Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Тема Революции в Творчестве Блока

Работа из раздела: «Литература»

                                             Краткая  биография.

            Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге.
      Его дед по

      матери  А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором
      Петербургскогоуниверсетета.

      Отец поэта был  профессором философии и права  Варшавского
      универсетета .

      Жена Блока – дочь знаменитого  русского химика Д.И.Менделеева. Детские
      годы

      будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в  дедовском имении
      Шахматово

      (недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось
      литературе

      и искуству . Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными
      и

      научными переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых ,
      способствовала

      тому , что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством.  В
      1906 году  Блок

      закончил историко-философский факультет Петербургского университета
      ,еще

      будучи студентом, он начал  писать стихи  .  В памяти Блока сохранился
      характерный

      эпизод из студеньческих лет .  Свои стихи , написанные по мотивам
      картин

      В.Васнецова , он отнес В.П.Островскому-редактору демократического
      журнала

      «Мир божий »  .  «Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей
      автобиографии  ,

      - Он сказал : «Как вам не стыдно ,  молодой человек , когда в
        университете бог

      знает  что творится !» - и  выпроводил меня со свирепым равнодушием  .
       Тогда это

      было обидно , а теперь  вспоминать об этом приятнее ,  чем обо многих
      позднейших

      похвалах » .   Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .

           Россия на рубеже XIX-XX-веков .  Жизнь быстро меняется и
      усложняется .

      Развитие промышленности и транспорта , средств связи , технический
      прогрес делают

      её интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом ,
      активными

      поисками в философии и религии . Навстречу новому веку в стране
      зарождается новое

      искуство , которое теперь мы называем  искусством «серебрянного века»
      . Наивный и



      плоский «реализм» , прописные истины «позитивизма»  перестают
      удовлетворять ;

      «гармонические» средства стиха XIX века в  значительной мере стираются
      .

      Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,

      Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а
      Дмитрий

      Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах
      упадка

      и о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест
      нового

      направления в литературе.Это ,так называемые «старшие символисты».

            Десятилетием позже явились и  «младшие». Два молодых поэта,
      никому не

      Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически,
      пристально

      Всматривались,  во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже
      разнообразные и

      Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной  “эпохой зорь”
      и

      Связывались  с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового,


      Необычного, глобально- значительного.

            Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в
      Петербурге,

      другой- Борис  Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей
      Белый”,

      в Москве. Оба  испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,

      философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов
      Достоевского,поэзии

      Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый
      теоретически

      Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не
      только

      художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.

            Стихи юного А.Блока , еще нигде не печатались, и его мать
      пересылала их

      в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время
      там бывал



      Андрей Белый,живший по соседству.  В письмах Зинаиде Гиппиус-
      известной

      Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев
      (А.Белый)  от

      стихов  Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.

           В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали
      одновременно

      так,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано
      мистическое

      значение .Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву
      со своей

      молодой женой состоялась их личная встреча.

            Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”,  члены кружка

      познокомившись со стихами А.Блока , приняли его к сердцу и посчитали
      своим.

      Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе
      восторженных

      его приверженцев.

            Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не
      сразу, его

      Более увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в
      нескольких

      любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические
      стихотворения

      создавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок
      не

      торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в
      1903 году

      появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый
      сборник

      “Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу
      выступил не

      как начинающий , а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с
      Фетом.

      Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с
      Мережсковским,

      Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым  - становится заметной
      фигурой

      молодого в то время течения – символизма.

            Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием
      всего,



      что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно
      составлялся и

      отличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение
      развивало общую

      идею.  Эта идея была внушена Блоку поэтической философией
      В.С.Соловьева: идея

      Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий».
      Предчувствия

      связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не
      только

      календарно,но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке
      социальном

      (чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни
      страны на

      рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой
      интеллигенции.

      Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные

      переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок-
      поэт

      сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства
      с ним

      поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-
      предшественниками-

      с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно
      Вл.Соловьева.

      Идиалистическая настроенность, служение  Женственности и Красоте,
      усадебные

      мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,

      напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им
      отпредшественников.

      Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая
      техникой

      символизма, Блок создает мистико-романтические произведения,
      построенные на

      завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером

      неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных
      импрессионистов.

      Подобное затемнение стиха требовала сама тема : расплывчатый миф о
      Таинственной,

      Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.

           “Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических



      произведений Блока     ,которому сам поэт придал вид и значение
лирического дневника.

            Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не
была принята

      традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной
Женственности в

      “Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей
“о злате

      и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать,что в ранних
      стихах поэта нет

      никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным
      сознанием

      неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.

      Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до
      тягот

      фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются


      в книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в
      поэте

      сознание гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир
      делится на

      голодных и сытых . В творчество  поэта врывается редкая у него
      открытая

      политическая лирика : «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом
      всемирным…» ,

      однако революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно-

      как личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет .

                    В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная
      радость» (1907) .

      Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» ,
      связанного

      с движением народа  ,  социальных низов . В открывающем том програмном


      стихотворении та , что была прекрасной Дамой , «в поля отошла без
      возврата» .

      Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов ,
      изображающих

      город в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , - во всей его
      фабрично-

      заводской и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-
      романтического

      трубадура Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России .



           Другая тема – природы , «пузырей земли» – своей материальной
           плоскостью

      также разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок
рассорился со

      своими друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым , усмотревшим
здесь

      измену канонам символизма .

           Центральное стихотворение  сборника-  «Незнакомка»(1906г)
           принесло Блоку

      громкую  известность . Здесь женщина - видение , воплощение идиала,
но в отличие

      от Прекрасной Дамы ,образ земной, земной, реальный и притом
ресторанный ,хотя

      и противопоставленный пошлости обыденной жизни.

           Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в
      состоянии

      психологической депрессии, причины которой социальные , заливает свое
      отчаяние

      алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует
      мировосприятию и

      «бродяжнической жизни» поэта в эти годы.  Фигура бродяги, странника,

      отрекающегося  от традиционных ценностей городской кульры и
      находящегося

      в пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он
      беззаветно

      любит. Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено
      не только

      датой ,но и местом  его создания – Рогачевское шоссе. С него
      начинается в творчестве

      Блока огромная тема Родины.

            Третья книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во
      всем наследии

       Блока,здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают
      следы

      прежнего «декаденства» , стихи отличаются совершенством формы, строгой


      простотой. Главная тема книги – Россия, ее сложная  трагическая
      история,

      выражает  боль, за судьбу родины , ввергнутой в мировую войну.

            Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе,
      народе



      и интеллигенции,  о России и революции, интеллигенция и революция,
      ненависть к

      пошлости  и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не
      только

      лирики Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его
      творчества.

      Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его
      личности и его

      творческогонаследия во всех жанрах.

            Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено,с
      надеждой

      на изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на  военной
      службе,он

      писал матери « То, что происходит, происходит в духе моей тревогои».

            Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение
      быть

      одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,

      раследовавшей деятельность бывших царских министров.Вся работа
      комиссии

      проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но
      результатом

      работы в ней  Блока стала его документальная книга «Последние дни
      императорской

      власти (1921г).

            К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более
      осмотрительно.

      В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже
      прекратил ведение

      дневника , но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую
      активность.

      В несколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое
      стихотворение

      «Скифы», посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и
      отношениям с

      Западом, и статья «Интеллигенция и революция»

            Поэма «Двенадцать»,вызванная октябрьскими днями, получила
      одностороннее

      толкование как слева, так и справа . Сам Блок с некоторым запозданием

      предупреждал от этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема
      революции



      не означала для поэта политической , агитационной направленности
      поэмы.

      В «Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции.


      Поэтическая идеализация большевистского переворота,если она в какой-
      то мере и

      присутствует в произведении , соединена Блоком с бескомпромисно-
      реалистическим

      изображением  революционного Петрограда и самих свершителей революции
      из

      народных низов,выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной
      неопределенной

      позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие
      революции, но

      в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное
      в

      произведении –пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее
      всего.

      С 1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший
      гибели» (запись

      в дневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость  и слабость
      восприятия

      революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,

      появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости

      революции.

            Характерно,что не только писательская элитат в лице
      А.Ахматовой,

      Д.Мережсковского, З.Гиппиус,Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие
      поэмы

      Блока, но и сам революция,ее руководящие деятели приняли ее весьма
      сдержанно,

      тем более,что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы
      в печатных

      органах левых эсеров,с которыми поэт, не входя  организационно ни в
      какие партии

      имел литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому
      поводу кратко

      временному аресту и допросу в ЧК.

            Блок поверил в очистительную силу революции , вообразил себе ее

      «музыкальный напор» , услыхал «шум от падения старого мира» ,-
      «страшного мира»

      неприязнь к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства
в адрес



      интеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года
выдают,

      состояние близкое к помешательству,могут служить материалом для
психопатолога.
      Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только
понять,

      какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации” толкала поэта в
стихию

      революции.

            Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую
бурю

      в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта была для всех вне
      всяких

      подозрений, но тем не простительнее было его “падение” для тех и
      других.

      Блок “принял “ идею революции , будучи не искушенным в реальной
      политике,

      повинуясь только голосу собственных эмоций и собственной совести.Блок

      ждал от революции совсем не того, что она несла реально. Скоро
      выяснилось,

      что ожидаемая  очищающая “стихия” , “музыка” революции, появление
      “человека

      артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись.Блок
      уповал

      на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым

      бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением

      нравов.

            Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.

      Все последующее время ,до самой кончины – стало кресным путем для
Блока.

      Блок не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель
истории,

      в которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он
задохнулся.Мне трудно

      дышать, сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его
дневника 18 июня

      1921 года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только
немедленный

      отъезд в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в
Москве о



      разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда недорозумений и
      проволочек

      5 августа разрешение было получено ,но затерялись анкеты, и нельзя
      было выписать

      заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее
      написал

      А.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru