Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Женский вопрос в романе Война и мир

Работа из раздела: «Литература»

|                                                                               |
|Женский вопрос в романе.                                                       |
|                                                                               |
|                                                                               |
|                                                                               |
|                                                                               |
|                                                                               |
|План.                                                                          |
|Неповторимостьобразов в «Войне и мир».                                         |
|Женские образы в романе:                                                       |
|суть их жизни,авторское отношение к ним.                                       |
|Отрицательные героини в романе                                                 |
|Положительные                                                                  |
|Раскрытие образов Наташи и Марьи                                               |
|Талантливость Л.Н.Толстого                                                     |
|                                                                               |
|                                                                               |
|                                                                               |
|                                                                               |
|                                                                               |
|«Что есть красота                                                              |
|и почему ее обожествляют люди?                                                 |
|Сосуд она,в которм пустота                                                     |
|Или огонь,мерцающий в сосуде?»                                                 |
|                                                                               |
|Н.Заболоцкий.                                                                  |
|                                                                               |
|                                                                               |
|                                                                               |
|                                                                               |
|                                                                               |
|                                                                               |
|                                                                               |
|Огромная популярность таланта Льва Толстого давно перешагнула границы нашей    |
|страны.                                                                        |
|Его знает весь мир                                                             |
|«Война и мир»-одна из тех книг,которые каждый раз читаешь заново ,и каждый раз |
|она рождает новые мысли. Огромный дар и художественная неповторимость позволили|
|                                                                               |
|Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя          |
|которой - Россия. На страницах оживает история, встают люди во                 |
|плоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и              |
|заблуждениями, любовью и ненавистью, заблуждениями, любовью и ненавистью, с    |
|победами и поражениями, творческие искания Толстого всегда были связаны с      |
|жизнью.                                                                        |
|                                                                               |
|Герои 'Войны и мира', как положительные, так и отрицательные,                  |
|относятся прежде всего к среде высшего, правящего дворянства.                  |
|Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества,                  |
|изобразил его со всеми присущими ему чертами:                                  |
|паразитизмом, безнравственностью, невежеством, полной                          |
|отчужденностью от народа.                                                      |
|Заслуга писателя в том, что он, беспощадно рисуя дворянское общество, показал и|
|немногочисленные семьи лучших дворян, в                                        |
|том числе и просвещенную их часть .                                            |
|Все передовое в среде дворянства было явлением исключительным. Как правило, у  |
|Толстого образы положительные                                                  |
|обладают именно чертами исключительности,                                      |
|и судьбы их в романе развиваются в столкновении с                              |
|'большим миром', который Толстой рисует отрицательно.                          |
|Говоря о людях,изображая людей разных типов и разных характеров,автор «Войны и |
|мира» не скрываетне только своих симпатий,но и в равной мере своих             |
|антипатий.Нравственная чуткость Толстого заставляет изображать героев – и      |
|положительных,и отрицательных-в свете своего идеала.                           |
|Толстой подчеркивает, что каждый его герой - порождение среды, плоть от плоти  |
|ее, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде.                      |
|Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова   |
|несут в себе прежде всего черты своего класса.                                 |
|                                                                               |
|Писатель ценит в женщинах такие черты характера:                               |
|хранительницу очага, основу семьи;                                             |
|нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь|
|с народом, понимание проблем общества (патриотизм);                            |
|естественность;                                                                |
|движение души                                                                  |
|                                                                               |
|На самых первых страницах мы знакомимся с салоном Анны Павловны Шерер и самой  |
|героиней .Её характерная примета-постоянство дел,слов,внутренних и внешних     |
|жестов,даже мыслей.Сдержанная улыбка постоянно играет на ее лице ,хотя не идет |
|уже к отжившим чертам .Она напоминает,как говорит Толстой ,избалованных        |
|детей,которые не совсем хотят исправиться .Когда заговорили об императоре,лицо |
|Анны Павловны « представляло глубокое и искренное  выражение  преданности и    |
|уважения ,соединенное с грустью «.Вот это «представляло» сразу ассоциируется с |
|игрой,с поведением искусственным,а не естественным .Несмотря на свои 40 лет    |
|,она  «преисполнена   оживления и порывов».                                    |
|Представляя героиню ,Толстой сразу же выделяет свою нелюбовь  к ней.           |
|Среди нелюбимых персонажейособенно много представителей так называемого        |
|большого света.Существенно,что они относятся как раз к тем людям,которые       |
|претендуют на заглавную ролю в истории.Толстой отрицает какое-либоположительное|
|историческое значение в такой же мере,как отрицательно относится к ним в смысле|
|человеческой нравственности.                                                   |
|Эта не любовь автора распостраняется и на Элен Курагину,которая всегда         |
|одинаково красива.Даже улыбка на ее лице всегда  одинаковая ,неизменяющая и    |
|сияющая.Для Автора это не нейтральные приметы,а знаки человеческой духовной    |
|недостаточности. Он сравнивает Элен с ее братом Ипполитом: «Черты его лица были|
|теже,как и у сестры,но у той все освещалось                                    |
|жизнерадостностью,…самодоволью,неизменной улыбкой и необычайной античной       |
|красотой…у брата то же лицо было отуманено идиотизмом».                        |
|Таким образом,сестра,при всей своей красе ее лица и античной фигуры ,в том,что |
|касается собственно человеческих,нравственных ценностей,мало чем отличатся от  |
|брата.Она стольже самоуверенна и самодовальна,то есть неподвижна               |
|И внутренне застойна.                                                          |
|Элен жила только для накопления богатства. Все, включая ее поведение и         |
|бракосочетание с Пьером Безуховым, представляло грандиозный план князя Василия |
|– быть богатым, влиятельным, уважаемым человеком в светском обществе того      |
|времени.                                                                       |
|Элен, потом носившая фамилию Безуховой и ставшая одной из самых влиятельных    |
|женщин того времени, не страдала от деятельности своего отца. Напротив,  она   |
|точно выполняла его поручения, доверяла ему в денежных вопросах. К своему мужу |
|относилась с презрением и полным неуважением. На предложение Пьера о разводе   |
|она однажды ответила: «Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне        |
|состояние».                                                                    |
|Представителям так называемого большого света Толстой противопоставляет семью  |
|Ростовых. Вспомните                                                            |
|ситуацию,когда графиня,котрая не знает ,как начать разговорс мужем ,чтобы      |
|попросить денег для Анны Михайловны Друбецкой.Мы видим,как графиня оттягивает  |
|обьяснение ,понимая,что ее муж стеснен в деньгах,но не может ей отказать. Перед|
|нами проходит сложная гамма чувств героини,показывающая ее с самой             |
|привлекательной стороны.                                                       |
|Сказать, что Толстой создал целую галерею женских образов, - значит ничего не  |
|сказать. У Толстого мужские образы все-таки затмевают женские, потому что его  |
|герои, как и герои Достоевского, - это герои-идеологи. Но в ряду героинь       |
|Толстого есть одна, так сказать, не просто героиня, а героиня идеологическая.  |
|По мнению Толстого, Наташа - это идеал женщины.                                |
|Это богатая, щедро одаренная натура. Откуда                                    |
|взялась эта чуткая, трогательная, чудная девушка? Семья Ростовых, как и семья  |
|Блконских резко выделяются среди                                               |
|обычных дворянских семей. Семья Ростовых подобна тем семьям, из которы выходили|
|жены декабристов и многие другие передовые                                     |
|люди XIX века.                                                                 |
|Уклад жизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии - все это русское,          |
|национальное.                                                                  |
|Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью,                         |
|умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной   |
|широтой.                                                                       |
|Самая яркая черта в Наташе - это поэтическое                                   |
|мироощущение, душевная доброта, открытость для каждого, кто .ее окружает.      |
|Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так    |
|отчетлив контраст между ней и 'светом'.                                        |
|Едва перешагнув за порог семьи, Наташа оказывается обманутой.                  |
|К Ростовым, и прежде всего к общей                                             |
|любимице Наташе, тянутся лучшие люди - Андрей Болконский,Пьер                  |
|Безухов, Василий Денисов.                                                      |
|Увлечение Наташи Анатолием Курагиным, этим пустым светским человеком, говорит о|
|ее неопытности.                                                                |
|Наташа - натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны,                      |
|над нею не тяготеют никакие предрассудки, руководит ею сердце.                 |
|Наташа - это пленительный образ русской женщины,                               |
|одинокой, чужеродной чувствует себя Наташа среди                               |
|столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин    |
|увлекает ее, и в этом помогает ему                                             |
|его развратная сестра Элен Курагина.                                           |
|После тяжелой болезни, явившейся результатом душевных                          |
|потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет не  |
|одержал над нею победы.                                                        |
|                                                                               |
|Например, в Наташе есть дар сочувствия и сострадания. Так «она чувствовала не  |
|понимала».                                                                     |
|Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье    |
|«всем готова была пожертвовать для своих благодетелей». «Мысль о               |
|самопожертвовании была любимой ее мыслью… Она не могла не любить графиню и всю |
|семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие    |
|зависело от этой любви»., что то, что говорила Соня, была правда, что была     |
|такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не     |
|испытывала.                                                                    |
|Она верила, что это могла быть, но                                             |
|Воспитание в семье закладывает основу человека, оно создает его совесть,       |
|способность к самокритике и самооценке. Благодаря этому Соня и Наташа выросли  |
|добрыми и отзывчивыми людьми,В нх много простоты и наивности, все равно они    |
|лучше, чем Курагины, в  которых только расчет и ложь.                          |
|Широта, независимость, смелость, страстное отношение                           |
|ко всем явлениям жизни - таковы черты, наполняющие этот образ. Он пленял       |
|современников и пленяет нас.                                                   |
|Особняком стоит в семье                                                        |
|Вера - старшая сестра Наташи. Холодная, недобрая, чужая в кругу братьев и      |
|сестры, она в доме Ростовых - тело инородное.                                  |
|В то время, как  Наташа Ростова, княжна Марья -                                |
|представительница плеяды лучших женщин дворянской России начала XIX века.      |
|Образ этот необыкновенно сложен. По художественной яркости он                  |
|занимает одно из первых мест среди героев Толстого.                            |
|Нравственная высота, сила характера, женственность                             |
|выделяют княгиню Марью среди многих                                            |
|женских персонажей мировой литературы.                                         |
|Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и противоречивость,           |
|необыкновенно поэтическим, цельным,                                            |
|законченным, обаятельным.                                                      |
|Княжна боится отца, не смеет шага сделать без его ведома, не подчиниться ему,  |
|даже когда тот неправ. Марья, горячо любящая своего отца, не может, боясь      |
|вызвать взрыв отцовского                                                       |
|гнева, даже приласкать или поцеловать его.                                     |
|Жизнь ее, еще молодой и неглупой девушки, очень тяжела.                        |
|Наташино же существование лишь изредка омрачается смешными                     |
|девичьими обидами. Мать Наташи - ее лучший друг. Дочь рассказывает ей обо всех |
|своих радостях, печалях,                                                       |
|сомнениях и разочарованиях. В их задушевных                                    |
|вечерних разговорах есть что-то трогательное.                                  |
|Близка Наташа и с братом Николаем, и со своей                                  |
|кузиной Соней.                                                                 |
|А у княжны Марьи все утешение - это письма Жюли Карагиной,                     |
|которую Марья и знает больше по письмам.                                       |
|В своем уединении княжна сближается лишь со своей компаньонкой мадмуазель      |
|Bourienne.                                                                     |
|Вынужденное затворничество, тяжелый характер отца                              |
|и мечтательная натура самой Марьи делают ее                                    |
|набожной.                                                                      |
|Бог для княжны Волконской становится всем в жизни: ее                          |
|помощником, наставникам, строгим судьей. Временами ей становится               |
|стыдно собственных земных поступков и мыслей, и она мечтает                    |
|посвятить себя Богу, уйти куда-нибудь далеко-далеко, чтобы                     |
|освободиться от всего грешного и чуждого.                                      |
|Наташе такие мысли не приходят в голову. Она весела, жизнерадостна и полна     |
|энергии.                                                                       |
|Ее юность, красота, невольное кокетство и                                      |
|волшебный голос очаровывают многих.                                            |
|И действительно, Наташей нельзя не восхищаться.                                |
|Ее свежесть, грация, поэтический облик,                                        |
|простота и непосредственность в общении контрастируют с                        |
|напыщенностью и неестественностью манер светских дам и барышень.               |
|На первом же балу Наташа замечена. А Андрей Болконскии внезапно                |
|понимает, что эта юная девушка, почти девочка, перевернула всю его жизнь,      |
|наполнила ее новым смыслом,                                                    |
|что все, что он раньше считал важным и необходимым,                            |
|не имеет для него теперь никакого значения.                                    |
|Любовь Наташи делает ее еще прелестнее, обворожительнее и                      |
|неповторимее. Счастье, о котором она столько мечтала, переполняет ее всю.      |
|У княжны Марьи нет подобного всепоглощающего чувства любви к                   |
|одному человеку, поэтому она старается любить всех, по-прежнему                |
|много времени проводит в молитвах и житейских заботах. Душа ее, как и Наташина,|
|ждет любви и обыкновенного женского счастья,                                   |
|но княжна не признается в этом даже самой себе.                                |
|Ее сдержанность и терпеливость помогают ей во   всех                           |
|жизненных трудностях.                                                          |
|Несмотря на внешнее несходство, непохожесть                                    |
|характеров, данных не только природой, но и формировавшихся под                |
|влиянием тех условий, в которых жили Наташа Ростова и княжна                   |
|Марья, эти две женщины имеют очень много общего.                               |
|И Марья Волконская, и Наташа наделены автором богатым духовным                 |
|миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер                   |
|Безухов и Андрей Болконский и которой восхищается Николай Ростов               |
|в своей жене.                                                                  |
|Наташа и Марья до конца отдаются каждому своему чувству, будь то               |
|радость или печаль. Их душевные порывы часто самоотверженны и                  |
|благородны. Они обе больше думают о других, близких и любимых                  |
|людях, чем о себе.                                                             |
|Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от          |
|радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки|
|с Андреем, через ошибки жизни  - измену Андрею с Анатолем, через духовный      |
|кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости    |
|помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею - к      |
|постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери                           |
|Для княжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому               |
|стремилась ее душа. Но и Наташа, особенно в тяжелые периоды своей жизни        |
|(например, после истории с Анатолием Курагиным),                               |
|отдавалась чувству преклонения перед Всевышним                                 |
|и Всемогущим.                                                                  |
|                                                                               |
|Им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы         |
|местаобидам, злобе, зависти, несправедливости, где все было бы возвышенно и    |
|прекрасно.                                                                     |
|Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Он неизмеримо выше ее    |
|(как, впрочем, и всех в книге) по своей проницательности, умению пони­мать     |
|людей и события.  автор, заметьте, всег­да на ее стороне. Даже в сцене         |
|богучаровского бунта никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики,|
|предполагающие, что им лучше будет под властью Наполеона.                      |
|Или вот еще, казалось бы, незначительная деталь: в письме той же Жюли княжна   |
|Марья высказывает свои опасения за Пьера, неожиданно сделавшегося богачом. Она |
|предвидит, что большие соблазны и искушения стоят на его пути. И точно, вся его|
|дальнейшая жизнь - прохождение искушений, взлеты и ошибки.                     |
|Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась роковым образом в Анатоле.|
|Но ошибка эта иного рода, чем ошибка Наташи. Наташей движет тщеславие,         |
|чувственность - что угодно. Княжной Марьей движут Долг и Вера. Поэтому она не  |
|может ошибиться. Она принимает судьбу, как испытание, которое посылает ей Бог. |
|Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а не рыдать и пытаться        |
|отравиться, как Наташа Ростова. Наташа своевольна - княжна Марья покорна.      |
|Наташа не умеет страдать, она научится этому много позже, у постели умирающего |
|князя Андрея или даже потом, когда будет вспоминать его последние дни и        |
|последние слова вместе с его сестрой. Тогда ей откроется другая сторона жизни. |
|Считается, что в своих философских и исторических взглядах Толстой ближе всего |
|к фатализму. Я бы изменила формулировку. Толстой призывает нас стойко встречать|
|все, что пошлет нам Бог или Судьба (как называть Провидение - неважно). Наташа |
|хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу. Она думает не о  |
|себе и никогда не плачет от «боли или от обиды», а только от «грусти или       |
|жалости». Ведь ангелу нельзя причинить боль, нельзя и обмануть или обидеть его.|
|Можно только принять его предсказание, весть, которую он несет, и молиться ему |
|о спасении.                                                                    |
|                                                                               |
|Слово 'женственность' во многом определяет человеческую                        |
|сущность героинь Толстого. Это и Наташино обаяние, нежность,                   |
|страстность, и прекрасные, наполненные каким-то внутренним светом, лучистые    |
|глаза Марьи Болконской.                                                        |
|Лев Толстой говорит о глазах своих любимых героинь особо. У княжны Марьи они   |
|'большие, глубокие','всегда грустные',                                         |
|'привлекательнее красоты'.                                                     |
|Глаза Наташи 'оживленные', 'прекрасные', 'смеющиеся',                          |
|'внимательные', 'добрые'. Говорят, что глаза - это зеркало души, у Наташи и    |
|Марьи они и в самом деле являются                                              |
|отражением их внутреннего мира.                                                |
|                                                                               |
|Семейная жизнь Марьи и Наташи - это идеальное супружество,                     |
|крепкая семейная связь. Обе толстовские героини посвящают себя                 |
|мужьям и детям, отдавая все свои душевные и физические силы                    |
|воспитанию детей и созданию домашнего уюта. Я думаю, и Наташа                  |
|(теперь Безухова), и Марья (Ростова) счастливы в семейной жизни,               |
|счастливы счастьем своих детей и любимых мужей.                                |
|Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новом для них качестве - любящей  |
|жены и нежной матери.                                                          |
|Конечно, можно не принять заземления', 'опрощения'                             |
|' поэтической и прелестной Наташи. Но она                                      |
|считает себя счастливой, растворившись в детях и муже, а значит, такое         |
|'опрощение' вовсе и не опрощение                                               |
|для Наташи, а просто новый период ее жизни.                                    |
|Ведь и сегодня еще спорят о назначении женщины, о                              |
|ее роли в обществе. И толстовское решение этой проблемы - один из вариантов.   |
|Поразительно влияние обеих женщин на своих мужей, их                           |
|взаимопонимание, взаимоуважение и любовь.                                      |
|Кяжна Марья и Наташа породнились не только по                                  |
|крови, но и по духу. Судьба случайно свела их вместе, но обе они               |
|поняли, что близки друг другу, и поэтому стали настоящими друзьями.            |
|Даже больше, чем просто друзьями, Наташа и княжна Марья стали духовными        |
|союзниками со своим непроходящим                                               |
|желанием делать добро и нести свет, красоту и любовь людям.                    |
|Княгиня Марья - художественное воплощение толстовского идеала женственности.   |
|Лучшие представители дворянства, и среди них Наташа и княгиня Марья, как       |
|правило, щедро одаренные натуры.                                               |
|Они выделяются из среды своего класса прежде всего гуманностью,                |
|подлинным патриотизмом, высокой моралью.                                       |
|В них ярко проявляются черты русского характера. И в этом                      |
|большая заслуга Толстого.                                                      |
|А что такое личное счастье?                                                    |
|Укаждого человека оно свое. Вот у князя Василия, Элен, Анатоля, Ипполита – это |
|деньги. У Ростовых – это любовь. У Сони – самопожертвование.  У князей         |
|Болконских – это честь и слава.                                                |
|Очень схожи между собой в понимании счастья Наташа и княжна Марья после        |
|замужества. Им «мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и |
|затаенную мечтой была любовь земная».                                          |
|Все персонажи романа «Война и мир» стремились к личному счастью. Чтобы достичь |
|заветной цели, пришлось пережить много горя и утрат, пересмотреть ценности и   |
|жизненные принципы, смириться с происходящим, но главное  - это сохранить в    |
|себе  чистоту искренней любви.                                                 |
|                                                                               |
|Почему же графиня Ростова,Наташа,Марья Болконская милы,душевно близки и самому |
|Толстому и его читателям?                                                      |
|Сказывается та «чистота нравственного чувства»,которая и по могает нам         |
|определить,что «дурно» ,а что «хорошо».                                        |
|Трудно прошаться с героями Толстого и, поэтому время от временинужно снова и   |
|снова погружаться в волшебный мир страданий ,человеческих судеб и тех          |
|нравственных ценностей,которые по праву считаются вечными.                     |
|. Недаром Горький писал: 'Не зная                                              |
|Толстого, Достоевского, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать|
|себя культурным человеком'. В чем причина непреходящего интереса к роману?     |
|Что заставляет обращаться к нему людей разных наций,                           |
|отдаленных от его героев и временем, и социальной средой, и другими            |
|проблемами. Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет.     |



                                                  Библиография.



    * Андреева.Е.П.Проблема положительного героя в творчестве
      Л.Толстого,Воронеж,1961
    * Бурсов Б.И.,Л.Н.Толстой. Идейные искания и творческий метод,
      М.,Гослитиздат,1654.
    * Гудзий Н.К.,Л.Толстой. Критико-биографическийочерк,
      М.,Гослитиздат,1960
    * Левин В.И. Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч., Л.,1980
    * Маймин.Е.А. ЛевТолской. - М: Наука,1978
    * Тимофеев Л.И.,к вопросуо традиции классики в русской сосоветской
      литературе,М.,Мир,1956

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru