Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Путь среди революций (Блок-лирик и его современники)

Работа из раздела: «Литература»


           Реферат:

                           «ПУТЬ СРЕДИ РЕВОЛЮЦИЙ»
                       (БЛОК-ЛИРИК И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ)


                                                         Выполнил: Матвеев Ф
                                                  Проверила: Понамарёва Т.И.



                                    План:

        1) Влияние рев. 1905 г. на творчество Блока.

        2) Духовное развитие Блока.

        3)  Блоковедение 20-ых годов.



    Цель реферата: Показать творчество   Блока  во время рев . 1905 г и
    после.



       В  общественном и  духовном  развитии  Блока  огромную  роль  сыграли
революционные  события  1905  г.;  соответственно  они  имели     необычайно
важное  значение в  становлении  и  утверждении  зрелой  лирической  системы
поэта. Уже в советскую  пору,  при  подготовке  нового  собрания  сочинений,
осмысляя  внутреннюю  логику  своей   духовно-жизненной   и   художественной
эволюции, Блок писал: «Если удастся издать — пусть будут все  четыре  томика
— одной толщины, и в них — одно лучше, другое хуже, а  третье  и  вовсе  без
значения, без окружающего. Но  какое  освобождение  и  какая  полнота  жизни
(насколько доступна была она): вот—я—до 1917  года,  путь  среди  революций;
верный путь» (дневниковая запись от  7  января  1919  г.).  Наиболее  емкой,
точной и содержательной формулой единства  творческой  судьбы  поэта  в  его
собственном  определении  оказывается   —«путь   среди   революций»;ощущение
внутренней  связи  с  революционным  развитием  общества  дает  максимальную
духовную удовлетворенность  —«освобождение»;  в  высшей  степени  характерно
также для Блока, что это же ощущение является «полнотой жизни».  Рубеж  1905
года был для Блока всегда глубоко знаменательным поворотом.  И  в  самую  ту
пору, и в особенности — когда события миновали,  они  всегда  представлялись
Блоку  стихийным  общественным  взрывом,  заново   трагически   определившим
жизненную и творческую судьбу: «...лиловые миры первой  революции  захватили
нас и вовлекли  в  водоворот...  За  миновавшей  вьюгой  открылась  железная
пустота дня, продолжавшего, однако,  грозить  новой  вьюгой,  таить  в  себе
обещания ее. Таковы были междуреволюционные годы,  утомившие  и  истрепавшие
душу и тело» (дневниковая запись от 15 августа 1917 г.,  300). Вторым и  еще
более значимым, определяющим  трагедийным  взрывом,  внутренне  связанным  с
первым, оказываются события 1917  г.:  «Теперь—опять  налетевший  шквал...».
Закономерность творческого движения устанавливается самим  поэтом  именно  в
органических соотношениях с этими двумя «шквалами», все определяющими.
   Люди,  хорошо  знавшие  Блока  или  постоянно  с   ним   соприкасавшиеся,
утверждали, что он несколько изменился и как человек во время самих  событий
1905 г., иным стал его подход к жизни, к людям. Так, учившийся с  Блоком  на
славяно-русском   отделении   филологического   факультета    Петербургского
университета  В.  Е.  Евгеньев-Максимов  вспоминал  в   личных   беседах   о
подчеркнутой  отчужденности  Блока-студента  (в  пору   до   1905   г.)   от
студенческой среды. А М. А. Бекетова рассказывает о  возникшем  у  Блока  во
время революции остром интересе к окружающему,  к  тому,  что  происходит  в
стране. Встречавшийся с Блоком в январские дни 1905 г. Андрей Белый в  своих
первых (относительно наиболее правдивых) воспоминаниях о  поэте  сообщает  о
столкновениях  Блока  с  отчимом   —   гвардейским   офицером,   вынужденным
участвовать в действиях  властей  в  это  время.  Обобщенно  об  изменениях,
произошедших в Блоке-человеке, М. А.  Бекетова  писала  так:  «С  этой  зимы
равнодушие Александра Александровича  к  окружающей  жизни  сменилось  живым
интересом ко всему происходящему». Следует  понимать,  что  под  «окружающей
жизнью» тут  подразумеваются  общественные,  социальные  события;  личный  и
творческий интерес к жизни и людям у Блока — большого  поэта  и  человека  —
был с первых шагов в искусстве.
   Для верного понимания эволюции поэта важно не  путать  эти  две  стороны
 блоковского отношения к действительности. Само  собой  разумеется,  реально
 они взаимосвязаны, но трудность развития Блока в том-то и состоит,  что  на
 разных этапах своей эволюции он несколько по-разному представляет  себе  их
 соотношение. В литературе о Блоке и посейчас можно  встретить  утверждения,
 сводящиеся к тому, что Блок до 1905 г. «не знал жизни», а  после  революции
 вдруг «узнал» ее. На деле возникающие здесь проблемы сложнее. Представление
 о трагедийной взаимосвязи разных сторон действительности  Блок  вырабатывал
 на протяжении всего своего творческого пути. Поверхностно, вне  соотношения
 с эволюцией поэта понимаемые суждения его на эти темы могут подать повод  и
 для утверждений типа «не  знал  —  узнал».  Сравнивая  подход  живописца  и
 современного писателя к своему жизненному материалу. Блок  писал  в  статье
 1905 г.:«Искусство красок и линий позволяет всегда  помнить  о  близости  к
 реальной природе и никогда не дает погрузиться  в  схему,  откуда  нет  сил
 выбраться писателю» . Игнорируя поэзию раннего Блока, можно  сделать  вывод
 из этих слов, что Блок только сейчас задумался  о  преимуществе  «красок  и
 линий» над схемами. На деле же у Блока всплывает в открытой форме коллизия,
 существовавшая и ранее. То, что  Блок  сталкивает  «схемы»  с  «красками  и
 линиями»,—   говорит   о   кризисе   мировоззрения.   Открыто    признается
 неудовлетворительность обобщающих творческих принципов,  и  суть  именно  в
 этом: «Душа писателя поневоле  заждалась  среди  абстракций,  загрустила  в
 лаборатории слов». Блок и раньше  сомневался  в  применимости,  пригодности
 «схем и абстракций» для художественного  обобщения  эмоционально-жизненного
 материала—еще в  1902  г.  он  признавался:  «Я  уже  никому  не  верю,  ни
 Соловьеву, ни Мережковскому». Суть у Блока— если  воспринимать  все  это  в
 единстве его эволюции — не в механическом противопоставлении «природного» и
 идейно-оценочного моментов, но в открытом выражении кризиса.

    Вульгарно-социологический подход возможную проппоречивость,  кризисность
решительно вменяет в вину самому художнику. Тем самым отстраняется вопрос  и
противоречиях действительности, о движении художника имеете с ними.  Поэтому
отпадает  и  проблема  изменений,  появления  нового  идейного  качества   в
искусстве.  Существенные  изменения  происходят  и  в  мировоззрении,  и  it
творчестве Блока  непосредственно  в  месяцы  и  годы  небывалых  событий  в
стране. Духовному развитию  Блока  к  тот  период,  несомненно,  свойственна
противоречивость. Наглядно  ясно  и  неоспоримо  то,  что  Блок  выходит  из
своеобразного «лирического  оцепенения»,  замкнутости  в  кругу  философских
созерцаний и лирических переживаний, в котором он пребывал до этих  событий.
Примечательно, однако, то, что сами события общественно-политического  плана
становятся предметом поэтических раздумий и лирических переживаний —  какова
бы ни была мера понимания  их.  Подводя  некоторый  итог  пережитому  и  эти
бурные месяцы, в письме к отцу от 30 декабря 1905 г. Блок говорит,  что  его
отношение к  «освободительному  движению»  выражалось  «одно  время  даже  в
сочувствии социал-демократам»  ,—  но  тут  же  поясняет,  что  от  подобных
крайностей он все больше отходит  и  в  плане  непосредственно  политическом
готов  одобрить  деятельность  «умеренных  партий».  Характерно   блоковское
пояснение к этому признанию:  «умеренные  партии»,  с  точки  зрения  Блока,
годятся «разумеется, не для жизни, и для «государственной думы»  и  т.  п.».
Ненависть к разного рода  либеральным  программам  была  одной  из  наиболее
органических  черт  духовного  облика  Блока.  Поэтому-то  либеральные  идеи
совершенно не устраивают  его  «для  жизни»—  Блоку-человеку  они  абсолютно
чужды.  Гораздо  притягательнее  для  него  непосредственная   революционная
действенность. В письме признается вместе с тем, что у него проходит и  это,
более   ему   по-человечески   свойственное,   непосредственное    увлечение
революцией. Блок поясняет, что  если  он  и  отходит  от  прямого  увлечения
революцией, то не потому, что не видит смысла в революционной  деятельности,
«а просто по природе, качеству и теме душевных  переживаний».  Тут  видны  и
слабые, и сильные стороны блоковской  оценки  для  себя  опыта  общественных
событий. Отстранение от себя и  своих  поэтических  переживаний  либеральных
программ говорит о здоровых социальных влечениях  художника;  в  попытке  же
расположить поэтические искания где-то рядом с общественными  отношениями  и
их   социально-ролитическими    переломлениями,   как-то   разделить    их,-
сказывается  мировоззренческая неясность, незрелость поэта.
   Примечательно то, что в начальную пору советского  блоковедения,  в  20-е
годы, когда вообще социальные истолкования искусства  часто  были  несколько
упрощенными, все-таки исследователи не склонны  были  усматривать  в  стихах
Блока о первой революции только лишь ошибки  и  заблуждения.  Гражданский  и
поэтический  подвиг  Блока  в  эпоху  новой  революции  еще  был  актуальной
современностью в 20-е годы; духовный опыт современников  поэта  не  допускал
возможностей видеть  в  его  прежнем  творчестве  специальные  маскировочные
действия по сокрытию буржуазной сущности  автора.  И.  Машбиц-Веров  в  свое
время писал: «...у Блока  есть  также  исключительно  ценные  стихотворения,
посвященные  революции  1905  года.  Первую  революцию  поэт   приветствовал
прекрасными и восторженными песнями. И зная эту раннюю революционную  поэзию
Блока,  по-иному  воспринимаешь  «Двенадцать»  и  «Скифы»:  они  оказываются
органическим  продолжением  революционного  творчества  поэта».  '  Ценно  в
такого рода суждениях стремление выделить положительные  начала  в  эволюции
поэта; без этого  невозможна  научная  постановка  вопроса  —  одностороннее
собирание промахов и ошибок писателя представляет  собой  «проработку».  При
«проработке» же исключается соотнесение блоковского «пути  среди  революций»
с  русской   действительностью,   русской   жизнью   начала   века.   Видеть
закономерность в пути поэта  среди  революций,  само  собой  разумеется,  не
означает игнорирования противоречий этого пути: напротив, только так  вопрос
о  противоречивости  становится  на  реальную  почву.  Упрощенность   ранних
трактовок   поэзии   Блока   и   состоит   в   некоторой    прямолинейности,
недостаточности  проникновения   в   специфические   трудности   блоковского
развития, его противоречия.  Мы  видели  выше  конкретное  проявление  общей
идейно-творческой   незрелости   Блока   —    стремление    отделить    свои
непосредственные интересы лирического поэта, от  общественной  жизни,  ставя
их рядом (но не противопоставляя их!).  Естественно,  что  такое  разделение
связано как с новыми идейно-духовными сложностями, вставшими перед поэтом  в
новую эпоху,  так  и  с  ранним,  дореволюционным  развитием  Блока.  Трудно
думать, что подобная идейно-художественная  слабость  могла  бы  разрешаться
помимо творчества, где-то сбоку, а не в самих стихах, в самой лирике.
         Революционные  действия  1905  г.  естественно   внесли   некоторые
изменения в творческую деятельность  Блока.  Для  этого  периода  творчества
Блока характерна некая свобода и более радикальные настроения.



Список литературы: П. Громов  «А. Блок его предшественники и современники»

        Бекетова М. А. «А. Блок . Биограф. Очерк.»

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru