Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Поиски истины по роману Булгакова Мастер и Маргарита

Работа из раздела: «Литература»

           Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя
   общеобразовательная школа № 1 с. Некрасовка Хабаровского района, края.



                        ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ СОЧИНЕНИЕ



                                  на тему:



        Поиски истины по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».



                                               Выполнила: ученица 11 кл. «Б»
                                                             Тихоньких Елена
                                                 Проверила: Лебедикова Л. Ю.



                                  2001 год



                                                        Без истины трудно
жить

                                                                       А.
Платонов


  Истина… Какое глубокое и емкое слово. Стараясь осмыслить его,  мы  говорим
«истинная  любовь,  истинное   великодушие,   истинная   доброта».   Каждому
человеку,  хоть  немного  приобщенному  к  духовному  опыту   предшествующих
поколений, свойственен поиск и  осознание  этой  истины.  Люди  совестливые,
считающие себя ответственными  за  все  происходящее  на  земле,  всю  жизнь
старались найти правду, благодаря которой можно изменить себя  и  окружающий
мир.
   В поисках истины провел свою жизнь Лев   Николаевич  Толстой,  анализируя
каждый  прожитый  час.  Страдал  и  мучился  Федор  Михайлович  Достоевский,
отыскивая в истине  пути совершенствования души человека.
  Для  Михаила  Афанасьевича  Булгакова  основным  источником  истины  стала
религия. Он  был  убежден,  что  только  через  приобщение  к  Богу  человек
обретает духовное пристанище, веру, без которой  невозможно  жить.  Духовно-
религиозные искания для людей творческих – это  знак,  которым  отмечены  их
творения. У писателя носителями этого знака являются герои его книг.
  Герои произведений Михаила Булгакова реалистичны и современны. Именно  они
помогают читателю осознать позицию автора, его отношение к добру и злу,  его
глубокое убеждение в  том,  что  человек  должен  сам  принимать  решения  и
отвечать за свои поступки. Проблема нравственного выбора, ответственности  и
наказания становятся главными проблемами романа.
  Роман «Мастер и Маргарита» начинается со спора двух  литераторов  Берлиоза
и  Бездомного с встретившимся  им  незнакомцем  на  Патриарших  прудах.  Они
спорят о том, есть ли Бог или нет. На утверждение Берлиоза  о  невозможности
существования Бога Воланд возражает:
 «Кто же управляет жизнью человеческой и всем распорядком на земле?».
  Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос:
«Сам человек и управляет».
  Но развитие  сюжета  романа  Михаила  Булгакова  опровергает  этот  тезис,
раскрывает зависимость человека от тысячи  случайностей.  Например,  нелепая
смерть  Берлиоза.  А  если   жизнь   человека   действительно   зависит   от
случайностей, то можно ли ручаться за будущее? Что  же  является  истиной  в
этом хаотическом мире?
   Этот вопрос и  становится  главным  в  романе.  Ответ  на  него  читатель
находит в  «евангельских» главах, где автор  размышляет  об  ответственности
человека за все добро и зло, происходящее на  земле,  за  собственный  выбор
человеческих путей, ведущих  или  к  истине  и  свободе,  или  к  рабству  и
бесчеловечности.
  «В белом плаще с кровавым  подбоем»  появляется  прокуратор  Иудеи  Понтий
Пилат. Перед ним стоит трудная задача.  Он  должен  решить  судьбу   другого
человека.  У  римского  прокуратора  нет  желания  губить  жизнь   бродячего
философа. В душе Понтий Пилат осознает, что  Иешуа  не  виновен.  Но  Михаил
Булгаков показывает зависимость прокуратора  от  государства,  он  не  имеет
права руководствоваться нравственными принципами.  Понтий  Пилат  –  сильный
человек, и он понимает, что может выжить  и  преуспеть,  оставаясь  рабом  и
слугой кесаря. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив  на
смерть  Иешуа,  он  губит  свою  душу.  Вынося  приговор,   он   восклицает:
«Погибли!»   Это  означает,  что  он  гибнет  вместе  с  Иешуа,  гибнет  как
свободная личность. Но в споре между Понтием Пилатом и  Иешуа  об  истине  и
добре побеждает последний, потому что он идет на смерть, но не  отказывается
от своих убеждений, оставаясь истинно свободным.
  Иешуа у Булгакова – обычный смертный человек,  проницательный  и  наивный,
мудрый и простодушный, но он – воплощение чистой идеи, провоз вестник  новых
человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не могут изменить  идее  добра,
милосердия. Он утверждает «царство истины и справедливости»,  где  не  будет
«власти  ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в  преобладание
доброго начала в любом человеке и в то,  что  «царство  истины»  обязательно
наступит.
   В  романе  Михаила  Булгакова  Иешуа  –  прообраз  Христа,  но   это   не
Богочеловек, а Тот, Кто знает  и  несет  истину.  Он  проповедник,  носитель
вечного идеала, вершина бесконечного  восхождения  человечества  на  пути  к
добру, любви, милосердию.
  Но в мире  булгаковского  романа  появляется   и  Сатана-Воланд  со  своей
свитой, которому окружающий мир  открыт  без  прикрас,  и  этот  иронический
взгляд Воланда на окружающее близок автору. Воланд вглядывается  в  людей  и
окружающий  мир,  стараясь  выявить  в  них  несовершенное.  Он  высмеивает,
уничтожает при  помощи  своей  свиты  все  то,  что  отступилось  от  добра,
изолгалось, развратилось, утратило высокий идеал. Всего на три дня Воланд  и
свита остается в Москве, но спадает покров серой повседневности,  и  человек
предстает перед нами в своей наготе:
«Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это  всегда  было…  Человечество
любит деньги. Ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие  иногда  стучится  в
их сердца…  обыкновенные  люди…  в  общем,  напоминают  прежних…  квартирный
вопрос только испортил их…».
 Внешне же люди сильно изменились, как и сам город.
 Меру зла, порока и  корысти  Воланд  определяет  мерой  истины,  красоты  и
добра.
  Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру.  Но
разве можно считать, что в романе порок наказан? Перемены  –  мнимые:  Степа
Лиходеев управляет теперь не Варьете в Москве, а гастрономом в Ростове.  Так
все  видящий  Воланд  утверждает,  что  никакой  ход   истории   не   меняет
человеческую  природу.  Именно  эти  страницы  романа  заставляют   читателя
задуматься над вопросом: человек полностью зависит от случая  и  все  в  нем
непредсказуемо? Что же может противостоять стихии жизни и можно ли  изменить
этот мир? На эти  вопросы  автор  отвечает,  рассказывая  нам  романтическую
историю Мастера и Маргариты.
  Поведение романтических героев определяет  не  стечение  обстоятельств,  а
следование своему нравственному выбору.  Мастер  устанавливает  историческую
истину, написав роман об Иешуа и Понтии Пилате. Читая  этот  роман  Мастера,
мы понимаем, почему «Рукописи  не  горят».  Мастер  в  своем  романе  вернул
человеку веру в высокие идеалы и в возможность восстановить истину,  вопреки
тем, кто не хочет с нею считаться. Но Мастер не  герой,  он  лишь  служитель
истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного  государства,
от которого нельзя  спастись,  он  падает  духом,  отказывается  от  романа,
сжигает его.
   Подвиг  совершает  Маргарита,  она  умеет  бороться.   Она   преодолевает
обстоятельства жизни, собственный страх во имя веры в талант Мастера:
      «Я погибаю вместе с тобой».
  Она идет на самопожертвование,  закладывая  душу  дьяволу.  Так  Маргарита
сама творит свою судьбу, руководствуясь высокими нравственными принципами.
  Прочитан роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»…  Но  я
еще долго размышляю над тем, что  человеческую  судьбу  и  сам  исторический
процесс определяют непрерывный  поиск  истины,  следования  высоким  идеалам
добра и красоты. Так  что  же  такое  истина  по  Булгакову?  Истина  –  это
ответственность человека за все добро и зло, которые совершаются  на  земле,
это собственный выбор жизненных путей.  Истина  –  это  всепобеждающая  сила
любви и  творчества,  возносящая  душу  к  высотам  настоящей  человечности.



   PS. Это сочинение выполнила медалистка закончившая в 2001 году школу с
 серебряной медалью. Сочинение сдавалось в РОНО Хабаровского района. Оценка
                                  «ОТЛИЧНО»




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru