Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Богатство мыслей и чувств лирики А.С. Пушкина

Работа из раздела: «Литература : русская»

        Реферат
    по  литературе.
Тема:
             «Богатство мыслей  и  чувств  лирики  А.С.Пушкина».



                                    План.
I.Вступление. Лирика  А.С.Пушкина  в  оценках  критиков  философов  и
религиозных  деятелей.

II.Основные       темы       и       мотивы       лирики        А.С.Пушкина.



               1.  Тема   свободы  -   ведущая    тема    лирики    Пушкина.



                         2.    Служебные     и     общественные      идеалы.



                                 3.    Осуждение     тирании,     угнетения.



                                               а)  Мотив   личной   свободы.



                                                            б)      Уважение
личности          другого          человека,          его           свободы.



                                                                          в)
Cвобода                         творческой                         личности.



     г) Свобода  как  всеобъемлющие  понятие,  как  основа

                                     жизни                         человека.



              4. Тема  гражданственности  и  патриотизма  в  лирике

                                                                А.С.Пущкина.



                        а)    Мотивы     любви     к     родной     природе.



                               б)  Мотив   служения   общественным   идеалам
как

                           проявление          гражданской          позиции.



                          в)     Политические      идеалы       А.С.Пушкина.



                                  5.              Тема               дружбы.



                                      6.          Любовная           лирика.



                                       7.   Тема    назначения    поэта    и
поэзии.



                                 III.                            Заключение.



                                     I.
   В свое время В. Г.  Белинский  в  силу  присущей  ему  способности  исто-
рического  мышления  счел  нужным   ограничительно   определить   социальную
значимость своих оценок художественных произведений. Он  писал  о  Пушки-не:
'Пушкин  принадлежит  к  вечно  живущим  и  движущимся  явлениям,   не   ос-
танавливающимся на той точке, на  которой  застала  их  смерть,  но  продол-
жающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о  них  свое
суждение, и как бы неверно поняла она их, но всегда  оставит  сле-дующей  за
ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное,  и  ни  одна  никогда  не
выскажет всего'.
   В 1859 году Аполлон Александрович Григорьев писал о  Пушкине:  'Пушкин  -
наше все:  Пуш-кин  -  представитель  всего  нашего  душевного,  особенного,
такого, что остается нашем душевным, особенным  после  всех  столкновений  с
чужим, с другим миром. Пушкин -  пока  единственный  полный  очерк  народной
личнос-ти,... полный и целый, но еще не красками, а только контурами  набро-
санный образ нашей народной сущности... Сфера душевных  сочувствий  Пуш-кина
не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после и будет  правильного
и органически - нашего'.
   Вокруг  имени  Пушкина  создается  атмосфера  своего  рода  обожествления
носителя и выразителя основных свойств 'национальной души'. Хотя есть  и  ни
менее   великие   писатели.   Пушкина   -   в   меру   уровня   культурности
господствующих классов дореволюционной Рос-сии - усиленно  изучают,  издают,
на нем 'воспитывают' подрастающие по-коления.
   Чтобы показать,  какое  содержание  нередко  вкладывали  в  понятие  'на-
циональный поэт', приведем  один  пример.  В  торжественной  речи,  произне-
сенной в 1891  году  на  празднике  памяти  Пушкина  в  одной  из  гимназий,
учащимся  сообщались  следующие  истины:  'Идеал  пушкинского  политического
устройства  такой:  свободная  преданность  долгу  внизу,   но   милосердное
могущество наверху...  Пушкин  был  убежден,  что  православие  есть  основа
нашего национального характера, нашей народности, что  монахам  мы  обя-заны
нашей историей, следовательно, и просвещением'
   Чрезвычайно любопытную характеристику пушкинского гения полсотни лет тому
назад дал французский критик Мелькиор де  Вогюэ  в  своей  книге  о  русском
романе.
   В главе, посвященной русскому романтизму и пушкинской поэзии, М. де Вогюэ
пишет:  'Надо  признать,  что  творчество  Пушкина,  взятое  в   целом,   не
обнаруживает никаких этнических черт. Это  -  романтик,  проникнутый  духом,
воодушевлявшим в то же самое  время  его  собратьев  в  Германии,  Англии  и
Франции; он выражает всеобщие чувства  и  влагает  их  в  русские  темы;  но
национальную жизнь он созерцает извне,  как  и  все  из  его  мира,  глазами
художника, свободного от всякого влияния расы.
  '...Разве это значит умалить Пушкина, похитив его у расы для  того,  чтобы
отдать человечеству? Я этого не думаю'.
  '...Случайность, заставившая его родиться в России, могла  бросить  его  в
любую другую страну; его творчество от этого нисколько  бы  не  из-менилось,
оно бы осталось тем, что оно есть, простым и  верным  зерка-лом,  в  котором
отражаются все человеческие чувства под одеждой, приня-той около  1830  года
образованным обществом Европы. Эти же стихи, вос-певающие  русскую  природу,
русскую любовь, русский патриотизм, если в  них  изменить  некоторые  слова,
будут воспевать те же предметы для анг-личанина, француза или итальянца'.
  '...Если прекрасно быть сыном Рюрика, то еще более  прекрасно  быть  сыном
Адама;  и  если,  как  это  иные  думают,  является  большей  заслугой  быть
понимаемым только в Москве, то, может быть, еще большая заслуга,  заставлять
думать, плакать и улыбаться  повсюду,  где  дышит  человек;  и  Пушкину  это
удалось'.

                                   II.
   'Его надо сослать в  Сибирь'  -  негодовал  император.  Разумеется,  его,
возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек  в  оде  'Вольнос-
ть.

О   мученик   ошибок   славных,
За   предков   в   шуме   бурь   недавних
Сложивший   царскую   главу.

И все же  возмущала ни она, а стихи  типа  Сказок  и  посланий например -
'К Ча-адаеву'. Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось слу-
жебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаля-ли из
столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года -
чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской
жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ.
Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегру-жен не был. В этом была
относительная свобода, но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником - и это не
могло не сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в творчестве Пушкина -
расцвет романтизма.
   В стихотворении 'Деревня' (1819)  Пушкин  выступает  против  крепостно-го
права. Чтобы подчеркнуть всю несправедливость крепостного  права,  Пушкин  в
построении стихотворения прибегает к приему  противопоставле-ния.  В  первой
части стихотворения дана светлая,  мирная  картина  деревни.  Далее  следует
резкий переход  ко  второй  части  стихотворения,  где  поэт  с  возмущением
указывает на бесправное положение крепостного крестьянства.
   Различное содержание двух частей  стихотворения  определило  и  разли-чие
образных средств языка поэта. Интонация речи в первой  части  сти-хотворения
спокойная,  ровная,  дружественная.  Поэт   тщательно   подбирает   эпитеты,
передавая красоту сельской природы. Во второй части интонация  другая.  Речь
становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает  выразительную
речевую  характеристику:  'барство  дикое',  'на  пагубу   людей   избранное
Судьбой', 'неумолимого владельца'.
   Чтобы лучше понять идейно - образное содержание  романтического  мето-да,
давайте обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры  -
к 'Узнику'. Это своеобразная формула романтического миро-восприятия.
   Стихотворение открывается обручи 'темницы' и томящегося в ней  'уз-ника'.
Вам никогда не приходило в голову  задать  вопрос:  за  какое  прес-тупление
герой 'сидит'? На какой срок осужден? Как происходил  суд?  Где  расположена
тюрьма? Разумеется, не приходило. И это абсолютно  Нормаль-но  и  правильно.
Потому что по законам романтизма подобные  вопросы  и  не  могут  возникать.
Основное содержание романтизма - выражение страданий души от  несоответствия
действительности  идеалам:  мир  не  таков,  каким  должен  быть.  И   остро
ощущающий это несоответствие романтический  герой  чувствует  себя  чужим  в
этом  сером  обыденном  мире.  Он  одинок,  он  загнан  в   клетку.   Отсюда
центральные мотивы романтизма - тема свободы,  бегства  из  тюрьмы  в  некий
иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся без-ликой массой, герой  ищет
свой мир вне толпы: там, где небо, море - стихия.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ...
   Отчего именно орел? Почему не  щегол,  не  синица?  Образ  орла  -  очень
романтический символ. Прежде всего, это птица гордая (не дается в ру-ки,  не
приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В  нем  -  мощь
свободного полета, тяга в  поднебесье...  Обратите  внимание:  стремление  к
свободе у орла - врожденное, ведь  он  вскормлен  в  неволе.  То  есть,  это
стремление -  определяющее  качество;  утратив  его,  орел  пе-рестает  быть
орлом, перестает быть романтическим символом.  Куда  зовет  орел  узника?  В
очарованную даль, в тот мир, который всегда живет  в  во-ображении,  в  душе
романтического героя, противостоя миру реальному:
Туда, где за тучей белеет  гора,
Туда,  где  синеют морские  края,
Туда,  где  гуляем лишь ветер...  да я!..'
   Романтическое стихотворение 'К морю' вчерне написано было перед  отъездом
поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года.
   Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с  размышле-ниями
поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море  потому  близко  и
дорого  Пушкину,  что  оно  представляется  живым  воплощением  мя-тежной  и
свободной  стихии,  мощи  и  красоты.   Этими   качествами   в   восприя-тии
романтически настроенных современников  Пушкина  обладали  два  'влас-тителя
дум' тогдашнего молодого поколения - Байрон и Наполеон.
   В  строфах,  посвященных  Наполеону,  Пушкин  ясно  не  говорит  о  своем
отношении  к  нему.  Но  раньше  в  стихотворении  'Наполеон'  (1821)   поэт
охарактеризовал его как тирана.
   В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого  английского  поэта,
как  гениальность  ('умчался  гений'),  свободолюбие  ('исчез,   опла-канный
свободой'), неукротимый дух борца ('как ты, могуч, глубок и мрачен, как  ты,
ничем неукротим').
   Стихотворение 'К морю' было прощанием Пушкина не только с морем, но  и  с
романтической лирикой.
   Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых  поэт
с изумительной поэтической силой и любовью рисует  картины  родной  природы.
Несравненный живописец природы,  Пушкин  воспринимал  ее  не  только  зорким
глазом художника и  тонким  слухом  музыканта,  но  и  любящим  свою  родину
сердцем горячего патриота.
   С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарово,  любовь  к  родной
природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и  нашла  свое
художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе 'Евгений Онегин'.
   Но к реалистичному изображению природы Пушкин подошел не сразу. В  период
южной  ссылки  поэта  его  стихи  носят  романтический  характер.   Та-ково,
например, стихотворение 'К морю' (см. выше).
   В стихотворении 'Осень'  мы  находим  не  только  изображение  природы  в
осеннюю пору; перед нами разнообразные картины жизни:  охота  помещиков,  от
которой страдают  засеянные  поля  крестьян,  катание  на  коньках,  зим-ние
праздники и т.п.
   Из всех времен года Пушкин отдавал предпочтение осени: 'Из годовых времен
я рад лишь ей одной'.
   Осень приятна и дорога Пушкину не только своей 'прощальной красой': она -
время года, наиболее располагающее поэта к творчеству; 'Осень...  пора  моих
литературных трудов', - говорил Пушкин.


   Стихотворение   « К  Чаадаеву(1818)»   проникнуто   идеями    борьбы    с
самодержавием.

   …Россия   вспрянет   ото   сна,
   И   на   обломках   самовластья
   Напишут   наши  имена!



            Написанное ,  в  форме   дружеского   послания,   оно   отражало
        взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с  его
другом П.Я.Чаадаевым и со всеми передовыми  людьми  того  времени.  Поэто-му
стихотворение широко распространялось.
   Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его
представлении с революционным служением родине.  Любовь к родине  неразрывна
с борьбой за ее свободу.
   Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое вы-ражение
в ряде словесных образов. Мы встречаем такие  выразительные  ме-тафоры,  как
'в нас горят еще желанья', 'пока  свободою  горим,  пока  сердца  для  чести
живы', 'звезда пленительного счастья'.
   В своих 'Стансах' (1826) поэт, убедившись  в  безнадежности  попыток  без
поддержки  народа  произвести  революционный   переворот   и   видя   полное
отсутствие связи между  народом  и  передовыми  кругами  общества,  пытается
убедить Николая I, который своими псевдолиберальными посулами сумел  внушить
поэту, как и многим декабристам,  доверие  к  себе.  Заканчиваются  'Стансы'
смелым призывом к царю быть 'незлобным памятью', то есть вер-нуть  сосланных
на каторгу декабристов.  Стихотворение  это,  хотя  и  пол-ное  ошибочных  и
политических иллюзий, все же было неверно оценено  мно-гими  современниками,
и даже друзьями Пушкина.
   Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал
о дружбе.  Дружба для него  была  той  силой,  которая  соединяет  лю-дей  в
крепком союзе на всю жизнь.
   Друзей приобрел Пушкин еще в лицее;  многим  из  них  он  адресовал  свои
послания, искренно и задушевно откликался стихами на лицейские годов-щины.
   Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября,  в  день
торжественного открытия в 1811 году лицея. В большом  послании  '19  октября
1925 года' Пушкин с сердечной теплотой  обращается  к  друзь-ям,  вспоминает
дни лицея, своих однокурсников. В те годы Пушкин был в ссылке и не мог  быть
с товарищами.
   Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным
...Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
   Близки ему были и  Дельвиг,  и  Кюхельбекер,  'братья  родные  по  музе'.
Дельвиг тоже посетил Пушкина в  Михайловском,  и  его  приезд  'пробудил  (в
поэте) сердечный  жар,  так  долго  усыпленный',  и  внес  бодрость  в  душу
изгнанника.
   Лицей навсегда остался в  памяти  Пушкина  как  колыбель  вольномыслия  и
свободолюбия, как 'лицейская республика', сплотившая  лицеистов  в  'свя-тое
братство'.
   Стихотворение 'И.И.Пущину' (1826) обращено к ближайшему другу Пуш-кина  с
лицейских  лет,  декабристу  Ивану  Ивановичу  Пущину,   приговоренно-му   к
пожизненной каторге. Оно написано 13 декабря, накануне первого восстания  на
Сенатской площади.
   Первая строфа стихотворения совпадает с первой строфой послания к Пущину,
обещанного поэтом  другу  и  начатого  после  посещения  им  Михай-ловского.
Послание осталось незаконченным.
   К любовной лирике Пушкина относится стихотворение К*** ('Я  помню  чудное
мгновенье...') (1825). Летом 1825 г.  в  Тригорском  гостила  Анна  Петровна
Керн  (племянница  соседки  Пушкина  П.А.Осиповой).  В  первой  строфе  поэт
вспоминает первую встречу с ней, в 1819 г., в Петербурге, в  доме  Олениных.
Керн писала о том, как Пушкин передал ей эти стихи  в  день  ее  отъезда  из
Тригорского. 'Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр  2-й  главы
'Онегина',  в  неразрезанных  листках,  между  ко-торых  я  нашла   вчетверо
сложенный почтовый лист бумаги со стихами:  'Я  помню  чудное  мгновенье'  и
проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в  шкатулку  поэтический  подарок,
он долго на меня смотрел, потом судорож-но выхватил и не  хотел  возвращать;
насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда  в  голове  -  не
знаю'.
   Стихотворение 'Мадонна' обращено к невесте, Н.Н.Гончаровой. Та же картина
('Мадонна' итальянского мастера, приписывавшаяся Рафаэлю и  продававшаяся  в
Петербурге) упоминается в письме Пушкина от  30  июля  1830  г.  к  невесте:
'Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас  как  две  капли
воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40000 рублей'.
   В стихотворении 'Пророк' Пушкин в  образе  пророка  подразумевал  поэ-та.
Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восхо-дит  к  VI
главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим уг-лем в руке).
   Стихотворение первоначально представляло собой часть  цикла  из  четы-рех
стихотворений,   под    заглавием    'Пророк',    противоправительственного,
патриотического     содержания,                                  посвященных
событиям 14 декабря. М.П.Погодин объяснял
П.А.Вяземскому в письме от 29 марта 1837 г. что 'Пророк' Пушкин  он  написал
ехавши в Москву в 1826 г. Должны быть четыре  стихотворения,  первое  только
напечатано ('Духовной жаждою томим')'
   За год до своей смерти,  как  бы  подводя  итог  своей  поэтической  дея-
тельности, Пушкин написал  стихотворение  'Я  памятник  воздвиг  себе  неру-
котворный...'.
   Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчест-ва.  А
также  становится  видно ,что   у   Пушкина  ,  под   конец   жизни   сильно
развивается   самолюбие,  судя  по  всему   из-за   излишне    восторженного
мнения  окружающих.
   Далее  Пушкин  говорит  о  своем  историческом  бессмертии  и  пророчески
предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди  всех  на-родов
России.
   В IV строфе  содержится  основная  мысль  всего  стихотворения  -  оценка
Пушкиным идейного смысла своего творчества. Пушкин утверждает, что право  на
признание и любовь народа он  заслужил,  во-первых,  высокой  че-ловечностью
своего творчества ('чувства добрые я  лирой  пробуждал');  во-вторых,  своей
борьбой за свободу ('в мой жестокий век восславил  я  Свободу');  в-третьих,
защитой декабристов ('и милость к падшим призы-вал').
                                 III.
   В лирической поэзии Пушкина с особенной полнотой и  яркостью  отрази-лась
светлая личность поэта. 'Живость, пылкость,  впечатлительность,  способность
увлекаться и увлекать, горячее сердце,  жаждущее  любви,  жаж-дущее  дружбы,
способное привязываться к человеку всеми силами души,  горячий  темперамент,
влекущий к жизни, к  обществу,  к  удовольствиям  и  тревогам,  нравственное
здоровье... - эти черты в лице Пушкина  ясны  для  всякого,  кто  читал  его
произведения, кто имеет хотя малейшее  понятие  о  его  жизни',  -  писал  о
Пушкине Чернышевский.
   Лирика Пушкина с необычайной широтой и правдивостью осветила все  стороны
и явления современной ему действительности.
   Но, являясь живым откликом поэта на современную ему жизнь, лирика Пушкина
в то же время перерастает его время и не теряет своего значе-ния  и  в  наши
дни.  Мы  ценим   у   Пушкина   полноту   восприятия   и   ощущения   жизни,
жизнерадостность,  свободолюбие,  высокую  гуманность,  призыв  к   служению
родине.                                                                   Но
лично  я  считаю, что  нельзя  обожествлять  человека  и   навязывать   свое
мнение  другим  людям! Каким бы  великим    и    знаменитым   этот   человек
не был.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru