М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Работа из раздела: «
Литература»
Сочинение
Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и
Маргарита”
На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с
добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет
волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова
'Мастер и Маргарита' -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту
вечную борьбу добра и зла.
«Мастер и Маргарита» построен как роман в романе: в одной книге
описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события
библейских времен. И мотивы и сюжеты обоих романов постоянно перекликаются.
Тема добра и зла развивается на протяжении всей книги.
Прежде всего, раскрытие проблемы добра и зла связано с образом
Воланда, одним из главных персонажей романа Мастера. Вопрос заключается в
том, творит ли Воланд зло? Мне кажется, что нет, он не несет людям зло.
Булгаков недаром пишет, что он 'вечно хочет зла и вечно совершает благо'.
Воланд указывает на пороки людей и провоцирует их на проявление этих
качеств. Так, например, в сцене в Варьете, когда люди бросались за деньгами
и одеждой, Воланд продемонстрировал человеческую жадность. Воланд точно
определяет 'кто есть кто': Степа Лиходеев, известный человек в культурном
мире Москвы, - бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой-
взяточник; Фокин, буфетчик 'Варьете',- вор; барон Майгель, служащий одной
из контор, - доносчик, а 'тщательно маскирующийся под пролетария' поэт А.
Рюхин - закоренелый лицемер
В слово 'добро' автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не
характеристика человека или поступка, а образ жизни. Очень важна для автора
идея Иешуа, что «все люди добрые'. То, что она высказывается в описании
времени, когда жил Понтий Пилат, то есть 'двенадцать тысяч лун' назад, при
повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу
писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже
обладает вечностью. 'Изменились ли эти горожане внутренне?'--прозвучал
вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает, что
'нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы'. Таким образом,
главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает
против людских пороков, 'самым тяжким' из них считая трусость, которая
порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры.
Итак, тема добра и зла у Булгакова - это проблема выбора людьми
принципа жизни, а предназначение того зла, которое несут в романе Воланд и
его свита, - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Автор считает
только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и
соблазнам. Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к
самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней
любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя - идеал.
Мастер - тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков
общества и жил, руководствуясь душой. Поэтому автор дарует ему тот покой, о
котором мечтал герой. На земле у Мастера остался ученик и бессмертный
роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом. На мой взгляд, М.
Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно,
еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.
Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки
порождают зло.
Евгений