Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Н.С. Лесков. Очарованный странник. Главный герой. Былинные мотивы в повести

Работа из раздела: «Литература : русская»
Реферат


по литературе ученицы 10 “А” класса
гимназии № 1 МПС России
Лермонтовой Ольги на тему:
“Н.С. Лесков «Очарованный странник». Главный герой. Былинные мотивы в
повести”.



                               Москва, 2000 г.
       Повесть  Лескова  “Очарованный  странник”  относится  к  1873  году.
Первоначально она  называлась  “Черноземный  Телемак”.  В  образе  скитальца
Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых  от
природы, воодушевлённых беспредельной  любовью  к  людям.  В  ней  изображён
человек из народа в хитросплетениях своей  трудной  судьбы,  не  сломленный,
хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”.  В  повести  возникает
калейдоскоп  картин  крепостной  России,  многие  из  которых  предвосхищают
сатирические произведения Лескова 80- 90-х годов.
        «Очарованный странник» был любимым героем Лескова,  он  ставил  его
рядом с «Левшой». «Очарованного странника сейчас же (к зиме) надо  издать  в
одном томе с «Левшою» под одним общим заглавием: «Молодцы»,  -  писал  он  в
1866 году.
       Добрый и простодушный русский исполин – основной герой и центральная
фигура рассказа. Этот человек с  детскою  душой  отличается  неуёмной  силой
духа, богатырским озорством и той чрезмерностью в увлечениях, которая  столь
чужда умеренности добродетельных  героев-буржуа.  Он  поступает  по  велению
долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти. Однако все  его
поступки, даже самые странные, неизменно рождаются  из  внутренне  присущего
ему человеколюбия. Он стремится к истине и красоте через  ошибки  и  горькие
раскаяния, он ищет любви  и  щедро  дарит  сам  любовь  людям.  “Очарованный
странник” – это тип  “русского  скитальца”  (говоря  словами  Достоевского).
Конечно, Флягин не имеет ничего общего  с  дворянскими  “лишними  людьми”  –
Алеко, Онегиными, которых имел в виду Достоевский. Но  он  тоже  ищет  и  не
может обрести себя. Ему не надо  смиряться  и  желать  трудиться  на  родной
ниве. Он и  без  того  смирён  и  своим  мужицким  званием  поставлен  перед
необходимостью трудиться. Но покою ему  нет.  В  жизни  он  не  участник,  а
только странник, “черноземный Телемак”.
       В повести жизнь главного героя представляет собой цепь  приключений,
столь разнообразных, что каждое из них, являясь эпизодом одной жизни,  в  то
же время может составить целую жизнь. Форейтор графа К., беглый  крепостной,
нянька грудного  ребёнка,  татарский  пленник,  конэсер  у  князя-ремонтёра,
солдат, георгиевский кавалер – офицер  в  отставке,  «справщик»  в  адресном
столе, актёр в балагане и,  наконец,  инок  в  монастыре  –  и  всё  это  на
протяжении одной жизни, ещё не завершившейся.
       Само имя у героя оказывается непостоянным: «Голован»  –  прозвище  в
детстве и юности; «Иван» – так зовут его татары )это имя  здесь  не  столько
собственное,  сколько  нарицательное:  «у  них  все  если  взрослый  русский
человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они  Кольками  кличут»);
под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе:  уйдя  в  солдаты  за
другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении  срока  службы  уже
не может вернуть себе своё имя. И  наконец,  ставши  иноком,  зовётся  «отец
Измаил», оставаясь тем не менее  всегда  самим  собой  –  русским  человеком
Иваном Северьянычем Флягиным.
        Создавая  этот  образ,  Лесков  не  забудет  ничего  –  ни  детской
непосредственности, ни своеобразного  «артистизма»  и  узкого  «патриотизма»
«воительницы». Впервые у писателя личность так  многогранна,  так  свободна,
так отпущена на свою волю.
       В самом странничестве  лесковского  героя  есть  глубочайший  смысл;
именно на дорогах жизни вступает «очарованный странник» в контакт с  другими
людьми, нечаянные  эти  встречи  ставят  героя  перед  проблемами,  о  самом
существовании которых он прежде и не подозревал.
        Иван  Северьяныч  Флягин   с   первого   взгляда   поражает   своей
оригинальностью: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым  лицом
и густыми волнистыми волосами свинцового цвета;  так  странно  отливала  его
проседь… он был в полном смысле слова богатырь,  напоминающий  дедушку  Илью
Муромца в прекрасной картине Верещагина и в  поэме  графа  А.  К.  Толстого.
Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть  бы  ему  на  «чубаром»  да
ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и  земляникой  пахнет
тёмный бор».
       Рассказ об  укрощении  коня  как  будто  вовсе  не  связан  с  двумя
предыдущими, но его финал – гибель укрощённого  коня  –  вызывает  в  памяти
смерть ссыльного дьячка. И здесь и  там  налицо  насилие  над  свободным  то
природы существом. И человек и животное, проявившие непокорство, сломлены  и
не  могут  этого  перенести.  С  рассказа  об  укрощении   коня   начинается
повествование об «обширной протекшей жизненности» Флягина, и этот эпизод  не
случайно «вынут» из последовательной цепи событий. Это как  бы  своеобразный
пролог к жизнеописанию героя.
       По убеждению героя, его предназначение в том, что он – сын «моленый»
и «обещанный», обязан посвятить свою жизнь служению богу.
       Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а  сердцем,  и
потому  ход  жизни  властно  увлекает  его   за   собой,   потому-то   столь
разнообразны обстоятельства, в которые он попадает. Путь,  который  проходит
герой повести,  -  это  поиски  своего  места  среди  других  людей,  своего
призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом,  а  всей
своей жизнью и своей судьбой. Ивана  Северьяныча  Флягина  как  будто  и  не
занимают вопросы человеческого бытия, но всей жизнью, её  причудливым  ходом
он по-своему на них отвечает.
       Тема «хождения по мукам» развивается независимо от того,  что  герой
не придаёт ей особого значения. Рассказ  Ивана  Северьяныча  о  своей  жизни
кажется почти неправдоподобным именно потому, что всё  это  выпало  на  долю
одного человека. «Экий ты, братец, барабан: били тебя, били, и всё никак  не
добьют»,  - говорит ему лекарь, выслушавший всю повесть.
       У Лескова герой обездолен жизнью, обкраден ею с самого начала, но  в
процессе самой жизни он во сто крат приумножает духовное богатство,  которым
наделён от природы. Его исключительность произрастает  на  русской  народной
почве и тем  более  значительна,  что  герой  на  всё  отвечает  собственным
сердцем, а не построениями ума. Идее  тут  противостоит  нечто  безусловное,
выдерживающее самые трудные испытания.
       В неторопливом повествовании лесковских героев вставали зримые черты
недавнего  прошлого  и  вырисовывалтсь  фигуры   реальных   людей.   Поэтому
“Очарованный  странник”   развертывает   перед   читателем   основную   тему
творчества Лескова – тему становления  человека,  мучительные  терзания  его
духа в борьбе страстей и благоразумия,  в  трудном  познании  героем  самого
себя.  За  происшествием,  случаем  вставала  в  этих  произведениях   жизнь
личности.
       Обострённый интерес  писателя  к  национальной  культуре,  тончайшее
ощущение  им  всех  оттенков  народной  жизни   дали   возможность   создать
своеобразный  художественный  мир  и  разработать  самобытный,   исполненный
артистизма, неповторимый –  «лесковский»  способ  изображения.  Лесков  умел
изобразить  жизнь  народа,  слитую  воедино  с   народным   миросозерцанием,
уходящим глубокими корнями в  национальную  историю.  Лесков  верил  и  умел
показать,  что  народ  способен  глубоко  «понимать  общественную  пользу  и
служить ей без подгона и  притом  служить  с  образцовым  самопожертвованием
даже  в  такие  ужасные  исторические  моменты,  когда  спасение   отечества
представлялось невозможным». Глубокая вера в великую народную силу и  любовь
к  народу  дала  ему  возможность  увидеть  и  постигнуть   «вдохновенность»
народных  характеров.  В  “Очарованном  страннике”  впервые   в   лесковском
творчестве полнозвучно развивается  тема  народного  героизма.  Несмотря  на
многие неприглядные черты, реалистически отмеченные  автором,  собирательный
полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт  перед  нами  во  всём  величии,
благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом  народа-
богатыря. «Очень мне  за  народ  умереть  хочется»,  -  говорит  очарованный
странник. Глубоко  переживает  «черноземный  Телемак»  свою  причастность  к
родной земле. Какое великое чувство заключено в  его  незатейливом  рассказе
об одиночестве в татарском плену: «…Тут глубине тоски дна нет…Зришь, сам  не
знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмётся  обозначается  монастырь
или храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь».
        В  «Очарованном  страннике»  Лесков  говорит  о   «добром   русском
богатыре», о «добром простодушии», о «доброй  душе»,  о  «добром  и  строгом
житии». Жизнь описываемых героев полна диких, злых и жестоких порывов, но  в
скрытом  источнике  всяких  человеческих  поступков  и  помышлений  покоится
доброта – неземная, идеальная, мистическая. Она не открывается  среди  людей
в  своём  чистом   виде,   потому   что   доброта   есть   состояние   души,
соприкоснувшейся с божеством.
       Тех героев,  которые  наиболее  близки  его  сердцу,  Лесков  всегда
сравнивает с героями былин и сказок. Н.  Плещунов  делает  следующий  вывод,
рассуждая  об  «Очарованном  страннике»:  «…возникает  догадка,   что   этот
«Очарованный странник» и есть народ  под  крепостным  игом,  ищущий,  ждущий
часа своего избавления». Не только  герои  «Очарованного  странника»,  но  и
многие другие образы писателя были «иконами», но не в том  смысле,  что  они
были религиозны по существу, а в том, что  наиболее  значительные  их  черты
отражались  писателем  «статически»,  «традиционно»,  в   духе   религиозных
жанров, жанров  фольклора и  древней  русской  литературы:  житий  и  притч,
легенд и преданий, сказаний, анекдотов и сказок.
       Герой рассказа назван очарованным странником, - и  в  этом  названии
выступает  целое  мировоззрение  писателя.  Очарование  –   это   мудрая   и
благостная  судьба,  которая,  подобно  чудесной  иконе   в   «Запечатлённом
Ангеле», сама ставит человеку разные  искушения.  Даже  в  минуты  восстания
против неё она неспешно и  незаметно  воспитывает  в  человеке  божественное
самоотрицание,  подготовляя  решительный  перелом  в  его  сознании.  Каждое
жизненное событие отбрасывает  в  душу  какую-то  тень,  подготовляя  в  ней
горестные сомнения, тихую печаль о житейской суете.
       Религиозное восприятие мира, склонность  к  суевериям  соответствуют
уровню сознания большинства лесковских героев, определяются тяготеющими  над
ними традициями и представлениями об окружающем мире.  Однако  под  покровом
религиозных мыслей и рассуждений своих героев писатель сумел увидеть  вполне
мирское, обыденное отношение к жизни и даже (что особенно значительно)  смог
критически отнестись к официальной религии и церкви.  Поэтому   произведение
«Очарованный странник» не потеряло своего глубокого значения и по сей день.
       На что бы ни посмотрел религиозный человек из простого  народа,  всё
приобретает для него чудесное значение. Он видит Бога в  явлениях  –  и  эти
явления  кажутся  ему  одною  воздушной  цепью,  которая  связывает  его   с
последним убежищем духа. Совершая свою житейскую  дорогу,  он  проливает  на
неё свет своей младенческой веры, не сомневаясь,  что  дорога  ведёт  его  к
Богу. Эта мысль проходит через весь рассказ Лескова «Очарованный  странник».
Подробности его поражают своей оригинальностью,  и  местами,  сквозь  густые
краски бытового описания, чувствуется натура писателя, с её  разнообразными,
явными и тайными страстями.
        Глубокое  ощущение  нравственной  красоты,   чуждое   развращающего
равнодушия, «одолевает дух» лесковских праведников.  Родная  среда  сообщает
своим живым примером не только вдохновенные порывы, но  «строгое  и  трезвое
настроение» их «здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле».
       Лесков любил Россию всю, какова она  есть.  Он  воспринимал  её  как
старую сказку. Это сказка об очарованном богатыре. Он изобразил Русь  святую
и  грешную,  неправую  и   праведную.   Перед   нами   удивительная   страна
удивительных людей. Где ещё найдёшь таких  праведников,  умельцев,  чудаков?
Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте  и  святости
своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль,  есть  размах,  есть  великое
дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.
       «Очарованная Русь» – термин условный, литературный.  Это  совокупный
образ,  воссозданный  художником  в  своём  творчестве,  вобравший  в   себя
некоторые стороны исторической действительности.  Это  те  сокрытые  великие
силы, которые видел Лесков в своём народе. Это – «старая сказка» о нём.



      Список литературы:

      V  А. Волынский «Н.С. Лесков»;
      V  В. Ю. Троицкий «Писатель Земли Русской», «Лесков – художник»;
      V  Л. Крупчанов «Жажда света»;
      V  Г. Гунн «Очарованная Русь Николая Лескова».
      V  Б. Дыханова «Запечатленный ангел» и  «Очарованный странник» Н. С.
        Лескова».




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru