Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Основные законы правильного мышления

Работа из раздела: «Логика»

      ВВЕДЕНИЕ

      К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он  нуждается  в
истине. И первобытные люди, и наши современники,  познавая  окружающий  мир,
стремятся ее получить.  Обладание  истинным  знанием  одним  людям  приносит
радость и удовлетворение, другим, наоборот, - горе: сильных истина зовет  на
подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и  растерянности.
Но, несмотря ни на что, все  люди  стремятся  к  истине,    получению  новой
информации о мире в котором они живут.  Обладание  истиной  продвигает  всех
нас вперед на нелегком пути познания.


      Существует мнение, что человек может правильно  мыслить    и  не  зная
точных правил и законов логики, пользуясь ими лишь  на  интуитивном  уровне.
Логическое мышление не  является  врожденным,  поэтому  его  можно  и  нужно
развивать различными способами (методами).  Систематическое  изучение  науки
логики  –  один  из  наиболее  эффективных  способов  развития   логического
абстрактного мышления.


      Специфическим приемом развития мышления  является  решение  логических
задач.



      1.Понятие логического закона.
      Закон мышления  -  это  необходимая,  существенная,  устойчивая  связь
между  мыслями.  Наиболее  простые  и  необходимые   связи   между   мыслями
выражаются   формально-логическими   законами   тождества,   непротиворечия,
исключенного третьего, достаточного основания. Эти законы  в  логике  играют
особо важную роль,  являются  наиболее  общими,  лежат  в  основе  различных
логических  операций  с  понятиями,  суждениями  и   используются   в   ходе
умозаключений  и  доказательств.  Первые  три   закона   были   выявлены   и
сформулированы  Аристотелем.  Закон  достаточного  основания   сформулирован
Лейбницем.  Законы  логики   являются   отражением   в   сознании   человека
определенных отношений между предметами объективного мира.
      Формально-логические  законы  не  могут  быть  отменены  или  заменены
другими. Они имеют обще человеческий  характер:  они  едины  для  всех  люде
различных рас, наций, классов, профессий. Эти законы сложились в  результате
много вековой практики человеческого познания при  отражении  таких  обычных
свойств вещей, как их устойчивость, определенность, несовместимость в  одном
и том же предмете  одновременного  наличия  и  отсутствия  одних  и  тех  же
признаков. Законы логики – это законы  правильного  мышления,  а  не  законы
самих вещей или явлений мира.
      Кроме этих четырех  формально-логических  законов,  отражающих  важные
свойства  правильного  мышления,   -   определенность,   непротиворечивость,
четкость мышления выбор «или – или» в определенных  «жестких»  ситуациях,  -
существует  много  других  формально-логических  законов,   которым   должно
подчиняться  правильное  мышление  в   процессе   оперирования   правильными
отдельными формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями).
      Законы  логики  функционируют  в   мышлении   в   качестве   принципов
правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и  теорий  и
опровержения не правильных теорий.
      В математической логики несколько иной подход. Там законы,  выраженные
в  виде  формул,  вступают  как  тождественно-истинные   высказывания.   Это
означает, что формулы, в которых выражены  логические  законы,  истинны  при
любых значениях их  переменных.  Среди  тождественно-истинных  формул  особо
выделяются такие, которые содержат одну переменную.

      2.Закон тождества

      Этот закон формулируется так: «В  процессе  определенного  рассуждения
всякое понятие и суждение должны быть тождественны сами себе».
      В математической логики законы тождества выражаются такими формулами:
      а=а (в логике высказанной) и
      А=А (в логике классов, в которой классы  отождествляются  с  объектами
понятий).
      Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. В
мышлении  закон  тождества  выступает  в   качестве   нормативного   правила
(принципа). Он означает, что нельзя в процессе  рассуждения  подменять  одну
мысль другой, одно понятие – другим. Нельзя тождественные мысли выдавать  за
различные, а различные – за тождественные.
      Нарушение закона тождества  приводит  к  двусмысленностям,  что  можно
видеть, например, в  следующих  рассуждениях:  «  Ноздрев  был  в  некотором
отношении исторический человек.  Ни  на  одном  собрании,  где  он  был,  не
обходилось без истории» (Н.В. Гоголь). «стремись уплатить свой  долг,  и  ты
достигнешь двоякой цели, ибо тем  самым  его  исполнишь»  (Козьма  Прутков).
Игра слов в этих примерах построена на употреблении омонимов.
      В мышлении нарушение закона тождества проявляется тогда, когда человек
выступает  не  по  обсуждаемой  теме,  произвольно  подменяет  один  предмет
обсуждения другим, употребляет  термины  и  понятия  в  другом  смысле,  чем
принято, не  предупреждая  об  этом.  Например,  идеалистом  иногда  считают
человека, верящего в идеалы, живущего ради высокой цели, а  материалистом  –
человека меркантильного, стремящегося к наживе, к личному обогащению и т.д.
      Из-за нарушения закона тождества возникает и другая ошибка, называемая
подменой тезиса. В ходе доказательства  или  опровержения  выдвинутый  тезис
часто умышленно или неосознанно подменяется  другим.  В  научных  дискуссиях
это проявляется в приписывании оппоненту того, чего  он  не  говорил.  Такие
примеры ведения дискуссий недопустимы.
      Отождествление широко используется в следственной  практик,  например,
при  опознании  предметов,  людей,  отождествлений   почерков,   документов,
подписей на документе, отождествление отпечатков пальцев.


      3.Законы не противоречия

      Если предмет А обладает определенным свойством, то в  суждениях  об  А
люди должны утверждать это свойство, а не отрицать  его.  Если  же  человек,
утверждая  что-либо,  отрицает   то   же   самое   или   утверждает   что-то
несовместимое  с  первым,   налицо   логическое   противоречие.   Формально-
логические  противоречия  –   это   противоречия   путаного,   неправильного
рассуждения. Такие противоречия затрудняют познание мира.
      Древнегреческий философ и ученый Аристотель считал «…Невозможно, чтобы
одно и то же в одно и то же время   было и не было присуще одному и тому  же
в одном и том же отношении»[1]. Эта формулировка указывает на  необходимость
для человека не допускать в своем мышлении и  речи  формально-противоречивые
высказывания, в  противном случае его мышление будет неисправимым.
      Мысль противоречива, если мы об одном и том же предмете в одно и то же
время и в одном и том же отношении нечто утверждаем и то же самое  отрицаем.
Например: «Кама – приток Волги» и «Кама не является  притоком  Волги».  Или:
«Лев Толстой –  автор  романа  «Воскресенье»  и  «Лев  Толстой  не  является
автором романа «Воскресенье№».
      Противоречия не будет, если мы говорим о разных предметах или об одном
и  том  же  предмете,  взятом  в  разное  время  или  в  разном   отношении.
Противоречия не будет, если мы скажем: «Осенью дождь полезен для  грибов»  и
«Осенью дождь не полезен  для  уборки  урожая».  Суждения  «Этот  букет  роз
свежий» и «Этот букет роз не является свежим»  также  не  противоречат  друг
другу, ибо предметы мысли в этих суждениях берутся в разных  отношениях  или
в разное время.
      Чаще всего встречаются определение формально-логического  противоречия
как  конъюнкции  суждения  и  его   отрицания  (а  и  не-а).  Но  логическое
противоречие может быть выражено и без  отрицания:  оно  имеет  место  между
несовместимыми  утвердительными   суждениями1.   Закон   непротиворечия   не
действует в логике «размытых» множеств, ибо в ней к «размытым» множествам  и
«размытым» алгоритмам можно одновременно применять утверждение  и  отрицание
(например: «Этот мужчина пожилой» и «Этот мужчина еще не является  пожилым»,
ибо понятие «пожилой  мужчина»  является  «нечетким»  понятием,  не  имеющем
четко очерченного объема).
      Приведенные примеры свидетельствуют о  том,  что  формально-логическое
противоречие возникает тогда,  когда  пытаются  считать  истинными  два  или
несколько утвердительных суждений, не  совместимых  между  собой.  Не  менее
распространенной в мышлении является форма логического  противоречия,  когда
одновременно утверждается и отрицается  одно  и  то  же  суждение,  то  есть
допускается конъюнкция а и не-а. Таким образом,  в  традиционной  формальной
логике  противоречием  считается  утверждение  двух   противоположных   (как
контрактных, так и контрадикаторных) суждений об одном и  том  же  предмете,
взятом в одно и то же время и в одном  и  том  же  отношении.  В  исчислении
высказываний   классической   двузначной   логики    закон    непротиворечия
записывается следующей формулой:
                                    _____
                                     а^а
      Закон непротиворечия читается так: «Два  противоположных  суждения  не
могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении».
      И так, первичным  выступает  диалектическое  противоречие,  объективно
возникающее  в  процессе  познания,  и  именно  оно  служит  движущей  силой
познания, а вторичным является способ фиксации диалектического  противоречия
виде  конъюкции  двух  суждений  а  и  не-а,  то  есть  в  форме  формально-
логического противоречия.
      Разрешение  обнаруженного  диалектического  противоречия  способствует
продвижению познания. Одним из  примеров  антиномий1  является  формулировка
познавательной задачи в первом томе «Капитала» К. Маркса, где он  пишет:  «…
Капитал не может возникнуть из обращения и так же не  может  возникнуть  вне
обращения.  Он  должен  возникнуть  в  обращении  и  в  то  же  время  не  в
обращении»2.
      4.Закон исключения третьего
      Онтологическим аналогом этого  закона  является  то,  что  в  предмете
указанный признак  присутствует  или  его  нет,  поэтому  и  в  мышлении  мы
отражаем это обстоятельство в виде закона исключения третьего.
      В  книге  «Метафизика»  Аристотель  сформулировал   закон   исключения
третьего так: «Равным образом не  может  быть  ничего  промежуточного  между
двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что  бы
то ни было одно либо утверждать, либо отрицать»3.
      В   двузначной   традиционной   логике   закон   исключения   третьего
формулируется так: «Из двух противоречащих  суждений  одно  истинно,  другое
ложно, а третьего не дано».  Противоречащими  (контрадикторными)  называются
такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о  предмете,  а
в другом то же самое об этом предмете отрицается, поэтому они не могут  быть
оба одновременно истинными и оба ложными; одно  из  них  истинно,  а  другое
обязательно ложно. Такие суждения называются отрицающими  друг  друга.  Так,
из двух суждений: «Джеймс Фенимор Купер является  автором  серии  романов  о
Кожаном Чулке, создававшихся на протяжении почти 20 лет» и  «Джеймс  Фенимор
Купер не является автором серии романов о Кожаном Чулке,  создававшихся   на
протяжении почти  20  лет»  первое  истинно,  второе  ложно,  и  третьего  –
промежуточного  - суждения  не может быть.
      Различие в областях определения (т.е применения) этих законов  в  том,
что по отношению противных (контрарных) суждений, которые оба не могут  быть
истинными, но оба могут быть ложными, распространяется действие лишь  закона
непротиворечия и не распространяется действие  закона  исключения  третьего.
Итак, сфера действия содержательного закона непротиворечия шире,  чем  сфера
действия содержательного закона исключения третьего. Действительно,  истинно
одно из двух суждений: «Все дома в  данной  деревне  электрифицированы»  или
«Некоторые  дома  в  данной  деревне  не  являются  электрифицированными»  и
третьего не дано.
      Закон исключения третьего и в содержательном, и в формализованном виде
охватывает один и тот же круг суждений – противоречащие, то есть  отрицающие
друг друга.
      Содержательные аристотелевсткие  законы  непротиворечия  и  исключения
третьего невыводимы один из другого, так как области  определения  суждений,
для которых они применимы, различные.
         В мышлении закон  исключения  третьего  предполагает  четкий  выбор
одной  из  двух  взаимоисключающих  альтернатив.  Для  корректного   ведения
дискуссии выполнение этого требования обязательно.



      ЗАКЛЮЧЕНИЕ


      К сожалению на сегодняшний день не все научные достижения ставятся  на
службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время,   когда  добытое
с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку.
      Люди хотят знать не только  законы  природы  и  сущность  общественных
явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в 17  веке  английский  философ
Ф. Бэкон  говорил,  что  знание  и  могущество  человека  совпадают.  Однако
тернист путь к истине.
      Чтобы расширить  возможности  познания,  человек  создал  микроскоп  и
телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету,  которые  позволяют
ему глубже и полнее познавать свойства природных и социальных явлений.
      Изобретены различные методы познания, расширяющие  возможности  разума
человека: моделирование и математические методы, в том числе  методы  теории
вероятности, физический и биологический эксперименты и другие.
      Чтобы эффективно пользоваться всеми этими  методами  и  изобретениями,
мышление человека должно  быть  безупречным,  логически  правильным.  Законы
развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления.  Человек
с древних времен стремился познать  законы  правильного  мышления,  то  есть
логические  законы.   Наука   логика   помогает   познанию   этих   законов.



-----------------------
[1] Аристотель. Метафизика // соч.: в 4-х т.  М.,1976. Т. 1. С. 125.
1 Следует различать два аспекта: отношение противоречия между
высказываниями (или суждениями) и противоречие как синоним тождественно-
ложной формулы. Если два суждения (a и b) или несколько суждений не могут
быть истинными одновременно, то эти суждения называются несовместимыми, или
противоречащими.
1 Впервые антиномии мышления достаточно четко изложил И.Кант.
2 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.С. 176.
3 Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4-х т. М., 1976. Т. 1. С. 141.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru