Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Зинаида Николаевна Гиппиус

Работа из раздела: «Литература : русская»

         Сложным явлением в символическом  искусстве  ХХ  века  была  лирика
Зинаиды Гиппиус.  Ее  неутомимая  поэтическая  мысль,  страстно  бунтовавшая
против конечности земной жизни, не знала полной  удовлетворенности  в  своих
исканиях. Рассудочно – холодное осмысление сущего  постоянно  смешивалось  с
жалобными мотивами смиренности и сентиментальности.
          Зинаида  Николаевна  Гиппиус  (1869-1945)  родилась  в   небогатой
дворянской семье, в городке Белеве Тульской губернии. Но  детство  и  юность
ее прошли преимущественно в  северной  столице,  где  родители  предпочитали
жить  большую  часть  года.  Там  же,  после  окончания  женской   гимназии,
начинающая   поэтесса   познакомилась   со   студентом    университета    Д.
Мережковским, за которого  вскоре  вышла  замуж.  В  обществе  своего  мужа,
ставшего  со  временем  крупным  писателем,  и  происходило  становление  ее
поэзии.
         Художнические интересы Гиппиус были широки: она  писала  лирические
стихи и романную прозу, охотно выступала с критическими статьями,  вместе  с
Д. Мережковским и Д. Философовым редактировала  литературный  журнал  «Новый
путь».  Высокая,  интеллигентная  талантливость  Мережковских  снискала   им
уважение  в  культурных  кругах  Петербурга.  Их  семейный  салон   посещали
знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов,  А.  Блок,
К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Белый, А.Н. Толстой и  другие.  Позднее,  Когда
супруги жили в Париже (они уехали в 1920 году), их друзьями стали  И.  Бунин
и А. Куприн.
         Лирика Гиппиус исторична.  В  ней  ясно  видны  следы  национальных
идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной  жизненной  обстановки  начала
текущего столетия. Конечно, стих ее не  притязал  на  многогранное  описание
реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее явлений:
                         Страшное, грубое, липкое, грязное,
                         Жестко – тупое, всегда безобразное,
                         Медленно – рвущее, мелко – нечестное,
                         Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
                         Явно – довольное, тайно – блудливое,
                         Плоско – смешное и тошно – трусливое,
                         Вязко, болотно, и тинно застойное,
                         Жизни и смерти равно недостойное,
                         Рабское, хамское…
                                                             Все кругом.


          Критики  Гиппиус  нередко  соединяли  эти  строки   с   конкретной
российской действительностью и на этом основании обвиняли автора  в  нелюбви
к Отечеству. Между  тем  проблематика  данного  произведения  гораздо  шире,
«космичнее», чем это может показаться  при  первом  чтении.  Поэтесса  здесь
высказала (естественно, на материале русской  жизни) мысль о  несовершенстве
человеческого  «я»,  и  его  земного  общества.  Текст   построен   в   виде
развернутого, психологически обостренного предложения,  в  котором  ведущую,
сюжетную функцию выполняют определения. Истинный замысел стихотворения  «Все
кругом»  проясняется  в  конце  повествования,  где  однотонное,   несколько
рассудочное движение темы  внезапно  сменяется  эмоционально  –  напряженным
мотивом, раскрывающим неугасимую надежду человека на изменение  сложившегося
миросостояния:
                  Но жалоб не надо; что радости в плаче?
                  Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

         Живой облик эпохи возникал у Гиппиус  и  в  стихах,  написанных  на
основе психологического  параллелизма. Важную  роль  в  этом  случае  играла
внешняя, природно-бытовая деталь, которая своим метафорическим сближением  с
изломами человеческой души  передавала целую гамму лирических переживаний  и
размышлений:
                  Над водами, стихнувшими в безмятежности
                  Вечера ясного, - все бродит туман;
                  В последней жестокости есть бездонность нежности,
                  И в Божией правде – Божий обман.

           Разумеется  ,  для  выражения  подобной  темы  требовался  особый
поэтический язык, и Гиппиус кропотливо создавала его,  подбирая  из  словаря
точные в смысловом отношении элементы нейтральной  книжной  речи  и  отдавая
предпочтение  лишь  тем  словесным  оборотам,   которые   исключали   всякую
метафорическую вычурность.  В скрытом  течении  ее  стиха  словно  бы  велся
давний спор с воображаемым оппонентом на тему,  начатую  еще  Л.  Толстым  и
Достоевским: каков человек  изнутри,  чем  он  значителен  на  Земле?  В  ее
произведениях постоянно  ощущалось  какое-то  нежное  очарование  хрупкостью
человеческой жизни, ее незащищенностью в мироздании. И здесь лепка  образной
мысли достигала удивительно филигранных очертаний.
         Особое значение в этой связи Гиппиус придавала тщательной  подборке
поэтически  сравнимых  явлений.  Наиболее   выигрышным   ей   представлялось
соединение в композиционно-сюжетном строе внутреннего, незримо  духовного  с
предметом из мира природы, традиционно воспеваемым в классической  пейзажной
лирике (серебристой паутиной, светом настольной лампы, светом зари).
          В стихотворении « Нить» величественное и  простое  в  человеческой
душе уподоблено летней паутинной нити, повиснувшей над лесной  тропинкой.  И
многоцветное сверкание природной « струны», и ее чуткое дрожание  на  ветру,
готовое оборваться от неосторожного дыхания воздуха, и еще множество  других
пластично выписанных мелочей, оживляющий пустое небо, сообщают  на  какое-то
время повествованию характер самоценной пейзажной сценки:
                 Нить паутинная упруга и чиста,
                 Повисла в небесах; и дрожью незаметной
                 Колеблет ветер нить, порвать, пытаясь тщетно;
                 Она крепка, тонка, прозрачна и проста.
                 Разрезана небес живая пустота
                 Сверкающей чертой – струною многоцветной.

           А  далее  обнаруживается,  что   эта   зарисовка   природы   есть
развернутая   метафорическая   характеристика   таинственного   и   сложного
человеческого  «я»,  схожего  своей  зыбкой  тонкостью  с   опоэтизированной
внешней природной частностью:
                 В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной
                 Мы ищем тонкости, не веря, что возможно
                 Величье с простотой в душе соединить.
                 Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно;
                 А тонкая душа проста, как эта нить.
          Общие  эпитеты  подчеркивают  общность  природного   и   духовного
(паутинка тонка и  проста,  и  душа  тонкая,  простая).  Но  компоненты  эти
скреплены еще  и  единым,  стержневым  мотивом,  сложенным  по  ступенчатому
принципу: сначала паутинная нить сопоставлена со сверкающей чертой; затем  в
ее образное оформление внесено еще одно приращение: струна  многоцветная;  и
только  после  этого  она  представлена  в   качестве   «портретной»   схемы
человеческой души.
           Стихотворение  «  Нить»   написано   в   жанрово-стилевой   форме
философского пояснения. Известный еще со  времен  Пушкина  и  Тютчева  своей
идилличностью  лирический  образ  паутины   получил   здесь   нетрадиционное
толкование. Гиппиус овеяла этот образ психологическим  драматизмом.  Правда,
пафос последнего не был глубоко развит в ее  произведении;  в  сущности,  он
только намечен тематически.
          Все  жанрово-стилевые  средства  вели  к  многослойности  символа,
который можно было  толковать  вариативно.  Так  ,  в  символике  романсного
стихотворения  , названного автором «  Песней», можно особо  выделить  мотив
томления  героини,  жаждущей  душевного  спасения  и  ясности  на  пути   от
человеческого  ко  вселенному,  и  вместе  с  тем  наше  внимание   невольно
сосредоточивается  на  частном  образе  окна,  куда,  словно  в  космический
просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания:
              Окно мое высоко над землею,
                      Высоко над землею.
              Я вижу только небо с вечернею зарею,
                      С вечернею зарею.
              И небо кажется пустым и бледным,
                      Таким пустым и бледным…
              Оно не сжалится над сердцем бедным,
                      Над моим сердцем бедным.
              Увы, в печали безумной я умираю,
                      Я умираю.
              Стремлюсь к тому, чего я не знаю,
                      Не знаю…
              Но сердце хочет и просит чуда…

          Еще на заре творчества у поэтессы мелькнула догадка о жизни  после
смерти. Она почувствовала это «в дыхании ветра,  в  солнечных  лучах»,  и  в
«бледной»  морской   волне,   и   в   облачной   тени.   Раздвигая   границы
художественного времени,  Гиппиус  попыталась  тогда  поэтически  обесценить
самую смерть и таким образом «убрать  порог»  между  нею  и  жизнью.  Причем
явление смерти она как бы подводила к заключительному моменту  бытия,  когда
«уже не душно, достигнута последняя ступень»:
              И если смерть придет – за ней послушно
              Уйду в ее безгорестную тень.
              Так осенью светло и равнодушно
              На бледном небе умирает день.

         Гиппиус постоянно колебалась между землею и небом, жизнью и  богом.
Если в середине 90-х годов « мудрый  Соблазнитель»  казался  ей  «непонятным
Учителем Великой Красоты», то в  начале  нового  столетия  Божия,  правда  и
Божий обман», несмотря на свое полюсное положение,  драматически  сблизились
в ее лирике:
             Небо – вверху; небо – внизу,
             Звезды – вверху; звезды – внизу,
              Все, что вверху, то и внизу,
              Если поймешь, благо тебе.

          Стих З.Гиппиус,  стремившейся  к  звучной  точности,  обрел  здесь
предельно-лапидарное выражение.
           З.Гиппиус  ввела  свою  образную  мысль  в  русло  художественно-
филосовских исканий Достоевского и в свете его мощной,  трагической  поэтики
попыталась дорисовать то, что недоступно монументальной, романной прозе,  но
что способна выполнить утонченная, символико-психологическая лирика.
         Вглядываясь в ее творчество,  я  не  могу  не  отметить  следующее:
поэтический дебют ее состоялся в 1888г. на страницах  «Северного  вестника»,
издаваемого в Петербурге. Этот  журнал  вскоре  стал  литературной  трибуной
символистов.   Известность    Зинаиде    Николаевне    принесли    творчески
разработанные  самостоятельные  опыты  -   стихотворения  «  Посвящение»   и
«Песня».
         В 1904 г. отдельным  изданием  вышло  «Собрание  стихов.1889-1903».
Еще ее современники отметили смелую  реформацию  в  раннем  творчестве:  она
неустанно  экспериментирует,  варьирует  стихотворные  размеры,   использует
прием «перебоя ритма», виртуозно пользуется аллитерацией и  т.д.  Часто  она
строит свои стихи как монологи – молитвы, обращение к Богу.
Отличительной чертой ее творчества является афористичность мыслей.
         Особо надо отметить то,  что  она  стала  во  главе  «неохристиан»,
печатным  органом  которых  был  журнал  «   Новый   путь»,   где   поэтесса
«спряталась» за псевдоним Антон Крайний, потом Антон Кирша.
          Я не касаюсь ее прозаических произведений, хотя и там она  сказала
свое, новое слово. Последняя книга ее стихотворений вышла  в  1939году  –  «
Сияние», главное в ней – раздумья о божественной любви, открывающей  путь  в
вечность, о силе и бессмертии божественного слова.
         Последние годы своей одинокой жизни  (Д.Мережковский  умер  в  1941
году)  она отдала поэме  «Последний  круг»  и  книге  воспоминаний  «Дмитрий
Мережковский», которая осталась незавершенной.
         Есть под Парижем русское кладбище –  Сен-Женевьев  де  Буа.  Там  в
одной  могиле  похоронены  Д.Мережковский  и  его  верная  спутница  Зинаида
Гиппиус, поэт, писатель, литературный критик…



              Знакомство с новым поэтом –  всегда  радость.  Не  скажу,  что
творчество З.Гиппиус произвело на меня особое впечатление. Нет! В нем  много
вычурности,   какие-то   изломы,   что-то   болезненное.…Однако   ее   стихи
своеобразны и ярки,  лирический  герой  поэтессы  –  человек  воспринимающий
красоту мира и сердцем чувствующий добро и зло на  земле.  Это  –  блестящий
художник:
              Вот первый луч – вот алый меч…
                                        И плачет сердце…
          Так написать может только талантливый поэт.
          Из сборника  «Последние  стихи»,  с  которыми  я  познакомился,  я
выбрал одно – « Нет» и попытаюсь поделиться своими  впечатлениями  о  нем  и
дать ему свою оценку.
          Прежде всего, я обратил внимание  на  название  –  оно  не  совсем
обычно ,если учесть  содержание:  «нет»  кому  или  чему?   Удивила  и  дата
написания:  «Февр  .  18.»,она  же  и  помогла  мне  правильно  понять  тему
произведения. Я  знал,  что  Зинаида  Николаевна  отрицательно  отнеслась  к
первой мировой  войне,  не  разделила  националистических  настроений  части
творческой интеллигенции. Не приняла она и Октябрьскую  революцию,  для  нее
это была трагедия.  «Последние  стихи»,  куда  входит  «Нет»,  и  направлены
против «восставшего Хама», но  З.Гиппиус  всегда  волновала  судьба  России,
судьба Родины. «Нет» – крик души поэтессы, крик  отчаяния  и  крик  надежды.
Она, словно луч солнца, озаряет миниатюру, в котором  только  восемь  строк,
и зовет всех верить не только ей – Надежде, но и Вере, и Любви.
         Приподнято  торжественное  звучание  каждого  слова  позволяет  мне
сказать о  том,  что  стихи  написаны  в  публицистическом  ключе.  Об  этом
напоминают   нам,   читателям,    использованные     автором    риторические
восклицания:
                Она не погибнет – знайте!
                Она не погибнет – Россия!

          Именно они,  эти  восклицания,  выражают  замысел  поэта:  высокое
патетическое звучание гимна русской земли.
          «Нет» – это, значит, не исчезнет Русь,  ее  государственность,  не
пропадет ее народ. Она, как держава,  будет  стоять  вечно.  Думаю,  что  не
ошибусь  в  определении  идеи  этого  небольшого  стихотворения:  она  –   в
вечности! Более ста лет до З.Гиппиус Ф.И.Тютчев – поэт золотого века  –  по-
своему выразил свой  лирический  облик  Родины:  «Умом  России  не  понять…»
З.Гиппиус в новом, «серебряном  веке»,  утвердила  мысль  собрата  по  перу:
вечны, будут Россия,  ее  земля  и  ее  народ!  Отсюда  и  та  торжественная
приподнятость,  тот   пафос,   что   усиливает   звучание   каждого   слова.
Употребление же такого художественного приема,  как  анафора,  и  делает  ее
особенно звучным:
               Она не погибнет, – знайте!
               Она не погибнет, Россия.
               Они всколосятся ,– верьте!
               Поля ее  золотые.
               И мы не погибнем, - верьте…

         Повтор слова « верьте» в конце двух строк есть  не  что  иное,  как
другой художественный прием – эпифора.
         Удачно применены поэтессой глаголы повелительного наклонения:  и  в
первом и во втором катрене они усиливают мотив стихотворения,  наполняя  его
оптимизмом. Именно это и не мог принять Блок, написавший поэтессе  письмо  и
посвятивший ей стих, где зловеще  определяют их жизнь следующие строки:
             Мы – дети страшных лет России-
             Забыть не в силах ничего.

          Перечитываю вновь миниатюру З.Гиппиус и думаю о  том  ,  как  все-
таки талантлива была она как поэт. Какие  образы  нашла  она  для  выражения
своей мысли, какие художественные средства!
               Они всколосяться, - верьте!
               Поля ее золотые.

Эпитет « золотой» не редкий у поэтов, пишущий о русском поле,  здесь  же  он
звучит особо, словно выражая богатство страны – ее хлеб.
Достигая  образности  и  выразительности  стиха,  автор   использует   приём
олицетворения, погибнет «и…спасётся», видя в России живое  существо.  Особое
значения в композиционном строе имеет противительный  союз  «но».  Им  часто
пользовался  А.  С.  Пушкин   («Анчар»,   «Деревня»).   Зинаида   Николаевна
сознательно делит им стихотворение на две части: главное  не  спасение  всех
её современников, а  воскресение  России,  в  которое  она  верила,  любя  и
ненавидя.
«Нет» - одно из завершающих стихотворений цикла «Последние песни»,
написанного в Петербурге. Но как оно актуально в наши дни!
Я выбрал его для  анализа потому, что оно вселяет в меня оптимизм, и мне
вместе с поэтессой хочется сказать всем, кто не верит в будущее нашей
Родины, а живёт прошедшим:
Россия спасётся, - знайте!
И близко её воскресенье.



Реферат по литературе



Зинаида Николаевна Гиппиус
(1869-1945)



Ученика 11 класса «А»
Лингвистической гимназии № 36
Ладыга Антона



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru