Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Хронологическая таблица жизни И.С. Тургенева

Работа из раздела: «Литература»

                Хронологическая таблица жизни И. С. Тургенева


|Даты    |События в жизни                    |Творчество                  |
|28      |Рождение Ивана Сергеевича          |                            |
|октября |Тургеневав в Орле. Отец, Сергей    |                            |
|(9      |Николаевич Тургенев, принадлежал к |                            |
|ноября) |старинному дворянскому роду, мать, |                            |
|1818    |Варвара Петровна Лутовинова —      |                            |
|        |богатая помещица; в ее имении      |                            |
|        |Спасское-Лутовиново (Мценский уезд |                            |
|        |Орловской губернии) прошли детские |                            |
|        |годы будущего писателя, рано       |                            |
|        |научившегося тонко чувствовать     |                            |
|        |природу и ненавидеть крепостное    |                            |
|        |право                              |                            |
|1827    |Семья переезжает в Москву; Тургенев|                            |
|        |обучается в пансионе при           |                            |
|        |Лазаревском институте 6 лет и у    |                            |
|        |хороших домашних учителей          |                            |
|1833    |Поступление на словесное отделение |                            |
|        |Московского университета, но учился|                            |
|        |только год. За это время           |                            |
|        |познакомился с Грибоедовым,        |                            |
|        |Станкевичем, учился одновременно с |                            |
|        |Герценом, Белинским, Лермонтовым,  |                            |
|        |Гончаровым. Одно из сильнейших     |                            |
|        |впечатлений ранней юности —        |                            |
|        |влюбленность в княжну Е. Л.        |                            |
|        |Шаховскую, переживавшую в эту пору |                            |
|        |роман с отцом Тургенева, —         |                            |
|        |отразилось в повести «Первая       |                            |
|        |любовь» (1860).                    |                            |
|1834    |Переход на историко-филологический |                            |
|        |факультет Санкт-Петербургского     |                            |
|        |университета.                      |                            |
|1836    |                                   |Тургенев переводит с        |
|        |                                   |английского Байрона,        |
|        |                                   |Шекспира, показывает свои   |
|        |                                   |стихотворные опыты в        |
|        |                                   |романтическом духе          |
|        |                                   |литератору пушкинского      |
|        |                                   |круга, университетскому     |
|        |                                   |профессору П. А. Плетневу;  |
|        |                                   |тот приглашает студента на  |
|        |                                   |литературный вечер (в дверях|
|        |                                   |Тургенев столкнулся с А. С. |
|        |                                   |Пушкиным)                   |
|1838    |В мае 1838 Тургенев отправляется в |В «Современнике» появляются |
|        |Германию и продолжает изучать      |тургеневские стихотворения  |
|        |философию в Берлинском университете|«Вечер» и «К Венере         |
|        |(желание пополнить образование     |Медицийской» (к этому       |
|        |соединилось с неприятием           |моменту Тургеневым написано |
|        |российского уклада, основанного на |около сотни стихотворений, в|
|        |крепостном праве). В Германии очень|основном не сохранившихся, и|
|        |сблизился со Станкевичем,          |драматическая поэма         |
|        |Грановским Катастрофа парохода     |«Стено»).                   |
|        |«Николай I», на котором плыл       |                            |
|        |Тургенев, будет описана им в очерке|                            |
|        |«Пожар на море» (1883; на          |                            |
|        |французском языке).                |                            |
|До      |Тургенев живет в Берлине, слушает  |                            |
|августа |лекции в университете, занимается  |                            |
|1839    |классическими языками, пишет стихи,|                            |
|        |общается с Т. Н. Грановским, Н. В. |                            |
|        |Станкевичем.                       |                            |
|1840-184|После короткого пребывания в России|Бакунин стал прообразом     |
|1       |в январе в Петербурге,где он сдаеет|Рудина.                     |
|        |экзамены на звание магистра        |                            |
|        |философских наук, но получив звание|                            |
|        |оставляет философию,Тургенев       |                            |
|        |отправляется в Италию, но с мая    |                            |
|        |1840 по май 1841 он вновь в        |                            |
|        |Берлине, где знакомится с М. А.    |                            |
|        |Бакуниным. Прибыв в Россию, он     |                            |
|        |посещает имение Бакуниных          |                            |
|        |Премухино, сходится с этой семьей: |                            |
|        |вскоре начинается роман с Т. А.    |                            |
|        |Бакуниной, что не мешает связи со  |                            |
|        |швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она   |                            |
|        |родит Тургеневу дочь Пелагею)      |                            |
|январь18|Тургенев поступает на службу в     |Появление поэмы на          |
|43      |Министерство внутренних дел.1      |современном материале       |
|        |ноября 1843 Тургенев знакомится с  |«Параша», получившей высокую|
|        |певицей Полиной Виардо             |оценку В. Г. Белинского.    |
|        |(Виардо-Гарсия), она была замужем, |                            |
|        |мужа не бросила, она платила       |                            |
|        |Тургеневу нежной дружбой, но       |                            |
|        |большего дать не могла. Все        |                            |
|        |средства Тургенева были отданы этой|                            |
|        |семье. Когда он смертельно заболел |                            |
|        |раком, она неотлучно была при нем  |                            |
|май 1845|Тургенев выходит в отставку.       |Знакомство с критиком,      |
|        |                                   |перешедшее в дружбу (в 1846 |
|        |                                   |Тургенев стал крестным его  |
|        |                                   |сына), сближение с его      |
|        |                                   |окружением (в частности, с  |
|        |                                   |Н. А. Некрасовым) изменяют  |
|        |                                   |его литературную ориентацию:|
|        |                                   |от романтизма он обращается |
|        |                                   |к иронико-нравоописательной |
|        |                                   |поэме («Помещик», «Андрей», |
|        |                                   |обе 1845) и прозе, близкой  |
|        |                                   |принципам «натуральной      |
|        |                                   |школы» и не чуждой влиянию  |
|        |                                   |М. Ю. Лермонтова («Андрей   |
|        |                                   |Колосов», 1844; «Три        |
|        |                                   |портрета», 1846; «Бретер»,  |
|        |                                   |1847).                      |
|1847-185|С начала 1847 по июнь 1850 он живет|Повести «Петушков» (1848),  |
|1       |за границей (в Германии, Франции;  |«Дневник лишнего человека»  |
|        |Тургенев — свидетель французской   |(1850), комедии «Холостяк»  |
|        |революции 1848): опекает больного  |(1849), «Где тонко, там и   |
|        |Белинского во время его            |рвется», «Провинциалка» (обе|
|        |путешествия; тесно общается с П. В.|1851), психологическая драма|
|        |Анненковым, А. И. Герценом,        |«Месяц в деревне» (1855).   |
|        |знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А.|Главное дело этого периода —|
|        |де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно.     |«Записки охотника», цикл    |
|        |1849г - живет во Франции и покупает|лирических очерков и        |
|        |дом местечке Куртавиль, чтобы быть |рассказов, начавшийся с     |
|        |ближе к Виардо.                    |рассказа «Хорь и Калиныч»   |
|        |                                   |(1847; подзаголовок «Из     |
|        |                                   |записок охотника» был       |
|        |                                   |придуман И. И. Панаевым для |
|        |                                   |публикации в разделе «Смесь»|
|        |                                   |журнала «Современник»);     |
|        |                                   |отдельное двухтомное издание|
|        |                                   |цикла вышло в 1852 В        |
|        |                                   |сборнике 1852 года вошло 22 |
|        |                                   |очерка, позднее еще 3 -     |
|        |                                   |рассказы «Конец             |
|        |                                   |Чертопханова» (1872), «Живые|
|        |                                   |мощи», «Стучит» (1874)      |
|апрель  |В мае 1853 выслан в Спасское, где  |За отклик на смерть Н. В.   |
|1852    |живет до декабря 1853              |Гоголя, запрещенный в       |
|        |                                   |Петербурге и опубликованный |
|        |                                   |в Москве, Тургенев по       |
|        |                                   |высочайшему повелению       |
|        |                                   |посажен на съезжую (там был |
|        |                                   |написан рассказ «Муму»).    |
|        |                                   |Работа над неоконченным     |
|        |                                   |романом, повестью «Два      |
|        |                                   |приятеля», знакомство с А.  |
|        |                                   |А. Фетом, активная переписка|
|        |                                   |с С. Т. Аксаковым и         |
|        |                                   |литераторами из круга       |
|        |                                   |«Современника»; в хлопотах  |
|        |                                   |об освобождении Тургенева   |
|        |                                   |важную роль сыграл А. К.    |
|        |                                   |Толстой.                    |
|До июля |Тургенев живет в России: зимой по  |Публикуются повести         |
|1856    |преимуществу в Петербурге, летом в |«Затишье» (1854), «Яков     |
|        |Спасском. Его ближайшая среда —    |Пасынков» (1855),           |
|        |редакция «Современника»;где        |«Переписка», «Фауст» (обе   |
|        |состоялись знакомства с И. А.      |1856). Тургенев принимает   |
|        |Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н.  |участие в издании           |
|        |Островским Взаимное охлаждение с   |«Стихотворений» Ф. И.       |
|        |далекой Виардо приводит к краткому,|Тютчева (1854) и снабжает   |
|        |но едва не закончившемуся женитьбой|его предисловием.           |
|        |роману с дальней родственницей О.  |                            |
|        |А. Тургеневой                      |                            |
|1856    |Отбыв за границу в июле, Тургенев  |«Рудин», «Поездка в Полесье»|
|        |попадает в мучительный водоворот   |«                           |
|        |двусмысленных отношений с Виардо и |                            |
|        |воспитывавшейся в Париже дочерью.  |                            |
|        |После трудной парижской зимы       |                            |
|        |1856-57 он отправляется в Англию,  |                            |
|        |затем в Германию, где пишет «Асю», |                            |
|        |одну из наиболее поэтичных         |                            |
|        |повестей, поддающуюся, впрочем,    |                            |
|        |истолкованию в общественном ключе  |                            |
|        |(статья Н. Г. Чернышевского        |                            |
|        |«Русский человек на rendez-vous»,  |                            |
|        |1858), а осень и зиму проводит в   |                            |
|        |Италии. К лету 1858 он в Спасском; |                            |
|        |в дальнейшем нередко год Тургенева |                            |
|        |будет члениться на «европейский,   |                            |
|        |зимний» и «российский, летний»     |                            |
|        |сезоны.                            |                            |
|60-е    |Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. |Дворянское гнездо» 1859,    |
|годы    |Толстым, едва не обернувшаяся      |«Накануне» 1860 «Отцы и     |
|        |дуэлью (примирение в 1878). В 1863 |дети», 1862; «Дым» 1867;    |
|        |происходит новое сближение         |«Новь», 1877После «Накануне»|
|        |Тургенева с Полиной Виардо; до 1871|и посвященной роману статьи |
|        |они живут в Бадене, затем (по      |Н. А. Добролюбова «Когда же |
|        |окончании франко-прусской войны) в |придет настоящий день?»     |
|        |Париже. Тургенев близко сходится с |(1860) происходит разрыв    |
|        |Г. Флобером и через него с Э. и Ж. |Тургенева с                 |
|        |Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де |радикализировавшимся        |
|        |Мопассаном; он принимает на себя   |«Современником» (в          |
|        |функцию посредника между русской и |частности, с Н. А.          |
|        |западными литературами.            |Некрасовым; их взаимная     |
|        |                                   |враждебность сохранялась до |
|        |                                   |конца). Конфликт с «молодым |
|        |                                   |поколением» усугубился      |
|        |                                   |романом «Отцы и дети»       |
|        |                                   |(памфлетная статья М. А.    |
|        |                                   |Антоновича «Асмодей нашего  |
|        |                                   |времени» в «Современнике»,  |
|        |                                   |1862; так называемым        |
|        |                                   |«расколом в нигилистах» во  |
|        |                                   |многом мотивирована         |
|        |                                   |позитивная оценка романа в  |
|        |                                   |статье Д. И. Писарева       |
|        |                                   |«Базаров», 1862). ). В      |
|        |                                   |повести «Призраки» (1864)   |
|        |                                   |Тургенев сгущает            |
|        |                                   |намечавшиеся в «Записках    |
|        |                                   |охотника» и «Фаусте»        |
|        |                                   |мистические мотивы; эта     |
|        |                                   |линия получит развитие в    |
|        |                                   |«Собаке» (1865), «Истории   |
|        |                                   |лейтенанта Ергунова» (1868),|
|        |                                   |«Сне», «Рассказе отца       |
|        |                                   |Алексея» (оба 1877), «Песни |
|        |                                   |торжествующей любви» (1881),|
|        |                                   |«После смерти (Клара Милич)»|
|        |                                   |(1883). Тема слабости       |
|        |                                   |человека, оказывающегося    |
|        |                                   |игрушкой неведомых сил и    |
|        |                                   |обреченного небытию, в      |
|        |                                   |большей или меньшей мере    |
|        |                                   |окрашивает всю позднюю прозу|
|        |                                   |Тургенева; наиболее прямо   |
|        |                                   |она выражена в лирическом   |
|        |                                   |рассказе «Довольно!» (1865),|
|        |                                   |воспринятом современниками  |
|        |                                   |как свидетельство (искреннее|
|        |                                   |или кокетливо-лицемерное)   |
|        |                                   |ситуативно обусловленного   |
|        |                                   |кризиса Тургенева (ср.      |
|        |                                   |пародию Ф. М. Достоевского в|
|        |                                   |романе «Бесы», 1871).       |
|70-е    |В 1879-81 старый писатель          |Растет его общеевропейская  |
|годы    |переживает бурное увлечение        |слава: в 1878 на            |
|        |актрисой М. Г. Савиной, окрасившее |международном литературном  |
|        |его последние приезды на родину.   |конгрессе в Париже писатель |
|        |                                   |избран вице-президентом; в  |
|        |                                   |1879 он — почетный доктор   |
|        |                                   |Оксфордского университета.  |
|        |                                   |Тургенев поддерживает       |
|        |                                   |контакты с русскими         |
|        |                                   |революционерами (П. Л.      |
|        |                                   |Лавровым, Г. А. Лопатиным) и|
|        |                                   |оказывает материальную      |
|        |                                   |поддержку эмигрантам        |
|        |1880 - последний раз приезжает в   |Наряду с рассказами о       |
|        |Россию на открытие памятника       |прошлом («Степной король    |
|        |Пушкину в Москве,где он произносит |Лир», 1870; «Пунин и        |
|        |блистательную речь о Пушкине       |Бабурин», 1874) и           |
|        |                                   |упомянутыми выше            |
|        |                                   |«таинственными» повестями в |
|        |                                   |последние годы жизни        |
|        |                                   |Тургенев обращается к       |
|        |                                   |мемуаристике («Литературные |
|        |                                   |и житейские воспоминания»,  |
|        |                                   |1869-80) и «Стихотворениям в|
|        |                                   |прозе» (1877-82), где       |
|        |                                   |представлены едва ли не все |
|        |                                   |основные темы его творчества|
|22      |Буживаль, близ Парижа.Смерть Ивана |                            |
|августа |Сергеевича Тургенева Ей            |                            |
|(3      |предшествовало более чем полтора   |                            |
|сентября|года мучительной болезни (рак      |                            |
|) 1883  |спинного мозга). Похоронен на      |                            |
|        |Волковом кладбище в                |                            |
|        |Санкт-Петербурге по завещанию рядом|                            |
|        |с Белинским.                       |                            |


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru