Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Я Вам жить завещаю (Сотников)

Работа из раздела: «Литература»

                             Я Вам жить завещаю…

                                              «Истина заключается в том, что
                                           несмотря на тяжелейшие испытания,
                                                               мы победили.»
                                                             А. Б. Чаковский

      Пятьдесят пять лет минуло со дня великой Победы нашего народа.
      Это была победа побед, самое великое нравственное свершение в  истории
России. И дело не только в огромном количестве жертв, унесенных  без  малого
за четыре года лихолетья, хотя каждая из них - судьба.  А  из  судеб  людей,
как известно, складывается судьба страны. Самое главное - это  ненапрасность
гибели каждого нашего человека на этой войне, ибо те, кто дошел  до  Победы,
не забыли о своих погибших товарищах, матерях, отцах. Светлая им  память.  В
то же время - вечное проклятие  иудам-перевертышам,  спасавшим  свою  жалкую
шкуру ценой предательства, подлости, трусости и бесчестья. Бог им судья.  Но
суд всевышнего будет справедлив, и подлецы получат по заслугам!
       Именно  эти  мысли,  в  первую  очередь  ,  приходят  поле  прочтения
замечательной повести В. Быкова «Сотников». Мало того, что  писатель  держит
нас в напряжении  от  первой  до  последней  страницы,  когда  ты  физически
ощущаешь вместе с героями все их муки и даже предчувствие  смерти.  Сотников
и Рыбак, староста Петр и тетка Демчиха - это не случайный набор  персонажей,
а выстраданный писателем-фронтовиком, писателем-антифашистом  кусочек  жизни
народа,  где,  как  в  фокусе,  отразились  нравственность  бывшего  учителя
Сотникова, трусость и подлость  старшины  Рыбака,  беззащитность  Демчихи  и
мудрость старосты Петра. Каждый из них, по-своему, своей правдой  живет.  И,
может, не будь войны и страшной ее реальности, не  предал  бы  Рыбак  своего
товарища, спасшего ему когда-то жизнь. Так и жил бы в  колхозе  или  городе,
скромно работал, растил детишек. Но война все расставила по своим местам.  С
беспощадной, циничной жестокостью обнажила она нравственную трагедию  Рыбака
и Сотникова. Два типа жизненного поведения, цена подвига  и  позорный  финал
компромисса со  своей  совестью,  истоки  героизма  и  предательства  -  вот
главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы.
      Быков постоянно ставит  своих  героев  перед  ситуацией  нравственного
выбора. Вот  как  он  описывает  перелом  в  душе  Рыбака,  обдумывающего  в
темнице, перед казнью свое дальнейшее поведение: «Так что же,  пропадать?  -
вдруг, озлясь, едва не вскрикнул Рыбак и замолчал, выругавшись про  себя.  -
Впрочем, черт с ним, Сотниковым!  Не  хочет  -  его  дело;  Рыбак  же  будет
бороться за себя до конца.» И далее: «Нет, видно с  ним  не  сговоришься,  с
этим чудаком-человеком, - подумал Рыбак. - Как в жизни, так и перед  смертью
у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы.»
      А вот у Рыбака другие принципы. Главное  -  спасти  себя,  даже  ценой
гибели товарища. И вот тайная злоба на Сотникова, выдавшего  своим  натужным
кашлем их с Рыбаком тайное присутствие у Демчихи  на  чердаке  и  тем  самым
сдавшего  их  в  руки   палачей-полицаев,   наконец   выплеснулась   наружу,
превратившись  в  моральное  оправдание  для  Рыбака  всех  его   дальнейших
поступков в отношении Сотникова и в программу  его  поведения  на  службе  у
немцев. «Не желай смерти ближнему.» Эту заповедь забыл  Рыбак.  Страх  лишил
его  остатков  совести,  и  мы  вместе  с  писателем  наблюдаем   бесславный
нравственный конец подлеца.
      А что же Сотников? Здесь Быков на противопоставлении тщедушного  тела,
слабого физического здоровья и сверхсильного духа выстраивает  образ-гранит,
образ-обличение, образ-герой. «А он, дурак,  все  боялся  погибнуть  в  бою.
Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью,  и
он почти завидовал тысячам  тех  счастливцев,  которые  нашли  свой  честный
конец на фронте великой войны… Примирившись с собственной смертью,  Сотников
на несколько коротких  часов  приобрел  какую-то  особую,  почти  абсолютную
независимость от силы своих врагов. Он ничего не боялся…  Сотников  легко  и
просто, как что-то элементарное и совершенно  логическое  в  его  положении,
принял последнее теперь решение: взять все на себя.» Лучше не скажешь.
      В  этом  противопоставлении  убогой  трусости  Рыбака   и   стоической
храбрости  Сотникова  -  ключ  к  пониманию  идеи  автора.  Народ,  символом
которого, безусловно, для Быкова был Сотников, победить нельзя.  Ибо  нельзя
выкорчевать любовь  к  ближнему  и  жалость  к  чужому  горю,  готовность  к
самопожертвованию во имя других и боль за отечество свое. Все  эти  качества
в великом множестве  были  продемонстрированы  нашим  народом  в  годы  этой
войны. И в осажденном Ленинграде, и в Пинских болотах, на Курской дуге  и  в
боях за безымянную деревушку наши солдаты доказали: Сотников, а не  Рыбак  -
вот где характер, воля и  кредо  нашего  народа.  И  этот  народ  никому  не
победить!
      Хочется напомнить слова  выдающегося  поэта  А.  Твардовского  из  его
бессмертного стихотворения «Я убит поло Ржевом»:
                     …Завещаю в той жизни
                     Вам счастливыми быть
                     И родимой отчизне
                     С честью дальше служить.
                     Горевать - горделиво,
                     Не клонясь головой.
                     Ликовать - не хвастливо
                     В час победы самой.
                     И беречь ее свято,
                     Братья, счастье свое, -
                     В память воина-брата,
                     Что погиб за нее.
Не правда ли, это Сотников завещает нам беречь победу и Родину свою.
      В своей небольшой по размеру повести  В.  Быков  опирается  на  вечные
истины: добро и зло, нравственный выбор. Спасибо  за  это  писателю.  Думаю,
что такой выбор поддержат миллионы моих сограждан. А, значит,  победа  будет
всегда за такими, как Сотников.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru