Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Фортунатов Филипп Фёдорович

Работа из раздела: «Литература»

                                 Фортунатов

                              Филипп Федорович
                                (1848 - 1914)
      Ф.  Ф.  Фортунатов  оставил  неизгладимый  след  в  истории   русского
   языкознания  выдающийся   учёный-лингвист,   индоевропеист-компаративист,
   славист,  индолог,  литуанист,  знаток  многих   индоевропейских   языков
   (ведийский,  санскрит,  пали,  греческий,   латинский,   старославянский,
   готский, литовский,  латышский,  армянский,  бактрийский),  специалист  в
   области сравнительно-исторической фонетики и акцентологии, палеографии  и
   орфографии,  теоретической  грамматики,  воспитатель   блестящей   плеяды
   языковедов, научная деятельность которого  длилась  43  года  (начиная  с
   изучения литовских говоров в 1871 году), академик Петербургской  академии
   наук (с 1902 года), профессор  Московского  университета,  ученик  Ф.  И.
   Буслаева.
   Фортунатов, как никто другой,  умел  генерировать  новые  лингвистические
   идеи,  был  основоположником  формально-лингвистического  направления   в
   исследовании языка,  основателем  Московской  лингвистической  школы.  Он
   предложил концепцию распределения  слов  по  формальным  (грамматическим)
   классам на основе наличия или отсутствия в словах формальных показателей,
   противопоставив тем самым свою оригинальную  теорию  общепринятой  теории
   частей речи. Нередко несколько слов  в  трудах  этого  ученого  порождало
   новые научные поиски. Так, в  общем  курсе  сравнительного  языковедения,
   который  он  читал  в  Московском  университете  в  1901-1902  гг.,  было
   сформулировано учение о грамматической форме  слова,  которую  Фортунатов
   понимал как его  морфологическую  членимость.  Это  положение  вызвало  в
   лингвистике взрыв плодотворных идей, многие из которых разрабатываются  и
   в наши дни.
      В трудах по сравнительно-историческому языкознанию  он  пересмотрел  и
   обновил трактовку ряда сложных идей, касающихся сути древнейших процессов
   в индоевропейских языках. Фортунатов сформулировал положение о  том,  что
   индоевропейский язык, как и всякий другой, должен иметь  свою  историю  и
   диалектное членение. В результате этих изысканий Фортунатов открыл  закон
   о передвижении ударения от начала  слова  к  его  концу  в  славянских  и
   балтийских языках, что некогда было  обусловлено  фонетической  позицией.
   Этот закон  получил  название  'закон  Фортунатова  -  де  Соссюра'  (оба
   лингвиста открыли его независимо друг от друга).
      Фортунатов много занимался также теорией правописания. Он внес большой
   вклад в подготовку реформы русской орфографии, которая была  осуществлена
   уже после его смерти. Идеи Фортунатова продолжили развивать его ученики -
   М. Н. Петерсон, А. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков и  др.  (первое  поколение
   Московской  лингвистической  школы)  и  ученики  его  учеников  –  Р.  И.
   Аванесов, А. А. Реформатский,  П. С. Кузнецов, Г. О. Винокур и др.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru