Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Чернышевский Н.Г. 49.5 Кб.
  2. Чернышевский Н.Г. 9 Кб.
  3. Экономическая мысль в России в домарксистский период( Герцен А.Н., Чернышевский Н.Г.) 57.9 Кб.

Чернышевский Н.Г.

Работа из раздела: «Литература : русская»
                      Чернышевский Николай Гаврилович.
                                (1828-1889).
      Публицист,  литературный  критик,  прозаик,  экономист,  философ,
революционный демократ.
      Родился в семье священника. До 12 лет воспитывался и учился  дома
под  руководством  отца.  В  1842-1845  годах  Чернышевский  учился   в
Саратовской  семинарии,  где  ему  прочили  духовную  карьеру.   Однако
духовное  поприще  не  влекло  будущего  публициста,  и,  не   закончив
семинарию, он поступил в 1846  году   на  отделение  общей  словесности
философского факультета Петербургского университета, где  он  занимался
славянской филологией.
      За годы учебы в университете (1846-1850) были  выработаны  основы
мировоззрения.  Сложившееся  к  1850  году  убеждение  о  необходимости
революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: «Вот
мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда
ее, хоть я и знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого  ничего
не  выйдет  хорошего.  Что,  может  быть,  надолго  только   увеличатся
угнетение и т.д. – что нужды?.. мирное, тихое развитие невозможно».
      Чернышевский попробовал свои силы в прозе (рассказ о Лили и Гете,
повесть о Жозефине, «Теория и практика», «Отрезанный ломоть»). Выйдя из
университета кандидатом, после кратковременной  работы  репетитором  во
Втором  кадетском  корпусе  в  Петербурге,  служил   старшим   учителем
словесности в Саратовской гимназии (1851-1853), где  говорил  в  классе
«такие вещи, которые пахнут каторгой».
      Вернувшись в мае 1853 года в Петербург,  Чернышевский  преподавал
во Втором кадетском  корпусе,  одновременно  готовясь  к  экзаменам  на
степень магистра и работал  над  диссертацией  «Эстетические  отношения
искусства  к действительности». Диспут  по  представленной  еще  осенью
1853 года профессору Никитенко диссертации состоялся  10 мая 1855  года
и явился  манифестацией  материалистических  идей  в  эстетике,  вызвав
раздражение университетского начальства.  Диссертация  была  официально
утверждена  в январе  1859 года.
      Параллельно шла   журнальная  работа,  начатая  летом  1853  года
рецензиями в журнале «Отечественные записки».  Но  с  весны  1855  года
Чернышевский, вышедший в отставку,  занимался  журнальной  работой  для
«Современника» Н.А.Некрасова. Сотрудничество в этом журнале (1859-1861)
пришлось на период  общественного  подъема,  связанного  с  подготовкой
крестьянской реформы. Под руководством  Чернышевского  и  Некрасова,  а
позже   и   Добролюбова    определилось    революционно-демократическое
направление журнала.
      С 1854 года Чернышевский вел в  «Современнике»  отдел  критики  и
библиографии.  В  конце  1857  года  он  передал  его   Добролюбову   и
сосредоточился   преимущественно   на   политической,    экономической,
философской темах. Убедившись  в  грабительском  характере  предстоящей
реформы,   Чернышевский   бойкотирует   предреформенный   ажиотаж;   по
обнародовании манифеста 19 февраля  1861 года  «Современник»  прямо  не
отозвался на него. В «Письмах без адреса»,написанных  после  реформы  и
адресованных фактически АлександруII (опубликовано за границей  в  1874
году),  Чернышевский  обвинил  самодержавно-бюрократический   режим   в
ограблении  крестьян.  Рассчитывая  на  крестьянскую  революцию,   круг
«Современника» во главе с Чернышевским прибегал  к  нелегальным  формам
борьбы.  Чернышевский  написал   революционную   прокламацию   «Барским
крестьянам от доброжелателей поклон».
      В  обстановке  растущей  пореформенной   реакции   внимание   III
отделения все более привлекает деятельность Чернышевского. С осени 1861
года за ним была установлена полицейская слежка.  Но  Чернышевский  был
умелым конспиратором, в его бумагах не находили ничего подозрительного.
В июне 1862 года было запрещено на 8 месяцев издание “Современника”.
      7 июля 1862 года Чернышевский был арестован. Поводом  для  ареста
послужило перехваченное на границе письмо Герцена и Огарева, в  котором
предлагалось издавать “Современник” в Лондоне или Женеве. В тот же день
Чернышевский  стал  узником  Алексеевского   равелина   Петропавловской
крепости, где  пробыл  до  вынесения  приговора  –  гражданской  казни,
состоявшейся 19 мая 1864 года на Мытнинской площади. Он был лишен  всех
прав состояния и присужден к 14 годам к каторжной работы в рудниках,  с
последующим поселением в Сибири. Александр II сократил срок каторги  до
7 лет. Судебный процесс по делу Чернышевского тянулся очень долго из-за
отсутствия прямых улик.
      В крепости Чернышевский обратился к  художественному  творчеству.
Здесь, с 14 декабря 1862  года по 4 апреля 1863 года, был написан роман
«Что делать? Из рассказов о новых людях». За ним последовали оставшиеся
незаконченными повесть «Алферьев»(1863) и  роман  «Повести  в  повести»
(1863),  «Мелкие  рассказы»(1864).   Увидел  свет   лишь   роман   «Что
делать?».
      В мае 1864  года Чернышевского под конвоем отправили  в   Сибирь,
где он находился сначала на руднике, а  с  сентября  1865   года   -  в
тюрьме Александровского завода..
      Каторга, срок которой истек в 1871  году, оказалась преддверием к
худшему испытанию- поселению в Якутии, в городе  Вилюйске,  где  тюрьма
была лучшим зданием, и климат оказался губительным.
      Здесь Чернышевский  был  единственным  ссыльным  и  мог  общаться
только с жандармами  и  местным  якутским  населением;  переписка  была
затруднена, а часто специально задерживалась. Только  в 1883 году,  при
Александре III, Чернышевскому  было разрешено переселиться в Астрахань.
Резкая перемена климата очень повредила его здоровью.
      Годы крепости, каторги и ссылки (1862-1883) не привели к забвению
имени  и  сочинений  Чернышевского  –  его   слава   мыслителя        и
революционера росла.  По  приезде  в  Астрахань  Чернышевский  надеялся
вернуться к  активной  литературной  деятельности,  но  публикации  его
работ, хотя и под псевдонимом, были затруднительны.
      В июне 1889 года Чернышевский  получил  разрешение  вернуться  на
родину,  в  Саратов.  Он  строил  большие  планы,  несмотря  на   резко
ухудшающееся   здоровье. Умер от кровоизлияния в  мозг  и  похоронен  в
Саратове.
      В разностороннем наследии  Чернышевского  важное  место  занимают
работы по эстетике, литературная критика, художественное творчество. Во
всех этих областях он выступил  новатором,  возбуждающим  по  сей  день
споры. К Чернышевскому применимы его собственные  слова  о  Гоголе  как
писателе из числа тех, « любовь к которым требует  одинакового  с  ними
настроения  души,   потому    что   их   деятельность   есть   служение
определенному направлению  нравственных стремлений».
      В романе «Что делать? Из рассказов о  новых  людях»  Чернышевский
продолжил  открытую  Тургеневым  в  «Отцах  и   детях»   тему    нового
общественного деятеля,  в  основном   из  разночинцев,  сменившего  тип
«лишнего человека».
      Романтический   пафос   произведения   –   в   устремленности   к
социалистическому идеалу, будущему, когда тип «нового человека»  станет
«общею натурою всех людей». Прообразом  будущего  выступают  и   личные
отношения «новых  людей»,  разрешающих  конфликты  на  основе  гуманной
теории «расчета  выгод»,  и  их  трудовая  деятельность.  Эти  подробно
освещенные  сферы  жизни  «новых  людей»    соотнесены   с   потаенным,
«эзоповым» сюжетом, главным героем которого выступает  профессиональный
революционер Рахметов.
      Тема любви, труда, революции органично связаны  в  романе,  герои
которого  исповедуют  «разумный  эгоизм»,  стимулирующий   нравственное
развитие личности.
      Реалистический  принцип  типизации  последовательнее  выдержан  в
Рахметове,   суровое   мужество   которого    продиктовано    условиями
революционной борьбы начала 60-х годов. Призыв к светлому и прекрасному
будущему,   исторический   оптимизм   Чернышевского,   мажорный   финал
сочетаются в романе с осознанием трагической судьбы его «новых  людей»:
«..еще немного лет, быть может  и  не  лет,  а  месяцев,  и  станут  их
проклинать, и они будут согнаны со сцены, отпиханные, струнимые».
      Публикация  романа  вызвала  целую  бурю  в  критике.   На   фоне
многочисленных обвинений  Чернышевского  в безнравственности и  прочем,
выделяется серьезностью разбора статья Р.Р. Страхова «Счастливые люди».
Признав  жизненную  основу  и   «напряжение     вдохновения»    автора,
«органический» критик оспорил рационализм и оптимизм  «новых  людей»  и
отсутствие между ними глубоких конфликтов.
      М.Е.  Салтыков-Щедрин,  выразив  сочувствие  общей  идее  романа,
отметил,  что  в  ее  воплощении  автор  не  мог   избежать   некоторой
произвольной регламентации подробностей.
           А   Н.Г.  Чернышевский  считал:  «…Только   те   направления
литературы  достигают  блестящего  развития,  которые   возникают   под
влиянием идей сильных и   живых,  которые  удовлетворяют  настоятельным
потребностям эпохи. У каждого века есть свое историческое   дело,  свои
особенные стремления. Жизнь  и  славу  нашего  времени  составляют  два
стремления, тесно связанные между собой  и  служащие  дополнением  одно
другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни.»


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru