Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Есенин Сергей

Работа из раздела: «Литература : русская»
е
сенин Сергей Александрович – замечательный русский  поэт-лирик.  Родился
он  в  1895  году  в  селе  Константиново  Рязанской  губернии  в  семье
крестьянина. Окончив церковноприходскую школу, Есенин весной  1912  года
отправился  в  Москву,  надеясь  познакомиться  там  с  литераторами   и
напечатать свои  стихи.  В  Москве  юный  поэт  вступил  в  литературно-
музыкальный кружок имени Сурикова, где объединились  начинающие  рабоче-
крестьянские писатели. Здесь он  подружился  с  рабочими  из  типографии
Сытина и с их помощью устроился на работу корректором.
    Подъем революционного  движения  после  Ленского  расстрела  Есенин
встретил в рабочей среде, участвовал в массовках  и  собраниях,  за  что
дважды подвергался полицейскому  обыску.  В  1913  –  1914  гг.  он  как
вольнослушатель посещал лекции  в народном  университете  Шанявского,  с
увлечением читал Белинского, Некрасова, Чернышевского и продолжал писать
стихи. С первых шагов в литературе Есенин  был  замечен  как  самобытный
талантливый русский поэт. В 1915  году  после  встречи  с  ним  А.  Блок
записал  в дневнике о его поэзии: «Стихи свежие, чистые, голосистые…»
    В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской  Руси  кануна
Великой Октябрьской революции. Поэт видел  Русь  кроткой,  печальной,  и
тяжелая жизнь родины продолжала тоску и боль в его сердце и поэзии:

                 Ой ты, Русь, моя Родина кроткая,
                 Лишь к тебе я любовь берегу.
                 Веселая твоя радость короткая
                 С громкой песней весной на лугу.

    Искренняя  любовь  к  родной  земле,  выразившаяся  в  своеобразных
переживаниях  и   настроениях,   придала   его   произведениям   особое,
неповторимое, есенинское звучание, которое мы всегда различим  в  музыке
русской лирики.
    В поэзии Есенина подлинно русские образы и картины, живая  народная
речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет»:

                 Пахнет рыхлыми драченами,
                 У порога в дежке квас,
                 Над печурками точеными
                 Тараканы лезут в паз.
                 Вьется сажа над заслонкою,
                 В печке нитки попелиц,
                 А на лавке за солонкою -
                 Шелуха сырых яиц.
                 Мать с ухватами не сладится,
                 Нагибается низко,
                 Старый кот к махотке крадется
                 На парное молоко.
                                                  («В хате».)

    О материнской любви и любви к матери в русской литературе  написано
много  замечательных  произведений.  Лирическое  стихотворение   Есенина
«Письмо к матери» по праву занимает среди них одно из первых мест.
    Образ матери, кровно связавший поэта с рязанской  землей,  усиливал
его любовь к родному краю.
    «О Русь, взмахни крылами!» – приветствовал поэт воспрянувшую родину
в 1917 г.
    Однако, воспевая справедливую разрушающую  силу  революции,  Есенин
колебался в оценке нового, советского уклада  жизни.  Он  знал  и  любил
старую Русь, её  печальный  образ  по-прежнему  владел  его  поэтическим
воображением:

                 Спит ковыль. Равнина дорогая,
                 И свинцовой свежести полынь.
                 Никакая родина другая
                 Не вольет мне в грудь мою теплынь.
                 . . . . . . . . . . . . . . . .
                 . . . . . . . . . . . . . . . .
                 И теперь, когда вот новым светом
                 И моей коснулась жизнь судьбы,
                 Все равно остался я поэтом
                 Золотой бревенчатой избы.

    Но как не дорог поэту образ «золотой бревенчатой избы», он  не  мог
полностью  заслонить  молодое  лицо  Советской  родины.   Новые   мотивы
проникают в его поэзию, и сочувствие Советской стране начинает всё  ярче
окрашивать произведения Есенина:

                 Мне теперь по душе иное...
                 И в чахоточном свете луны
                 Через каменное и стальное
                 Вижу мощь я родной страны.

    Посещение поэтом капиталистических стран в  1922  –  1923  гг.  (он
побывал в Германии,  Франции,  Бельгии,  Италии,  Америке)  окончательно
убедил его в справедливости и превосходстве советского строя. Вернувшись
из заграничного путешествия, Есенин писал в августе  1923  г.  в  газете
«Известия»: «…я ещё больше влюбился  в  коммунистическое  строительство.
Пусть я не близок коммунистам как романтик в своих поэмах – я близок  им
умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и в своем творчестве».
    В 1924 – 1925 гг. поэт обращается к советским темам. Интерес  поэта
к советской тематике нашел свое выражение в более крупных лиро-эпических
жанрах: поэмах, балладах. В эти годы была написана поэма «Анна Снегина»,
«Баллада о двадцати шести».
    В 1924 г. вместе со всем советским народом Есенин тяжело переживает
смерть В.И. Ленина. Он пытается  запечатлеть  в  поэзии  образ  великого
вождя и создаёт стихотворение «Ленин (отрывок из  поэмы  «Гуляй-поле»)».
Владимир Ильич Ленин привлекает поэта своей величественной простотой:

                 ...Застенчивый, простой и милый,
                 Он вроде сфинкса предо мной.
                 Я не пойму, какою силой
                 Сумел потрясть он шар земной?
                 Но он потряс!
                 Шуми и вей!
                 Крути свирепей, непогода,
                 Срывай с несчастного народа
                 Позор острогов и церквей.

    В последние два года жизни Есениным созданы поистине  замечательные
образцы русской лирики. Ряд стихотворений написан  в  форме  поэтических
писем: «Письмо к  матери»,  «Ответ»,  «Письмо  сестре»,  «Письмо  деду»,
«Письмо  к  женщине».  В  некоторых  стихотворениях,  как  в  «Письме  к
женщине», поэт искренне рассказывает о себе,  о  былых  колебаниях  и  о
горячем желании идти в ногу со своим народом:

                 Я стал не тем,
                 Кем был тогда.
                 Не мучил бы я вас,
                 Как это было раньше,
                 За знамя вольности и светлого труда
                 Готов идти хоть до Ламанша.

    В конце 1924 – начале 1925 г. Есенин  находился  на  Кавказе.  Поэт
сблизился с рабочими, журналистами;  это  благотворно  повлияло  на  его
творчество. Тогда же им была написана  одна  из  самых  ярких  глав  его
лирической поэзии – цикл стихотворений «Персидские мотивы». Здесь  часто
слышатся воспоминания о родине и русские напевы:

                 У меня в душе звенит тальянка,
                 При луне собачий слышу лай.
                 Разве ты не хочешь, персиянка,
                 Увидать далекий синий край?
            . . . . . . . . . . . . . . . .
            Заглуши в душе тоску тальянки,
            Напои дыханьем свежих чар,
            Чтобы я о дальней северянке
            Не вздыхал, не думал, не скучал.

                        («Никогда я не был на Босфоре».)

    Сила и обаяние лирики  Есенина  в  её  правдивости,  искренности  и
задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись  картины  родной
природы и жизни, его русская душа и глубокая любовь к Родине.
    До последнего своего часа Есенин воспевал

                 Всем существом в поэте
                 Шестую часть земли
                 С названьем кратким «Русь».




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru