Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Валентин Распутин (биография)

Работа из раздела: «Литература»
                             Валентин Распутин.
  Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье.
 Биография Распутина – в его творчестве: Здесь даны и родословная писателя ,
  и вся история ангарской деревни Аталанки , где родился Валентин Распутин.
    Дом и мир. Выходцы с русского севера , из мурманских краёв , а другой
    ветвью из архангельских основали на Ангаре две деревни , но теперь не
   осталось ни одной , обе ушли на дно. «Не каждому поколению приходиться
    пережить уничтожение колыбели , в которой формировалось его духовное
   существо». Поэтому картины природы в произведениях Распутина наполнены
 мистическим смыслом. «Какое огромное сердце может вместить подобный масштаб
 всенародного несчастья». Оттуда с берегов Ангары и главные герои писателя.
   Дедушка по отцу , в котором просматривалась примесь коренной сибирской
  породы , этакая тунгуссковатость , и бабушка с её чисто русским, ликовым
  лицом , суховатым и удлинённым , - это рассказ «Василий и Василиса». Ещё
   бабушка Марья Герасимовна известна нам под именами старух Анны и Дарьи.

 Несправедливая судьба отца , пострадавшего из-за украденной у него сумки с
     казёнными деньгами. Великое терпение матери. Всё это тоже в книгах
                                 Распутина.

   Открылась ли в раннем детстве одарённость мальчика? Видела и поняла эту
  одарённость мать мальчика , если приняла решение учить сына дальше – при
 трёх детях и безотцовстве . Видел и дядя Ваня , шофер , привёзший мальчика
 в Усть-Уду райцентр. «Мы тебе парень, не дадим пропасть». Видели и земляки
   в деревнях , через которые  мальчик бегал в каникулы домой за пятьдесят
                километров,-окликали и наперебой поили чаем.

    После школы в 1954 году поступил на историко-филологический факультет
        Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным
   корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя
   внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у
           Лёшки» и был опубликован в альманахе «Ангара» (1961г.).

 Окончив университет в 1959 году , Распутин несколько лет работал в газетах
  Иркутска и Красноярска , часто бывал на строительстве красноярской ГЭС  и
  магистрали Абакан – Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в
     его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

  В 1956 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Чибу
     на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину , который стал
                   «Крёстным отцом» начинающего прозаика.

   Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана  в
 1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».

 В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1976г.)
 , заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести «Живи
  и помни»(1974г.), и «Прощание с Матёрой» 1976г.), поставивших их автора в
                  ряд лучших современных русских писателей.

 В 1981г. вышли новые рассказы: «Наташа» , «Что передать вороне» , «Век живи
  - век люби». Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар» отличающейся
   остротой и современностью проблем , вызвало большой интерес у читателя.

     В последние годы писатель много времени и сил отдаёт общественной и
 публицистической деятельности , не прерывая творчества. В 1995 году вышел в
  свет его рассказ «В ту же землю», очерки «Вниз по Лене – реке», в 1996г.
 рассказы «Поминный день», в 1997г. «Нежданно – негаданно», «Отчие приделы».
                        Живёт и работает в Иркутске.

 Критики отмечают  - присущее Распутину чувство вины и боли за происходящее
  в мире приближает его произведения к классикам – Толстому и Достоевскому.
  Писатель показывает девальвацию ясного, простого, деревенского характера.
  Люди оторванные от своих корней , превращаются  в духовных  «архаровцев».
 «Пожар», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни» - это живое
                   свидетельство исчезающего мира деревни.

 Имя Валентина Распутина в сознаниях читателей долгое время неотделимо было
  от доброго десятка имен его сверстников , которые все почти в одно время
   появились на страницах художественной периодики. Критики не без резона,
   объединила их понятием – молодая деревенская проза. Для них излюбленным
  жанром стала повесть , жизненным материалом – деревня – как правило , за
  уральским хребтом и на севере – вологодская , архангельская, костромская
 области. Героем – человек этой деревни – тот , что и доселе живёт на земле
   своих дедов , и тот , что в силу разных , объективных и суетных причин
 покинул родную землю, ушел в город и домой наезжает не часто и не надолго.

    Как бы ни были близки друг другу по духу , по идейным и эстетическим
  устремлениям той или иной плеяды литературной – близнецов в литературе не
    бывает. Вот и в отношении В. Распутина тому, кто приглядывался к его
  творчеству с самых истоков, с первых публикаций в журналах Сибири – очерк
   «Вниз и вверх по течению» – несомненным становилось , что имя его чаще
     повторяется и звучит громче других имён. Так было когда после ряда
   очерковых публикаций – книжек появилась первая , получившая всесоюзное
  звучание , повесть Распутина «Деньги для Марии» (1967г.) , так было и со
  следующей повестью «Последний срок» (1970г.), и со следующими «Прощание с
                    Матёрой» (1976г.), «Пожар» (1986г.).

   Повесть «Пожар» опубликованная журналом «Наш современник» , в 1989 году
                 была удостоена Государственной премии СССР.

    В своих произведениях Распутин раскрывает единство людей с природой ,
    таёжную романтику, старается разобраться в сложности внутреннего мира
                                  человека.

   Валентин Распутин – художник болеющий за человека , врачующий его раны.

 Природа его творчества гуманность «Нет сейчас проблемы важней , чем высокое
     , достойное времени, нравственное утверждение человека» , - говорит
   писатель , объясняя не только содержание собственного творчества , но и
    главное направление художественных исканий всей советской литературы.

     В. Распутин вошел в нашу литературу сразу , почти без разбега и как
                           истинный мастер слова.

   Дочитывая его повесть , думаешь и убеждаешься в том, что узнал о героях
  этой повести всё сполна, что должен был о них узнать. Ни капли сомнения ,
    будто бы автор чего – то не сказал о них или сказал не так. Прочитав
  повесть не возникает желания чем – то дополнить автора , нет подозрения в
   каких – то вольных или невольных недомолвках , нет прерывности в линии
  поведения его героев. Автор не оставляет на наше усмотрение ничего – всё
       решает сам. Этим он достигает законченности своих произведений,
                    законченности сюжета, мысли, чувства.

    В своих повестях он ведёт речь о таких вещах и событиях человеческого
      существования , которым недомолвки и различные вариации попросту
                 несвойственны , не в природе этих событий.

   В повестях «Последний срок», «Живи и помни» речь идёт о жизни и смерти.

 Природой предусмотрено так , что решающий факт жизни – рождение человека –
 навсегда остаётся для него тайным и неизвестным: никто не знает и не помнит
 своего рождения , не знает и не помнит своего раннего младенчества , смерть
                            же факт сознательный.

 Едва ли не каждый взрослый человек , тем более человек преклонного возраста
    , хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал её очевидную
   близость при каких – то экстремальных обстоятельствах. И если рождение
 человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к каждому из
                                    нас…

 Немногие прослеживали её так внимательно на протяжении многих страниц , как
                  это сделал Распутин в «Последнем сроке».

    «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и
      дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было под
  восемьдесят», - так начинается повесть. «Ночью старуха умерла» - так она
                               заканчивается.

  Поведав о жизни и смерти простой русской женщины писатель приблизил нас к
  неброской святящейся красотою изнутри русского народного характера. Анна
  умирает долго и трудно. Силы то совсем её покидают, то вдруг возвращаются
 вновь , обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть. В этот период в
 сознании Анны возникает её прошлое и настоящее, перед нами проходит вся её
   жизнь , жизнь человека  с глубоко индивидуальной и в то же время такой
   типичной для её поколения , для всего послереволюционного крестьянства
 женской судьбой. Во внутренних монологах Анны , в её непрерывных раздумьях
       , когда каждое суждение , каждая сценка словно омыта чистотой и
    бескорыстием последнего , предсмертного чувства, здесь слышится голос
   мудрости, доброты и всепрощения – особенно тогда , когда трое из детей
                   покидают мать в самый канун её смерти…

    Да всепрощение и надежда , выстраданные собственной жизнью , которая
 подошла к концу и в которой было всё: рождения и смерть, разлуки, радости,
  письма, ожидания и встречи. Будничный и навсегда поэтичный труд , которым
                           создано всё вокруг неё…

     На долю детей Анны выпало тяжелое военное детство без отца, раннее
              расставание с родным домом, годы одинокой жизни.

 К старухе матери из разных городов и сёл собрались , чтобы проститься с ней
 , её взрослые дети – каждый со своим характером со своей судьбой. Мать при
  смерти , вот – вот умрёт и дети перед нею – только дети, и всеми владеет
     чувство потери , чувство долга по которому они, уже многие годы не
    встречались , оказались под одним кровом. И характеры их в этом общем
   чувстве как бы смешиваются , стираются, для них самих и сейчас не имеет
 значения. Но только становится матери  лучше , стоит ей как бы воскреснуть
    и дети опять обретают свои характеры, свои привычки и различные свои
  взгляды на жизнь. Мать умирает, но при ней уже не все дети. Не дождались
  смерти , «последнего часа», матери. Разъехались дочери Люся и Варвара по
            своим делам и заботам надеясь на благополучный исход.

  Не ради смерти старухи Анны была написана повесть «Последний час», а ради
   живых, эта долгая смерть нужна была чтобы показать нам сполна характеры
 каждого из детей Анны, каждого из живых в окружении умирающей. А перипетии
        смерти – это перипетии их жизней, их отношений друг к другу.

       Автор глубоко проникает в мысли и чувства людей всех возрастов.

    И здесь, в этой повести даётся безупречное соотношение между живым и
  умирающим. Между настоящим и прошлым , к которому старуха Анна  и дети её
    то и дело невольно возвращаются. Все характеры детей Анны доступны и
    завершены. «Живи и помни» – повесть продолжающая тему жизни и смерти.
 Главная героиня в этой повести Настёна Гуськова. И в этой повести смерть ,
                                  но смерть

  Трагическая. Гибнет чудесная и светлая женщина. Смерть её не в срок, и не
 во время пришла. Это не та смерть как у старой Анны из «Последнего срока»,
  и поэтому гибель Настёны воспринимается нами как что-то несправедливое ,
  как непростительная ошибка жизни, грубая и трагическая. По всем чувствам
  нашим, по симпатиям и антипатиям умереть должен был муж Настёны – Андрей
 Гуськов. Дезертируя с фронта в последние месяцы Великой Отечественной войны
     Андрей Гуськов по ночам пробирается после госпиталя в свою деревню
 Атамановку. Изначально он как будто не сомневается : вот он побудет дома ,
  повидает близких , а дальше ему одна дорога – смерть. Он её заслужил , он
   её не боится. Но это логика труса, предателя , прикрывая свою трусость
 желанием увидеться с родными людьми, Андрей сознаёт , что всё что он думал,
 не так и не то. Просто он боится смерти , боится страшно и безудержно. Его
 страх смерти и есть та единственная слабость и сила толкнувшая его на побег
                                  с войны.

 Достигнув Атамановки, скрываясь в её окрестностях Андрей живёт в состоянии
    глухой и всё более ожесточенной войны с окружающим его миром : лесом,
   рекой, живностью в тайге, мужиками из собственной деревни, за которыми
    наблюдает издалека. В этой иступлённости с которой он преследует коз,
      просматривается не только желание насытится едой, но и желание из
  преследуемого самому превратится в преследователя, самоутвердится в своей
   силе над слабыми и ни в чём не повинным созданиями. Он не добил раненое
   животное , а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения
   этой мучительной агонии. От своего животного страха перед наказанием и
  смертью Гуськов постепенно начинает «озверевать». Сначала воя из желания
 передразнить волка, повадившегося в зимовье, постепенно Гуськов чувствует ,
     что именно в этот «тонкий и длинный, режущий по живому , жалобный и
      убийственный стон» способен хоть как – то облегчить, выразить его
 зарастающую звериной шкурой душу. Страх за свою жизнь , отсутствие общения
  с людьми, жизнь в тайге среди зверей всё это постепенно превращает его в
   зверя. Настёна с каждой встречей всё меньше узнавала мужа. Этой женщине
 светлой и чистой выпало решать, действовать и при этом любить и ненавидеть
 одновременно. Она чувствовала, глядя на мужа «что она сразу же покрывается
  противной звериной шерстью и что при желании она может по звериному же и
                                  завыть».

  Андрей трус, предатель, эгоист. Но Настёна вдруг, в одночасье обнаружила,
  что её муж, её любимый, её суженный, долгожданный и желанный вернулся, но
   вернулся тайно, тишком вернулся. Не героем, не победителем, не рядовым,
   хотя был участником событий, которыми живут души народные  и её Настина
                             душа простая жила.

  У одной подруги мужа убило на войне, у другой калека домой вернулся, а у
                 Настёны дезертиром вернулся , преступником…

 Встреча с мужем для Настёны была долгожданной и желанной, но превратилась в
    «воровскую и жуткую». Не об этом мечталось Насте долгие дни ожидание
                                  встречи.

 Мы ощущаем бездонную сложность ставшего перед нею вопроса – как быть? Перед
   каким неописуемо сложным испытанием поставила её жизнь. Трагедия всегда
     заключает в себе вину и рок. Это испытание превышало силы Настёны .
 Застигло её глубокое, чистое от природы, но ещё не сформировавшееся чувство
    врасплох. Течение событий и внешне и внутренне ведёт к единственному
         верному и возможному психологическому руслу – самоубийству.

 Самоубийство Настёны  удесятеряет вину Андрея. Нет, она не простила Андрею
   его вины , но она как сильная и любящая натура, не в силах принять как
   искупление, как спасение людское наказание. Она сама себя приговорила и
  наказала смертью. Это как бы ощущение, тот единственный маг которым в её
 представлении она сможет искупить, и сбыть свою вину перед людьми и собой.

 А. Гуськов став дезертиром не вдруг , а идя к этому всем своим неизменным ,
  жестоким , эгоистичным началом сам загнал себя в западню своей слабостью,
    бесхарактерностью, животным страхом смерти. Не мысля себе пути назад,
                       единственный выход видит в том,

   чтобы  превратится в зверя, которому ничего на свете не жаль, ничего не
 надо, кроме удовлетворения животных потребностей. Трагедия Настёны – это не
    только личная, но и глубоко общественная трагедия, поскольку в ней не
   остаётся безучастным не один житель села Атамановка. Лицо народа сурово
      непреклонно. Люди шли на любые жертвы ради победы в справедливой,
 освободительной войне. Эта война и в голодной сибирской деревушке двадцати
  с небольших домах, война в душе каждого её жителя , и значит они не могут
   не видеть в дезертире своего врага, не могут терпеть его существования
  рядом со своим. А то, что дезертир из их среды , из их деревни ещё больше
  усиливает чувство ненависти к нему. Поэтому отец Андрея, старик Гуськов,
     догадываясь о том что сын его где – то здесь рядом, и тот жесток и
   непреклонен по отношению к нему, сыну своему. Кто знает , что прозойдёт
  если отец и сын встретятся лицом к лицу где – нибудь в тайге? Может быть
 тихо, деловито, со страшной болью в сердце и со слезами на глазах отец сам
   бы вынес исполнил бы смертный приговор дезертиру , чтобы очистить свою
   совесть и совесть всего селения Атамановки. Совесть народа, которому он
                                принадлежит.

   «Живи и помни» – поясной поклон нынешнего поколения всем , кто прошёл и
   выстоял войну, кто не согнулся и не победил в тылу и на полях сражений.
  Повествуя о днях минувших, это произведение Распутина целиком обращено в
   день сегодняшний. Оно завёт сегодняшнего читателя жить честно и прямо.
   Служить родине самоотверженно , по закону того истинного благородства,
 которое в родстве со своим народом неотделённости от него и состоит. А нет
    первые же шаги неверные, даже малая твоя ошибка приведёт неизбежно к
                    полному поражению, трагедии, позору.

      Герои Распутина живут как  будто бы  только сами по себе, думают
 ограниченно, не касаясь проблем общечеловеческих, а в то же самое время они
                          очень даже общечеловечны.

      В «Прощании с Матёрой» Распутин ещё больше раскрывает перед нами,
   читателями , эту общечеловечность своих героев. «Что должен чувствовать
   человек, ради которого жили поколения?», …- спрашивает автор. Он снова
  очень просто, житейски и обобщённо ведёт речь о человеке вообще. В новь и
    вновь писатель обобщается коренным вопросом жизни и смерти человека,
  истоком и целью его существования , его отношение с обществом и природой.
   Только теперь – это почти сегодняшний день с его радостными и нелёгкими
 проблемами, и в центре внимания писателя – уже не два и не три человека , а
 судьба целой деревни которой уготовано встать на перекрёстке противоречивых
                       созидательных забот века 19-го.

  Матёра, остров на реке Ангоре должен уйти под воду. Ниже по Ангоре строят
 плотину для электростанции. Вода по реке и речкам поднимется  и разольётся,
 затопит многие земли ,  в том числе и Матёру. Вся деревня должна выселится
 на правый берег Ангары. Вчитываясь в повесть «Прощание с Матёрой» невольно
      оглядываешься на события четвертьвековой давности, когда проблема
  преобразования природы, самоголика земли для нужд человека впервые в весь
  рост стали перед народом, который только – только залечил сияющие раны и
 боли войны. Когда народ собрался для нового дерзкого прыжка в будущее. При
 решении задач более масштабных люди ведут себя осмотрительней. Сложность и
  хрупкость взаимосвязей человека, общества, природы стало очевидно. Охрана
   окружающей среды, равновесие в природе экологическое эхо – это и многое
 другое поставлено во главу угла в повести «Прощание с Матёрой» эта попытка
     взглянуть на созидательную деятельность человека с того берега, так
   сказать, берега которому суждено будет стать дном будущего моря. Это не
  только допустимое но и закономерная попытка, необходимая для дальнейшего
  развития и жизни страны. В повести постоянно звучит голос старухи Дарьи и
     её подруг. Этот остров их жизнь прошлое, их земля , их верование ,
     традиции, устой , могилы  предков. «Матёра» – это земля вскормившая
 поколения селян и обухоженная ими, политая потом их , благодатная эта земля
    будущее новых поколений селян – вдруг стала для духовно выхолощенных
    «товарищей» вроде Жука – безликой «территории». Сами же матёрцы стали
 «граждане затопляемые». Вот и беседуют, размышляют за чаем старушки как оно
 там будет на другом берегу. Удобен ли берег тот будет для домов, погребов,
   плодородна ли будет земля . С болезнью следят за легко оторвавшемся от
                       своего родного гнезда Андреем.

    В книгу Героя Социалистического Труда В. Г. Распутина входит повесть
      «Прощание с Матёрой» , «Пожар» , составившие волнующую диалогию о
 трагических судьбах сибирских крестьян, которые испытали в периоды застоя и
 гигантомании, ликвидации, «неперспективных» деревень испытывают до сих пор
    разрушительные последствия неразумного хозяйствования , хищнического
                  отношения к природным богатствам и людям.

  Одним из самых ярких образов является невидимая фигура хозяина из повести
     «Прощание с Матёрой». Хозяин понимает, что прощание с миром деревни
 неизбежно. « Кому – то надо начинать последнюю верность , с кого – то надо
    начинать». Всё что живёт на свете, имеет один смысл – смысл службы. И
      всякая служба имеет «конец». Прозе Распутина свойственна глубокое
 внутреннее напряжение при внешней отстранённости автора, что приближает её
                          к языку библейских притч.

 «Прощание с Матёрой» опубликовано в 1976 году в журнале «наш современник»,
      а затем вышло в однотомнике с другими произведениями Распутина в
  издательстве «Молодая гвардия». Повесть «Пожар» опубликованная журналом «
     наш современник» в 1989 году удостоено Государственной премии СССР.

   В мае 2000 года писателю была вручена премия Александра Солженицына за
  пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни , вращённости с
  русской природой и речью , душевностью и целомудрие в воскрешение добрых
                                   начал.



Использованная литература:

 1. «Строгая литература» – Б. Пайкин

 2. «Общность цели» - Н. Машовец

 3. Валентин Распутин «Повести» «Молодая гвардия» 1976г.

 4. В. Распутин «Пожар» и «Прощание с матёрой». «Советский писатель» 1990г.

 5. Н. Тендитник «Очерк жизни и творчества В. Распутина».  Москва «Голос»
    1999год……………………………………




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru