Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Формирование жанровой разновидности сатирической комедии На всякого мудреца, довольно простоты

Работа из раздела: «Литература»

    Формирование жанровой разновидности сатирической комедии „На всякого
                        мудреца , довольно простоты'

    Тип сатирической комедии, характерной дли Островского,  складывается  в
1868 году в пьесе «На всякого  мудреца  довольно  простоты».  В  это:  пьесе
драматург, прославленный как  открыватель  целого  пласта  русской  жизни  —
купеческого быта, впервые обращается  к  изображению  дворянского  общества.
Сам материал, выбранный  для  новой  современной  пьесы,  свидетельствует  о
большом историческом  чутье  Островского.  Реакция  дворянства  на  реформу,
социально-политические и нравственные изменения, происходящие  в  дворянской
среде в связи с падением крепостного права, -  это  тема  в  высшей  степени
актуальная для конца 60-х годов XIX века. Исторический момент,  изображенный
в пьесе, почти совпадает со временем  ее  написания:  вторая  половина  60-х
годов. Комедия  допускает  столь  точное  приурочение  благодаря  тому,  что
нарисованные  в  ней   состояние   общества,   социальное   самочувствие   и
общественное   поведение   изображенных   типов   обладают    четкостью    и
достоверностью почти научного исторического анализа[1].
    Несмотря  на  то  что  реформы  сохранили  в  русской  жизни  множество
феодальных пережитков, все-таки это были буржуазные преобразования,  и  они,
безусловно,  дали  толчок  росту  и  развитии  в  России   капиталистических
отношений. Возникают различного рода акционерные  компании,  продолжается  и
усиливается строительство железных дорог. Определенные —  и  все  большие  —
круги общества  охватывает  стяжательская  лихорадка,  стремление  к  наживе
овладевает  и  вчерашними  барами,   благосостояние   которых   ранее   было
обеспечено  трудом  крепостных.  Если  еще  недавно  единственным  достойным
стилем жизни в дворянских верхах считалась барская неторопливость и  свобода
от  какой-либо  деятельности,  то  теперь   в   моду   входит   деловитость.
Разумеется,  эта  эпоха  выдвинула  и  подлинно  «деловых»  людей,   умевших
наживать огромные капиталы, использовать  новые,  предоставленные  временем,
возможности  обогащения.  Но   еще   больше   распространилась   «призрачная
деловитость», пустопорожняя суета и видимость  деловой  жизни.  О  настоящем
буржуазном  дельце  Островский  вскоре  напишет  другую  комедию   («Бешеные
деньги»), а «На всякого мудреца довольно простоты»  —  пьеса,  где  суетятся
мнимые деловые люди. Все герои,  кроме  Курчаева,  куда-то  спешат,  страшно
заняты. Даже Мамаев — «богатый барин», как  сказано  в  перечне  действующих
лиц, — хочет казаться деловым человеком. Курчаев говорит о  нем:  «...Третий
год квартиру ищет. Ему и не нужна квартира, он просто  ездит  разговаривать,
все  как  будто  дело  делает.  Выедет  с  утра,  квартир  десять  осмотрит,
поговорит с хозяевами, с дворниками, потом поедет по лавкам пробовать  икру,
балык, там рассядется, в рассуждения  пустится.  Купцы  не  знают,  как  его
выжить из лавки, а он доволен, все-таки утро у него не  пропало  даром»  (V,
108—109). Городулин тоже завален делами: Городулин.  ...  Мне  завтра  нужно
спич говорить  за  обедом,  а  думать  решительно  некогда  (V,  129).  Или:
Городулин. Дела, дела. То обеды, то вот железную дорогу открываем (V, 141).
    Особенно модной стала общественная деятельность. Все мечтают влиять  на
умы,  заставить  прислушаться  к  своему  мнению.  Смешную  страсть  Мамаева
подавать советы разделяет и Крутицкий. Но  ему  не  интересно  поучать  кого
попало, он хочет советовать правительству и обществу.  Прошло  время,  когда
произносили  речи  в  салонах,  печать  в  гласность  —   вот   два   столпа
общественной жизни, о которых столько говорят в  пореформенном  обществе.  И
генерал Крутицкий провозглашает: «Прошло время, любезнейший Нил  Федосеевич,
прошло время. Коли хочешь приносить пользу, умей владеть пером» (V, 119).
    Итак, в пьесе Островского изображен  острый,  и  во  многих  отношениях
переломный момент в жизни русского общества. Думается, не  случайно,  что  в
этой пьесе о пореформенном дворянстве не оказалось истинно  «деловых  людей»
(кроме Глумова, но о нем речь  впереди).  Дворяне  —  это  уже  прошлое.  Не
только будущее,  но  и  настоящее  им  не  принадлежит.  Поэтому  Островский
изображает не подлинных дельцов, а героев, лишь воображающих себя  деловыми,
не настоящее буржуазное оживление, а лишь тень его, не подлинную,  а  мнимую
общественную деятельность. Глубокий художественный смысл приобретает в  этой
связи и место действия — Москва, «столица дворянской  фронды»,  по  удачному
выражению С. Н. Дурылина. «Это была грибоедовская Москва,  показанная  через
сорок лет после Грибоедова»[2]
    «Говорить о настоящем России — значит  говорить  о  Петербурге,  ...  о
городе настоящего, о городе,  который  один  живет  и  действует  в  уровень
современным и своеземным потребностям на огромной части планеты,  называемой
Россией. Москва, напротив, имеет притязания  на  прошедший  быт,  на  мнимую
связь с ним; ... всегда глядит назад,  увлеченная  петербургским  движением,
идет задом наперед и не видит европейских  начал  оттого,  что  касается  их
затылком», — писал в 40-е годы Герцен[3].
    С популярным в журналистике противопоставлением делового  Петербурга  и
старозаветной Москвы перекликаются слова Глумова:  «Конечно,  здесь  карьеры
не составишь, карьеру составляют и дело делают в Петербурге, а здесь  только
говорят. Но и здесь можно добиться теплого места  и  богатой  невесты,  —  с
меня и довольно. Чем в люди выходят? Не все делами, чаще  разговором.  Мы  в
Москве любим поговорить. И  чтоб  в  этой  Обширной  говорильне  я  не  имел
успеха! Не может быть ... Я начну с неважных лиц, с кружка Турусиной,  выжму
из него все, что нужно, а потом заберусь и повыше» (V, 106).
    Таковы  планы  этого  единственного   «делового»   человека   в   пьесе
Островского, и так он оценивает арену, на которой  ему  предстоит  совершить
первые шаги  своей  карьеры.  Нарочитая,  где  только  можно,  граничащая  с
«обнажением приема» тенденция ко всякому смягчению остроты  ситуации  (здесь
карьеры не  сделаешь,  кружок  Турусиной  —  «неважные  люди»)  —  несколько
неожиданное свойство для сатирической комедии.  Во  многом  это  объясняется
цензурными соображениями, но ведь все дело в том, что  такие  писатели,  как
Щедрин и Островский, умели уступки  цензуре  обращать  в  мощную  и  цельную
художественную систему эзопова языка. В  этой  комедии  Островского  нет  ни
одного  положительного  персонажа,  ее  герой  слегка  оступился   в   своем
победоносном шествии к успеху и богатству, но финал оставляет  нас  —  да  и
всех действующих лиц — в уверенности, что это временное  поражение.  И  все-
таки комедию никак не назовешь мрачной. От нее остается впечатление  какого-
то веселого  торжества  автора  и  вместе  с  ним  зрителя  над  этим  миром
ничтожеств.  Во  многом  эффект  достигается  тем,  что  нам  на   посмешище
выставлены все эти  тени  прошлого,  лишь  воображающие,  что  они  активные
деятели жизни, а на самом деле — глупые и беспомощные.
    Можно сказать, что комедия «На всякого мудреца довольно простоты» несет
на себе отчетливую печать исторического  оптимизма  Островского.  Написанная
во  время  усиления  реакции,  воссоздающая   момент   оживления   всяческих
ретроградных надежд, она тем  не  менее  исполнена  убеждения,  что  мрачные
времена крепостничества миновали безвозвратно. Нам не страшны,  а  смешны  и
Мамаев, с его сентиментальной тоской по старым  порядкам  («Как  меня  тогда
кольнуло насквозь вот в это место (показывает на грудь),  так  до  сих  пор,
словно  как  какой-то...»);  смешон  и  Крутицкий,  уверенный,   что   можно
повернуть вспять колесо истории. Этот оптимистический взгляд Островского  на
современность вовсе  не  означает,  что  драматург  не  видел  сложностей  и
опасностей, которые таил в себе новый уклад жизни. Наступала эпоха  активных
и бесстыдных хищников, расставшихся с патриархальными понятиями  приличия  и
дворянской, хотя бы внешней, порядочности. Новый герой в пьесе —  Глумов.  И
он не побежден, как все окружающие, а лишь временно отступает, чтобы  вскоре
вернуться победителем и завоевателем.
    Обращение к новому для Островского  пласту  жизни  и,  главное,  особый
взгляд на него,  оптимистическая  оценка  исторической  ситуации  определили
характерные особенности конфликта в комедии. Действие  «купеческих»  комедий
Островского (и тем более драмы «Гроза») неизменно строилось на  столкновении
любящих сердец с деспотизмом и  корыстолюбием  темных  и  косных  самодуров.
Даже в комедии «Свои люди — сочтемся», где  все  герои  сами  принадлежат  к
«темному царству», все-таки в конце появляется человеческое чувство:  любовь
стариков Большовых друг к другу и оскорбленное  отцовство.  Как  бы  ни  был
отвратителен Самсон Силыч в начале пьесы, дети, засадившие отца  в  долговую
яму, вызывают такое омерзение, что пробуждается искра сочувствия и  к  этому
старому жулику, обманувшемуся в своих расчетах.
    Островский не только живописал темное царство, но и создал  образы  его
жертв и борцов против него.  В  новой  комедии  все  иначе.  Конфликт  лишен
внешней остроты. Единственным активным деятелем в пьесе оказывается  Глумов,
от него в сущности исходят все повороты интриги. Даже месть  Мамаевой  всего
лишь ответная реакция уязвленной  Глумовым  стареющей  кокетки,  то  есть  в
конечном  счете  ее  действие  —  лишь  эхо,  отклик,  резонанс   глумовской
активности. Итак, злодей, как  будто  бы  всех  обманывающий,  —  Глумов,  а
остальные персонажи — его жертвы или орудия. Но кому же из  действующих  лиц
Глумов причиняет зло? На  этот  вопрос  он  сам  отвечает  в  заключительной
сцене. Глумов по очереди обращается к каждому из обманутых им персоналкой  и
добивается от каждого более или менее ясного признания, что обман не  принес
им никакого вреда, более того — они хотят быть обманутыми и  в  сущности  не
имеют  претензий  к  Глумову.  герой  совершенно  точно  указывает  на  свою
единственную жертву: «Вас, Софья Игнатьевна, я точно обманул, и  перед  вами
я виноват, то есть не перед вами, а перед Марьей Ивановной, а  вас  обмануть
не жаль. Вы берете с улицы какую-то полупьяную  крестьянку  и  по  ее  слову
послушно выбираете мужа для своей племянницы. Кого знает ваша  Манефа,  кого
она может назвать! Разумеется, того, кто ей больше денег дает.  Хорошо  еще,
что попался я, Манефа могла бы сосватать  Какого-нибудь  беглого,  и  вы  бы
отдали, что и бывало» (V, 175).
    Итак, вся интрига направлена против гусара Курчаева, у которого  Глумов
хочет отнять надежду получить наследство  после  смерти  их  общего  дядюшки
Мамаева, и против Машеньки, которая  хочет  выйти  замуж  за  Курчаева.  Как
будто бы перед нами та самая влюбленная пара, которой )  темном  царстве  не
дают  соединиться  деспоты.  Но  Островский  всеми  мерами  устраняет  такую
трактовку  этих  персонажей.  Прежде  всего,  для   >того   введена   прямая
самохарактеристика Машеньки:
    Машенька. ...Я московская барышня, я не пойду замуж  без  денег  и  без
позволения родных. Мне Жорж Курчаев очень нравится, но если вам неугодно,  я
за него не пойду и никакой чахотки со мной от этого не будет. Но, ma  tante,
пожалейте меня! У меня, благодаря вам, есть деньги. Мне хочется пожить.
    Турусина. Понимаю, мой друг,  понимаю.  Машенька.  Найдите  мне  жениха
какого угодно, только порядочного человека,  я  за  него  пойду  без  всяких
возражений. Мне хочется поблестеть, покрасоваться (V, 136).
    Из этой сцены ясно, что брак с Глумовым не  был  бы  для  этой  барышни
несчастьем, и Глумов имел право сказать «хорошо еще, что  попался  я».  Даже
для Маши Глумов оказывается не таким уж злодеем. Нет в комедии и  ни  одного
другого лица, о котором можно было бы сказать, что он  негодяй,  совершающий
какое-либо преступление или преследующий кого-либо. В  самом  деле,  Мамаев,
тоскующий  об  утраченной  над  крепостными  власти,  далеко  не  худший  из
крепостников:
    Мамаев. Я ведь не строгий человек, я все больше словами. У  купцов  вот
обыкновение глупое: как наставление, сейчас за волосы, и при всяком слове  и
качает, и качает. Этак, говорит, крепче, понятнее. Ну,  что  хорошего!  А  я
все словами, и то нынче не нравится (V, 112).
    Действия  Крутицкого,  сочиняющего  нелепый  «Трактат  о  вреде  реформ
вообще» и мечтающего  о  насаждении  нравственности  с  помощью  возврата  к
трагедиям Озерова и Сумарокова,  тоже  как  будто  не  таят  в  себе  прямой
опасности ввиду  их  полной  абсурдности.  Болтун  Городулин,  порхающий  по
официальным торжествам и произносящий либеральные речи, тоже  как  будто  бы
безобиден. Не опасна до поры до времени и  Клеопатра  Львовна,  мечтающая  о
молодых поклонниках. Даже деспотичная в своем доме Турусина  на  свой  манер
искренне заботится о счастье племянницы: «Я все силы  употреблю,  чтобы  она
была счастлива; она вполне этого заслуживает» (V, 138).
    Таким  образом,  в  этой  пьесе  Островский  вообще   отказывается   от
изображения  деспотов,  приносящих  страдание  и  гибель  окружающим  людям,
которые от них зависят. Однако это отнюдь  не  лишает  комедию  сатирической
остроты. Перед зрителем проходит обычная, будничная жизнь этих богатых  бар,
старых и молодых важных господ (как  охарактеризованы  персонажи  в  перечне
действующих лиц), жизнь, не выходящая из рамок  обыденности  именно  потому,
что на протяжении сценического действия никто из них  не  вступает  интригу,
не участвует в событии, которое может быть  рассмотрено  и  истолковано  как
исключительное для них. И в  этой  своей  обычной,  повседневной  жизни,  не
совершая никаких злодеяний (которые все-таки  и  в  жизни  плохих  людей  не
обыденность, а исключительный случай, так сказать, «взлет»),  герои  комедии
обнаруживают  свою  аморальность,  пустоту,  низость,  глупость  и  бессилие
разобраться в жизни, понять ее и повлиять на ее род. Так в пьесе  изображено
обыкновенное дворянство.  Исключение  составляет  необыкновенный  человек  —
Глумов.
    Особый конфликт пьесы  был  художественным  выражением  сатиры  особого
типа. Объектом ее стали не столько личности, хотя бы и типичные  для  среды,
сколько ход вещей, обычай, уклад жизни в целом.  Именно  поэтому  здесь  нет
жертв, нет и  злодеев.  Глумов  —  единственный  активный  герой  комедии  —
создает и ведет интригу, цель которой его личное преуспеяние. Но среди  всех
действующих лиц нет в сущности ни одного пострадавшего от действий  Глумова.
Таким образом, Глумов не совсем обычный  отрицательный  герой.  Единственный
человек, перед которым он поистине виновен — он сам.
    Образ Глумова занимает в пьесе  (да,  пожалуй,  и  во  всем  творчестве
Островского)  совершенно  особое  место.  В  самом  Глумове  и  особенно   в
характере его взаимодействия с  остальными  персонажами  —  все  новаторство
пьесы.
    В комедии «На всякого мудреца довольно простоты» впервые у  Островского
появляется интеллигентный герой-дворянин. Тем самым Островский включается  в
очень сложную и богатую России  литературную  традицию.  В  более  ранних  .
купеческих» пьесах Островский сам выступает Колумбом  изображенного  мира  и
основателем литературной традиции, поэтому в тех пьесах  его  художественная
самобытность  выступает  в   форме   некоторой   литературной   замкнутости,
уединенности.  Разумеется,  опыт  всей  предшествующей  русской   литературы
сказался и здесь, но, как правило, в самом общем виде.
    Герой из дворянской среды,  размышляющий,  оценивающий  общественное  и
социальное бытие своих современников, ищущий свое  место  в  жизни  и  остро
чувствующий превосходство над массой своих  собратьев  по  классу  —  образ,
богато  разработанный  русской  классической  литературой  и  в   творчестве
предшественников Островского  я  в  творчестве  его  великих  современников.
Здесь Глумову предшествует вся галерея лишних людей (хотя и не только они).
    Еще в 1859 году Добролюбов в знаменитой статье «Что такое обломовщина?»
сказал об эволюции типа «лишних людей» в жизни и в литературе.  Он  писал  о
том, что в  годы  революционно-демократического  подъема  стало  исторически
актуальным  разоблачение  бессилия  людей  этого  типа,   показ   деградации
рядового  дворянского  интеллигента.  Как  конец,  итог  этой   эволюции   и
рассмотрен Добролюбовым гончаровский герой.
    Судьба Ильи Ильича Обломова знаменует один  из  возможных  путей,  или,
вернее, тупиков. дворянского  интеллигента  накануне  крестьянской  реформы.
Это путь человека, не способного  к  активной  борьбе,  но  и  не  желающего
участвовать в жизни современного  ему  общества  в  таких  формах,  как  это
делают его более заурядные собратья по классу. Путь Глумова у Островского  —
это другой возможный путь, путь предательства  по  отношению  к  собственной
личности, отступничества, нравственного раздвоения, ведущего к  разъедающему
цинизму и аморальности. Если иметь в виду такое понимание личности  Глумова,
то дневник Егора  Дмитриевича  (вернее,  то  обстоятельство,  что  он  ведет
дневник)   оказывается   очень   важным   идейно-художественным    средством
характеристики героя. Если же не видеть связи образа Глумова с  литературной
традицией, о которой мы говорили выше,  то  дневник  выглядит  искусственным
приемом, который понадобился Островскому для чисто  технических  целей  (для
построения занимательной интриги).
    Думается, что именно необычная «отрицательность» Глумова и создает  для
сценической интерпретации главного героя пьесы столько сложностей  и  подчас
даже вызывает некоторую растерянность у зрителей. В самом деле,  перед  нами
как  будто  настоящий  подлец,  а  вместе  с   тем   его   ум,   безусловное
интеллектуальное  превосходство  над  всеми  другими  персонажами  иной  раз
словно вынуждают зрителя радоваться его успеху. Это происходит потому,  что,
во-первых, мы не раз вместе  с  Глумовым  и  даже  благодаря  ему  (то  есть
благодаря его игре) смеемся над изображенным в пьесе  паноптикумом.  И,  во-
вторых,  (и  это,  возможно,  главное)  мы   чувствуем,   что   перед   нами
развертывается   весьма   драматическая   история   нравственного    падения
незаурядной личности.. То, что драма  эта  раскрыта  средствами  комедии  (а
иногда даже и  водевиля,  чуть  ли  не  фарса),  придает  пьесе  Островского
глубокую оригинальность.
    Конфликт  героя  со  средой,  столь   характерный   для   произведений.
литературных  предшественников  Островского,  сведен,  как  мы   видели,   к
минимуму.  Зато  чрезвычайно  острый  конфликт  существует  внутри  личности
самого  Глумова.  Его  ум,  талантливость,   артистизм,   вообще   вся   его
человеческая незаурядность состоят в глубоком и непримиримом противоречии  с
жаждой преуспеяния в этом обществе пошлых и заурядных людей.
    Когда мы говорим о внутреннем конфликте личности  Глумова,  не  следует
понимать это как борьбу злых и  добрых  побуждений  в  душе  героя.  История
Глумова не есть  история  искушения  и  падения  честного  человека.  Именно
поэтому сходство Глумова с Жадовым все-таки  сильно  преувеличено.  Аналогия
между  этими  героями  возникла  уже  у  первых  истолкователей  и  зрителей
комедии. На самом же деле сходство этих героев ограничивается  лишь  уровнем
их  интеллигентности.  Внутренняя  сущность  героев   совершенно   различна.
История  Жадова  —  это  действительно  история  того,  как  жизнь  искушает
честного человека, о борьбе,  происходящей  в  его  душе  между  честностью,
высокими принципами и стремлением не к преуспеянию даже, а лишь  к  обычному
скромному человеческому благополучию. В новой комедии  Островский  исследует
совершенно  иную  ситуацию.  Мы  застаем  его  героя  в  момент,  когда   он
решительно вступил в борьбу за преуспеяние в обществе,  богатство,  карьеру.
Ни о каких моральных страданиях, ни о каких угрызениях совести нет  и  речи.
Более того, этическая самооценка героя звучит вполне определенно:  «Я  умен,
зол и завистлив» (V, 106).
    В критической литературе разбор  образа  Глумова  не  раз  строился  на
предположении,  что  эпиграммы,  от  которых  Глумов  отрекается  в   первом
действии, были  чуть  ли  не  общественной  сатирой,  и,  следовательно,  мы
застаем  героя  в  момент  духовного  перелома:  из  передового   борца   он
превращается в карьериста и приспособленца. Так, у С.  Н.  Дурылина  читаем:
«Он начал, как Чацкий, разящий эпиграммами Фамусовых и Скалозубов, а  затем,
отрекшись от всякого родства  с  Чацким  («Эпиграммы  в  сторону!  Этот  род
поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору»), намерен перейти  в  лагерь
Молчалиных, но вовсе не для того,  чтобы  раствориться  в  молчалинстве.  Он
оставляет за собой право «сметь свое суждение иметь».  Молчалинствуя  въявь,
он втайне будет вести дневник, собирая в нем обличительный  материал  против
Мамаевых и Крутицких»[4]. Но мы не имеем никаких  оснований  уравнивать  эти
неизвестные нам эпиграммы Глумова с сарказмами  Чацкого,  обличающего  своих
антиподов с позиций высокой гуманистической этики. Единственное, о  чем  эти
эпиграммы,   безусловно,   свидетельствуют,    это    об    интеллектуальном
превосходстве их автора над окружающей его средой.  И  вот,  решив  отказать
себе в удовольствии острить над глупыми людьми, Глумов  собирается  доверить
плоды своей наблюдательности и ума дневнику.
    Глумов (садится к столу). Эпиграммы в сторону! Этот род  поэзии,  кроме
вреда, ничего не приносит  автору.  Примемся  за  панегирики.  (Вынимает  из
кармана тетрадь). Всю желчь, которая будет накипать в душе, я  буду  сбывать
в этот дневник, а на устах останется только мед.  Один,  в  ночной  тиши,  я
буду вести летопись людской пошлости. Эта рукопись  не  предназначается  для
публики, я один буду и  автором,  и  читателем.  Разве  со  временем,  когда
укреплюсь на прочном фундаменте, сделаю из нее извлечения (V, 106).
    Несоответствие  образа  действий  Глумова,  его   жизненной   практики,
поступков и природных возможностей этого человека —  вот  что  демонстрирует
нам  дневник  Глумова.  Здесь,  в  дневнике  —   единственное   место,   где
проявляются  его  способности,  ум,   наблюдательность.   Для   того   чтобы
преуспевать в таком обществе, в каком он  намерен  завоевать  положение,  не
нужно даже быть тонким  интриганом,  великим  актером.  В  сущности  даже  и
незаурядный ум Глумову не нужен (единственное, что  от  него  потребовалось,
это верно понять и оценить интеллектуальный уровень своих партнеров) .
    Тем не менее Островский как раз хочет показать умного человека и вместе
с тем не считает, что для успеха  в  обществе  нужен  ум.  Напротив,  как  в
сущности справедливо, хотя и наивно рассуждает  Мамаева:  «Если  вы  видите,
что умный человек бедно одет,  живет  в  дурной  квартире,  едет  на  плохом
извозчике, — это вас не поражает, не колет вам глаз; так и нужно,  это  идет
к умному человеку, тут нет видимого противоречия» (V, 120—121). Чтобы  стать
победителем в жизненной борьбе в этом обществе, ум  не  нужен  —  вот  мысль
Островского. И она почти прямо сформулирована  в  пьесе.  «Им  надо  льстить
грубо,  беспардонно.  Вот  и  весь  секрет  успеха»,—говорит  себе   Глумов,
понимая, что тонкой лестью, тонкой игрой  ничего  не  добьешься.  Поэтому  в
сцене с Мамаевым  (диалог  о  глупости)  возникают  почти  фарсовые  приемы,
поэтому так часто Глумов, ведя свою интригу, создает  на  сцене  водевильные
ситуации, что также было превратно  истолковано  современниками  Островского
не как тонкое художественное решение, а  как  просчет  и  чуть  ли  даже  не
измена собственному методу комедиографа-реалиста.
    О различного рода заимствованиях из русских и европейских  драматургов,
отмеченных уже современниками Островского, писали  впоследствии  и  историки
литературы. Так,  Н.  П.  Кашину  принадлежит  статья  «На  всякого  мудреца
довольно простоты» и «Школа злословия» Шеридана»[5].  Исследователь  отметил
несомненное   сходство   некоторых   персонажей   Островского   с    героями
замечательной  английской  комедии,  а  также  сходство  некоторых  сюжетных
мотивов.
    Современники    предъявили    Островскому    два    основных    упрека:
неестественность некоторых поступков героя  и  даже  ситуаций  в  комедии  и
заметное влияние на нее не только прославленных шедевров прошлого,  но  даже
и  некоторых  театрально-сценических  трафаретов.  Впоследствии  многие   из
писавших об Островском, стремясь «защитить» комедию, ограничивались  простым
отрицанием справедливости этих упреков. Между  тем  опровержение  получалось
неубедительным, так как наблюдения старых критиков верно отразили  некоторые
объективные  свойства  комедии  Островского;  неправота  же  этих   критиков
(исторически объяснимая)  состояла  в  том,  что  они  не  сумели  осмыслить
отмеченные свойства как высокохудожественный прием,  вполне  соответствующий
раскрытию авторского замысла.
    Верно, что в жизни одураченные Глумовым Мамаев и Крутицкий едва ли  так
терпеливо выслушали бы его отповедь и тут  же  в  сущности  простили  его  и
пообещали поддержку в.  будущем.  С  точки  зрения  бытовой  психологической
достоверности это неестественно. Но художественная правда  здесь  несомненно
налицо: эта гротескная развязка как нельзя более верно  выразила  социальную
и даже политическую сущность всех участников пьесы.
    В  новой  комедии  Островского  не  только  введен  новый  своеобразный
конфликт, но в ней мы видим и новый для драматурга  способ  типизации  —  не
психологическо-бытовой, а гротескно заостренный. В этом смысле  комедия  «На
всякого 'мудреца довольно простоты» более  других  произведений  Островского
родственна реализму Салтыкова-Щедрина в  манере  изображения  человека,  что
неоднократно отмечали историки литературы.
    Однако  Островский  далек  от  своеобразной  фантастики,   свойственной
социально-политическому гротеску Щедрина. У Островского и гротескный  способ
типизации  жизни  мыслится  в  формах  самой   жизни.   Драматург   озабочен
реалистической мотивировкой гротескных по существу  поступков  и  характеров
своих  героев.  Условность,  несомненно  свойственная  этой  комедии,  очень
тонкая и «осторожная». Островский  не  хочет  изображать  героев  комедии  в
полноте  и  объемности  их  духовного   мира.   Углубление   психологической
разработки  каждого  из  героев  помешало  бы  выполнению  основной  задачи,
поставленной драматургом: сатирическому  и  комическому  разоблачению  жизни
пореформенной  дворянской  Москвы.   Но   и   абстрактность   абсолютно   не
свойственна художественной манере Островского. Поэтому его  герои  не  вовсе
лишены психологической разработки и бытовой конкретности. Они лишь  взяты  в
одном  психологическом  аспекте,  нужном  и  важном  для  решения   основной
драматургической задачи. В обрисовке характеров есть психологизм, но  он  не
«объемный» многосторонний, а «контурный». Именно это  позволило  Островскому
использовать   некоторые   чисто   театральные   приемы   характеристики   и
технического   построения   интриги,   выработанные   не   кем-то   из   его
предшественников конкретно,  а  всем  развитием  театрального  искусства,  и
сказавшиеся, в частности, в таком явлении, как театральные амплуа.
    Персонажи «На  всякого  мудреца  довольно  простоты»  не  только  имеют
литературных «родственников» (Городулин — Репетилов, а отчасти и  Хлестаков,
Крутицкий — Скалозуб и  т.  д.),  для  большинства  из  них  можно  найти  и
соответствующее амплуа; только эти амплуа очень точно применены  Островским,
«подогнаны»  к  изображенной  им  реальной  жизни.  В   этом   использовании
некоторых  приемов  драматургической   традиционной   техники   нет   ничего
порочащего Островского,  напротив,  мы  можем  только  удивляться,  с  каким
художественным совершенством применены эти средства. Но исторически  понятно
недоумение  современников  драматурга,  уже  составивших  себе  определенное
представление о «настоящем Островском» (иногда еще  и  до  сих  пор  живущую
схему!) и ставших в тупик перед новой гранью его мастерства.
    Наиболее условная (но это не значит нежизненная)  фигура  в  комедии  —
Глумов. В каком-то смысле  поведение  и  речи  его  наименее  естественны  и
больше, чем у других персонажей,  связаны  с  литературными  образцами.  Эта
связь по ходу пьесы проявляется в различных репликах Глумова. Вместе  с  тем
драматург дает реалистическую мотивировку такой  «цитатности»:  ведь  Глумов
«играет», для каждого своего партнера ставит спектакль. Вполне  естественно,
что при этом Островский апеллирует  к  литературному  и  театральному  опыту
зрителей. Они-то, в отличие от Мамаева  и  других  действующих  лиц,  должны
видеть, что Глумов неискренен,  что  это  все  не  свое,  не  подлинное  его
достояние, а «цитата».
    Родство комедии Островского с «Горем от  ума»  и  «Ревизором»  наиболее
очевидно. Причем речь здесь должна идти не  об  отдельных  реминисценциях  и
заимствованиях,  но  именно  о  глубокой  внутренней  преемственной   связи,
существующей между этими тремя великими сатирическими  комедиями  в  русской
литературе.
    «Горе от ума» и «Ревизор» имеют между собой много общего прежде всего в
самом построении этих пьес вокруг центрального образа — Чацкого у
Грибоедова, Хлестакова у Гоголя. Излишне, конечно, упоминать о коренном
различии этих образов, о противоположности авторского отношения к ним и т.
д. Это совершенно очевидно. В данном случае, однако, интересно было бы
обратить внимание не только на различие, но и на сходство между Чацким,
Хлестаковым и Глумовым. Разумеется, речь не может идти о сходстве между
Чацким и Хлестаковым с точки зрения идейного содержания этих образов. В
этом смысле между ними нет сходства, хотя есть связь. Речь идет об общих
или сходных чертах, обусловленных одинаковой или сходной функцией образов
Чацкого, Хлестакова и Глумова в общей системе построения каждой из комедий.
Но такая сходная функция не была бы возможна, если бы в идейно-
художественном содержании каждого из образов центральных героев этих
комедий не было бы хотя бы одной точки соприкосновения. И такую точку мы
можем обнаружить. Чацкий — герой-идеолог. Хлестаков—пародия на героя-
идеолога. Глумов— оригинальное сочетание того и другого. Если попытаться
выразить суть «Горя от ума» в самом общем виде, можно, вероятно, сказать,
что это пьеса о столкновении просвещенного героя с темной и косной средой.
В пародийном варианте то же происходит в «Ревизоре». У Хлестакова также
есть претензия на просвещенность: он приписывает себе авторство одного из
самых популярных романов своего времени — «Юрия Милославского», он и «с
Пушкиным на дружеской ноге». Глумов, как мы знаем, поставлен по отношению
ко всем остальным персонажам пьесы в такое положение, в котором есть черты
и «Горя от ума» и «Ревизора». Независимо от качества конфликта (у
Грибоедова столкновение Чацкого и фамусовской Москвы драматично, у Гоголя
конфликт между Хлестаковым и обманутыми им чиновниками — комический,
«плутовской», у Островского тоже, хотя и более сложный) во всех трех пьесах
он служит прежде всего полному и сатирическому изображению той среды, в
соприкосновение с которой приходит главный герой.
    Выражение «галерея  образов»,  само  по  себе  достаточно  затертое,  в
применении к таким комедиям, как «Горе от  ума»,  «Ревизор»  и  «На  всякого
мудреца довольно простоты», приобретает особую точность и  осмысленность.  В
самом деле, что такое «Горе от ума» как не коллекция, галерея,  ряд  образов
грибоедовской, как мы теперь говорим, Москвы? Зритель (читатель)  следит  не
столько  за   действием,   интригой,   сколько   за   развертыванием   этого
паноптикума,   кунсткамеры,   коллекции    одновременно    удивительных    и
характерных, гротескных и реальных типов, каждый из  которых  так  тщательно
и, хочется сказать, любовно отобран и выписан автором и каждому дано  слово,
и каждый продемонстрирован, что называется, во  всем  блеске.  Особенно  это
явно в «Горе от ума», где интрига вообще играет гораздо меньшую роль, чем  в
«Ревизоре». Характерна в этом смысле знаменитая  сцена  бала.  В  «Ревизоре»
подобное видим  в  четвертом  и  пятом  действиях,  во  время  представления
чиновников Хлестакову и, наконец, в великой немой  сцене,  когда  эти  самые
персонажи выстраиваются на сцене во вполне конкретный, видимый ряд.
    Персонажи в пьесах такого типа взяты как бы в отдельности, между  собой
они связаны слабее, чем каждый из них связан с главным  героем.  Герой-то  и
проводит таким образом зрителя  вдоль  по  этому  ,ряду,  по  этой  галерее,
демонстрируя свое отношение  к  каждому[6].  У  Грибоедова  форма  •  такого
отношения — словесная характеристика? (или самохарактеристика). У  Гоголя  —
непосредственно сюжетное взаимодействие. У Островского, как видим,  и  то  и
другое.
    Как  мы  уже  говорили  выше,  действующие  лица   комедии   обрисованы
Островским не во всей полноте их  характеров  (а  мы  знаем,  что  драматург
прекрасно умел это делать), они как бы увидены глазами Глумова и раскрыты  в
той мере, в какой это  доступно  главному  герою.  Поэтому  действующих  лиц
комедии  можно  разделить  на  две  группы:  кружок,  общество,  в   которое
стремится Глумов (это  Мамаевы,  Крутицкий,  Городулин  и  Турусина)  и  все
остальные, которые участвуют в основном в развитии интриги и в этом  смысле,
как ни парадоксально, играют в пьесе второстепенную роль,  так  как  главная
художественная задача Островского в этой комедии — сатира  на  пореформенную
дворянскую Москву.
    Но  и  персонажи  первой  группы,  и   составляющие,   собственно,   ту
«портретную галерею», по которой нас проводит Глумов, не вполне  равноправны
между  собой.  При  всей  яркости  и  колоритности  других  образов  главную
идеологическую нагрузку имеет, безусловно, треугольник Крутицкий — Глумов  —
Городулин.
    Четко   определив   социальную,   общественную   психологию    основных
персонажей, Островский оставил театру большой простор для трактовки  каждого
действующего лица в  плане  его  бытовой  конкретности,  личной  психологии.
Богатая сценическая история пьесы знала здесь весьма разнообразные  и  равно
убедительные трактовки Голутвина и Мамаевой, Глумовой и Манефы.
    Мамаев — первый человек, вводящий Глумова в желанный круг  общества,  к
которому герой принадлежит по рождению, но который  закрыт  для  него  из-за
его бедности. Что же это за  человек?  К  моменту  его  появления  на  сцене
зрители уже знают, что он богат, любит всех поучать, имеет много  свободного
времени, которое пытается занять видимостью дела, что, не имея своих  детей,
постоянно переписывает завещание в пользу то одного,  то  другого  из  своих
многочисленных племянников. Едва появившись на сцене, Мамаев дополняет  свою
характеристику:
    Мамаев. (Обращаясь к своему слуге.  —  4.  Ж.)  Разве  ты,  братец,  не
знаешь, какая нужна мне квартира?  Ты  должен  сообразить,  что  я  статский
советник, что жена моя, а твоя барыня, любит жить открыто.  Нужна  гостиная,
да не одна (V, III).
    Так мы узнаем, что Мамаев не только богатый барин, но и чиновник и  что
он ведет  светский  образ  жизни.  Знакомства  и  связи  Мамаева  с  другими
персонажами пьесы — Крутицким, Городулиным, Турусиной  —  это  прежде  всего
светские связи. Не будучи особенно высокого мнения  друг  о  друге  (в  уста
каждого из этих персонажей Островский  вкладывает  какую-нибудь  язвительную
реплику о других) и не будучи единомышленника' ми (Городулин — «считается  в
нашем кружке опасным человеком», по словам Крутицкого;  Мамаев  о  Крутицком
говорит,  что  тот  «не  считается  умным  человеком  и  написал,  вероятно,
глупость какую-нибудь» и сообщает, что «ругать мы его будем»;  Крутицкий,  в
свою очередь, говорит Глумову, что Мамаев глуп; каждый  из  этих  персонажей
подсмеивается над Турусиной, а она не вполне одобряет их,  предполагая,  что
они могут ее обмануть и т. д.), эти  герои  принадлежат  к  одному  кругу  —
влиятельному московскому дворянству.
    Хотя Мамаев дважды упоминает  о  службе  (называя  свой  чин  в  первом
действии и торопясь в сенат во втором действии), все-таки  он  прежде  всего
богатый помещик. Поэтому Островский неоднократно  подчеркивает,  что  Мамаев
до глубины души потрясен и  уязвлен  реформой  1861  года  К  этой  теме  он
постоянно возвращается в разговорах с другими героями.  Особенно  интересно,
что угнетает его не материальная сторона дела  (здесь  то  он  нисколько  не
пострадал), а то, что власть его пошатнулась,  отмена  крепостного  прав  не
только лишила его возможности часами читать нравоучения  крепостным  слугам,
но и словно бы вообще лишила всякого веса и значения его  мнения  по  разным
вопросам: «... не слушают, не слушают Вот в чем беда: умных  людей,  нас  не
слушают»,- жалуется он Крутицкому. Отсюда и его  комическая  страсть  давать
советы, хотя бы слушателям и были купцы в лавке или родичи,  жаждущие  стать
наследниками. В какой-то мере  Мамаев  сам  знает  за  собой  эту  слабость,
возможно,  и  понимает  ее  происхождение.  Так,  увидев   у   Глумов   свой
карикатурный портрет, нарисованный Курчаевым, и  прочитав  под  ним  подпись
«новейший самоучитель», он роняет Глумову: «Похоже-то ой похоже,  и  подпись
подходит, да это  уж  до  тебя  не  касается,  это  мое  дело.  Ты  на  меня
карикатуру рисовать не будешь?». И, выслушав уверения  Глумова,  продолжает:
«Так ты вот что, ты непременно приходи  ужо  вечером».  Мамаев  и  его  жена
знакомят  Глумова  с  двумя  другими  покровителями  —  влиятельными  людьми
Крутицким и Городулиным.
    Городулин, в отличие  от  Мамаева,  который  мучительно  ищет,  чем  бы
заняться, имеет массу дел. С самого начала зрителям ясно, что этот  человек,
что  называется,  «на  коне».  Он  явно  имеет  отношение   к   современному
управлению, ведь именно  у  него  просят  для  Глумова  места.  Не  раз  уже
отмечали «репетиловские» черты в образе Городулина, его стремление  казаться
причастным к передовому кругу современного общества или во всяком  случае  к
числу «передовых» чиновников. Эпоха реформ породила  совершенно  особый  тип
«деловых» либеральных дворян. Интересно  пишет  об  этом  А.  В.  Никитенко:
«Взаимным восхвалениям и прославлениям не было конца  (речь  идет  о  званом
обеде. — А. Ж.). Все это похоже на какое-то детство, так  что  становится  и
жалко  и  смешно.  Как  дети,  обрадовавшиеся,  что  им  можно  пошуметь   и
поскакать, на воле  и  без  гувернеров,  почтенные  дворяне  кричали,  пили,
шалили, играя в либерализм в  полном  веселии  и  самодовольствии.  Вот  что
называется пробуждением духа свободы и самостоятельности! ...  Все  либералы
ужасно  любят  лакомиться  властью»[7].  Городулин  именно   из   тех,   кто
«лакомится властью». Несмотря на несколько легкомысленную манеру  держаться,
он и в самом деле немаловажный чиновник.  В.  А.  Филиппов,  проанализировав
речи Городулина, приходит к выводу: «Городулин  был  связан  с  руководством
казенными  и  благотворительными  учреждениями,  с   судами,   канцеляриями,
управами, имел отношение к ссыльным и открытию железных дорог.  В  эпоху,  к
которой относится пьеса «На всякого мудреца довольно  простоты»,  всем  этим
ведал  губернатор.  Несомненно,  Городулин  был  одним  из   его   ближайших
помощников, представителем власти,  и  зрители  —  современники  Островского
понимали это»[8].
    Другой влиятельный человек, принимающий участие  в  судьбе  Глумова,  —
Крутицкий. Он тоже общественный деятель. Только  в  отличие  от  Городулина,
сейчас он формально не у власти. Ему остается писать прожекты и  трактаты  о
вреде реформ и об улучшении нравственности.  Тем  не  менее,  в  отличие  от
Мамаева, потерявшего  уверенность,  растерянного  перед  лицом  нововведений
Крутицкий полон уверенности, что  все  происходящие  перемены  —  ненадолго,
«городулинские места»  скоро  закроются.  Да  он  и  сейчас  еще  достаточно
влиятелен, чтобы дать  Глумову  рекомендательные  письма  в  Петербург,  где
«служить виднее» Он явно чувствует за собой немаловажную общественную  силу,
от лица которой и говорит («ведь ты наш?», «нам такие люди  нужны»).  И  эта
сила конечно, его класс — богатые землевладельцы помещики. Было  бы  ошибкой
считать Крутицкого глупым. Он, например, замечает о Глумове, что  тот  «как-
будто немного подленек», весьма трезво  судит  о  Турусиной.  Но  разум  его
затемнен классовой корыстью. Он не дурак, но ум и проницательность ему ни  к
чему.
    На первый взгляд,  Городулин  и  Крутицкий  -полные  антиподы.  Один  —
преуспевающий молодой чиновник «нового времени»,  другой  —  «старик,  очень
важный господин», судя по некоторым репликам, генерал в отставке («Поди  вот
с бабами! Хуже, чем дивизией командовать»),  не  у  дел.  Однако  Островский
наделяет их и явными чертам сходства: оба они общественные  деятели  (только
Городулин «практический», а Крутицкий —  «кабинетный»)  и  оба  нуждаются  в
Глумове, так как неспособны выразить свои мысли.
    Итак, каждый из трех «покровителей» Глумова  оказывается  не  таким  уж
глупым по натуре они только прячут свой здравый смысл за ненадобностью,  так
как  нуждаются  в  обмане.  Глупость  не   черта   их   характера,   не   их
индивидуальное свойство, а как бы необходимое условие их  жизни.  Островский
не просто высмеял  глупых  людей.  Он  продемонстрировал  нам  глупость  как
социальное свойство, как механизм их общевенного бытия. Глумов «прячет  свой
ум в карман», и в этом смысле  дневник,  где  сосредоточена  его  умственная
жизнь,  становится  символом,  некоей  материализованной  метафорой.  А  его
партнеры давно уже  отказались  от  ума,  живут  с  закрытыми  глазами.  Они
возмущены, когда разоблаченный Глумов бросает им  правду  в  глаза,  но  они
понимают, что и впредь будут нуждаться в его обмане.

-----------------------
[1] Хронологическое приурочение действия комедии на. основе анализа ее
текста дается в статье В. Я. Лакшина «Мудрецы» Островского — в истории и на
сцене» («Новый мир», 1969, № 12), где содержится богатый исторический
комментарий к пьесе. См. также: Лакшин В. Островский (1868—1871). — В кн.!
Островский А. Н. Поли. Собр. соч. в 12-ти т., т. 3. М., 1974.
[2] Дурылин С. «На всякого мудреца довольно простоты» на сцене московского
Малого театра. М.—Л„ 1940, с. 18.
[3] Герцен А. И, Поли. собр. соч., т. 2. М, 1954, с 33.
[4] Дурылин С. Указ. соч., с. 21.
[5] Кашин Н. П. Этюды об Островском, т. 1. М., 1912. 142

    [6] Это традиционное для  народного  театра  построение.  Ср.:  Русская
народная драма XVII—XX веков. Тексты  пьес  и  описания  представлений.  М.,
1953.

[7] 14 Никитенко А. В. Дневник, т. III. М., 1956, с. 19—20.
[8] 15 Филиппов Вл. Язык персонажей Островского. — В кн.: А. Н.  Островский-
драматург. М., 1946, с. 108.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru