Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Роман И. А. Гончарова Обрыв

Работа из раздела: «Литература»

    'Вижу не три романа, а один'.

     И. А. Гончаров в своем запоздалом объяснении - предисловии ко второму
изданию романа 'Обрыв', напечатанном только в 1938 году, сожалеет о том,
что 'никто (из критиков) не потрудился взглянуть попристальней и поглубже,
никто не увидел теснейшей органической связи между всеми тремя книгами:
'Обыкновенной историей', 'Обломовым' и 'Обрывом'! ' Действительно,  критики-
современники Гончарова: Н.А. Добролюбов, А.В. Дружинин, Д.И. Писарев и
другие рассматривали каждый роман по отдельности, а не как единое целое.
Иван Александрович сокрушался: 'Всё молодое и свежее поколение жадно
отозвалось на зов времени и приложило свои дарования и силы к злобе и
работе дня'. Однако в защиту критиков можно сказать  то, что их концепция,
как  сказали бы мы сейчас, концепция 'шестидесятников' с  пожеланиями
быстрых и радикальных политических и культурных преобразований не отвечала
программе 'Лучше поздно, чем никогда' 'месье де Лень' с его мечтами о
стабильности и некоторой приземлённости: 'Я писал только то, что переживал,
что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал
и свою жизнь и всё, что к ней прирастало'. Охватить более чем
тридцатилетний период написания, по Гончарову, одного романа
'шестидесятникам' было более чем сложно.
     Попробуем доказать верность первого приведённого высказывания
Гончарова, сравнив между собой три великих романа: найдем  в них общее.
    Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого
десятилетним промежутком времени, о них можно говорить как о едином целом,
так как их темы перекликаются, а по своему характеру романы, замечает Л. Н.
Толстой в своем письме к  А. В. Дружинину, 'капитальны', поэтому их успех
'невременен', то есть, не связан с конкретными историческими событиями. В
то же время темы трилогии тесно связаны с исторической ситуацией 50-х - 80-
х годов. На мой взгляд, здесь нет парадокса, потому что социальные темы тех
лет : отношения между богатыми и бедными, противоречия позиций власти и
народа и т. д. - актуальны в России во все времена. Талант истинного
провидца помог Гончарову уловить настроение времени . Критик Чуйко обращает
внимание на своеобразие исторического контекста в творчестве художника :
'эпос ХIX века, в котором писателю удалось свести к одному окончательному
синтезу всю историческую, государственную и общественную жизнь своего
времени'. Эти слова были сказаны об 'Обрыве' - мне кажется, что их можно
отнести и ко всему творчеству Ивана Александровича, ведь -  по идее      Ю.
В. Лебедева : 'Если  'Обыкновенная история' - фундамент храма, 'Обломов' -
стены и своды его, то 'Обрыв' - замок свода и купол с крестом, устремленным
к небу'.
      Возьмём для примера первые факты биографий главных героев - их
рождение и воспитание. Каждый из них родился в деревне:  в Грачах в
'Обыкновенной истории' (кстати, грачи - это первые птицы, прилетающие
ранней весной - название деревни первого романа выбрано неслучайно), в
Обломовке в 'Обломове' ( это название образовано от фамилии помещика -
единственный случай в трилогии), в Малиновке в 'Обрыве', - везде милые
матушки и бабушки голубят и балуют своих сыночков и внучков (здесь можно
вспомнить образ Арины Власьевны в 'Отцах и детях' И.С. Тургенева). Но не
только это объединяет персонажей. Ещё и их отношение к родной земле. Это -
умиление. И 'теплый угол'  в 'Обыкновенной истории',  и  'благословенный
уголок' в 'Обломове', и 'эдем' в 'Обрыве' мыслятся как укрытие от неудач,
проблем и невзгод, как место, где нет нужды сдерживать себя и
соответствовать темпу общества.
    Именно в деревне персонажи раскрываются наиболее полно. Это не касается
младшего Адуева, который, как бы являясь 'отправной точкой' к следующим
этапам развития 'Героя', живёт и прожигает жизнь в городе.
    Отдельного анализа заслуживает 'Сон Обломова'.        Во-первых, эта
'увертюра' появилась гораздо раньше, чем сам роман, первоначальное название
которого было 'Обломовка'. Во-вторых, 'Сон Обломова' показателен как
художественный и психологический приём.
    Эта глава позже была помещена в середину произведения и явилась
переходным моментом сюжета. Она как бы противопоставляет один период жизни
другому. Однако это не полноценная антитеза, ведь в сознании Ильи Ильича
всегда присутствовали элементы такой мечты. По ходу романа то сильнее, то
слабее прослеживается  тема Обломовки - определенного образа
действительности и мыслей. К тому же его грёза - это сон-предсказание:
недаром смерть Обломова настигла именно в тиши и спокойствии.
    Если рассматривать 'Сон...' с психологической точки зрения, можно
прийти к тому, что он является архетипом.
    Принимая форму сна Обломовка принимает форму условности: пространство и
время в ней не линейные, а циклические. Сам 'заповедный' край обнесён
высокими горами, а люди в нём живут счастливо, не болеют и чуть ли не
умирают.
    Используя приём архетипа, Гончаров полно раскрывает подсознательную
сущность своего героя.
    С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой
жить в бездействии. Здесь проявляется различие между ними. Молодой Адуев
бессознательно отворачивается от дома, чувствуя инстинктивный порыв в
'землю обетованную' - в столицу, в Петербург. Обломов, напротив, живёт
счастливо, 'так [как жили в сонной Обломовке], а не иначе'. Райский -
наиболее противоречивый персонаж - на протяжении всего романа не раз меняет
свое отношение к Малиновке, её обитателям и порядкам : впервые приехав туда
юношей, он ощущает прилив творческих сил: 'Какие виды кругом - каждое окно
в доме - рама своей особенной картины!' ; после долгой разлуки он 'не без
смущения' ждет встречи с родными местами, которые, впрочем, скоро видятся
ему как одна картина 'в тесной, определенной раме, в которой приютился
человек' , а через некоторое время 'Райский почти не чувствует, что живёт',
потом скука сменяется интересом, но не к деревне, а к её хранительницам
(Бережковой, Вере, Марфеньке).
    Как видим, герои трёх романов, как метко выразился И.А.Гончаров,
'составляют одно лицо, наследственно перерождающееся...' А трилогия - 'одно
огромное здание, одно зеркало, где в миниатюре отразились три эпохи -
старой жизни, сна и пробуждения'.


      Инжутова Любовь, 10 'А' шк. №503,07 февраля 2003 г.
Проверено Рябикиной ака САНЫЧ, оценено на отл.
Ненавижу швабрррррррррррррррррррррррррррру!!!!!!!!!!!




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru