Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Анализ отрывка стихотворения Некрасова В дороге

Работа из раздела: «Литература»

АНАЛИЗ ОТРЫВКА СТИХОТВОРЕНИЯ НЕКРАСОВА (8 класс ср. шк.).


В дороге

'Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи -
Буду, братец, за все благодарен'.

- Самому мне не весело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать -
Всем дворянским манерам и шуткам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вил вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер... А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу...
Через месяц приехал зятек -
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно.
Воротил он ее на село -
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка - крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоручка!



      Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, - это
жизнь и страдания крестьян, простого народа. В этом произведении
описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском доме,
но была выдана замуж за простого мужика.

      Стихотворение открывается обращением рассказчика. Это путник, барин,
заговоривший с ямщиком, чтобы скоротать время в дороге, что заявлено в
заглавии.  Он предлагает мужику позабавить его песней, рассказом, как это
принято в пути. С одной стороны, это типичная ситуация, но скрытый подтекст
в том, что барин хочет послушать ямщика только ради развлечения, ему в
действительности не интересует его судьба. А ямщик неожиданно начинает
серьёзный рассказ, который не может оставить слушателя безучастным.

      Следует обратить внимание на начальные слова стихотворения: 'Скучно!
скучно!..' Это не только дорожная скука, но 'скучно' в значении 'печально',
'грустно', 'безнадёжно', что относится к рассказу ямщика и к жизни народа в
целом.

      Монолог ямщика также начинается словами 'Самому мне невесело'. И
далее мужик рассказывает о судьбе своей жены. Эта девушка была воспитана в
господском доме как компаньонка молодой барышни. В этой ситуации скрыт
намёк на один из главных конфликтов деревенского общества -
противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги проиближены к
господам, хорошо одеты ('Одевалась не то что...'), перенимают их манеры
('Всем дворянским...'). Но при этом люди оторваны от земли, от своих
корней, они игрушки в руках господ. Став ненужными господам ('Не
нужна...'), они уже не могут заниматься хозяйством, и терпят злобу и
насмешки своих братьев-крестьян ('Белоручка...').

      Барин полностью распоряжается жизнью и бытом всех крепостных. Умер
старый господин - и новый переводит их с барщины ('с запашки') на оброк.
Оброк (ежегодная выплата денежного налога) был более выгодной и
прогресивной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских
полях). Однако крестьянам, привыкшим к последней, было трудно сразу
поменять тип ведения хозяйства, и это тоже усложняло жизнь крепостных.
Проблема оброка и барщины - один из самых острых вопросов того времени.

      Наконец, в центре проблематики личная судьба девушки и её мужа. Груша
была игрушкой своих гопод. Вероятно, она была незаконная дочь старого
барина (об этом в тексте не говорится прямо, но положение Груши в доме
можно объяснить только так, исходя из реалий того времени. Кроме того, на
это указывают слова 'Отдал богу господскую душу, _сиротинкой_ оставивши
Грушу'). После смерти старого барина девушка терпит домогательства нового
господина ('А потом...' и далее). И, наконец, её отсылают в деревню, где
она ничего не умеет делать, и помимо желания выдают замуж за мужика. Между
супругами нет взаимопонимания, они чужие друг другу, у них разные интересы,
разное образование, разное воспитание. Прихоть помещика оборачивается
поломаными судьбами двух людей, а по большому счёту, такие прихоти ломают
судьбы миллионов подневольных крестьян.

      Проблематика Некрасова продолжает проблематику Тургенева,  они оба
принадлежали к литературному направлению натурализма. Оба писателя
обращаются к теме народной жизни, к актуальнейшим вопросам того времени.
Однако в творчестве Некрасова больше трагизма, он подчёркивает остроту
проблемы, призывает всех обратить на неё внимание, потому что в этом -
корень бед всей русской нации.

      Детали: множество деталей позволяют живо представить интерьер:
барский дом, шитьё и вязанье; на селе - девушки в сарафанах, типичные
персонажи усадьбы - учитель и кучер и т.д.

      Стихотворение написано в форме 'монолога в монологе'. Композиция
состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль -
повествование. Речь мужика изобилует простонародными элементами (порядок
слов, вводные элементы 'слышь ты', 'понимаешь-ста', слова 'баит', 'али',
искажённое произношение 'тоись' и др.). Это делает речь красочной и
реалистичной.

      Размер - трёхстопный анапест, он создаёт лиричное, напевное звучание
под аккомпонемент стука копыт; созвучное народной речи и контрастирующее с
тематикой, или наоборот - народная песня-жалоба.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru