Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита

Работа из раздела: «Литература»

                              Сочинение

                        Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и
Маргарита”


      На протяжении всей жизни человек сталкивался и  будет  сталкиваться  с
добром и злом.  Поэтому  вопрос,  что  есть  добро  и  что  есть  зло  будет
волновать человечество всегда.  Тема добра и зла в романе Михаила  Булгакова
'Мастер и Маргарита' -- одна из ключевых, автор   показывает  читателям  эту
вечную борьбу добра и зла.
      «Мастер и Маргарита» построен  как  роман  в  романе:  в  одной  книге
описывает  события  двадцатых-тридцатых  годов   нашего   века   и   события
библейских времен. И мотивы и сюжеты обоих романов постоянно  перекликаются.
Тема добра и зла развивается на протяжении всей книги.
      Прежде всего,  раскрытие  проблемы  добра  и  зла  связано  с  образом
Воланда, одним из главных персонажей романа Мастера.  Вопрос  заключается  в
том, творит ли Воланд зло? Мне кажется, что нет,  он  не  несет  людям  зло.
Булгаков недаром пишет, что он 'вечно хочет зла и  вечно  совершает  благо'.
Воланд указывает на  пороки  людей  и  провоцирует  их  на  проявление  этих
качеств. Так, например, в сцене в Варьете, когда люди бросались за  деньгами
и одеждой, Воланд  продемонстрировал  человеческую  жадность.  Воланд  точно
определяет 'кто есть кто': Степа Лиходеев, известный  человек  в  культурном
мире Москвы, - бездельник, развратник и  пьяница;  Никанор  Иванович  Босой-
взяточник; Фокин, буфетчик 'Варьете',- вор; барон  Майгель,  служащий  одной
из контор, - доносчик, а 'тщательно маскирующийся под  пролетария'  поэт  А.
Рюхин - закоренелый лицемер
      В слово 'добро' автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это  не
характеристика человека или поступка, а образ жизни. Очень важна для  автора
идея Иешуа, что «все люди добрые'. То,  что  она  высказывается  в  описании
времени, когда жил Понтий Пилат, то есть 'двенадцать тысяч лун'  назад,  при
повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает  веру  и  борьбу
писателя в вечное  добро,  несмотря  на  сопутствующее  ему  зло,  что  тоже
обладает  вечностью.  'Изменились  ли  эти  горожане  внутренне?'--прозвучал
вопрос сатаны, и хотя ответа не  последовало,  читатель  явно  ощущает,  что
'нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны  и  глупы'.  Таким  образом,
главный свой удар, гневный, неумолимый и  разоблачающий,  Булгаков  обращает
против людских пороков, 'самым  тяжким'  из  них  считая  трусость,  которая
порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры.
      Итак, тема добра и зла  у  Булгакова  -  это  проблема  выбора  людьми
принципа жизни, а предназначение того зла, которое несут в романе  Воланд  и
его свита, - воздать каждому в соответствии с этим  выбором.  Автор  считает
только человека способным преодолеть любое  зло  вопреки  обстоятельствам  и
соблазнам.  Через  судьбу  Маргариты  представляет  он  нам  путь  добра   к
самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем  огромной,  искренней
любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита  у  писателя  -  идеал.
Мастер -  тоже  носитель  добра,  потому  что  оказался  выше  предрассудков
общества и жил, руководствуясь душой. Поэтому автор дарует ему тот покой,  о
котором мечтал герой. На  земле  у  Мастера  остался  ученик  и  бессмертный
роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом. На  мой  взгляд,  М.
Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и  злом,  действительно,
еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда  и  его  свиты.
Да и в жизни, делая добро,  мы  можем  и  не  замечать,  как  наши  поступки
порождают зло.



                                                               Евгений



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru