Рецензия на стихотворение А. Блока О доблестях, о подвигах, о славе...
Работа из раздела: «
Литература : русская»
Два вечных памятника...
А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе...»
Красивое, личное, интимное стихотворение А.Блока... Перед нами - исповедь
поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца.
Сказать, что это стихотворение о любви, - недостойно мало для понимания
творчества А.Блока, для которого любовь - это и надежда, и страдание,
неземное счастье и страшная мука - сама жизнь. Именно поэтому за
автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта -
Л.Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной
семейной жизни, ушла из дома и поступила на сцену одного из петербургских
театров) скрывается более глубокий смысл.
'О доблестях, о подвигах, о славе' - первые строки, вынесенные в заглавие,
подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому -жизнь. Но борьбе
за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. 'Лицо в простой
оправе' - символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от
портрета, свет настоящего чувства.
В стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее. Читателю
открылась судьба поэта, и через всю жизнь 'прошло' 'лицо в простой оправе',
так много значащее для лирического героя.
'О доблестях, о подвигах, о славе//Я забывал на горестной земле' - рядом
был любимый человек, с которым тьма становилась светом. 'Но час настал, и
ты ушла из дому. // Я бросил в ночь заветное кольцо'. Любовь для
лирического героя Блока - костер самосожжения, полная отдача всего себя, а
потому она всегда трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды,
оставляет неизгладимый след в сердце. 'Летели дни, крутясь проклятым роем…'
- так поэт определяет вихрь опустошённой жизни, жизни 'без божества, без
вдохновенья'. 'Я звал тебя, но ты не оглянулась, // Я слезы лил, но ты не
снизошла'. Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают
вечный круг одиночества лирического героя, и в этом круге он наедине со
своей болью.
'Синий плащ' рефреном проходит сквозь всё стихотворение. Синий - для Блока
цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем -
недосягаемая высота, отчуждённая временем и пространством. И после боли,
страданий, горького одиночества удивительно ласковое: 'Ты, милая, ты,
нежная...' Его любимая затерялась в неведомом мире, среди 'сырой ночи',
такая же одинокая в 'промозглом' (эпитет 'сырая ночь' выстраивает именно
такой образный ряд), неприятном, чуждом городе. Но это обращение - лишь
отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. 'Я
крепко сплю' - неясный шорох ночи не выведет лирического героя из пустоты,
и только в волшебных снах - 'синий плащ', 'сырая ночь', звуки и краски
сказочной мечты молодости.
В стихотворении два действующих лица: 'я' - одинокий, страдающий
лирический герой, и 'она' - таинственная незнакомка, нереальная в своей
отчуждённости, она далека и безучастна. Конфликт формируется с самого
начала: несовместимость реальности и мечты (в лирике А.Блока 1908 года
сохранились традиции «Стихов о Прекрасной Даме»), и 'очи синие, бездонные'
всё так же манят своей недосягаемостью.
Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет
возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно
ушедшей молодости. Любовь - это однажды...
'Твоё лицо в его простой оправе // Своей рукой убрал я со стола' - так
лирический герой осознаёт неумолимое течение времени: то, что питало
желание жить и любить, теперь убрано им со стола - 'всё миновалось'. А
впереди - неясное, безликое будущее, и понятно одно: 'Уж не мечтать о
нежности, о славе'. Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки -
печальная правда о любви как о лучшем её проявлении.
Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе...» затрагивает глубинные
струны души читателя. Даже без знания биографического контекста рассчитано
на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворение
А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Частые реминисценции из
пушкинского стихотворения («И я забыл прекрасное лицо», «Летели дни,
крутясь проклятым роем»), сохранение того же размера подтверждают связь
этих стихотворений. Но, обращаясь столь явно к пушкинскому стихотворению,
А.Блок полемизирует с ним, и доказательство тому - иной финал,
обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта.
'И сердце бьётся в упоенье, // И для него воскресли вновь // И божество, и
вдохновенье, // И жизнь, и слезы, и любовь' - это у Пушкина. Лирический
герой Блока 'крепко спит', и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И
всё же стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...» и
стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» - два шедевра, два
памятника русской любовной лирики, и как памятники они вечны…