Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Литературные критики о произведениях А.С. Пушкина

Работа из раздела: «Литература»

         «Что нового в жизни и в самом себе Вы нашли, прочтя роман»
                                                    «Душа сказала мне давно:
                                               Ты в мире молнией промчишься!
                                                  Тебе всё чувствовать дано,
                                               Но жизнью ты не насладишься.»
                                                                Веневитинов.
   В. Г. Белинский: «Пушкин  принадлежит  к  числу  творческих  гениев,  тех
величайших   исторических   фигур,   которые,   работая   для    настоящего,
приготовляют будущее, следовательно, не  могут  принадлежать  только  одному
прошлому».  С  этим  суждением  остаётся  только   согласиться.   Необходимо
добавить, что  гений  Пушкина,  на  мой  взгляд,  заключается  не  только  в
бессмертии  сюжетов  его  произведений:  мало  кто  из  писателей   пытается
ответить в одном  произведении  сразу  же  на  несколько  вопросов.  Другими
словами, берутся за решение какой- либо одной - показать  глупость  народной
жизни, «закулисную» жизнь светского общества, бессмысленное бытие  народа  и
т. д. А Пушкин  в  данном  произведении   делает  многочисленные  лирические
отступления,  в  которых  и  размышляет  на  многочисленные  темы.   Поэтому
почерпнуть из этого творения можно о- очень многое.
   Начнём с начала- сюжет: вот уж поистине жизненная  ситуация.  Это  далеко
не любовный треугольник, даже не знаю как и назвать.  Есть  чему  поучиться!
После прочтения волей- неволей задумываешься о том, какая всё- таки  сложная
эта штука- жизнь: никогда не знаешь где найдёшь, где  потеряешь  (у  Онегина
наоборот- он потерял, а лишь потом нашёл, но было поздно).
   Пушкин очень много рассуждает  о  жизни.  Он  показывает  жизнь  большого
города  с  многочисленными  балами  и  развлечениями,  город  с   «парадного
подъезда»,  где  всегда  весело  и  шумно.  И  сквозь  это   проводит   тему
одиночества, какого- то  отчуждения,  причём  делает  это  так,  что  самому
читателю становиться грустно. А ведь так на самом деле: смотришь  на  город-
все куда- то торопятся, смеются, кричат, разговаривают и шутят  -  короче  -
город живёт шумной и бурной жизнью. А стоит лишь чуть- чуть  приглядеться  -
там  задумчивое  лицо  с  бездонными  глазами,  здесь   люди   с   рассеяно-
отчуждёнными   выражениями   лиц.   Невольно   вспоминается    отрывок    из
стихотворения Рылеева:
                                                                          «С
тяжкой грустью, с чёрной думою
                                                                       Я   с
тех пор один брожу,
                                                                           И
могилою угрюмою
                                                                         Мир
печальный нахожу.
                                                                       Всюду
встречи безотрадные!
                                                                      Ищешь,
суетный, людей,
                                                                           А
встречаешь трупы хладные
                                                                         Иль
бессмысленных детей... »
   Хотя, учитывая мои годы, можно сказать, что ЭТО не так уж и заметно.
   Следующее «новшество» - это язык. Конечно, муза Пушкина  была  вскормлена
и воспитана творениями  предшествующих  поэтов  (можно  сказать  более-  она
приняла их в себя, как «своё законное  состояние  и  возвратила  их  миру  в
новом, преображённом виде»(Белинский) ), но то, как он ею  лепит  настроение
читателя,  возвышает  его  к  божественным  началам,  и  в   очередной   раз
доказывает,  что  им  (автором)  руководит   гений.   Его   язык   чертовски
привлекателен.  Где  надо-  там  короткие,   лаконичные   предложения   (ибо
«краткость - сестра таланта»); где  необходимо  дать  полное  описание,  там
появляется вязкая, текучая речь, словно  рождественская  ёлочка,  обвешенная
гирляндами прилагателных. Красота! И  с  её  помощью  Пушкин,  как  человек,
познавший высший свет и высокие чувства,  любовь  и  страсть  прилюбодеяния,
мастерски действует на восприятие читателя.  Он  открыл  новые  возможности,
которые дарит нам речь.  Нужно  лишь  научиться  пользоваться  ею,  ибо  ещё
Цицерон сказал - «Речь дана всем, ум- удел немногих.»
   В этом  произведении  автор  показал  нам  высокое  знание  античности  и
истории. А это, в очередной раз, доказывает, что история учит  многому:  это
ведь не книжный ум, а жизненная школа, где в роли  преподавателей  выступают
'великие мира сего'. К сожалению это поздно начинаешь осознавать.
   Спускаемся на землю и переходим к «людской» теме. «Будучи  многою  суетою
смущаем во многих хлопотах, связанных со  средним  образованием,  и  из-  за
телесных недомоганий великих, бывающих у меня постоянно»(Библия),  не  помня
я названия романа и имени персонажа, в котором происходил  конфликт  высоких
намерений с низменными действиями. Так вот  Пушкин  подкинул  ещё  «материал
для размышления» (вообще, такие действия присущи величайшим): очевидно,  что
речь пойдёт о Евгении.
   Прочитал я роман, отложил книгу и подумал: «Так какой же  на  самом  деле
Онегин?»  Может  это  игра   Пушкина-   показать   главного   героя,   этого
«страдающего эгоиста», в начале с одной точки зрения, потом  с  другой  ,  а
затем- с третьей? Или же настолько глубока  натура  Евгения,  что  даже  сам
автор предаёт его на суд читателю? В жизни  ведь  получается  аналогично-  у
каждого  есть  свои  закоулки  души  и,  следовательно,  каждый  может  быть
непонятым.  Есть  о  чём  призадуматься!  Прочтя   роман,   понимаешь,   что
озлобленный ум есть тоже  признак  высокой  натуры,  ибо  такой  человек  не
доволен не только окружающими, но  и  самим  собой.  И  ещё,  как-  то  дико
понимать, что существуют люди, подобные Онегину, которые не  знают,  что  им
надо.
   Вообще,  читая  этот  роман,  меняешь  угол  зрения  на  многие  вещи.  В
некотором смысле,  это  произведение  можно  назвать  философским.  В  своих
философских отступлениях автор показывает быт того времени,  при  этом  даёт
оценку, размышляет, пытается найти ответы на многие коренные вопросы  бытия.
И в этих ответах находишь очень много нового  для  себя.  С  чем-  то  можно
согласиться, а с чем- то и поспорить. Закончить сие  творение  хочу  словами
вышеуказанного  величайшего  мастера  пера,   но   с   учётом   возможностей
быстрорастущего гения нижеподписавшегося:
                                                           «Пересмотрел  всё
очень строго:
                                                                Противоречий
очень много,
                                                            Но их  исправить
не хочу.
                                                              Цензуре   долг
свой заплачу,
                                                             И  учительницам
на съеденье
                                                              Плоды   трудов
своих отдам.
                                                              Иди    же    к
школьным берегам
                                                               Новорождённое
творенье,
                                                             И  заслужи  мне
славы дань:
                                                             Одни   пятёрки,
шум и брань!»
P. S. душевно надеюсь, что шума и брани будет не очень много.  Не  сочту  за
дерзость мысль о том, что брани совсем не будет.

»

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru