Логика

Менеджмент


Министерство здравоохранения Российской Федерации
             Архангельская Государственная Медицинская академия

                            Институт менеджмента



                      Контрольная работа по дисциплине:
                                  «Логика»

                            Тема: «Менеджмент»



                                 Исполнитель: студентка IV курса
                                 Вечернего отделения

                                 Алексеева Юлия Анатольевна

                                 шифр № МВСС – 98301
                                 Проверил: преподаватель

                                 Санталов Л.А.



                                 Архангельск

                                   1999 г.

                                    План:
I. Введение. Развитие научного управления и эволюция термина “менеджмент”.
II. Основная часть.
1. Понятие “менеджмент”.
a. Формирование понятия.
b. Определение понятия и проверка его правильности.
c. Деление понятия.
d. Обобщение и ограничение. Круги Эйлера.
2. Простой категорический силлогизм.
III. Заключение.



   Введение. Развитие научного управления и эволюция понятия “менеджмент”.

    В конце XX  века  в  нашей  стране  произошли  серьезные  экономические
преобразования: изменились отношения собственности, а вместе с ними  –  цели
деятельности  организаций,  механизмы  их  взаимодействия.  Административно-
командная система управления  ушла  в  прошлое.  Существенно  возросла  роль
управляющих структур. Поэтому  знание  менеджмента  сегодня  необходимо  для
управленцев разных уровней. Но, прежде  чем  начать  изучать  его  различные
направления необходимо разобраться в содержании термина.
    Можно ли одной фразой определить, что такое менеджмент? Это  ничуть  не
проще, чем определить, например, что такое “любовь”. Менеджмент  –  необычно
сложное явление, которое охватывает  огромный   спектр  самых  разных  видов
человеческой деятельности (от  промышленности  до  политической  борьбы,  от
спорта до социальных движений). Термин трактуется очень широко. Дело в  том,
что как социально-экономическое учение  менеджмент  возник  только  в  конце
прошлого века. Промышленная революция  XVII-XIX  веков  сделала  необходимым
научный подход к управлению. Но сама теория управления – относительно  новое
явление в истории бизнеса.  Первые  попытки  привести  в  систему  имеющиеся
знания в сфере управления экономикой  и  производством  связывают  с  именем
Генри Р. Тауна, основателя и президента “Эйле  энд  Таун  Манифактуринг”.  В
1886 году он писал, что менеджмент является  областью  изучения,  равной  по
важности инженерному делу.  Таун  отмечал,  что  у  менеджеров  нет  научной
дисциплины, в  рамках  которой  накопленный  опыт  систематизировался  бы  в
принципы и теории. В истории менеджмента выделяют три основных школы  теории
управления:
 . Классическая школа (представители - Ф.  Тейлор,  Ф.  и  Л.  Гилбретт,  А.
   Файоль и М. Вебер).
 . Школа человеческих отношений (М.П. Фоллетт, Э. Мэйо, О. Шелдон и др.).
 . Школа науки управления (Барнард Ч.И. и др.).
    Эти школы возникли в разные исторические периоды. Все они первоначально
были   ориентированны   только   на   производственно-хозяйственную    сферу
деятельности, их открытия использовались в текущей управленческой  практике.
Но сегодня  принципы  научного  управления  применяют  далеко  за  пределами
производства. Произошла интеграция понятия “менеджмент”.
    В фундаментальном  Оксфордском  словаре  английского  языка  менеджмент
определяется как способ, манера  обращения  с  людьми,  власть  и  искусство
управления,  особого  рода   умения   и   административные   навыки,   орган
управления, административная единица.
    В американском учебнике  для  студентов  по  курсу  менеджмента  дается
следующее определение: “Менеджмент – это процесс  оптимизации  человеческих,
материальных и финансовых ресурсов  для  достижения  организационных  целей”
[5, стр. 10]. Причем,  под  процессом  здесь  понимается  система  действий,
предпринимаемых менеджерами.  Оптимизация  означает,  что  менеджеры  должны
работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели – это  те
результаты, которых добиваются основные акционеры кампании.
    Встречаются    и    более    упрощенные    определения     менеджмента.
Например:”Менеджмент   –   это   искусство   получения   работы,   сделанной
посредством других” [5, стр. 11].Такое определение не подойдет менеджерам  в
условиях все возрастающей сложности управленческого процесса.
    Можно  встретить  и  такое  определение:  “Менеджмент  –  это   область
деятельности, которая сочетает искусство и науку  и  демонстрирует  растущий
профессионализм” [5,  стр.  11].  Но  –  в  чем   его  цель  и  практическое
приложение?
     Дадим  правильное  определение  на  русском  языке,  в  котором  слово
“менеджмент”   используется   сравнительно   недавно.   Глагол   “управлять”
применяется у нас для всех без исключения сфер  и  видов  деятельности,  где
требуется управление как таковое. Но, если задуматься, вряд ли все приемы  и
методы, с помощью которых управляют на заводе или фабрике,  будут  хороши  в
управлении  деятельностью  парламента  или  в  правительственной  сфере.   А
управление автомобилем существенно отличается от управления  коллективом.  В
англоязычных странах разделение соблюдается более четко:
    To manage – управлять в хозяйственной сфере  (фирма,  магазин,  оптовая
база и т.д.).
    To govern – управлять в политической сфере (правительство, региональное
руководство и т.д.).
    To  control  –  управлять  в  сфере  техники  (машинами,   техническими
комплексами и т.д.).
    В настоящее время в России  слова  “менеджмент”  и  “управление”  часто
применяют как синонимы.  Значение  термина  “менеджмент”  недопонимается.  С
точки зрения логики мы не можем  назвать  “менеджмент”  просто  управлением,
наукой или только искусством  управления.  Попытаемся  выделить  конкретные,
устойчивые, существенные и необходимые признаки менеджмента, т.е.  определим
истинный объем и содержание данного понятия.

   Основная часть.


   Понятие “менеджмент”.

    Понятие  –  это  форма  абстрактного  мышления,  в  которой  отражаются
признаки одно-элементарного класса однородных предметов.
a. Формирование понятия.
    Основными логическими приемами формирования понятий  являются:  анализ,
синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Применим их для  формирования
понятия “менеджмент”.
    Не вызывает сомнения,  что  менеджмент  –  это  отрасль  управленческой
деятельности.  Но  менеджмент  –  не  единственное  понятие,  которое  можно
отнести к управлению. Чтобы составить  понятие  о  нем,  произведем  анализ,
разберем его составные части. Итак,
    Менеджмент – это
                     . Стадия управленческого процесса;
                     . Совокупность  принципов,  форм,  методов,  приемов  и
                       средств научного управления;
                     .  Имеет  практическую  цель   –   достижение   высокой
                       эффективности  деятельности,  лучшего   использования
                       ресурсного потенциала;
                     .  В  данной  социальной  группе  (организации,  фирме,
                       компании).
    Задача дать правильное определение понятию “менеджмент” затруднена тем,
что оно включает в себя два одновременно идущих процесса:
     . Научное исследование, теория управления;
     . Практическое применение полученных знаний.


    Чтобы  выделить  существенные  и  несущественные   признаки   предмета,
используем прием сравнения.

                                                                  Таблица 1.
|                 |Менеджмент                 |Маркетинг                   |
|                 |Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях.|
|Существенные     |Стадия управленческого     |Стадия управленческого      |
|сходства         |процесса;                  |процесса;                   |
|                 |С использованием достижений|С использованием достижений |
|                 |науки управления.          |науки управления.           |
|Существенные     |Понятие имеет больший      |Понятие имеет меньший объем,|
|различия         |объем, меньшее содержание; |большее содержание;         |
|                 |Управление всей            |Управление                  |
|                 |деятельностью данной       |производственно-сбытовой    |
|                 |социальной группы;         |деятельностью предприятия;  |
|                 |                           |Цель – стимулирование сбыта |
|                 |Цель – достижение высокой  |товаров и услуг на рынке,   |
|                 |эффективности деятельности.|ускорение обмена.           |
|Несущественные   |Маркетинг – интегративная функция менеджмента,           |
|сходства         |преобразующая потребности покупателя в доходы            |
|                 |предприятия.                                             |
|Несущественные   |принципы применяются во    |принципы применяются чаще на|
|различия         |всей экономической системе;|уровне микроэкономики;      |
|                 |                           |функции: исследование,      |
|                 |функции: планирование,     |планирование, оформление и  |
|                 |организация, руководство,  |продвижение продукта,       |
|                 |контроль;                  |разработка нового продукта; |
|                 |                           |                            |
|Несущественные   |Задачи, функции, время, объем использования, объект      |
|различия         |управления, средства и способы управления – могут        |
|                 |варьироваться в зависимости от специфики деятельности    |
|                 |организации, уровня управления.                          |

                                                                  Таблица 2.
|                 |Менеджмент                 |Управление                  |
|                 |Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях.|
|Существенные     |Руководство чьей-либо      |Руководство чьей-либо       |
|сходства         |деятельностью;             |деятельностью;              |
|                 |Цель – достижение высокой  |Цель – достижение высокой   |
|                 |эффективности.             |эффективности.              |
|Существенные     |Понятие имеет меньший      |Понятие имеет больший объем,|
|различия         |объем, большее содержание; |меньшее содержание;         |
|                 |Является стадией           |                            |
|                 |управленческого процесса;  |                            |
|                 |С использованием достижений|                            |
|                 |науки управления;          |Использование  науки        |
|                 |Термин применяется на      |управления не обязательно;  |
|                 |различных уровнях          |Термин применяется в любых  |
|                 |социальной деятельности.   |сферах деятельности.        |
|Несущественные   |Проводится одним лицом или группой лиц;                  |
|сходства         |Направлен на подчинение и использование человеческих,    |
|                 |материальных и финансовых ресурсов.                      |
|Несущественные   |Место;                                                   |
|различия         |Время;                                                   |
|                 |Орудия производства и контроля.                          |

    Теперь выделим существенные признаки предмета и отделим несущественные,
второстепенные,  т.е.  произведем   абстрагирование,   а   также   объединим
существенные признаки, полученные нами в процессе анализа (синтез).
                                                                  Таблица 3.

|Существенные признаки                |Несущественные признаки              |
|Управление чьей-либо деятельностью;  |Функции менеджмента – планирование,  |
|С использованием науки управления;   |организация, руководство, контроль;  |
|Цель – достижение высокой            |Понятие используется во всей         |
|эффективности деятельности, лучшее   |экономической системе на различных   |
|использование ресурсного потенциала; |социальных уровнях;                  |
|В данной социальной группе           |Проводится одним лицом или группой   |
|(организации, фирме, компании).      |лиц;                                 |
|                                     |Направлен на подчинение или          |
|                                     |использование человеческих,          |
|                                     |материальных и финансовых ресурсов.  |

    Теперь  объединим  отдельные  признаки  менеджмента,  т.е.   произведем
обобщение:
 . Управление чьей-либо деятельностью;
 . С использованием науки управления;
 .  Цель   –   достижение   высокой   эффективности   деятельности,   лучшее
   использование ресурсного потенциала;
 . В данной социальной группе (организации, фирме, компании).

b. Определение менеджмента и проверка его правильности.
    Определение – это логическая операция,  которая  раскрывает  содержание
понятия. В явном определении  понятия,  содержание  которых  надо  раскрыть,
называется определяемым понятием  (definiendum  –  Dfd),  а  то  понятие,  с
помощью  которого  оно  определяется,   называется   определяющим   понятием
(definience – Dfn).
    На  основании  логических  приемов  формирования  понятия  “менеджмент”
произведем его определение (или дефиницию).
     Менеджмент – это процесс научного управления чьей-либо деятельностью с
целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования  ресурсного
потенциала данного социального объединения.
    Содержание понятия менеджмент выведено с  помощью  логической  операции
определения через род и видовое отличие A=BC, где  А-  определяемое  понятие
(менеджмент), В- род (научное  управление),  С-  видовое  отличие  (с  целью
достижения  ее  высокой  эффективности,  лучшего  использования   ресурсного
потенциала данного социального объединения).
    Проверим выведенное определение по правилам составления определения,  а
также выясним отношение объема и содержания.
1. Правило соразмерности объемов: объем определяющего  понятия  должен  быть
   равен объему определяемого понятия. При  нарушении  этого  правила  могут
   возникать следующие логические ошибки в определении:
 . Широкое определение – объем Dfn больше Dfd. Например, опустив в Dfn слово
   “научное” [управление], мы получим  определение,  в  результате  которого
   управленческую деятельность  вождя  первобытного  племени,  следящего  за
   сбором  плодов,  можно  назвать  менеджментом.  Или,  убрав   “социальное
   объединение”,  мы  получим  определение,  согласно  которому   управление
   автоматизированными системами является менеджментом.
 . Узкое определение – объем Dfn меньше  объема  Dfd.  Например,   определив
   менеджмент как процесс научного управления с целью …  получения  прибыли,
   мы увеличим содержание, но уменьшим объем, так как теперь  управленческая
   деятельность   в   некоммерческих   организациях   не   будет    являться
   менеджментом. Другой  пример:  менеджмент  –  это  процесс  …  управления
   производством   и   производственным   персоналом.   Значит,   управление
   социальными  ресурсами,  если  оно  не  касается  конкретно  производства
   товаров и услуг, не является менеджментом.
 . Определение в одном отношении широкое, в другом узкое –  т.е.  объем  Dfd
   больше и меньше объема Dfn (в разных отношениях). Например: менеджмент  –
   это совокупность мер … по управлению предприятием. С  одной  стороны,  мы
   имеем ввиду  любые  формы  управления,  в  том  числе  без  использования
   научного подхода (увеличение объема), но –  на  базе  одного  предприятия
   (уменьшение объема).

Вывод: в данном нами определении нельзя  убрать  или  добавить  существующие
признаки из-за соразмерности определяемого и  определяющего  понятий.  Закон
обратного отношения между объемом и содержанием понятия выполнен.

2. Правило запрета круга.
    Круг возникает тогда, когда Dfd определяется  через  Dfn,  а  Dfn  было
определено  через   Dfd.   Круг   возникает,   если   определяемое   понятие
характеризуется через него же, лишь выраженное другими  словами,  или  когда
определяемое  понятие  включается  в  определяющее  в  качестве  его   части
(тавтология). Например: менеджмент – это деятельность  менеджеров  различных
уровней, или manage  –  это  управление.  В  нашем  определении  правило  не
нарушено.
3. Определение должно быть четким, ясным.
    Смысл  и  объем  понятий,  входящих  в  Dfn,  должен   быть   ясным   и
определенным. Не  должно  быть  двусмысленности,  метафор,  сравнений.  Так,
например, не будет определением следующее суждение:  менеджмент,  в  отличие
от маркетинга, занимается не только адаптацией  предприятия  к  изменяющимся
условиям рынка или обеспечением разработки новых товаров.
4. Правило нежелательного отрицания.
    В определении должны отсутствовать определяющие отрицания.

Вывод: данное нами определение понятия “менеджмент” не нарушает ни  одно  из
4-х правил, следовательно оно верно.
Зная содержание и объем  понятия,  определим,  к  каким  видам  понятий  оно
относится:
Менеджмент   –   общее,   неизбирательное,    абстрактное,    положительное,
безотносительное понятие.
    Логическая характеристика понятия позволит точнее  использовать  его  в
процессе  мышления.  Кроме  определения,  существуют  другие  операции   над
понятиями. Рассмотрим их подробнее.

c. Деление понятия.
    Деление – это логическая операция, посредством которой  объем  делимого
понятия (множество) распределяется на ряд подмножеств с  помощью  избранного
основания  деления  (признак,  по  которому  производится   деление   объема
понятия).  Подмножества,  на  которые  разделен  объем  понятия,  называются
членами деления. Делимое понятие –  родовое,  а  его  член  деления  –  виды
данного рода, соподчиненные между собой,  т.е.  непересекающиеся  по  своему
объему (не имеющие общих членов).
    Примером деления на уровни менеджмента по степени властных  полномочий,
субординации и выполняемым функциям может служить рис. 1.
    Примером функционального деления менеджмента будет следующая схема:
    Деление понятий должно удовлетворять следующим правилам:
1. Соразмерность деления, т. е. Объем делимого  понятия  должен  быть  равен
   сумме объемов членов деления.  В  нашем  примере  это  правило  соблюдено
   полностью. Его нарушение ведет к ошибкам двух видов:
 . Неполное деление – перечислены не все виды данного родового понятия. Так,
   например, если опустить  во  втором  примере  (см.  рис.  2)  контрольную
   функцию менеджмента, то окажется, что менеджеры  управляют  предприятием,
   но не контролируют исполнение подчиненными своих управленческих решений.
 . Деление с лишними членами. Его примером может стать  следующее  суждение:
   управление делится на научное,  ненаучное  и  менеджмент.  Лишним  членом
   является менеджмент, т.к. сумма объемов  понятий  научного  и  ненаучного
   управления исчерпывают объем понятия управления.
2. Деление должно проводиться только по одному основанию. Это означает,  что
   нельзя брать  два  и  большее  число  признаков,  по  которым  проводится
   деление.  Например,  при  делении   маркетинга   на   дифференцированный,
   недифференцированный и … интерактивный, третий  вид  не  связан  с  двумя
   первыми общим основанием.
3.  Члены  деления  должны  исключать  друг  друга,  т.е.  не  иметь   общих
   элементов, быть соподчиненными понятиями, объемы которых не пересекаются.
   Если, производя деление понятия “управление” мы скажем, что оно  включает
   в себя менеджмент, маркетинг и др. виды, мы совершим ошибку, т.к.  второе
   видовое понятие (маркетинг) принадлежит первому (менеджмент).
4. Деление должно быть непрерывным, т.е. нельзя  в  делении  делать  скачки.
   Например, при делении понятия менеджмент по  уровням  полномочий  ошибкой
   стала бы схема:
Кроме деления по видоизменению признака существует  дихотомическое  деление.
При делении по видообразующему  признаку  основанием  деления  является  тот
признак, по которому образуются видовые понятия. При дихотомическом  делении
объем делимого понятия делится на  два  противоречащих  понятия  А  и  не-А.
Рассмотрим пример дихотомического деления.

    Операция деления лежит в основе всех известных классификаций понятий.
    Кроме  деления  и   определения   существуют   операции   обобщения   и
ограничения. Рассмотрим их подробнее.
d. Обобщение и ограничение. Круги Эйлера.
    Ограничение – это логическая  операция  перехода  от  родового  понятия
(больший объем) к видовому (меньший объем)  путем  добавления  к  содержанию
данного родового понятия видообразующих признаков.
    Обратная ограничению логическая  операция  –  обобщение  –  переход  от
видового  понятия  к  родовому  путем  отбрасывания  от  содержания  данного
видового понятия его видообразующего признака. С  помощью  обобщения  делают
выводы и заключения в отношении  каких-либо  действий,  а  также  производят
оценку явлениям. Ограничение служит для  конкретизации  явлений.  Рассмотрим
эти операции на примере кругов Эйлера.

    Составим таблицу сравнительных понятий,  и,  используя  ее,  рассмотрим
отношения одних понятий с другими.

|Совместимые понятия                  |Несовместимые понятия                |
|Тождество |Пересечение |Подчинение  |Соподчинение |Противополо|Противореч|
|          |            |            |             |жность     |ие        |
|          |            |            |             |           |          |


1. Отношение тождества: А - менеджмент,
                       В   -   процесс   научного   управления    чьей-либо
                       деятельностью  с   целью   достижения   ее   высокой
                       эффективности,  лучшего   использования   ресурсного
                       потенциала данного социального объединения,
2. Отношение пересечения: А – наука,
                         В – управление,
                         С – менеджмент.
3. Отношение подчинения: В – управление,
                         А – менеджмент.
4. Отношение соподчинения: А – управление производством,
                           В – маркетинг,
                           С – менеджмент.
5. Отношение противоположности: А – менеджмент 1-го уровня,
                                В – менеджмент среднего уровня,
                                С – менеджмент высшего уровня.
6. Отношение противоречия: А – научное управление,
                           [pic] - ненаучное управление.
    Итак, мы определили понятие менеджмент и  проделали  над  ним  операции
деления, обобщения,  ограничения.  Составим  теперь  умозаключение  с  нашим
понятием.
2. Простой категорический силлогизм.
    Категорический  силлогизм  –  это  вид  дедуктивного  умозаключения,  в
котором из двух истинных категорических суждений, где S ( меньший  термин  –
субъект) и P ( предикат – больший термин ) связаны  средним  термином  М,  и
при   соблюдении   правил   необходимо   следует   заключение.   В    состав
категорического силлогизма входят две посылки и заключение. В основе  вывода
по  категорическому  силлогизму   лежит   аксиома   силлогизма:   все,   что
утверждается (отрицается)  о  роде  (или  классе),  необходимо  утверждается
(отрицается) о виде (или члене  данного  класса),  принадлежащем  к  данному
роду.
    Примером простого категорического силлогизма является суждение:
1.     Все     методы     менеджмента     –      управленческий      процесс
         (А).
2. Некоторый метод менеджмента –  стратегическое  планирование  производства
    (I).
                                                                  3.
                                                                     Стратегич
                                                                     еское
                                                                     планиров
                                                                     ание
                                                                     производ
                                                                     ства  –
                                                                     некоторы
                                                                     й
                                                                     управлен
                                                                     ческий
                                                                     процесс
                                                                     (I).

Силлогизм составлен по III фигуре, где
M – средний термин – методы менеджмента,
P – большой термин – управленческий процесс,
S – меньший термин – стратегическое планирование производства.

1. Большая посылка – общеутвердительное суждение  (А),  где  средний  термин
   распределен, а больший – нераспределен.
2. Меньшая посылка – частноутвердительное суждение (I), где  средний  термин
   нераспределен, а меньший  - распределен.
3. Заключение  –  частноутвердительное  суждение  (I),  у  которого  меньший
   термин распределен, а больший – нераспределен.
Силлогизм построен по III фигуре и  имеет  правильный  модус,  тип  А  I  I.
Проверим правильность построения силлогизма.
1.  Общие правила силлогизма.
a. Правило терминов.
 . В каждом силлогизме должно быть только три термина  (S,  P,  M).  Ошибкой
   будет “учетверение” терминов, когда  один  из  них  трактуется  в  разном
   смысле. Правило трех терминов не нарушено.
 . Средний термин должен быть распределен по крайней мере в одной из посылок
   – в нашем случае средний термин распределен в большей посылке.
 . Термин распределен в заключении, если и  только  если  он  распределен  в
   посылке. Иначе в терминах заключения говорилось бы больше, чем в терминах
   посылок. У  нас  меньший  термин  распределен  во  втором  утвердительном
   суждении и в заключении.
Вывод: правило терминов не нарушено.
b. Правило посылок.
 . Из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого заключения.
 .  Если  одна  из  посылок  отрицательная,  то  и  заключение  должно  быть
   отрицательным. В нашем силлогизме отрицательных суждений нет.
 . Из двух частных посылок нельзя сделать заключение. В нашем случае большая
   посылка общеутвердительное суждение.
 . Если одна из посылок частная, заключение должно  быть  частным.  В  нашем
   силлогизме вторая посылка и заключение частноутвердительные.
Вывод: правило посылок не нарушено.
2. Особые правила силлогизма.
Правило III фигуры:
1.  Меньшая  посылка  должна  быть  утвердительной.  В  нашем   случае   она
   частноутвердительная.
2. Заключение должно быть частным. У нас оно частноутвердительное.
Вывод: правила не нарушены.
3. Метод круговых схем.

|Первая посылка    |Вторая посылка    |Заключение        |Совмещение        |
|                  |                  |                  |                  |

Итак, мы видим, что схемы одной формы. Объем  одного  понятия  включается  в
объем другого. При совмещении наблюдается та же картина.
Вывод: ошибок в силлогизме нет. В результате проверки  силлогизма  правилами
ошибок в его построении не обнаружено. Следовательно, силлогизм  правильный,
а заключение истинно.
III. Заключение.
    В  заключении   подведем   итоги   проделанной   работы.   Она   носила
исследовательский  характер.  Целью  была  систематизация  и  применение  на
практике законов логики, закрепление теоретического материала.
    Рассматривая  понятие  “менеджмент”,  мы  столкнулись  с   неожиданными
трудностями. Из-за иностранного происхождения слова, его значение в  русском
языке варьируется слишком  широко,  чтобы  быть  полностью  истинным.  Кроме
того, произошла историческая эволюция слова. Если в начале  XX  века,  когда
термин только вошел в употребление, а научное управление делало свои  первые
шаги,  понятие  “менеджмент”  означало   совокупность   процессов   научного
управления производством  и  производственным  персоналом,  было  ограничено
хозяйственной сферой деятельности, то в настоящее  время  менеджмент  –  это
искусство  и  наука  управления  в  общем,  он  имеет  как  научную,  так  и
прикладную, практическую сторону.  Мы  выяснили,  что  частое  использование
термина “менеджмент” в значении “управление” неправильно, т.к.  оба  понятия
находятся друг с другом в родовидовых отношениях.
    Давая логическую характеристику нашему понятию, мы пришли к выводу, что
понятие  “менеджмент”  является   абстрактным,   т.к.   определяется   рядом
признаков, а также общим, неизбирательным, положительным,  безотносительным.

    Во время логических операций с данным понятием  мы  глубже  узнали  его
смысл. В конце первого этапа работы были составлены круги  Эйлера  и,  с  их
помощью, раскрыты отношения  между  нашим  понятием  и  другими,  на  первый
взгляд сходными по смыслу.
    На втором этапе контрольной работы был составлен простой категорический
силлогизм с  понятием  “менеджмент”.  Были  определены  термины  силлогизма,
сделан его  анализ  по  фигурам,  с  учетом  правил  фигур,  модуса,  правил
терминов и  посылок.  Для  контроля  правильности  составленного  силлогизма
использованы также  круговые  схемы  с  распределенностью  терминов.  Сделан
вывод  о  правильности   силлогизма   и,   следовательно,   истинности   его
заключения.
    Раскрыв таким образом понятие ”менеджмент”, мы поняли, на сколько важно
знать  точное  определение  того  или  иного  термина,  уметь   пользоваться
логическими законами. Мы  подошли  к  вопросу  о  важности  и  необходимости
логического подхода в экономических отраслях знаний как на микро-, так и  на
макро-уровнях. Логическое мышление  сегодня  необходимо  каждому  грамотному
руководителю, специалисту любой сферы деятельности.
    Дейл Карнеги, знаменитый американский психолог, в книге “Как  перестать
беспокоиться и начать жить” пишет: “разница между правильным и  неправильным
образом мыслей состоит в  следующем:  правильный  образ  мыслей  основан  на
анализе  причин  и  следствий,  он  ведет  к   логическому   конструктивному
планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и  нервному
срыву” [3,стр. 4].
    Итак, логическое мышление помогает  сэкономить  время  и  нервы,  самым
коротким путем прийти  к  желаемому  результату,  доказать  свою  правоту  и
убедить в ней окружающих, быстро разобраться в истинности слов  собеседника,
критически воспринимать различные  определения  и  классификации,  подбирать
формы доказательств истинных суждений и  опровержения  ложных.  Логика  дает
возможность  с  легкостью  овладеть  разнообразной   информацией,   отделить
главное от второстепенного. Все перечисленное – только некоторые  из  многих
преимуществ, которые дает человеку изучение древнейшей  из  наук  –  логики,
т.е. науки о законах формах правильного мышления.
    Современному менеджеру необходимо знать  и  уметь  использовать  логику
научного исследования,  логические  основы  семантики  и  семиотики,  логику
экономических систем и процессов, логику принятия решения,  логику  спора  и
общения, логику структурного анализа информации и логику конфликтов.  Список
можно продолжить, но главное, что дает логика –  это  возможность  обдуманно
руководить процессами общественного.



                      Список использованной литературы:
1. Баркан Д.И. “Маркетинг для всех: Беседы для начинающих”,Л.:  Редакционно-
   издательский   центр   “Культ-информ-пресс”   совместно   с    социально-
   коммерческой фирмой “Человек”, 1991.
2. Бузук Г.Л. “Логика и компьютер”, М.: “Финансы и статистика”, 1995.
3.  Гетманова А.Д. Учебник по логике, М.: изд-во “ВЛАДОС”, 1995.
4. Голубков Е.П. “Маркетинг: словарь”, М.: “Экономика. Дело лтд”, 1994.
5. “Основы менеджмента” под ред. Зайцева О.А. и  др.,  М.:  изд-во  “ЦЕНТР”,
   1998.
6. Райзберг Б.А. “Современный экономический словарь”, М.: “ИНФРА-М”, 1997.
7. “Толковый словарь по управлению”, сост. С.Н. Петрова и др., М.:  “АЛАНС”,
   1994.
-----------------------
                               Высший уровень
   Представители: председатель правления, Президент, Глава исполнительной
                        власти, Вице-президент и др.

                               Средний уровень
    Представители: руководители подразделения, директор завода, директор
 производства, функциональный Вице-президент, коммерческий директор, главный
                                  бухгалтер

                               Первый уровень
    Представители : инспектор, руководитель отдела, координатор, мастер,
                               бригадир и др.

         Неуправленческие служащие: продавцы, неквалифицированные и
  квалифицированные рабочие, служащие секретариата, канцелярские служащие и
                                     др.

                                   Рис. 1.
                             Уровни менеджмента.

                                Планирование

Организация

Руководство

Контроль

                                   Рис. 2.
                             Функции менеджмента

                              Высший менеджмент

Менеджмент первого уровня


Средний менеджмент


Рис. 3.

Управление

Научное управление

Ненаучное управление

Имеющее цели

Не имеющее цели

Добиться высокой эффективности деятельности

Не добиться высокой эффективности деятельности

С использованием ресурсного потенциала

Без использования ресурсного потенциала

В данном социальном объединении

Вне данного социального объединения

Менеджмент

Рис. 4.

A

B

C

D

E

F

Ограничение

Обобщение


А – управление

В – научное управление
С – научное управление, имеющее цели
D – добиться высокой эффективности деятельности
Е – с использованием ресурсного потенциала
F – в данной социальной группе – менеджмент

A

B

A

C

B

A

B

A

B

C

A

B

C

A

[pic]

M

M

P

S

M+

P-

M-

S+

P-

S+

M-

S+

P




смотреть на рефераты похожие на "Менеджмент"