Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Род человеческий на плахе

Работа из раздела: «Литература»
                         Род человеческий на плахе .
      Человек – высшее творение природы . Существо , которое способно
осмыслить свою жизнь и законы бытия , созидать прекрасные творения и
уничтожать природу , соединяющее в себе две противоположные силы : добро
и зло . Несовершенный по своей природе человек подвержен сомнениям и
коварству , обречён на вечный поиск истины , смысла жизни , идеала своего
совершенства .
      Вопрос назначения человека на земле до сих пор остаётся неразрешён-
 ным , обрастает с каждым годом новыми проблемами , связанными с
развитием цивилизации , и остаётся вечным и новым для каждого человека ,
сколько-нибудь задумывающегося над соей жизнью .
          Попытку разрешить этот вопрос по-своему мы видим в романе
Чингиза Айтматова «Плаха» . Автора волнуют насущные проблемы его
современности (советской эпохи строительства развитого социализма) :
утрата веры в человека, проблема уничтожения природы , распространение
пьянства , наркомании , потребительская психология членов советского
общества . И в то же время главной проблемой произведения остаётся борьба
добра и зла среди людей и внутри каждого , поиск истинного смысла
существования человека .
           Построение романа обусловлено логикой художественного видения
мира писателем : мир един , в нём всё взаимосвязано – добро и зло ,
человек и природа , прошлое , настоящее и будущее . Поэтому в нём
переплетаются две сюжетные линии : жизнь Авдия Каллистратова и судьба
волчьего семейства . По сути своей - жизнь человеческого общества и
природы . С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу,
потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны -
разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы
превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены
отношения родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и
говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род
человеческий на плаху!
            Человек в романе Айтматова лишь бездумный пользователь
природы , уничтожающий её . Уже в завязке Айтматов очерчивает трагедию
рода человеческого – уничтожение окружающей среды как уничтожение самого
рода человеческого . Картина безжалостного отстрела сайгаков ради
выполнения плана по мясозаготовке является предупреждением для нас :
уничтожая
природу , человек лишает себя будущего ; зло , содеянное миру природы ,
как бумеранг возвращается к нему самому .
            Автор создаёт в своём произведении два мира противоположных
по своей сути : мир природы , представителями которого являются волки, и
мир людей . При чём волки оказываются добрее , чем люди . В фольклоре
волки традиционно являются символом кровожадности и жестокости . А в
романе , наоборот , автор обнаруживает в их поведении такие человеческие
качества , как преданность , заботливость , нежность , привязанность
одного существа к другому , потому что все эти качества обусловлены
законами природы , изначально гармоничной субстанции . Эти два мира
находятся в гармоничном единении , которое нарушается только по вине
человека . До тех пор , пока естественные связи волчицы Акбары и мира
природы не нарушены , она избегает прямого столкновения с человеком .
Лишь загнанная в тупик бессмысленной жестокостью Базарбая , охваченная
жаждой мести , она вступает в схватку со всем родом человеческим , не
разбирая , кто прав , кто виноват . Исход этого противостояния предрешён
: гибель самой Акбары и человека , похищенного ею сына Бостона . Айтматов
предупреждает нас своим романом , что пока в мире будут властвовать
базарбаи и кандаловы , мир человеческий и мир природы никогда не придёт к
гармоничному единению .
          Спасителем , на мой взгляд , Айтматов видит человека ,
постоянно находящегося в поисках истинного своего предназначения . Таким
человеком в произведении является Авдий Каллистратов . Кто он ? Смешной
Дон Кихот , плохой психолог , наивный и скучный проповедник или
воплощение поиска истины , доброты , честности , истинной любви и
сострадания ?
            По-моему  ,  автор  недаром  вводит  в  свой  роман  на  ряду  с
реальными  действующими  лицами  образы  Христа  и  Понтия  Пилата  .   Ведь
появляется  асоциация  ,  что  в  современном  мире  таким   же   спасителем
человечества как Христос являются люди , подобные  Авдию  .  Для  них  смысл
существования  человека  на  земле  заключается  в  самосовершенствовании  ,
следовании высоким гуманистическим идеалам добра , ради которых можно  пойти
на смерть . Соразмеряя идеи Христа с современностью  автор  наделяет  своего
«спасителя» не слепой верой , а поиском Бога во внешнем мире и в себе в  том
числе . По мнению Каллистратова человек как высшее существо на земле  должен
сам осознавать свои пороки , а не ждать наказания от Бога , указания того  ,
что ему следует предпринять для собственного усовершенствования и  улучшения
жизни вообще : «Ведь благодаря силе разума человек властвует над собой,  как
Бог. Ведь что такое искреннее осознание порока? По-моему, это осуждение  зла
в себе  на  уровне  Бога.  Человек  сам  определяет  себе  новый  взгляд  на
собственную сущность.»
В то же время и автор , и его герой да и мы с вами вполне осознаём
противоречивость и не совершенность человеческой натуры , поэтому жизнь
главного героя-человека в романе заканчивается так трагически . Писатель
как бы спрашивает у нас : неужели человек не может обойтись без войн ,
без крови , без погони за наживой и властью . Неужели же прав Понтий
Пилат , утверждающий , что «человека не научат ни проповеди в храмах , ни
голоса с неба»? Неужели человечество не найдёт в себе силы остановиться
на краю пропасти , в которой его погибель ? Неужели же оно не сможет
совладать со своими пороками , ведущими его на плаху самоуничтожения ?
Неужто прав Авдий , именующий Землю «каруселью кровавых драм» , которой
суждено кружить до скончания века ?
          Самое страшное , что Авдий одинок . В человеческом мире размыты
границы между добром и злом , попраны идеалы гармонии и счастья ,
торжествует бездуховность . Свет жестокости  не принимает проповеди
Каллистратова . Человечество не способно ещё осознать истинной своей
сущности и необходимости доброты в своей жизни . Правда , не всё потеряно
: ведь человечество способно создавать прекрасное , например , музыку .
В которой оно подсознательно выражает «ощущение трагичности своего
пребывания в круговороте жизни, когда все приходит и все уходит, вновь
приходит и вновь уходит» . Именно при помощи музыки человечество способно
оставить память о себе во Вселенной . Красота , и в том числе музыка ,–
вот то что может удержать человечество от самоуничтожения , от победы зла
над добром .
Гибнут спасители рода человеческого от рук самих людей , но остаётся
надежда, что придёт просветление . Человек остановится , оглянётся вокруг и
поймёт , что его путь – это путь на плаху . Тогда , я верю , восторжествует
добро , человек поймёт , в чём истинность его предназначения , ведь
«превыше всего истина, а истина одна. Двух истин не бывает.»



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru