Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Муса Джалиль 6.3 Кб.
  2. Муса Джалиль 14.2 Кб.

Муса Джалиль

Работа из раздела: «Литература»


                                             Песнь свою я посвятил народу.
                                             Жизнь свою народу отдаю.


Муса Джалиль



        Муса Джалиль родился  в  татарской  деревне  Мустафино  бывшей
Оренбургской  губернии  2  (15)  февраля   1906   года   в   небогатой
крестьянской семье.
        Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха Абубакира,  с
детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках,
позднее работал приказчиком.
       Огромное влияние  на  формирование  внутреннего  мира  будущего
поэта оказала его мать Рахима-Апа. Спокойная,  тихая,  уравновешенная,
полная противоположность Мустафе-абзы, темпераментному,  вспыльчивому,
легко подверженному неожиданным перепадам настроения, -  она  обладала
бесконечным терпением и стойкостью. Но не только  нравственные  основы
характера Мусы складывались под ее воздействием.
       С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб,  где  за  год
овладел азами грамоты и вызубрил наизусть несколько сур из  Корана.  В
Оренбурге Мустафе Залилову удалось устроить сына в медресе  «Хусаиния»
– мусульманское учебное заведение типа духовной семинарии.
       Весной 1919 года, когда в окруженном белогвардейцами  Оренбурге
возникла комсомольская организация, тринадцатилетний Муса записывается
в ряды Коммунистического Союза молодежи, рвется на фронт. Но  в  отряд
его не берут: маленький, щуплый, он выглядит совсем мальчишкой.
       В  1920  году  по  инициативе  Мусы   в   Мустафино   возникает
комсомольская ячейка. Кипучий, деятельный по натуре,  Муса  становится
признанным вожаком сельской молодежи. Его выбирают  членом  волостного
комитета РКСМ, посылают делегатом на губернскую конференцию комсомола.
       В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая  засуха  и  голод.  На
глазах Мусы умерли от голода два его братишек. Чтобы не быть  семье  в
тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной
детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он  «ел
что попало, ночевал где придется, воровал». Позднее с  помощью  одного
из сотрудников  красноармейской  газеты  «Кызыл  Юлдуз»  (в  ней  были
напечатаны его первые стихи) Муса стал курсантом Оренбургской  военно-
партийной школы,  а  затем  –  студентом  ТИНО  (Татарского  института
народного образования), созданного на базе медресе «Хусаиния».
       Бурное богатое событиями время способствовало идейному  раннему
созреванию будущего поэта. В начале 1917 года  одиннадцатилетний  Муса
пишет стихотворение, в котором говорит о первой мировой  войне  как  о
бессмысленной бойне, ежедневно уносящей тысячи жизней, и посылает  его
в редакцию татарской газеты «Вакыт» («Время»). Стихотворение, конечно,
осталось ненапечатанным. Позднее Муса вернулся к  нему,  обличительный
пафос и подчеркнув свое сочувствие народным массам («На войне», 1920).
       До нас дошло несколько толстых общих тетрадей  1918-1921  годов
со стихами, рассказами, пьесами Мусы и сделанными им записями народных
песен, сказок и легенд. Значительная часть стихотворений этого периода
осталась ненапечатанной при жизни поэта. Но и по  ним  можно  получить
некоторое представление об этапах творческого возмужания Джалиля.  Уже
с самых первых стихов чувствуется  стихийный  демократизм  начинающего
автора. Выходец из низов, немало хлебнувший в своей жизни  и  горя,  и
нужды,  знающий  цену  куску  хлеба  насущного,  на  себе   испытавший
презрительно-высокомерное  отношение  байских  сынков  к  нему,   сыну
старьевщика, лишь из милости взятому на казенный кошт в медресе,  Муса
с искренним сочувствием относится к народу. Правда  он  еще  не  умеет
облечь свою мысль в плоть  художественных  образов  и  декларирует  ее
прямо, в лоб:

                  Жизнь моя для народа, все силы ему,
                  Я хочу, чтоб и песня служила ему.
                  За народ свой я голову, может, сложу –
                  Собираюсь служить до могилы ему.
                                               («Слово поэта свободы»)



       Обращают  на  себя  внимание  сами  названия  юношеских  стихов
Джалиля: «Красное войско»,  «Красный  праздник»,  «Красному  знамени».
Поэт настолько  часто  употребляет  эпитет  «красный»,  что  некоторые
исследователи  называют  первые  годы  творчества   Джалиля   «красным
периодом». Для этого периода  характерны  императивность,  сжатость  и
энергия стиха. Как правило, это страстные, публицистически заостренные
декларации.


       На своем пути к  зрелости  и  мастерству  Муса  Джалиль  прошел
несколько этапов. С некоторой долей  условности  их  можно  ограничить
следующими  хронологическими  рамками:  ранний  (1918-1923),  путь   к
зрелости (1924-1932), довоенный (1933-1940) и, наконец поэзия  периода
Великой Отечественной войны (1941-1944).

       Сам поэт не раз подчеркивал, что новый этап в его творчестве
начинается с 1924 года: «В годы рабфака в моем творчестве наметился
переворот. В 1924 году я стал писать совсем иначе».
       В 1929 году поэт доработал поэму, сняв излишний мелодраматизм
некоторых сцен и эпизодов. С этого времени поэма печатается под
названием «Пройденные пути» (в русском переводе – «Минувшие годы»).
       13 июля 1941 года поэт попал в формирующийся под Казанью
артиллерийский полк «конным разведчиком».
       Написанное Джалилем в первые месяцы войны вошло в сборник
«Клятва артиллериста» (1942). Один из мотивов книги – верность
воинской клятве. Мысль эта в той или иной степени звучит почти в
каждом стихотворении.
       Некоторое время от Джалиля еще приходили письма. А с июля 1942
года все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что Муса
пропал без вести.
       В августе 1943 года гитлеровцам удалось напасть на след
подпольной группы. Муса Джалиль и несколько его товарищей были
арестованы.
       Об ужасах неволи написано немало. Одним из таких неповторимых,
обжигающих своей подлинностью документов истории являются и
«Моабитские тетради» Мусы Джалиля.
       Муса Джалиль погиб в тюрьме, замученный фашистами. Посмертно
ему было присвоено звание ГСС.
       Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной
войны. Выросло уже новое поколение, знакомое уже с минувшей войной
лишь по фильмам и книгам. Но подвиг советского народа живет. И Джалиль
навечно с нами. Его имя носят улицы, театры, клубы, пароходы. Его
именем назван город в нефтяных районах Татарии и центральный проспект
в Набережных Челнах и одна из высочайших вершин в Антарктиде.



-----------------------
[pic]




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru