Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Тургенев Иван Сергеевич

Работа из раздела: «Литература»
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-83), русский писатель, член-корреспондент
Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52)
показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина,
поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856),
«Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862),
повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей
дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы
самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877)
изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На
склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882).
Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное
влияние на развитие русской и мировой литератур.
                                    * * *
    ТУРГ~ЕНЕВ Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел — 22 августа
 (3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в
 Санкт-Петербурге], русский писатель.
                              Воспитание чувств
    По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать,
 урожденная Лутовинова, — богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново
 (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя,
 рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.
 В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных
 пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на
 словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-
 филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из
 сильнейших впечатлений ранней юности (1833) — влюбленность в княжну Е. Л.
 Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, — отразилось в
 повести «Первая любовь» (1860).
    В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе
 литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу;
 тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев
 столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике»
 тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому
 моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не
 сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).
    В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить
 образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на
 крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл
 Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском
 языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в
 университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т.
 Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в
 январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в
 Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает
 имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается
 роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в
 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает
 на службу в Министерство внутренних дел.
                          Вокруг «Записок охотника»
    В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая
 высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в
 дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его
 окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную
 ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме
 («Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной
 школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три
 портрета», 1846; «Бретер», 1847).
    1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-
 Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В
 мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет
 за границей (в Германии, Франции; Тургенев — свидетель французской
 революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия;
 тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд,
 П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков»
 (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где
 тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму
 «Месяц в деревне» (1855).
    Главное дело этого периода — «Записки охотника», цикл лирических очерков
 и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок
 «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе
 «Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в
 1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые
 мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов,
 впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной
 массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и
 свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и
 мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика
 разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить
 душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив
 начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника»
 стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда
 тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема,
 намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного
 («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью
 («Певцы»).
                     1850-е годы. Литературное окружение
    В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге
 и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на
 съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где
 живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два
 приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым
 и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении
 Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.
    До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в
 Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда — редакция
 «Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и
 А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф.
 И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с
 далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой
 роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести
 «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).
                                   Романы
    «Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по
 объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно
 фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном
 итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил
 любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на
 поступок «лишний человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий
 к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени
 Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859; события происходят в обстановке
 близящейся «великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров,
 становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой» и обреченный
 смерти («Накануне», 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за
 нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия
 не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми:
 «дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей — погибнут);
 зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи «Дыма»
 (1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но по-
 прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877);
 все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном
 несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного
 опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве,
 совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов —
 героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера,
 Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).
                                 В скитаниях
    Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот
 двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После
 трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье»)
 он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из
 наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в
 общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-
 vous», 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском;
 в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский,
 зимний» и «российский, летний» сезоны.
    После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же
 придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с
 радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым; их
 взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым
 поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А.
 Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым
 «расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в
 статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н.
 Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести
 «Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и
 «Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865),
 «Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба
 1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)»
 (1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и
 обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю
 прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе
 «Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство
 (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса
 Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).
                               Слава и грусть
    В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871
 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже.
 Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами,
 А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию
 посредника между русской и западными литературами. Растет его
 общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в
 Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он — почетный доктор
 Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими
 революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную
 поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь
 открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает
 бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды
 на родину.
    Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и
 Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние
 годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские
 воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где
 представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение
 итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти
 предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного
 мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
                                 Сочинения:
    Полное собрание сочинений и писем. М.; Л., 1960-68. Т. 1-28.
                                 Литература:
    Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М.; Л., 1934.
    Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. М., 1991.
    Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1818-1858) / Сост. Н. С.
 Никитина. СПб., 1995.
                                                                А. С. Немзер


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru