Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Поэты серебряного века

Работа из раздела: «Литература»

22.04.04 Болдырев Максим.

                          Поэты «серебряного века».

      Рубеж веков – важная страница в жизни литературы, связанная с великими
именами. Был ещё жив Лев Толстой, действовали герои Чехова,  но  уже  начали
свое  существование  различные  литературные  течения:  символизм,  акмеизм,
футуризм.
      Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком»  -  веком
Пушкина и Тургенева. Поэты «серебряного века»:  Бальмонт,  Волошин,  Брюсов,
Северянин, Анненский, Хлебников, Гумилев – создавали новую концепцию мира  и
человека  в  этом  мире.  Их  постоянно  преследовала  мысль,  что  не   все
создаваемое  человеком  осознается   и   что   есть   области,   недоступные
аналитическому проникновению разума.
      Критерием  познания  символисты  считали  внутренний,  духовный  опыт.
Большое  значение  приобретало  субъективное  начало.  Ценным   и   реальным
становилось то, что мимолетно, неуловимо, загадочно. «Мне мило  отвлеченное:
им жизнь я создаю – я все  уединенное,  неявное  люблю»,  -  писала  Зинаида
Гиппиус. Символистам был  присущ  культ  формы,  стремление  к  демонстрации
глубоких познаний в  различных  областях  –  от  историко-географических  до
философических и лингвистических. В  стихотворении  «Шорох»  Валерий  Брюсов
демонстративно подчеркивал  форму,  игнорируя  содержание:  «Шорох  в  глуши
камыша, шелест – шуршанье вершин,  шум  в  свежей  чаще  лощин,  шепот  души
заглуша».
      Акмеисты  провозгласили  освобождение  поэзии  от   многозначности   и
текучести образов, уход от усложненной  метафоричности  к  точному  значению
слова. Гумилев объединил вокруг себя двадцать шесть поэтов и встал во  главе
течения акмеизм, что означает  «мужественный,  твердый  и  ясный  взгляд  на
жизнь – цветущую  пору».  Николай  Гумилев  интересен  умением  преодолевать
преграды, доказывать себе и  другим,  что  человек  может  достигнуть  цели:
«Быстрокрылых ведут  капитаны  –  открыватели  новых  земель,  для  кого  не
страшны ураганы, кто изведал мальсремы и мель».
      Ранняя Анна Ахматова отдала дань этому течению в поэзии:  «Радостно  и
ясно – завтра будет утро; эта жизнь прекрасна, сердце, будь же мудро».
      Одним из ведущих участников движения футуристов был Хлебников –  поэт-
экспериментатор,  «Колумб  новых  поэтических  материков»,  по   определению
Маяковского.
      Абсолютное неприятие быта определило характер  жизни  Хлебникова.  Это
был странник в русской поэзии, но не простой, а зачарованный:  стихотворение
«В лесу» (1913г.) показывает, как умел он придаваться восторгам  от  встречи
с цветами растениями. Среди шума и дрожи в  первозданной  природе  возникает
монументальный гигант: «И только шум речной осоки, и  только  дрожь  речного
злака, и кто-то бледный и высокий стоит, с дубравой  одинаков».  Вознесенный
Хлебниковым и  возвеличенный  поэтической  гиперболой  человек  этот  чем-то
родственен известному персонажу Кустодиева, созданному в 1919 году.
      Поэзия начала  ХХ  века  изумляет  и  удивляет  своим  многоцветием  и
многоголосием.
      В центр мира Бальмонт ставил солнце  –  «источник  света  и  совести»,
источник жизни. Стихи его  музыкальны, в них  –  журчание  весенних  ручьев,
искрящиеся солнечные  блики,  брызги  и  пенящееся  море,  одухотворенность,
грусть и светлая надежда.
      Удивительны строки Андрея Белого: «Рыдай, буревая  стихия,  в  столбах
громового огня! Россия, Россия, Россия, безумствуй, сжигая меня!»
      Максимилиан  Волошин  поначалу  привлекает  мелодичностью,  легкостью,
изяществом своих стихов, а затем – глубиной жизненной программы.

           Вся Русь – костер. Неугасимый пламень
           Из края в край, из века в век
           Горит, ревет. И трескается камень,
           И каждый факел – человек.

      Главное в поэзии серебряного  века  –  её  причастность  к  великой  и
трагической эпохе. В ощущениях поэтов звучит мотив  их  потерянности.  «Один
среди враждебной рати», - писал Волошин.
      И все же русский серебряный век незабываем и неповторим.  Никогда:  ни
до ни после  –  не  было  в  России  такой  взволнованности  художественного
осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как  тогда,  на  изломе
времени.
      Творчество поэтов серебряного века нельзя ограничить рамками какого-то
одного литературного направления. Глубина мысли,  мастерство  слова,  умение
осмыслить  жизнь  духа,  историко-литературная   и   общественно-гражданская
проблематика их произведений характеризуют их гораздо шире и глубже.
      Свет творческих озарений поэтов серебряного века навсегда останется  в
истории русской литературы.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru