Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Слово о полку Игореве (различные образы)

Работа из раздела: «Литература : русская»

По 'Слову о полку Игореве'.

Князья Игорь и Всеволод.Автор воспевает их мужество ихрабрость.Игорь
стремится вселить ратный дух и в свою дружину.Он обращается к ней с
вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:'Лучше нам
убитыми быть,чем пленными!'
 'Буй Тур'Всеволод - идеал воина.Куда не поскачет он,там лежат 'поганые
головы половецкие'.В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих
ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.
 Автор С. уподобляет князей 'солнцу','свету ','соколам', а врагов-половцев
- 'тьме','тучам','черным воронам'.'Тьма свет покрыла',когда войска
северского и курского князей были разбиты на реке Каяле.Но автор С. и
осуждает братьев за стремление к личной славе.Они не дождались
объединенного выступления русских князей против половцев,кот. хотел
предпринять Святослав.Игорь и Всеволод сказали'...прошлую славу похитим,
будущую между собою поделим'.В рез. - поражение.Погублено войско.Усилились
междоусобицы князей, 'тоска разлилась по Русской земле'
Поражение на Каяле 'открыло ворота половцам' на Русь.
Автор С. подчеркивает ,что нельзя личную княжескую честь и славу ставить
выше чести и славы Русской земли.Поэтому в С.(вопреки ист. факту)бежавший
из плена Игорь едет в Киев(стол.Руси),признавая этим свою вину перед
Русской землей.


Киевский князь Святослав - идеал мудрого и могущественного правителя
Русской земли.Он скорбит о потерпевших поражение Игоре  и Всеволоде и
упрекает русских князей за то ,что они ему 'не в помощь' в правлении Русью,
сохранении ее единства и могущества.

 Ярославна - лирический образ русской женщины. Это верная и преданная
подруга мужа, горячо любящая своего 'ладу'.Силой своей любви она помогает
Игорю вернуться из плена.В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не
только мужа , но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря - скорбь всех
русских жен и матерей.

 Образ русской земли - центральный в С.Рассказывая о неудачном походе на
половцев 'Игорева храброго войска', автор охватывает события русской жизни
за полтора столетия,сопоставляя прошлые времена с наст.В круг повеств.
автора введены огр. геогр. пространства.К происходящим на Русской земле
событиям прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки  и
моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью
действия в разных частях страны:'Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в
Путивле','девицы поют на Дунае,вьются (их) голоса через море до Киева'.
Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые
тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по
ночам и галочий крик утром , море, овраги, реки - это огромный, широкий фон
и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении.Вся  русская
природа принимет участие в радостях и печалях русского народа.'Солнце...
тьмою путь заслоняет' князю - предупреждает его об опасности. После
поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:'Никнет трава от
жалости,а дерево с печалью к земле приклонилось'.Донец стелет бегущему из
плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом
Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и
точен в деталях.Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и
нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей.Героем С.становится
вся Русская земля.

 Образ автора
Авторские отступления - выражение авторского отнош. к событиям и
размышление над случивш.О широте кругозора Автора свидетельствуют его
знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах.
Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места - мы не
знаем, но он сумел осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и
подняться до общерусской т.зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей
Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого
необходима сильная централизованная княж. власть. Все князья должны
выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем.Такова
осн. идея автора.

Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского
искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны автору для
наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.

В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра
воинских повестей) 'вступить в стремень' - выступить в поход, 'копьё
преломити' - одержать победу.При помощи военной терминалогии даётся оценка
нравственныхкачеств героев: Игорь 'стянул ум крепостью своею и поострил
сердце свое мужеством, исполнился ратного духа'. Воины Всеволода,куряне
'под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены'.
 С ораторским искусством связаны такие приёмы, как обращение 'братие',
риторические вопросы, повторы - всё это призвано привлечь внимание
слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах ,
переживаниях
С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных
эпитетов, как 'борзые кони','чистое поле','мечи булатные'. В нём
используется и песенная символика: князья - 'солнце', Ярославна плачет на
городской стене одинокой 'кукушкой'.Олицетворяются  и одушевляются
отвлечённые понятия: обида -Дева Обида,Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли
по Русской земле. С песенной нар.трад.связаны сравнения:'кричат телеги в
полуночи, словно лебеди распуганные'.Ярославна, следуя древним нар.
верованиям,обращается за помощью к силам природы - Солнцу, Ветру, Днепру.
Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей - земледелием.
Посев - 'черная земля под копытами костьмы былапосеяна, а кровию полита,
печалью взошли они по Русской земле'. Молотьба - 'на Немиге снопы стелют
головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от
тела'. Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда
- основы жизни русского народа.

 Автор создаёт яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками :'
зелёное дерево',' черные тучи','серебряные струны', 'синее море','кони
ржут', 'лисицы лают на красные щиты','трубы трубят', 'скрипят телеги'. С
помощью аллитерации передаётся, например, стремительный бег
конницы:'Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие'. В С.
ощущаетсяобщая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя
повторы, кот. роднят его с песней.Например,'О русская земля, ты уже за
холмом!'
сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность
повествования.
 Но главное, что делает С. поэтическим произведением,- это лирическая
взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его
эмоциональный заряд.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru