Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого Война и Мир

Работа из раздела: «Литература»



       Картины природы у Толстого, отмечает В. Днепров,  «теснейшим  образом
связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы  как  бы  продолжает
человеческий образ, поддерживает и несёт его…  Положение  пейзажа  в  романе
Толстого можно сравнить лишь с его положением  в  лирическом  стихотворении,
где картина развёртывается параллельно с переживанием  героя,  фиксируя  его
моменты».
       Великий писатель высоко ценил  облагораживающее  влияние  природы  на
человека.
       Роман Л.Н. Толстого «Война и  мир»  вспоминается  яркостью  эпизодов,
отдельных картин, каждая из которых много  значит  сама  по  себе.  Охота  и
святки, первый бал Наташи,  лунная  ночь  в  Отрадном  и  девочка  на  окне,
встречи князя Андрея  со  старым  дубом…  Так  отдельными  яркими  эпизодами
встаёт в нашей памяти эта книга. Все  эпизоды  служат  общей  связи  романа,
вписаны в обширное целое, но внутри него по-своему автономны, завершены.
       Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщена в каждой точке. Эпизоды
самые разные, относятся ли они к  «войне»  или  «миру»,  «исторической»  или
«семейной» линии, эстетически равноценны, ибо в каждом очень  полно  выражен
существенный смысл жизни и её борьба.
       Разочаровавшись  в  прежних  своих  стремлениях  и  идеалах,  пережив
раскаяние и горе  (ранение  под  Аустерлицем,  смерть  жены),  князь  Андрей
приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и  для
своих близких – то единственное, что ему остаётся.
       Итак жизненный путь определён? Но вряд ли деятельная, кипучая  натура
Болконского может довольствоваться столь узким кругом. Недаром  его  «взгляд
был потухший, мёртвый» и  даже  в  улыбке  выражалась  «сосредоточенность  и
убитость».
       Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мёртвой. В
ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие,  движение  вперёд,
поэтому он и выделил на первый план силу жизни.
       Автор показывает, как медленно возвращается  его  герой  к  жизни,  к
людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути  возрождения  –  встреча  с
Пьером, разговор с ним на пароме, а затем встреча с Наташей, лунная  ночь  в
Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и  надежд»,  –  всё
это подготовило окончательное возвращение Андрея к жизни. Встреча со  старым
дубом помогла ему осмыслить своё нынешнее душевное состояние.
       В общем плане романа этот эпизод важен  не  только  как  определённая
ступень к определённому итогу, он не только продвигает действие  и  является
средством, чтобы  «разрешить  вопрос»,  -  он  задерживает  ход  действия  и
привлекает наше внимание сам по себе, как одно  из  бесчисленных  проявлений
жизни, которую учит любить нас Толстой.
       Дуб, который дважды встречает на своём пути князь Андрей,  совершенно
по-разному  раскрывает  ему  «смысл  жизни»:  в  одном  случае  он   кажется
Болконскому олицетворением безнадёжности,  в  другом  –  символом  радостной
веры в счастье.
       При первой встрече дуб представляется ему живым  существом,  «старым,
сердитым,  презрительным  уродом»,  который  наделён  способностью   думать,
упорствовать, хмуриться  и  презирать  весёлую  семью  «улыбающихся  берёз».
Князь Андрей  приписывает  дубу  свои  мысли  и  чувства  и,  думая  о  нём,
употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он видит  не  ветви,  не
кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки».
       Герой находит в роще то, что созвучно ему,  -  нераспустившийся  дуб,
который «один не хотел подчиняться  обаянию  весны  и  не  хотел  видеть  ни
весны, ни солнца».
       «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь
поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь  кончена!»  Грустные,
безнадёжные мысли теснились в это время в голове князя Андрея.
       Дуб – параллель к образу Болконского. Первый раз  проезжает  он  мимо
него  разочарованным  в  своих  прежних  идеалах,  когда  ему  кажется,  что
активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз – после поездки  в
Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается  перелом,  вновь
возвращаются  надежды  на  счастье  и  стремление  к   большой   гражданской
деятельности.
       Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно  князь
Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое  количество
эпитетов  в  сравнительно  коротком  отрывке  передаёт  оттенки  контрастных
цветов: чёрного,  белого  и  серебряного  –  и  игру  света  и  теней:  ночь
неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещённые с  другой
стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша  –
блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом,  почти
беззвёздном небе.  Ночь,  луна,  свет  и  тени  –  всё  чарует  незабываемой
прелестью.
       Эта картина почти с зыбкой игрой

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru