Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Тема детства в романе Достоевского Преступление и наказание

Работа из раздела: «Литература : русская»


                                   Доклад.

                             Предмет: Литература

               Тема: Дети в романе 'Преступление и наказание'.



Работу выполнил
Маев Роман
10 класс 'б'



                                   1999 г.
       В теории Раскольникова, позволившей   ему  пойти на убийство, главным
 аргументом становится обвинение  общества  в  жестокости.  Те  самые  люди,
 которые на словах признают необходимость любви  к  ближнему,  равнодушны  к
 реальным страданиям  окружающих. Именно из этого , причем  самого  по  себе
 действительно  верного  наблюдения,  и    делает   Раскольников   вывод   о
 двойственности, лицемерии общепринятой морали, о  необходимости  'крови  по
 совести' для преодоления зла.  Но, обвиняя мир в  жестокости,  Раскольников
 прежде всего говорит о детях. В этой мучительной,  горячей  любви  к  детям
 раскрывается с особенной силой  умение  главного  героя  романа  сострадать
 чужому горю.
       Дети - беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному  давлению
 жизни.  Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их  страдания  особенно
 несправедливы. Если общество 'топчет' тех, кто ни в чем не виновен, значит,
 его  устройство  безнравственно,  ненормально.  Впечатления  от  встреч   с
 несчастными  детьми  обостряют   ненависть   Раскольникова   к   окружающей
 действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.
       Раскольников слышит  звуки  надтреснутого  семилетнего  голоска  -  в
 трактире, среди пьяных криков и  брани.  Эти  звуки  дополняют  трагический
 рассказ Мармеладова. Следующее впечатление - встреча с Катериной  Ивановной
 и ее детьми. Вид этих несчастных   детей  заставляет  Раскольникова  отдать
 Мармеладовым едва ли  не  последние  свои  гроши.  В  его  измученной  душе
 закрепляется страшная мысль : 'И нет никаких преград…'  А  далее  еще  одно
 впечатление толкает Раскольникова  на  решение  'переступить'  :  он  видит
 обманутую и опозоренную девочку на бульваре.
       Раскольников с негодованием думает о тех ученых, которые  утверждают,
 что известный процент людей должен погибнуть, и считают это нормальным. Для
  него  за этим успокоительным  словом  'процент'  стоит  живой  человек,  и
 мириться с гибелью хотя бы одного ребенка Раскольников не хочет и не может.
 И вот здесь автор  и  его  герой  оказываются  рядом,  но  только  в  этом.
 Нравственное негодование диктует им принципиально  разные выводы - это ясно
 отражено в романе.
       Достоевский видел в детях  ту  нравственную  чистоту,  доброту  души,
 которые  утрачены  взрослыми.  Не  случайно  все  лучшее,  что  свойственно
 взрослым героям романа, связано с миром ребенка.  Нельзя  говорить  о  теме
 детства в 'Преступлении и наказании', имея в  виду  только  детей  Катерины
 Ивановны. Как ребенок, слабый, беспомощный,  с  детски  чистой,  наивной  и
 светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка  в  своих  чувствах,  в
 своих поступках -  искренностью  и  добротой.  Чистый  и  справедливый  мир
 детской души открывается и во сне Раскольникова. Именно ребенок  протестует
 против  жестокости  взрослого  мира   в  этом  сне.  Та   непосредственная,
 недумающая доброта, которую неоднократно  проявляет Раскольников -  вопреки
 собственной  теории  -  неразрывно  связана  с  мальчиком  Родей,   с   тем
 нравственным 'запасом', который сохранился в герое романа с  детства.  Убив
 беспомощную, по детски беззащитную  Лизавету,  Раскольников  словно  поднял
 руку  на  самого  себя.  Именно  детям,  искупая  свои  грехи,  помогает  в
 'Преступлении и наказании'  Свидригайлов.
       Достоевский, безусловно, следует и христианскому  пониманию.  Дети  в
 Евангелиях символизируют нравственную близость  человека  к  Богу,  чистоту
 души, способной поверить - и устыдиться. Раскольников двойственен в романе:
 природная, данная Богом,   доброта героя 'затемнена' гордыней и озлоблением
 взрослого  человека.  Весь  роман  ребенок  в  Раскольникове   борется   со
 взрослым, доброта -  с  жестокостью  и  самолюбием.  Нравственный  перелом,
 произошедший в душе Раскольникова в  эпилоге  'Преступления  и  наказания',
 означает окончательную победу доброты,возвращение героя  к  себе  самому  -
 ребенку, возвращение к Богу. И здесь автор романа, пройдя  рядом  со  своим
 героем его долгий, мучительный и  противоречивый  путь,  впервые,  наконец,
 'встречается' с ним 'лицом к лицу', как встречаются люди одной веры, одного
 понимания жизни…



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru