Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Л. Андреев В тумане

Работа из раздела: «Литература»

    Разбор рассказа Л. Андреева “В тумане”
    I. Пространство рассказа:
    1. Внутренний мир героя
   А) Он несколько раз выходил, пошатываясь, стараясь не шуметь  и  цепляясь
за стулья, и пол под непривычными  босыми  ногами  был  страшно  холодный  и
скользкий, и от этого необычайного холода  становилось  особенно  ясно,  что
давно уже ночь и все тихо спят, а он один  ходит  и  мучится  болью,  чуждою
всему этому чистому и хорошему дому.
   Б) Герой умирает еще задолго до физической смерти:
    И все время Павлу казалось, что это  писал  не  он,  а  другой  какой-то
человек, хороший и умный;  он  умер  теперь,  этот  человек,  и  оттого  так
многозначительно все им написанное, и  оттого  так  жаль  читать  его.     И
тихая жалость  к умершему человеку наполнила его сердце;  и  первый  раз  за
много дней Павел почувствовал себя дома, на своей постели, одного, а  не  на
улице, среди тысяч враждебных  и чуждых жизней.
    2. Мир, к к-рому формально относится герой
    Далеко во все стороны расстилался мир, и был он бесконечный и темный, и
всем одиноким и скорбным сердцем чувствовал Павел его неизмеримую  и  чуждую
громаду.
    3. “Бездна” (сквозной мотив А.)
    А) Вы  же поскорее, Катенька!— попросил Павел, теряя азами ее контур  в
черном и мглистом отверстии ворот. + Павел напрягся, что-то сбросил  с  себя
и выбросил весе-1й и громкий вопрос:  —  А  водочки-то?
       Б) С надеждою обернулся он к окнам, но оттуда угрюмо и скучно смотрел
грязный городской туман, и  все  было  от  него  желтое:  потолок,  стены  и
измятая подушка.  И  вспугнутые  им  чистые  образы  прошлого  заколыхались,
посерели и провалились куда-то в черную яму, толкаясь и стеная.
    В) И в лесу, где он лежал за кустами, было так темно, что он  не  видел
своей руки, и порой ему чудилось, что  и  самого  его  нет,  а  есть  только
молчаливая и глухая тьма.
    Герой переходит  из  одного  пространства  в  другое  под  воздействием
судьбы, “фатума”, ничего не делая сам.
    II. Импрессионизм - значимость цвета, светотени и звука.
    1.Импрессионизм  +  цветовая  ассоциация  с   Достоевским   [pic]повтор
тематики болезни, нечистоты,
    А) Не трогай меня!.. Отойди!..— и, поведя плечами, ти  хо  добавил:—  Я
грязный...
    Б) Так же  грязны и мысли его, и кажется,  что,  если  бы  вскрыть  его
череп и достать оттуда мозг, он был бы гряз ный, как тряпка,  как  те  мозги
животных, что валяются н; бойнях, в грязи и навозе.
    смерти, образа живого города, ведущего к гибели своих жителей.
    В тот день с самого рассвета  на  улицах  стоял  странный,  неподвижный
туман. Он был легок и прозрачен, он  не  закрывал  предметов,  но  все,  что
проходило сквозь него, окрашивалось в тревожный темно-желтый цвет, и  свежий
румянец женских щек, яркие пятна их нарядов проглядывали  сквозь  него,  как
сквозь черный вуаль: и темно и четко.
    2. цветовая оппозиция земли и  неба:  небо  “изжелто-черное”,  земля  -
“исчерна-желтая”.
    3. звуки и цвета  голосов  -  окраска  внутреннего  состояния  героя  и
индикатор их взаимоотношений:
    А) говорила Катя Реймер густым и звучным контральто
    Б) Из тьмы пропищал странный и смешной голос полишинеля:
    В) Среди смеха прозвучал другой голос, молодой и сдержанный бас:
    Г) Катя Реймер ответила, и голос ее был серьезный и изменившийся:
    Д) И точно  разбегающийся  шепот  шмыгнул  по  лесу,  и  все  выжидающе
смолкло, когда мужской голос,  как  золото,  мягкий,  блестящий  и  звонкий,
запел высоко и страстно:
    — Ты мне сказала: да — я люблю тебя!.. Так ослепительно ярок, так полон
живой силы  был  этот  голос,  что  зашевелился,  казалось,  лес,  и  что-то
сверкающее, как светляки в пляске, мелькнуло в глазах Павла.
    Е) Отчего вы  так  грустны,  Катерина  Эдуардовна?—  повторял  он,  как
жалобную песню, как тихую молитву отчая;  ния,  и  вся  душа  его  билась  и
плакала в этих звуках. (итог для героя)
    4.Цвет=мотив (желтый =жизнь=болезнь=смерть)
    Павел попробовал задвижку, подошел к столу и взялся  за ручку ящика; но
тут ему представились все эти глубоко  запрятанные  инструменты,  склянки  с
мутною жидкостью  и желтыми  противными ярлыками, и то, как  он  покупал  их
в аптеке, сгорая от стыда, а провизор отвертывался от  него,   точно  и  ему
было стыдно

    III. Время в рассказе.
    1. Тема вечного сюжета, подчеркнутость циклического времени:
       “В пестроте и грязной окраске его  (потолка)  было  что-то  скучное,
надоедливое и безвкусное, напоминавшее о  десятках  людей,  которые  жили  в
этой квартире до Рыбаковых, спали, говорили, думали, делали что-то свое -  и
на все наложили свою чуждую печать. И эти люди  напоминали  Павлу  о  сотнях
других людей.. .”
     2. Текстуальное подтверждение цикличности, вечности происходящего
     А) И снова перед глазами развернулся в высоте потолок.
     Б) Потом опять в том  же  порядке:  хата,  большой  мужик,  церковь  и
 огромная телега и так кругом комнаты. И все  это  было  желтое  на  грязно-
 розовом фоне, уродливое  и  скучное,  и  напоминало  не  деревню  и  чью-то
 печальную и лишенную смысла жизнь.
    3.  Характерно  и  название   книги,   к-рую   читал   Павел   “История
цивилизации”.
    IV. Композиция рассказа
    1. Непреодолимая  граница  между  героем  и  миром  -  все  мешает  ему
преодолеть ее.
    '_ а черт!— ругался он и отбрасывал  материю,  но,  тяжелая,  она  тупо
падала назад прямыми и равнодушными складками. Внезапно устав и потеряв  всю
энергию, Павел лениво отодвинул ее и сел на холодный подоконник.

    2. Композиционно выделяются основные мотивы и образы рассказа:
    Но среди идущих и едущих были женщины, и их присутствие давало  картине
сокровенный и тревожный смысл. Они шли по  какому-то  своему  делу  и  были,
казалось, такие обыкновенные и незаметные; но  Павел  видел  их  странную  и
страшную  обособленность:  они  были  чужды  всей  остальной  толпе   и   не
растворялись в ней, но были как огоньки среди тьмы.
    3. Город в изображении Л. Андреева.
    а) Типичное  влияние  города  на  героя-  разрушение  личности,  утрата
моральных  ценностей,  несамостоятельность  сознания;  город   действует   и
направляет своих героев:
    С переездом в город Павел стал  особенно  мрачен  и  нервен,  и  Сергей
Андреич боялся за  себя,  что  не  сумеет  говорить  достаточно  спокойно  и
внушительно.
    б) Город, герои = их идеи. Герой становится я  частью  окружающего  его
мира. “Жители города” “затягивают” героя в “свой” мир.
    Двигался туман и огни, и опять о грудь Павла бились  плечи  женщины   и
перед глазами болталось большое загнутое перо, какие бывают на  погребальных
колесницах; потом  что-то черное, гнилое, скверно пахнущее  охватило  их,  и
качались какие-то ступеньки, вверх и опять вниз. В одном  месте  Павел  чуть
не упал, и женщина поддержала его.
    V. Основные мотивы рассказа
    1. 3 осн. темы рассказа: Женщина, смерть, “чума”.
    Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно и страшно, как
в вымершем доме, сквозь который прошла  угрюмая  чума,  убила  все  живое  и
досками заколотила окна.
    2. Бездушность всего мира героя, всего что соприкасается с ним:
    А потом когда-нибудь она отдаст ему и свое тело, и с ним  будут  делать
то же, что  делают с продажными  женщинами.
    VI. Автор и герой
    1. автор знает о герое не более чем читатель:
    Павел быстро встал и, вероятно, сделал себе очень больно...
    2. Отец  Павла  не  узнает,  не  знает  своего  сына  (возможно  это  -
перекличка с автором)
    Но радость скоро прошла, и уже через полчаса Сергей Андреич смотрел  на
Павла и думал: кто этот чужой и незнакомый юноша, странно  высокий,  странно
похожий на мужчину?
    И с тех пор Сергей Андреич  искал  прежнего  милого,  хорошо  знакомого
мальчика, натыкался на что-то новое и загадочное и мучительно недоумевал.
    3. Двойственность героя (его мир делится на “до” и “после”)
    (перепев романтического образа героя “до”)
    Тут рассуждения о жизни,  такие  серьезные  и  решитель  ные,  с  таким
множеством  умных  иностранных  слов, что  Павлу кажется, будто не он  писал
их, а кто-то пожилой 1 и  страшно  умный;  тут  первый  трепет  скептической
мысли, и первые чистые сомнения и вопросы, обращенные к  Богу:  где   ты,  о
Господи? Тут сладкая грусть  неудовлетворенной  и  не  разделенной  любви  и
решение быть гордым, благородным  и любить Катю  Реймер  всю  долгую  жизнь,
до самой моги лы. Тут грозный и страшный вопрос о цели  и  смысле  бытия   и
чистосердечный ответ, от которого веет весною и солнеч ным   блеском:  нужно
жить, чтобы  любить  людей,  которые   так  несчастны.  И  ни  слова  о  тех
женщинах.
    VII.  Квинтэссенция  в  образе  героя  понятий  пространства,  времени,
образов, души, смерти, болезни и города.
    А) я ненавижу  тебя!— шептало странное,  бесформенное  пятно  человека,
охваченного туманом и вырванного им из живого мира.—  Я ненавижу тебя!
    Б) Как в вате, задыхается в тумане голос. Бесформенное  пятно  человека
медленно удаляется, сверкнула около фонаря  металлическая  пуговица,  и  все
растаяло, как будто никогда и не было его, а был только  мутный  и  холодный
туман.
    VIII. Анафористичность рассказа  [pic]конец  сюжетный  =  началу  след.
действия.

...   В ту ночь, до самого рассвета, задыхался в свинцовом  тумане  холодный
город. Безлюдны и молчаливы были его пубокие улицы, и в  саду,  опустошенном
осенью, тихо уми-али на сломанных стеблях одинокие, печальные цветы.

    автор: Орлов Святослав Григорьевич, 1 курс, РГГУ, ист.-фил.,
    предмет: Анализ худ-го текста
    препод.: Есаулов
    дата: 4.04.97

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru