Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

«Семейная идея» Л. Н. Толстого

Работа из раздела: «Литература»



                                                         средняя общеобразо-

                                                         вательная школа №10

                                                          ст. Новопокровская

                                                          Краснодарский край



                                   Реферат



                                  На тему:
                        «Семенная идея» в творчестве
                          Льва Николаевича Толстого



                              Курилов Сергей

                              Евгеньевич

                              класс 11

                              Руководитель: Пинюшева

                              Алла Александровна
                                  2002 год



                                    План:



1. «Семейная идея» Л. Н. Толстого
2. «Война и мир»
3. Первоначальный текст. Внешность Пьера
4. Образ Наташи
5. Эпизод из деревенской жизни Наташи
6. Первая встреча князя Андрея и Наташи
7. Смерть князя Андрея
8. Сюжетная линия
9. Отношения между Николаем Ростовым и княжной Марьей
10. Заключение (вывод)
11. Почему я выбрала эту тему?



                                              Введение



                                                          Несколько секунд
они молча
                                                         смотрели в глаза
друг
                                                        другу, и далекое,
невозможное
                                                       вдруг стало близким,
возможным
                                                      и неизбежным.

                      Л. Н. Толстой.



 1.   «Семейная идея» в творчестве Л. Н. Толстого является одной из ведущих.
    В     течение всей жизни Лев Николаевич проявлял неустанный интерес к
    проблемам семьи, воспитанию детей, отношениям между мужчиной и женщиной.
    Взгляды его на эти вопросы не оставались неизменными.
           «Семейная идея» находит своё наивысшее воплощение в укладе
    жизни, общей                   атмосфере, в отношениях между близкими
    людьми в семействах Ростовых и   Болконских, в эпилоге – Николая
    Ростова и княжны Марьи, Пьера и Наташи. Поэтому нас особенно интересуют
    предыстория образов любимых героев Толстого и их прототипы.



 2.   «Война и мир» – это не только величайшее произведения искусства слова,
    это сама эпоха первой четверти XIX века, ожидающая всякий раз на
    страницах романа в зримых, осязаемых, завершённых формах. К концу 60-х
    годов Л. Толстой достигает небывалой творческой высоты, на которой
    художник становится творцом. В «Войне и мире» жизнь предстаёт в её
    глубочайшей сущности и закономерностях, более того, в её перспективе.
    Особым, художническим чутьём писатель улавливает в реальной
    действительности нечто такое, что существует или существовало лишь как
    скрытая возможность. В эпических образах он творит новое бытие, в
    котором, однако, присутствует вся правда частной и общей, исторической
    жизни, освещенная более ярким, сильным светом. Произведение необычайно
    гармонично, объёмно.



 3.    Итак, обращаемся к первоначальному тексту. Описание внешности Пьера.
    Пьер чувствует себя «частью этой огромной невидимой цепи, которой начало
    скрывается в небесах». «Я чувствую, что надо мной живут духи и что в
    этом мире есть правда», - говорит он, а в плену «прозревает» свою
    «бессмертную душу». «Pierre был неуклюж. Когда он встал, ещё заметнее
    стала его неловкость. Толстый, сутуловатый, с жирными руками, висевшими
    как плети и которые он не знал куда девать… Он дожидался времени
    отклонятся, переминался с толстой ноги на ногу…»
             А каким он предстаёт в окончательном варианте?
           «… массивный, толстый молодой человек со стриженою головою, в
    очках…» с         умным, робким, наблюдательным и естественным
    взглядом.
             Какой можно сделать вывод?
         - В романе дается более сдержанное и краткое описание.
             Да, исчезает первоначальная резкость, менее заметным делается
    контраст между плотским и духовным началом. Внимание: после
    освобождения из плена, в котором Пьер духовно очистился, плотское
    начало в нём как бы отступает. «Пьер чувствовал себя особенно
    дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал…»; «…
    говорил быстро, оживлёно»; «Он покраснел радостно и страдальчески
    болезненно. Он хотел скрыть своё волнение»; «… часто удивлял людей,
    встречавшихся с ним, своими замечательными, выражавшими тайное
    согласие, счастливыми взглядами». Здесь видна только его душа,
    светившаяся во взгляде, в улыбке, в волнении.


 4.   Особенно тщательно Толстой работал над образом Наташи.
             «Наталья, 15 лет. Щедра безумна. Верит в себя. Капризна, и всё
    удаётся, и всех тормошит, и всеми любима. Музыкой обладает, понимает и
    до безумия чувствует. Вдруг грустна, вдруг безумно радостна.
              …Глупа. Но мила, необразованна, ничего не знает и всегда
    умеет скрыть. Влюблена в учителя, в Бориса, кукла Биби, дружба с Соней.
    Первый бал, влюблена в царя. Деревня, Михаил, влюблена, падение. Ужас и
    весёлость. Концерт. Отношения полудружбы с Аркадием. С Петром. Она
    хочет погубить себя. Он ранен. Она бегает от него. Объяснение. Свадьба
    – платья».
             Да, описание приобретает эстетически законченную форму. И,
    вероятно, случайно автор уменьшил возраст Наташи до 13 лет. В ней ещё
    чувствуется непосредственность детского обаяния. И мы имеем возможность
    проследить более сложный путь развития и становления характера.
    Прототипом Наташи в какой-то степени послужили Танечка Берс, младшая
    сестра Софьи Андреевны. Толстой указывал на близость этого типа к типу
    его героини. Во время работы над романом Лев Николаевич был особенно
    дружен с Таней. Он любил слушать её пение, часто сам аккомпанировал ей
    на фортепиано. Танечка сопровождала его в верховой езде и на охоте.
    «Прелесть наивности эгоизма и чутья», «милая, беснующая, энергическая
    натура», «прелестная натура и сердце» – так отзывался он о ней в
    дневнике и в письмах. Писатель использовал некоторые эпизоды из её
    жизни. Например, сцена венчания Бориса с куклой Мими имела место в
    действительности, но в окончательный текст не была включена. Зато
    писатель оставил две фразы, художественно более оправданные, чем целый
    эпизод.
             «Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую
    вынула из под юбочки.
              - Видите?.. Кукла… Мими.… Видите?».
             «Борис, улыбаясь, шёл за нею.
              - Какая же это одна вещь? – спросил он. Она смутилась,
    оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла
    её в руки.
              - Поцелуйте куклу, - сказала она».
              «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней,
    забежала вперёд дядюшки и, подперши руками в боки, сделала движение
    плечами и стала.
              Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха,
    которым она дышала, - эта  графинечка, воспитанная эмигранткой-
    француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и
    приемы были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и
    ждал от неё дядюшка».


 5.   В окончательный текст не были внесены эпизоды из деревенской жизни
    Наташи, раскрывающие её близость и любовь к природе. Летом,
    действительно, Наташа устроила себе такую жизнь, что она, не
    притворяясь, говорила, что она чрезвычайно счастлива. Она вставала рано
    утром и с дворовыми девушками, и гувернанткой, и Соней отправлялась за
    грибами, ягодами или орехами. Когда становилось жарко, она подходила к
    реке и там купалась в устроенной купальне. Наташа с радостною гордостью
    выучилась плавать. Потом она пела, обедала и отправлялась одна, в
    сопровождении Митьки охотника, верхом в любимые места, поля и луга. С
    каждым днём она чувствовала, как она крепнет, полнеет, хорошеет и лучше
    и лучше плавает, ездит верхом и лучше поет. Она постоянно была
    счастлива в поле и вне дома. И когда за обедом или вечерним чаем она
    опять слышала те же толки о скуке в деревне и о бедности, она ещё более
    чувствовала себя счастливой в поле, в лесу, верхом, в воде или в лунную
    ночь на своем окне. Она не была влюблена ни в кого и не чувствовала в
    этом никакой надобности.»
            Почему писатель исключил это прекрасное описание, так много
    объясняющее в становлении внутреннего мира героини. Возможно, потому,
    что оно слишком разъясняет образ девушки. В романе показаны близость и
    любовь Наташи к природе и простым людям, но более тонко и более
    художественно, в самой сюжетной линии. Иногда это незначительные детали
    и штрихи (во время охоты), иногда скульптурно отделанная сцена (пляска
    у дядюшки), пейзажные зарисовки (лунная ночь в Отрадном, святки). Мы
    знаем, что пейзаж у Толстого выполняет дополнительную психологическую
    функцию: как правило, он дан через восприятие героев и раскрывает их
    душевные тончайшие движения.
              «- …Нет, я поеду, непременно поеду, - сказала решительно
    Наташа.»
              « …Илагин… приятно улыбнувшись, сказал, что графиня [Наташа]
    представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей».



 6. Экзотичная первая встреча князя Андрея и Наташи.
            «Какой-то шум, похожий на звук влетевшей в комнату и бившейся
    об окно птицы, послышался на окне, выходившем на балкон, и отчаянный и
    веселый голос кричал: - Отворите, я защепилася, мама! Я защепилася, -
    кричал, смеясь и плача, как показалось князю Андрею, какой-то мальчик,
    стоявший на окне. Увидев его, мальчик, и прелестный мальчик, встряхнув
    чёрными кудрями, покраснел, закрыл лицо руками и соскочил с окна».
             Хорошо. В окончательном же варианте всё проще, естественнее и
    … больнее. Уже в этой мимолётной встрече предчувствуется то невыразимое
    счастье и острое страдание, которое принесёт в жизнь князя Андрея
    Наташа.



 7.  Толстой-художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть
    князя Андрея – событие само по себе потрясающее – описана просто и
    безыскусственно. Ни одной фальшивой ноты, ни одного художественно не
    оправданного слова или жеста, во всём предельный такт  и чувство меры.
    Для князя Андрея смерть – новый, завершающий этап духовного развития.
    Он принимает её просто и мудро. Его спокойствие передаётся близким
    людям.
            Смерть – таинство. И писатель надевает покров молчания на это
    событие.
            Очень бережного и пристального внимания заслуживает сюжетная
    линия Николай Ростов – княжна Марья – Соня. В её основу положены
    некоторые внешние события жизни родителей и троюродной тётушки Льва
    Николаевича.
            Творчески переработанные, жизненные впечатления видоизменились
    на страницах романа, приобрели самостоятельное значение.


 8.   Сюжетная линия: князь Андрей, Наташа, Пьер – претерпела много
    изменений. В одном из вариантов раненый князь Андрей и Наташа
    встречаются как друзья.   Любви между ними нет.
           «- Ты удивляешься, я думаю, мой друг, нашим отношениям с
    Ростовой?
                - Да, я хотела…
                - Прежнее всё забыто. Я искатель, которому отказано, и я не
       тужу. Мы дружны и навсегда останемся дружны…
                - Но я понимаю, - сказала княжна Марья и подумала, что
       гордость князя Андрея не могла ему позволить вполне простить её.
                - Да, да, - сказал князь Андрей, отвечая на её мысли».
            Наташа выходит замуж за Пьера. Князь Андрей выздоравливает.
            В другом варианте князь Андрей и Наташа обручились. Через
    некоторое время Болконский умирает, но ни предсмертное состояние, ни
    сама смерть не описаны.
            Эти эпизоды, доработанные Толстым для окончательного варианта,
    - чудо художественного совершенства.
            Сцена свидания Наташи и раненого князя Андрея как бы мягко
    освещена высшим духовным светом, проникающим во всё их существо. Слов
    очень немного, но они и не нужны: происходит таинственное общение душ.
    Образы приобретают удивительную легкость и грацию.
             «Когда он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо
    всех людей в мире ему более всего хотелось любить тою новою, чистою,
    божескою любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на
    коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился,
    но тихо обрадовался. Наташа, соя на коленях, испуганно, но приковано
    (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо её
    было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то.
            Князь Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.
          - Вы? – сказал он. – Как счастливо!
            Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на
    коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала
    целовать её, чуть дотрагиваясь губами.
          - Простите! – сказала она шёпотом, подняв голову и взглядывая на
    него. – Простите меня.
          - Я вас люблю, - сказал князь Андрей.
          - …Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, - сказал князь Андрей,
    поднимая рукой её лицо так, чтобы он мог глядеть в её глаза.
            Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и
    радостно любовно смотрели на него.



 9.     Характер отношений между Николаем Ростовым и княжной Марьей в
    процессе работы писателя над романом меняется.
    Находясь в Богучарове, княжна Марья невольно предается поэтическим
    мечтам. «Кто знает, может быть, это моё положение теперь, здесь и в
    опасности сведёт меня с ним. …Может, завтра на нас нападут неприятели,
    и он спасёт меня. Может быть, он едет теперь». Лев Николаевич исключает
    это описание, вероятно, как излишне романтическое. При первой встрече
    Николая с княжной Марьей обращает на себя внимание одна деталь,
    впоследствии опущенная писателем. «Княжна Марья, как и всегда,
    произвела своим некрасивым лицом неприятное впечатление на Ростова». И
    лишь когда она начала говорить, это впечатление исчезло. В
    окончательном тексте Николай, пожалуй, единственный человек, который
    никогда не замечал некрасивости княжны.» …Какая кротость, благородство
    в её чертах и в выражении! – думал он, слушая её робкий рассказ».
    Каждая фраза и мысль, каждое слово в этой короткой сцене говорят о
    зарождающейся глубокой любви.
       По-иному описана встреча в Воронеже. Николай «почти грубо отвечал на
    заискивание губернаторши о сватовстве». Затем он получил письмо из
    дому, в котором  сообщалось, что, по мнению доктора, рана князя Андрея
    не так опасна и что он обручился с Наташей. Отсюда следовало, что
    Николай Ростов не мог жениться на княжне Марье. Он радовался известиям,
    полученным из дому, и ещё тому, что «между ним и ею уничтожатся эти
    неприятные, натянутые, произведённые сватовством отношения». Не менее
    возмущена сватовством и княжна Марья.
        Толстой не включил этот эпизод в окончательный текст, потому что
    была бы нарушена логика развития характеров.
         В одном из ранних вариантов женитьбы Николая на княжне Марье
    представлена весьма прозаично. «В это время княжна Марья приехала в
    Москву, и Nicolas, открыв ей положение своих дел, сделал ей предложение
    и был принят”.
          Этот вариант писатель также отвергает.



10.     Художественно переработанная сцена объяснения показывает всю силу
    чувств героев, их нравственную красоту. Интонации голоса, жесты,
    выражение лица и глаз – всё говорит о понимании и единении душ двух
    любящих людей.
             Персонажи, несущие в себе разрушительное начало, почти не
    подвергались творческой правке. Внутреннее развитие, как в ранних
    редакциях, так и в окончательном тексте им не свойственно. Таковы
    Василий Куракин, Элен, Анатоль. Семья для них не имеет никакого
    положительного значения. Жизненная позиция приводит их к краху:
    совершенной бездуховности и нравственной распущенности.



11.      Роман «Война и мир» – одно из центральных произведений великого
    писателя Льва Николаевича Толстого. Несмотря на панорамность, обилие
    персонажей и событий, это в первую очередь произведение о людях, об их
    поисках своей мечты в жизни. На фоне масштабных исторических событий
    Толстого интригует частная жизнь человека, которая состоит не в
    служении людям вообще, своему сословию, народу, государству, а в
    служении своим родным. Это «мысль семенная» наиболее ярко воплотилась в
    образах женщин, в первую очередь в образах Наташи Ростовой и Марьи
    Болконской. Толстой как будто издалека, через множество преград и
    жизненных трудностей ведёт героинь к идеалу частной жизни – к семье.
    Читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и
    событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в простых
    оценках – характеристиках, и в авторской интонации.



    Список литературы:
                                                газета «Литература»,
«приложение к «Первому Сентябрю».




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru