Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Тема Родины в творчестве А. Ахматовой

Работа из раздела: «Литература»

                                       ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ

      К теме Родины обращались многие поэты,  но  не  у  всех  она  получила
развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины  стала
одной из основных в ее поэзии прежде  всего  потому,  что  Ахматова  жила  в
очень сложную, трагическую для России  и  для  самой  Ахматовой  эпоху.  Это
также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв  судьбу  России,  как
свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до  конца
верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе.
      Тема Родины меняется в  разные  периоды  творчества  поэта.  Проследим
эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.
      Стихотворения первых  сборников  Ахматовой  —  «Вечера»  и  «Чёток»  —
написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о  Родине.
Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».
      Сборник «Белая стая»  был  опубликован  в  1917  году,  в  него  вошли
стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в период больших  потрясений  и
испытаний для России, в период первой мировой  войны.  В  это  время  многое
меняется и в жизни  самой  Ахматовой:  Гумилев  уходит  на  фронт,  Ахматова
болеет  туберкулезом,  Ахматова  встречает  Б.  Анрепа.  Перелом   в   жизни
Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям  в  творчестве
поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко  любовную  тему.  В
«Йелой стае» появляется тема Родины. Ахматова  воспринимает  первую  мировую
войну как страшную национальную трагедию. «И ранней смерти так  ужасен  вид,
что не могу на Божий мир глядеть я», — пишет она  в  стихотворении  «Майский
снег».
      Стихи «Белой стаи» строгие и философские,  в  них  ощущается  близость
неотвратимой катастрофы,  предчувствие  страшных  и  трагических  событий  в
жизни России. Ахматова всегда оставалась  в  стороне  от  политики,  но  она
выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»).
      В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую  боль
переживания за судьбу России мы видим в  стихотворении  «Молитва».  Ахматова
готова на  все  ради  России,  она  готова  принести  в  жертву  себя,  свой
«песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы  «туча  над  темной
Россией стала облаком в славе лучей».
      С  изменением  в  тематике  стихов   меняется   и   общая   стилистика
ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.
      В  «Белой  стае»  начинает   проявляться   национальное   самосознание
Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою  оторванность  от  жизни  народа.  В
этом сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:

        Лучше б мне частушки задорно выкликать,
        А тебе на хриплой гармонике играть.
        И ходить на кладбище в поминальный день
        И смотреть на белую Божию сирень.

      Ахматова знает, что «где-то есть простая  жизнь  и  свет,  прозрачный,
теплый и веселый...», но она пока не может отказаться от  своей  жизни,  она
еще не готова жить одной жизнью с народом:

        Но ни на что не променяем пышный
        Гранитный город славы и беды,
        Широких рек синеющие льды,
        Бессолнечные мрачные сады
        И голос Музы еле слышный.

      Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921  году.  Он  создается  в
трагические  для  России  годы.  Особенность  стихотворений  этого  сборника
заключается в том,  что  все  исторические  события:  война  и  революция  —
осмысляются не в историческо-философском, а в  личностно-поэтическом  плане.
Поэты и писатели XX века либо  принимали  революцию  и  воспевали  ее,  либо
уезжали в эмиграцию.  Ахматова,  одна  из  немногих,  выбрала  третий  путь.
Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто...», «Мне голос был...»  далеки
от принятия революции,  но  они  также  далеки  от  политической  ненависти.
Гражданские  стихи  Ахматовой  относятся  не  к  политике,  они  связаны   с
проблемой нравственного и жизненного выбора.
      Стихотворение «Ты отступник...»  адресовано  конкретному  человеку,  в
основе стихотворения конкретная ситуация  из  личной  жизни  Ахматовой.  Оно
связано с  эмиграцией  Б.  Анрепа.  В  стихотворении  звучит  горький  упрек
человеку, предавшему не только  свою  любимую,  но  и  свою  страну.  Судьба
героини стихотворения сливается с судьбой  России.  Примечательно,  что  для
Ахматовой  теперь  Россия   связана   с   народом,   народными   традициями,
православием:
        Ты — отступник: за остров зеленый
        Отдал, отдал родную страну,
        Наши песни, и наши иконы,
        И над озером тихим сосну.
      Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно,  чей
голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас  свыше»  (или
считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской  теме
«исхода» праведников из грешной земли),  или  это  голос  Анрепа  и  друзей-
эмигрантов Ахматовой.
      Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным  выбором.  И
она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

        Но равнодушно и спокойно
        Руками я замкнула слух,
        Чтоб этой речью недостойной
        Не оскорбился (у Ахматовой -'не осквернился») скорбный дух...

      Стихотворение 1922 года «Не с  теми  я,  кто...»,  вошедшее  в  третий
сборник «Anno Domini», опубликованный в  1922  году,  содержит  еще  большие
обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех,  кто  «бросил
землю». В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех,  кто  уехал,  в
двух последних — о тех, кто остался. Бросившие землю  у  Ахматовой  вызывают
жалость, а не презрение и пренебрежение. Оставшиеся  в  России  воспринимают
свою трагическую судьбу «бесслезно»,  «надменно»  и  «просто»,  поэтому  они
намного выше уехавших.
      Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:

        Никто нам не хотел помочь
        За то, что, город свой любя,
        А не крылатую свободу,
        Мы сохранили для себя,
        Его дворцы, огонь и воду.

      В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует  связь
со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока.
      В «Anno Domini» появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя,
смертей  Ахматова  все-таки  видит  свет  и  успокаивается,   со   смирением
принимает она все, что происходит с Россией:

        Все расхищено, предано, продано,
        Черной смерти мелькает крыло,
        Все голодной тоской изглодано,
        Отчего же нам стало светло?

      В «Anno Domini» усиливается народное начало. Образ героини  становится
более цельным и гармоничным. Появляется все  больше  стихотворении,  близких
фольклору, например  « Третий Зачатьевский».

        Переулочек, переул...
        Горло петелькой затянул.
        Тянет свежесть с Москва-реки
        В окнах теплятся огоньки...

      Ахматова полностью сливается с  русским  народом  в  поэме  «Реквием»,
посвященной  страданиям  всего  репрессированного  народа.  В  поэме   можно
выделить несколько смысловых планов. Первый план  представляет  личное  горе
героини — арест сына. Но голос автора сливается с голосом  тысяч  российских
женщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй  план  рассмотрения
личной  ситуации.  Ахматова  говорит  от  лица  своих  «невольных   подруг».
Ахматова  обращается  к  кровавым  страницам  истории   России   со   времен
стрелецкого  бунта.  План  повествования  соотносится  с  историей   России.
Евангельский   сюжет    «Распятие»    расширяет    рамки    «Реквиема»    до
общечеловеческого масштаба.
      «Реквием» — это не только самое личное,  но  и  наиболее  всеобщее  из
произведений Ахматовой. «Реквием» — это истинно народное произведение  и  по
форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и  по  содержанию:  в  нем
говорится о трагедии и скорби всего русского народа.
      В годы Великой Отечественной войны Ахматова,  ощутив  свою  жизнь  как
часть народно-национального бытия,  пишет  стихотворения,  которые  отражают
душевный настрой сражающейся России.
      Интимная  лирика  полностью  исчезает.  Все  стихотворения   наполнены
патриотической взволнованностью за  судьбу  России.  В  цикл  «Ветер  войны»
входят стихотворения, пронизанные  как  утверждением  силы,  воли,  мужества
народа,  так  и  щемящим  чувством  матерей,  жен,  сестер  русских  солдат.
Характерно, что в  лирике  второй  мировой  войны  господствует  местоимение
«мы».  Стихотворения,  посвященные  войне,   свидетельствуют   о   торжестве
народного начала. Ахматова чувствует, что вся  страна  —  это  и  Родина.  В
своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.
      Стихотворение «Родная земля» звучит  заключительным  аккордом  в  теме
Родины. В нем представлены  разные  значения  слова  «земля».  Это  и  грунт
(«грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»),  и  нравственная  почва,  и
первоматерия («ложимся  в  нее  и  становимся  ею»).  В  позднем  творчестве
Ахматовой Родиной  становится  просто  русская  земля  и  все,  что  на  ней
находится.
      Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную
эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой.  Сначала  Родиной
для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее  детские  и
юношеские  годы.  Потом  Родиной  становится  Петербург.  В   годы   великих
испытаний и народных  бедствий,  в  период  репрессий  Сталина  и  в  период
Великой Отечественной войны Ахматова сливается с  русским  народом,  ощущает
себя его частью, считая своей Родиной всю страну.  К  концу  жизни  Ахматова
приходит к осознанию Родины как просто русской земли.
      В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать,  страдать
за Россию. Она с христианским смирением принимает  все,  что  происходит-  с
Россией, не жалея о том, что не уехала  из  страны.  Ахматова  считает,  что
быть поэтом и творить можно только на Родине.
       «Я не переставала писать  стихи.  Для  меня  в  них  —  связь  моя  с
временем, с новой жизнью моего народа.  Когда  я  писала  их,  я  жила  теми
ритмами, которые звучали в героической истории  моей  страны.  Я  счастлива,
что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru