,которая,  будучи  адекватной  ее
         положению  крупной  мировой  державы  и  постоянного  члена  Совета
         Безопасности  ООН,  учитывала  бы,  помимо  прочих,  три   наиболее
         очевидных фактора: таящуюся в  африканских  бедах  угрозу  будущему
         мировому порядку и стабильности; специфику этого  континента,   где
         решение практически  всех  проблем   проходит  через  оказание  ему
         массированной,  прежде   всего  экономической,   помощи;   реальные
         финансово-экономические   и  другие  возможности  нашей  страны  на
         нынешнем переходном этапе ее развития.



             2) Африканская политика России сегодня и в будущем.

             Стремление демократической России строить отношения с  Африкой
         с качественно иных, чем ранее, позиций, на основе здравого  смысла,
         гуманитарных ценностей, принципов взаимной выгоды  вполне  отвечает
         духу времени и переосмысленным  государственным  интересам  страны.
         Вместе с тем новые подходы  не  могут  не  сочетаться  со  здоровой
         преемственностью. Это естественно вытекает и из статуса государства
         продолжателя.
             Речь  здесь,  конечно,  идет  не  о   том,   чтобы   перенять,
         закамуфлировав,   идеологическую   зацикленность   или    затрадный
         характер торгово-экономических  и других связей бывшего  Советского
         Союза  с  Африкой.  По-новому  понятые   государственные   интересы
         заставили решительно покончить с этим.
             Важные результаты дала и будет продолжать давать  наша  помощь
         африканским странам в подготовке их национальных кадров, культурное
         и научное сотрудничество, наша поддержка их борьбы против расизма и
         апартеида.
             С отходом от непомерных  идеологических  мотиваций  у  России,
         наконец,  появилась  возможность  проводить   в   Африке   открытую
         реалистичную политику. В ее основе должны лежать следующие факторы.
         Учет  в  практических  делах   ограниченности   наших   сегодняшних
         материальных   возможностей    и    обозначение    далеко    идущих
         стратегических потерь, в случае бездействия и апатии.
             Новый внешнеполитический курс России воспринимается  в  Африке
         неоднозначно,  вызывает  у  некоторых   африканских   предводителей
         определенную настороженность. В тоже время именно в следствии этого
         курса значительно расширился круг  африканских  стран,  с  которыми
         Россия могла бы действительно взаимовыгодно сотрудничать.
             Благодаря открытости внешней политики России и  проводимым  ею
         рыночными реформам расширились возможности партнерства в Африке  не
         только с самими африканцами, но и с промышленно развитыми странами.
             Сложнее обстоит дело в  сфере  многостороннего  экономического
         сотрудничества. Сказывается, в частности, различие в  экономическом
         потенциале и структуре наших внешних экономических связей, в  самом
         характере, исторически сложившихся отношений с Африкой.
             Одна из крупных  проблем,  по  которой  России  еще  предстоит
         найти конструктивное взаимопонимание с африканскими  государствами,
         это проблема за  должности  этих  стран  бывшему  СССР  (только  по
         странам Африки южнее Сахары они составляют 14,5 миллиарда рублей).
             Говоря о развитии экономических связях с Африкой, надо реально
         отдавать себе отчет в том, что получение от них  прямой  и  быстрой
         экономической  выгоды,  особенно  по  государственной  линии,  дело
         достаточно отдаленного будущего.
             С учетом собственных финансовых и экономических проблем вполне
         логично, что усилия сосредотачиваются, прежде  всего,  на  развитии
         связей с теми из государств Африки, которые готовы сотрудничать  на
         коммерческой  основе  (нефтедобывающие  страны:  Нигерия,   Ангола,
         Габон; поставщики уникальных товаров и нужного нам  сырья:  Гвинея,
         Гана, Мадагаскар, Заир, Зимбабве и др.) Такой подход,  естественно,
         не  только  не  исключает,  но  и  делает  актуальным  поиск  точек
         соприкосновения  с  другими  странами   континента,   изучение   их
         потенциала для взаимовыгодного сотрудничества.



             3) Новые тенденции в развитии отношений России и Африки.

             Осуществление в России  глубинным  реформ  побуждает  нас  по-
         новому посмотреть на вопрос о том, как в  новых  условиях  наиболее
         эффективно организовать представительство ее  торгово-экономических
         интересов,   кому   следует   поручить   координацию    на    месте
         внешнеэкономической   деятельности,     изучение    соответствующей
         конъюнктуры и т.д.
             Для более широкого информирования  предпринимателей  России  о
         возможностях  экономических  связей  со  странами   Африки    стоит
         подумать о создании целевого информационного центра с  привлечением
         участников из самой Африки, третих  стран,  а  также  международных
         организаций.
             Традиционно развитой сферой отношения бывшего Союза с  Африкой
         были  связи  в  военно-технической  области.  Сегодня   кардинально
         пересматривается   нацеленность   нашей   роли   в    строительстве
         вооруженных сил африканских государств. Тем не менее,  коммерческий
         интерес  к   этому   направлению   двухстороннего   сотрудничества,
         несомненно, сохраняется. В тоже время мы должны на равне с крупными
         поставщиками вооружений и военной техники вести дело к тому,  чтобы
         военное сотрудничество с Африкой  из  компонента  нестабильности  и
         конфронтации  в  прошлом  превратилось  в  фактор  региональной   и
         внутриполитической стабилизации.
             Работающие на черном континенте тысячи российских специалистов
         и членов их семей часто  подвергаются  непосредственной  опасности.
         Обострение внутриполитической ситуации в ряде  государств  (Сомали,
         Либерия) вынудило принять срочные меры по полной эвакуации  россиян
         из этих точек.
             Ведя разговор общего плана об африканской политике  в  России,
         приходится констатировать, что, к  сожалению,  на  практике  нашему
         внешнеполитическому  ведомству  приходится   концентрировать   свое
         внимание на болевых точках Африки, таких как Сомали, Либерия.

             4)Проблемы  возникающие  на  пути  становления           новых
         дипломатических отношений с Африкой.

             Проведение Россией реалистичной,  рассчитанной  на  длительную
         перспективу внешней политики по  любому  из  азимутов  трудно  себе
         представить  без  обеспеченья  той  или  иной  точке   планеты   ее
         физического   присутствия   и   наличие   хорошо    подготовленного
         профессионального корпуса дипломатических сотрудников. Но,  тем  не
         менее, в 1992 году в связи с тяжелым финансовым  положением  России
         были вынуждены закрыться 9 российских  посольств  в  Африке,  южнее
         Сахары.
             Но надо смотреть реальности в глаза: кроме посольств и отчасти
         остающихся торговых представительств  у нас в  Африканских  странах
         нет пока дополнительных рецептов для  восприятия  происходящих  там
         процессов и тем более точек опоры для становления  новой  структуры
         сотрудничества.
             Говоря о политических, торгово-экономических и других аспектов
         наших отношений с Африкой, былобы не правильным не сказать хотя  бы
         несколько  слов  о  тех  людях,  которые   занимаются   проведением
         российской  внешней  политики  на  этом  направлении.  В   условиях
         формирующегося  ранка  проблема  сохранения  дееспособных  кадровых
         структур в МИД России встала уже в  полный  рост.  Весьма  скромные
         материальные   возможности   мотивации    дипломатического    труда
         заставляют многих, прежде всего, молодых,  специалистов  переходить
         на работу в частный бизнес и другие иностранные фирмы.



             5) Заключение.

             Подводя итог размышлениям об африканской  политике  России,  я
         хочу  еще  раз  подчеркнуть,  что  идущие  на   черном   континенте
         демократические и рыночные  реформы  коренным  образом  меняют  его
         облик. Поддерживая эти перемены, мы  должны  изменить  отношение  к
         Африке в самой России, преодолеть бытующие еще  предубежденность  и
         предрассудки,  в  том  числе  расовые,  в   отношении   африканцев,
         отказаться от устаревших стереотипов в подходах, адекватно  оценить
         роль и место африканских стран в мировом сообществе. Особую роль  в
         этом деле призваны сыграть российские средства массовой информации.
         Российским специалистам надо посмотреть на Африку свежим  взглядом.
         Российские интересы в Африке были и остаются.



                       Список используемой литературы:


             1) Журнал 'Международная жизнь' - М., - 1993, №8

             2) Журнал 'Международная жизнь' - М., - 1993, №1

             3) Журнал ' Мировая экономика и международные отношения' - М.,
         - 1995, №4

             4) Страны мира. Справочник. - М., 1993




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru