Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети

Работа из раздела: «Литература»

Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных
произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские
образы. “Тургеневская женщина” — это какое-то особое измерение, некий
идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю.
“Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и
невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинам раскрывает все
хорошее или плохое, что есть в его героях.
      Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать  решения,
делать нравственный выбор, определять свою судьбу.
      В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от
простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
      Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке.  Первое
же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то  мягкого,  теплого  и
очень естественного: “Это  была  молодая  женщина  лет  двадцати  трех,  вся
беленькая и мягкая,  с  темными  волосами  и  глазами,  с  красными,  детски
пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное  ситцевое  платье,
голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.
      Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым  не  в
первый день их приезда. В тот день она  сказалась  больной,  хотя,  конечно,
была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась.
      Двойственность  ее  положения  очевидна:  крестьянка,  которой   барин
разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся.  Николай  Петрович  совершил
поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину,  родившую  от
него ребенка, то есть, как бы признал определенные ее права  и  не  скрывал,
что Митя — его сын. Но вел он себя  при  этом  так,  что  Фенечка  не  могла
чувствовать  себя  свободно  и  справлялась  со  своим   положением   только
благодаря природной естественности и достоинству.
      Вот как Николай Петрович  говорит  о  ней  Аркадию:  ”Не  называй  ее,
пожалуйста, громко... Ну да... она теперь живет у  меня.  Я  поместил  ее  в
доме...  там  были  две  небольшие  комнатки.   Впрочем,   это   все   можно
переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал —  до  того  ему  было
неловко.
      Но  вот  Фенечка  появилась  перед  гостями:  “Она  опустила  глаза  и
остановилась у стола, слегка опираясь на самые  кончики  пальцев.  Казалось,
ей и совестно было,  что  она  пришла,  и  в  то  же  время  она  как  будто
чувствовала, что имела право прийти”.
      Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется  ею.  Он  как
будто хочет защитить ее и показать, что она в своем  материнстве  не  только
прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков:  “И  в  самом  деле,
есть  ли  на  свете  что-нибудь  пленительнее  молодой  красивой  матери  со
здоровым ребенком на руках?”
      Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой:
“Даже лицо его изменялось,  когда  он  с  ней  разговаривал.  Оно  принимало
выражение ясное, почти доброе, и к  обычной  его  небрежности  примешивалась
какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут  не  только  в  красоте
Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии,  какого  бы  то  ни  было
жеманства и попыток строить из себя барыню.
      Базарову  понравилась  Фенечка,  он  однажды  крепко  поцеловал  ее  в
раскрытые губы, чем  и  нарушил  все  права  гостеприимства  и  все  правила
нравственности. Фенечке  то  же  понравился  Базаров,  но  она  бы  едва  ли
отдалась ему.
      Павел Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее
комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине,  но  он  не  был
настолько низок, чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался  с
Базаровым на дуэли и чтобы дальше не  соблазняться  Фенечкой,  он  уехал  за
границу.
      Образ Фенечки подобен нежному  цветку,  имеющему,  однако,  необычайно
крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она  наиболее  близка
к “тургеневским женщинам”.
      Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее  Авдотья
Никитична Кукшина. Образ достаточно интересный и, скорее,  карикатурный,  но
не  случайный.  Вероятно,  в  середине  XIX  века  эмансипированные  женщины
появлялись все чаще, и  это  явление  не  просто  раздражало  Тургенева,  но
вызывало у него жгучую  ненависть.  Подтверждением  тому  является  описание
быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые  номера  русских  журналов,  большей
частью  неразрезанные,  валялись  по   запыленный   столам.   Везде   белели
разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В  маленькой  и
невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного,  но
выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”,  ходит  она  ”несколько
растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка  ее  на
пожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики  и
химии,  читает  статьи  о  женщинах,  хоть  с  грехом  пополам,  а  все-таки
рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все  ее  мысли
обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички,  снадобья  и
ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами.  И  чтобы
подчеркнуть  полную  ее  противоположность  Фенечке,  я  приведу   следующую
цитату: “...что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно  это-то
она и не хотела сделать. Все у ней выходило, как дети говорят — нарочно,  то
есть не просто, не естественно”.
      На образе Кукшиной мы видим женское молодое  поколение  того  времени,
эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает  ее
стремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны  всякого
благомыслящего человека.
      Реакция Базарова на Кукшину  тоже  была  совершенно  иной,  нежели  на
Фенечку, увидев ее, он поморщился. Околесица, которую несла Кукшина,  вполне
соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй,  встреча  Базарова  с
Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые  прозвучало  имя
Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова  в
пучину страстей и терзаний.
      Они встретились с Базаровым на балу у губернатора,  и  Одинцова  сразу
произвела  на  него  неизгладимое  впечатление:  “Это  что  за   фигура?   —
проговорил он. — На остальных баб не похожа”.  Надо  сказать,  что  в  устах
Базарова (то есть этого человека, каким он был на  момент  их  встречи)  это
высшая похвала. Базаров в разговоре с  хозяйкой  имения  сконфужен,  смущен,
зажат, пытается побороть в себе чувство любви, начинающее зарождаться в  его
сердце. Анна не решилась на  любовь   к  Базарову,  человеку  неординарному,
который вряд ли сделал бы её жизнь спокойной.
       Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что  это  дама  из
высшего общества. Анна  Сергеевна  Одинцова  поражала  достоинством  осанки,
плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От  ее  лица  веяло
мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только  ее  движения  и  взгляд.
Жизнь  в  ее  имении   отличалась   роскошью,   спокойствием,   холодностью,
отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство  –  главные  черты
уклада в имении Одинцовой.
      Когда Базаров с Аркадием  приехали  к  ней  в  усадьбу,  они  увидели,
насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь  оказалось
“поставлено  на  рельсы”.  Комфорт   и   безмятежность   составляли   основу
существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни  (“тертый  калач”)
и теперь как будто хотела только отдыхать  от  своего  прошлого.  Не  раз  в
разговоре с Базаровым она называла себя старой.
      Когда я читал  роман,  то  сначала  думал,  что  она,  таким  образом,
кокетничает - ведь ей всего 28  лет!  Но  потом  я  понял:  у  этой  молодой
женщины душа  старухи.  Иначе  как  объяснить  ее  стремление  всеми  силами
заглушить в себе  возникшую  влюбленность,  только  чтобы  она  не  помешала
размеренному образу жизни.
      Автор пишет о ней: ’’Её ум был пытлив  и  равнодушен  в  одно  и  тоже
время.  Её  сомнения  не  утихали  никогда  до  забывчивости  и  никогда  не
дорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть  может,  бросилась
бы в битву, узнала бы страсть…’’ Одинцова и сама хорошо знает  это  свойство
своей  натуры,  она  говорит  Базарову:  ’’Я  люблю  то,  что  вы  называете
комфортом.’’
      Но в то же время Анна  Сергеевна  способна  на  благородные  поступки,
сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с  умирающим  Евгением,
хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.
      В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по  любви,
а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность  рассудка
в ней сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностью душевной.
      У Одинцовой сильный характер,  и  она  даже  в  чем-то  подавила  свою
младшую сестру Катю.
      Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как
бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер.  Темная  брюнетка
с большими чертами лица и небольшими задумчивыми  глазами.  В  детстве  была
очень дурна собой, к 16 годам стала  поправляться  и  сделалась  интересной.
Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет  и  вздыхает,  боится
говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет  из  них
букеты. В комнате у неё удивительный  порядок.  Терпелива,  нетребовательна,
но в то же время упряма.  Постепенно  раскрывается  ее  индивидуальность,  и
становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
      Образ Одинцовой интересен как раз своей  неоднозначностью.  Её  нельзя
назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не  погрешив  при  этом
против  истины.  Анна  Сергеевна  –  живой  и  яркий  человек,   со   своими
достоинствами и недостатками.
      Мне трудно однозначно ответить на вопрос:  как  Тургенев  относится  к
Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие —  Одинцова  мне  не
очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде  не  допускает  иронии  в
отношении этой героини. Он считает ее достаточно  умной  женщиной  (“Баба  с
мозгом”, — по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно чарован ею.
      “Тургеневские женщины” — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее
духом окружающих их мужчин. Может  быть,  заслуга  Одинцовой  заключается  в
том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить  маску,  которая
так мешала ему, и способствовала  становлению  личности  этого  незаурядного
человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе  сердцу  писателя?
Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства.  А
эмансипированные   женщины,   в   их   худших   проявлениях,   ему   глубоко
несимпатичны.   Одинцова   отталкивает   своей   холодностью   и   эгоизмом.
Тургеневский же идеал женщины  заключается  в  умении  любить  и  жертвовать
собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень  разные,  у  каждой  из
них своя жизнь, свои переживания, но всех их  объединяют  любовь  и  желание
быть счастливыми.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru