Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Шпоры по Достоевскому

Работа из раздела: «Литература : русская»

|'Тpагедия Раскольникова'. |' Униженные и            |
|В центpе pомана           |оскорблённые '           |
|Ф.Д.Достоевского          |Роман Ф.М.               |
|'Пpестyпление и           |Достоевского-это         |
|наказание'  хаpактеp геpоя|'психологический отчёт   |
|шестидесятых годов        |одного  преступления',   |
|девятнадцатого века,      |преступления, которое    |
|pазночица,  бедного       |совершил бедный студент  |
|стyдента Родиона          |Родион Раскольников,     |
|Раскольникова.            |убивший старуху          |
|Раскольников  совеpшает   |процентщицу. Однако в    |
|пpестyпление:    убивает  |романе речь идёт о       |
|стаpyхy-пpоцентщицy и ее  |необычном уголовном      |
|сестру, безобидную,       |преступлении. Это, если  |
|простодушную Лизаветy.    |так можно выразиться,    |
|Преступление страшное, но |идеологическое           |
|я, как, наверное, и другие|преступление, а          |
|читатели, не  воспринимаю |исполнитель его          |
|Раскольникова             |–преступник – мыслитель, |
|отрицательным героем; мне |убийца-философ. Он убил  |
|он кажется  героем        |ростовщицу отнюдь не во  |
|трагическим.              |имя обогащения и даже не |
|В чем же трагедия         |ради того, чтобы помочь  |
|Раскольникова? своего     |своим близким: матери и  |
|героя  Достоевский        |сестре. Это преступление |
|наделил прекрасными       |явилось следствием       |
|качествами: Родион был    |трагических обстоятельств|
|'замечательного хорош     |окружающей               |
|собою, с  прекрасными     |действительности,        |
|темными глазами, ростом   |результатом долгих и     |
|выше среднего, тонок и    |упорных размышлений героя|
|строен.' В его  поступках,|романа о своей судьбе, о |
|высказываниях,            |судьбе всех 'униженных и |
|переживаниях мы  видим    |оскорблённых', о         |
|высокое  чувство          |социальных и нравственных|
|человеческого достоинства,|законах, по которым живёт|
|истинное благородство,    |человечество.            |
|глубочайшее  бескорыстие. |Жизнь предстаёт перед    |
|Раскольников воспринимает |нами как клубок          |
|чужую боль острее, чем    |неразрешимых             |
|собственную. Рискуя       |противоречий. Повсюду он |
|жизнью, он  спасает из    |видит картины нищеты,    |
|огня детей, делится       |бесправия, подавления    |
|последним с отцом умершего|человеческого            |
|товарища, сам нищий, дает |достоинства. На каждом   |
|деньги на похороны        |шагу ему встречаются     |
|Мармеладова, с которым был|отверженные и гонимые    |
|едва  знаком.  Он         |люди, которым некуда     |
|презирает тех, кто        |деться. Их примером      |
|равнодушно проходит мимо  |служат Соня Мармеладова, |
|людских несчастий. В  нем |Катерина Ивановна и      |
|нет  дурных  и низких     |многие другие. Да и сам  |
|черт. Лучшие герои романа:|Раскольников оказался не |
|Разумихин - преданнейший  |в лучшем положении. Ему  |
|друг  Раскольникова, Соня |тоже, по существу,некуда |
|- несчастное создание,    |пойти. Живёт он          |
|жертва гниющего общества, |впроголодь, ютится в     |
|восхищаются им, даже его  |жалкой каморке,похожей на|
|преступление не может     |шкаф,откуда его грозят   |
|поколебать эти чувства. Он|вышвырнуть на улицу. Под |
|вызывает уважение у       |угрозой оказалась судьба |
|следователя Парфирия      |его матери и сестры.А    |
|Петровича - очень умного  |судьба Мармеладова? В    |
|человека,  догадавшегося  |разговоре Мармеладова с  |
|раньше всех о его         |Раскольниковым в кабаке  |
|преступлении.             |звучит мысль о том,что в |
|И вот такой человек       |нищем (а значит и в нём) |
|совершает чудовищное      |никто не подозревает     |
|злодеяние.  Как,  почему  |благородства чувств.А в  |
|это могло случится?       |нём это благородство     |
|Достоевский показывает,   |есть.Он способен глубоко |
|что Раскольников, человек |чувствовать,понимать,стра|
|гуманный, страдающий за   |дать не только за себя,но|
|'униженных и              |и за голодных            |
|оскарбленных', совершил   |детей,оправдывать грубое |
|убийство  'по  теории',   |отношение к себе жены,   |
|реализуя абсурдную идею,  |ценить самоотверженность |
|рожденную социальной      |Катерины Ивановны и      |
|несправедливостью,        |Сони.При всей,казалось   |
|безысходностью, духовным  |бы,потере Мармеладовым   |
|тупиком. Нищенское        |человеческого облика его |
|состояние, в котором он   |невозможно презирать.В   |
|сам  находился, и нищета, |словах Мармеладова - боль|
|встречаемая на каждом     |за то,что его,однажды    |
|шагу, породили            |выгнав из человеческой   |
|антигуманную  теорию      |компании,уже больше      |
|'крови по совести', а     |никогда в неё не         |
|теория вылилась в         |допустят.Перед нами      |
|преступление.             |оскорблённый человек,но  |
|Трагедия Раскольникова в  |сохранивший чувство      |
|том, что он,  согласно    |собственного             |
|своей  теории,  хочет     |достоинства,глубоко      |
|действовать по принципу   |сознающий своё падение,но|
|'все дозволено', но в то  |не в силах ничего        |
|же время в нем живет огонь|изменить.Осмелишься ли   |
|жертвенной любви к людям. |осудить человека,судьба  |
|Получается чудовищное и   |которого сложилась так   |
|трагическое  для  героя   |трагически               |
|противоречие: теория,     |не только по его вине?   |
|которую исповедует        |Это человек,а в нём не   |
|Раскольников, измученный  |хотят видеть человека.   |
|чужими  и своими          |Вспомним жизнь Катерины  |
|страданиями, ненавидящий  |Ивановны.Она больна      |
|'хозяев жизни', сближает  |чахоткой,о чём говорят   |
|его с негодяем Лужиным и  |красные пятна на её      |
|злодеем Свидригайловым.   |лице,которых так боиться |
|Ведь и эти противоречивые |Мармеладов.Из его        |
|и сложные два характера   |рассказа о жене мы       |
|считает, что человеку,    |узнаём,что она из        |
|обладающему силой и       |дворянской семьи,        |
|злостью, 'все дозволено.' |воспитывалась в          |
|'Мы одного поля ягоды,' - |губернском дворянском    |
|говорит Свидригайлов      |институте.Выйдя замуж без|
|Раскольникову. И Родион   |родительского            |
|понимает, что это так,    |благословления,оказавшись|
|потому что они оба, хотя  |в отчаянном положении,с  |
|по разным мотивам,        |тремя детьми на руках,она|
|'перешагнули через кровь'.|после смерти мужа        |
|                          |вынуждена была пойти     |
|Конечно, нельзя равнять   |замуж за                 |
|Свидригайлова и Лужина с  |Мармеладова.'Можете      |
|Раскольниковым.  Первый   |судить потому,до какой   |
|имеет, как я уже сказал,  |степени её бедствия      |
|весьма противоречивый     |доходили,что             |
|характер: он одновременно |она,образованная и       |
|добрый, честный человек,  |воспитанная и фамилии    |
|совершает ряд добрых      |известной,за меня        |
|поступков, таких как,     |согласилась пойти!Но     |
|например, огромная помощь |пошла!Плача и рыдая и    |
|детям Мармеладовых, но в  |руки ломая,пошла!Ибо     |
|то же время на его        |некуда было идти'.Но     |
|совести оскорбленная честь|облегчения не наступило и|
|Дуни, несколько странная  |после замужества:муж     |
|смерть его жены, Марфы    |выгнан со службы и       |
|Петровны. Свидригайлова   |пьёт,грозит выгнать      |
|нельзя назвать ни плохим, |квартирная хозяйка,бьёт  |
|ни  хорошим  человеком,   |Лебезятников,плачут      |
|нельзя назвать его и      |голодные дети.Не         |
|'серостью', скорее, это   |жестокость руководит     |
|человек, в душе которого  |ею,когда она посылает    |
|борется добро и зло. И то |Соню на панель,а отчаяние|
|и другое попеременно      |и безвыходность.Катерина |
|держат победу, но к       |Ивановна понимает,что    |
|сожалению,  в  результате |Соня принесла себя в     |
|берет свое зло - Аркадий  |жерву близким.           |
|Иванович кончает жизнь    |Именно поэтому,когда Соня|
|самоубийством.  С Лужиным |вернулась с деньгами,она |
|несколько проще:          |'весь вечер в ногах у неё|
|сладострастное            |на коленях простояла,ноги|
|ничтожество, которое в    |ей целовала,встать не    |
|своих  мечтах стремится   |хотела'.Мармеладов даёт  |
|унизить и властвовать над |жене точную              |
|более умным и чистым      |характеристику,говоря,что|
|душой,  чем  он сам.      |она                      |
|Такого человека невозможно|'горячая,гордая,непреклон|
|противопоствлять Родиону  |ная'. Но человеческая    |
|Раскольникову.            |гордость её,как и        |
|Трагедия Раскольникова    |Мармеладова,попирается на|
|усиливается потому, что   |каждом шагу,о достоинстве|
|теория, которая  должна   |и самолюбии заставляют   |
|была вывести его из       |забыть. Бессмысленно     |
|тупика, завела его в самый|искать помощи и сочувсвия|
|беспросветный из  всех    |у окружающих, 'некуда    |
|возможных тупиков.        |идти' Катерине           |
|Сознание этого вызывает   |Ивановне,везде           |
|страдание и муки героя,   |тупик.Рассказывая о Соне |
|почувствовавшего после    |и встретившейся          |
|убийства свою полную      |Раскольникову девочке,   |
|отторженность от мира и   |писатель не случайно     |
|людей: он не может        |останавливает внимание   |
|находится рядом с любимой |читателей на их          |
|матерью и сестрой, не     |портретах:чистота и      |
|радуется  природе,  он,   |беззащитность,показанные |
|словно ножницами, отрезал |в портретах Сони и       |
|себя от всех.             |обманутой девочки,не     |
|Муки совести, леденящий   |соответствуют образу     |
|душу страх, который       |жизни,который они        |
|преследует  Раскольникова |вынуждены вести,поэтому  |
|на каждом шагу, мысли о   |Раскольникову'странно и  |
|том,  что  он  не         |дико было смотреть на    |
|Наполеон,  а  'тварь      |такое явление'. Соню     |
|дрожащая', 'вошь',        |толкает на панель нищета |
|сознание бессмысленности  |и невозможность честно   |
|совершенного злодеяния -  |зарабатывать на жизнь. Её|
|все это невыносимым       |будущее безрадостно,как и|
|гнетом  ложится  на  душу |будущее обманутой        |
|Раскольникова.  Родион    |девочки.Оно укладывается |
|понимает                  |в                        |
|несостоятельность своей   |формулу:'больница...вино.|
|теории 'сильного          |..кабаки и ещё           |
|человека', она не         |больница...года через    |
|выдержала проверки        |два-три - калека, итого  |
|жизнью. Герой терпит крах,|житья ей 19 аль 18 лет от|
|как всякий человек,       |роду                     |
|связавший себя с ложной   |всего-с...'.Достоевский  |
|идеей. И в этом тоже      |убедительно              |
|трагедия Раскольникова.   |показывает,что иные      |
|Достоевский-психолог с    |отношения,кроме          |
|такой силой раскрыл       |безразличия,любопытства,з|
|трагедию Раскольникова,   |лорадной                 |
|все стороны его душевной  |насмешки,противоестествен|
|драмы, безмерность его    |ны в этом мире. Люди     |
|страданий, что  читатель  |смотрят друг на          |
|убеждается: эти муки      |друга'враждебно и        |
|совести сильнее наказания |с                        |
|катаргой.                 |недоверчивостью'.Все,кром|
|И мы не можем не          |е                        |
|сочувствовать герою       |Раскольникова,слушают'заб|
|Достоевского, который ищет|авника'Мармеладова,      |
|выход из мира зла и       |'фыркая','улыбаясь','зева|
|страданий, жестоко        |я',а в общем             |
|ошибается и терпит        |равнодушно.Так же        |
|страшное  наказание  за   |равнодушна толпа         |
|свое преступление.        |зрителей,хлынувших       |
|Очень чутко, во многом    |посмотреть на муки       |
|пророчески Достоевский    |умирающего Мармеладова.В |
|понял уже в  девятнадцатом|сне  Раскольникова, так  |
|веке роль идей            |похожем на явь,лошадь    |
|общественной жизни. С     |секут'с                  |
|идеями - по Достоевскому -|наслаждением','хохотом и |
|нельзя шутить. Они могут  |остротами'.              |
|быть благотворны, но      |Роман'Преступление и     |
|могут  оказаться          |наказание'отразил тревогу|
|разрушительной силой для  |Достоевского за будущее  |
|человека, и для общества в|человечества.Он          |
|целом.                    |показывает,что такой     |
|                          |жизнью, которой сейчас   |
|                          |живут'униженные и        |
|                          |скорлённые'жить дальше   |
|                          |нельзя.'Опираясь на      |
|                          |реальный материал        |
|                          |действительности,        |
|                          |Достоевский выдвигал и   |
|                          |освещал проблемы, имеющие|
|                          |всемирное                |
|                          |значение,проблемы борьбы |
|                          |добра и зла в социальной |
|                          |жизни, во внутренней     |
|                          |природе людей,темы       |
|                          |жизненного призвания     |
|                          |человеческой личности,   |
|                          |страдания и              |
|                          |протеста,эгоизма и       |
|                          |самопожертвования,преступ|
|                          |ления и наказания,       |
|                          |вопросы                  |
|                          |общественных,духовных    |
|                          |связей                   |
|                          |между людьми и их        |
|                          |разъединения,справедливог|
|                          |о устройства социального |
|                          |мира и многие другие'.   |


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru