Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Эволюция системы европейской безопасности от СБСЕ к ОБСЕ

Работа из раздела: «Международное публичное право»

Доклад к выпускной работе студента 4 курса
факультета Международное право и международные отношения
Бакинского Государственного Университета
по специальности: Международное право
Багирова Галандара Рамиз оглы
на тему: «Эволюция системы европейской безопасности от СБСЕ к ОБСЕ».

  В предлагаемой вниманию работе подробно рассматривается эволюция  системы
европейской безопасности  от  СБСЕ  к  ОБСЕ.  В  работе  проанализирована  и
охарактеризована деятельность  СБСЕ/ОБСЕ  начиная  Хельсинским  процессом  и
принятием  «Заключительного  акта»  по  сегодняшний  день.   Данная   работа
является  очень  важной  и  актуальной,   учитывая   наличие   целого   ряда
неразрешенных конфликтов, а также и угрозы международного терроризма.
Данная работа представляет  большой  интерес  также  и  потому,  что  в  ней
имеется отдельная глава об участии Азербайджана  в  ОБСЕ  и  о  деятельности
Минской  группы  по  разрешению  армяно-азербайджанского  конфликта   вокруг
Нагорного Карабаха.
  Выпускная работа состоит из введения, IV глав, заключения и библиографии.

  В Главе I дается описание «Хельсинкского процесса» и совещаний  в  рамках
СБСЕ вплоть до 90-х годов.  Эта  глава  состоит  из  3  параграфов:  История
создания СБСЕ, «Заключительный акт СБСЕ», а также Деятельность СБСЕ  с  1975
по 1989 год.
  Глава  II  раскрывает  деятельность  СБСЕ  в  90-х   годах,   включая   и
преобразование  данной  организации  из  простых  совещаний  в   полноценную
организацию. Данная глава  состоит  из  5  параграфов,  из  которых,  первые
четыре показывают переход от СБСЕ к  ОБСЕ,  а  также  деятельность  ОБСЕ  по
сегодняшний день, пятый параграф  посвящен структуре основных органов  ОБСЕ.

  Глава III посвящена участию Азербайджанской Республики в ОБСЕ,  а   также
деятельности Минской группы ОБСЕ.
  Глава IV затрагивает проблемы европейской безопасности в XXI веке.
  На рубеже веков  крупными  дестабилизирующими  факторами  на  европейском
пространстве  стали  межэтнические  противоречия  и  конфликты.  Все   более
заявляют о себе такие явления, как  терроризм,  распространение  наркотиков,
организованная преступность.
  Наиболее  надежный  путь  обеспечения  безопасности  и   стабильности   и
предотвращения конфликтов в Европе – это создание на континенте  полноценной
архитектуры безопасности,  основанной  на  сотрудничестве  между  различными
организациями  на  прочной  основе  уважения  норм   международного   права,
принципов Устава ООН. Обсуждение модели общей и  всеобъемлющей  безопасности
началось на Совещаниях в Хельсинки, главным итогом которых стал  принятый  1
августа 1975 года «Заключительный  акт».   35  страны-участницы  конференции
заявили о своей решимости “должным образом учитывать и  выполнять  положения
Заключительного акта Совещания” и продолжать  многосторонний  процесс  путем
проведения новых встреч на различных уровнях . Деятельность СБСЕ  в  течении
многих  лет  основывалась  только   на   созываемых   каждые   четыре   года
конференциях. Эволюция СБСЕ  из  обычных  совещаний  в  организацию  приняла
активный характер с подписанием 21 ноября 1990 года  в  Париже  «Хартии  для
новой Европы», которая поставила точку в холодной войне  и  положила  начало
превращению  СБСЕ  из  форума  для   переговоров   и   диалога   в   активно
функционирующую структуру. Дальнейшая эволюция СБСЕ  проходила,  с  участием
новых членов стран Восточной Европы  и  Средней  Азии.  Региональный  статус
Совещания  был  подтвержден  на  Хельсинкском  саммите  глав  государств   и
правительств государств-участников СБСЕ в 1992 году.
  Принятый на встрече  глав  государств  и  правительств  в  Будапеште  5-6
декабря 1994 г. Пакет  документов  –  Политическая  декларация  “На  пути  к
подлинному партнерству в новую эпоху” и Будапештские решения –  представляют
собой юридическую основу перехода  к  новому  этапу  деятельности  СБСЕ  как
международной организации. По решению Будапештской встречи с 1  января  1995
года  СБСЕ  переименовано  в  ОБСЕ   –   Организацию   по   безопасности   и
сотрудничеству в Европе.
  Обсуждение модели безопасности для XXI в.  продолжалось  и  на  очередных
саммитах ОБСЕ.  На  Лиссабонском  саммите  ОБСЕ  была  принята  Лиссабонская
декларация 1996 года о модели общей и всеобъемлющей безопасности для  Европы
XXI в. подтвердила  центральную  роль  ОБСЕ  в  обеспечении  безопасности  и
стабильности. На Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году была принята  «Хартия
европейской  безопасности».   Хартия   считается   своего   рода   “кодексом
поведения”  государств-участников  ОБСЕ,  в   основе   которого   -   полная
приверженность всех государств-участников ОБСЕ Уставу  ООН  и  Хельсинкскому
Заключительному  акту.  Она  направлена  на  укрепление   способности   ОБСЕ
предотвращать конфликты, урегулировать их и восстанавливать жизнь  людей  на
территориях, пострадавших в результате войны и разрушений.
     Изучив эволюцию данной организации  рассматривая  динамику  развития  и
деятельности СБСЕ/ОБСЕ на рубеже XX-XXI  веков,  автор  пришел  к  следующим
выводам:
   1.    Первый этап деятельности ОБСЕ, первоначально имевшей название СБСЕ,
      пришелся  на  годы  холодной  войны.  В  сложных  условиях   блокового
      противостояния  Организация  служила  постоянным   каналом   взаимного
      общения между представителями Востока и  Запада.  Она  внесла  элемент
      многосторонности в  биполярную  ситуацию.  Совещание  расширило  сферу
      межгосударственных   отношений,   включив   в   нее   новые    области
      сотрудничества, самыми важными из которых были права человека и охрана
      окружающей среды.  В  заслугу  СБСЕ  можно  поставить  также  снижение
      военной напряженности в Европе. В  70-80-е  годы  прошлого  века  СБСЕ
      принадлежала важная роль в укреплении безопасности и сотрудничества на
      европейском континенте, в преодолении  идеологического  раскола  между
      государствами-участниками.  К  концу  80-х  годов   Совещание   начало
      превращаться в универсальный механизм общеевропейского  сотрудничества
      на основе разработки общих правил игры,  в  центре  которых  находятся
      десять принципов хельсинского Заключительного акта.
   2.    Второй этап деятельности ОБСЕ охватывает девяностые  годы  прошлого
      века. С принятием новых  членов  и  активизацией  деятельности  данной
      организации. В этот  период  была  создана  широкая  институциональная
      база, позволяющая решать широкий  круг  проблем,  касающихся  первого,
      второго и третьего измерений ОБСЕ.  В своей практической  деятельности
      Организация тесно сотрудничала с другими  международными  институтами,
      среди которых ООН, НАТО, СЕ, ЕС, СНГ. ОБСЕ осуществляла посреднические
      миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровье, Косово и  в  других  «горячих»
      точках Европе и Азии. Следует отметить и то, что к  концу  90-х  годов
      наметился географический и функциональный перекос в деятельности ОБСЕ,
      который грозил ослабить позиции Организации на международной арене, на
      это также повлияла  пассивность  Минской  группы  ОБСЕ  по  разрешению
      армяно-азербайджанского конфликта.
   3. На протяжении третьего этапа деятельности ОБСЕ,  охватывающего  первые
      годы   XXI   столетия,   ведется   активная   работа   по   устранению
      вышеобозначенных дисбалансов, адаптации  повестки  дня  ОБСЕ  к  новым
      вызовам  и  угрозам  безопасности,  в  том  числе   и   международному
      терроризму,   реформированию   институтов   для    придания    большей
      скоординированности   их   работе.   Организация   взяла    на    себя
      ответственность как важный инструмент по мирному урегулированию споров
      в своем регионе и одним из  главных  инструментов  в  области  раннего
      предупреждения, предотвращения конфликтов,  регулирования  кризисов  и
      постконфликтного восстановления.
  Неразрешенность  целого  ряда  конфликтов  в  Европе,  включая  и  армяно-
азербайджанский конфликт  вокруг  Нагорного  Карабаха,  показывает  слабость
данной  организации  в  миротворческой  деятельности.   Решения   в   рамках
организации принимаются на основе  консенсуса.  С  одной  стороны  у  такого
метода  принятия  решений  имеется  положительная  сторона,  потому  что  он
гарантирует равные права всем государствам-членам ОБСЕ, с другой  стороны  у
такого метода принятия решений имеется отрицательная  сторона,  свидетелями,
которой мы стали на примере голосования  по  Лиссабонскому  документу,  20-й
параграф  которого  отражал  интересы  Азербайджана  и  был  одобрен   всеми
государствами, за исключением Армении, которая использовала право вето.  Это
показывает  недостаточность  консенсусного  принятия  решений,   которое   в
дальнейшем можно было бы заменить  на  принятие  решений  большинством  в  ѕ
голосов.
Также  недостатком  Организации  является   отсутствие   у   нее   формально
международно-правового статуса. Все ее решения – политически  обязательны  и
не имеют юридической силы. Этот вопрос, возможно, в будущем будет  решен,  в
настоящее  время  ведутся  переговоры   о   придании   правосубъектности   и
правоспособности ОБСЕ.
И тем не  менее  на  сегодняшний  день  не  существует  какой-либо  реальной
альтернативы способной заменить данную организацию. Сейчас идет поиск  новых
форм сотрудничества в  рамках  Организации,  направленный  на  использование
потенциала Организации по безопасности и сотрудничеству в  Европе  с  учетом
новых  рисков  и  вызовов  европейской  безопасности,   включая   и   угрозу
международного терроризма.  В  течении  долгих  лет  эволюции  Совещание  по
безопасности и сотрудничеству  в  Европе  (СБСЕ)  как  международно-правовой
институт   от   международной   конференции   –   механизма   многосторонних
межгосударственных  переговоров   и   консультаций,   проводимых   в   форме
регулярных  встреч,  -  эволюционировало  в  международную   организацию   –
Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе(ОБСЕ)  объединяющую  в
своем составе 55  суверенных  и  независимых  государств  евроатлантического
пространства и считающуюся крупнейшей региональной организацией по  вопросам
безопасности.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru